![]() |
|
|
Дипломная работа: Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделированияВ Пскове по инициативе клуба «Два капитана» и псковской общественности принято решение о создании музея романа В.А. Каверина «Два капитана». Была разработана концепция создания экспозиции музея, создан попечительский совет. Цели проекта: ■введение нового культурного объекта-музея романа «Два капитана» в экскурсионные маршруты города; ■сохранение дома псковских губернаторов как культурного центра города; ■организация коммуникативной среды, формирующей «психологию успеха» у подростков, ориентации подростков на профессию спасателей; ■развитие международных связей библиотеки.
Для 1 этапа: 1. Провести организационное собрание попечительского совета и партнеров проекта. Организовать публикации в местной печати — декабрь 2000 г. 2. Создать электронную базу данных «Феномен романа «Два капитана». 3. Заключить договор со школой № 2 о создании на базе библиотеки информационного блока материалов по обучению школьников профессии спасателей. 4. Создать электронную базу данных «Человек в экстремальных ситуациях: научные исследования и художественная интерпретация». 5. Создать в Интернете сайт «Музей романа «Два капитана». 6. Установить через Интернет связь с городами, имеющими памятники литературным героям. 7. Прослушать сотрудникам всех отделов библиотеки курс лекций «Псков — город Каверина». Для 2 этапа: Организация музейно-экскурсионной среды. 1. Продолжить дополнительный сбор материалов для музейной экспозиции, дня чего организовать командировки сотрудников библиотеки в литературные архивы Москвы (ЦГАЛИ), в Санкт-Петербург в музей Арктики и Антарктики. 2. Продолжить структурирование и атрибутацию экспонатов, разработать тематико-экспозиционный план. 3. Разработать экскурсионное сопровождение на русском, английском и немецком языках. 4. Создать подростковую группу экскурсоводов на базе клуба «Два капитана», для проведения экскурсий по экспозиции музея романа. 5. Заключить с Псковским экскурсионным бюро договор о включении музея романа «Два капитана» в экскурсионные маршруты города. 6. Разработать экскурсионный маршрут «Псков на страницах литературных произведений» с включением экспозиции музея романа «Два капитана». 7. Провести презентацию музея для местного сообщества. 8. Выпустить буклет, посвященный истории романа «Два капитана» и экспозиции музея. Организация коммуникативной среды 1. Разработать методику проведения интерактивной игры для подростка «Экспедиция на Северный полюс». Провести игру с членами клуба «Два капитана». 2. Создать силами членов клуба и читателей библиотеки издательский макет книжки-игрушки для подростков «Пропавшая экспедиция капитана Татаринова», «Поиск пропавшей экспедиции». Предложить книжку-игрушку для издания местным или центральным издательствам. 3. Продолжить заседания клуба «Два капитана» на основе встреч с людьми, добившимися успеха в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями: подводниками, моряками, пожарными, спасателями, путешественниками, воздухоплавателями и т. д. 4. Провести областной конкурс творческих и исследовательских работ учащихся школ по теме — «Человек в экстремальной ситуации» совместно с областным Центром развития одаренных школьников. Для 3 этапа: 1. Провести на базе библиотеки читательскую конференцию для подростков «Человек успеха: какой он?» по творчеству В. Д. Каверина. 2. Провести Каверинские чтения к 100-летию со дня рождения В. Д. Каверина. Для 4 этапа: 1. Провести на базе библиотеки Интернет-конференцию городов, имеющих памятники литературным героям. 2. Пригласить представителей городов, имеющих памятники литературным героям на празднование 100-летия В. Д. Каверина. Заключить договоры о творческом сотрудничестве между Областной детской библиотекой им. В. Д. Каверина и учреждениями-хранителями памятников литературных героев в других городах. 3. Внести предложение о создании международного объединения или ассоциации городов, имеющих памятники литературным героям. Ожидаемые результаты Создание музея романа В.Д. Каверина «Два капитана» в Областной детской библиотеке им. В.Д. Каверина. Развитие международных связей города Пскова в целом и Областной детской библиотеке им. В.А. Каверина в частности. Создание на базе Дома губернатора регионально-значимого социокультурного объекта, влияющего на повышение престижа библиотеки. Создание коммуникативной среды, способствующей ориентации школьников на профессии, связанные с экстремальными ситуациями. Создание Музея вошло в план мероприятий, проводимых к 1100-летию со дня первого упоминания Пскова в летописи, и профинансировано Министерством культуры РФ и Администрацией области. Торжественное открытие состоялось 18 апреля 2002 года, накануне дня рождения писателя и IV Всероссийских Каверинских чтений. Под звуки детского духового оркестра первые посетители переступили порог музея и оказались в удивительном мире — мире Литературы, Творчества, Истории. Задачи музея 1.1 Оказание методической и практической помощи по вопросам создания и функционирования литературно-краеведческого музея в библиотеке. 1.2 Функционирование отдела в режиме площадки для проведения исследований и постановки экспериментов в соответствии с Положением об организации научно-исследовательской и экспериментальной работы. 1.3 Оптимизация интереса к чтению художественной литературы как к процессу, способствующему формированию личности и развитию творческого начала, познанию истории страны. 1.4 Раскрытие процесса создания литературного произведения на примере романа «Два капитана». 1.5 Организация коммуникативной среды, способствующей формированию нравственных идеалов у подрастающих поколений. 1.6 Развитие интереса к литературному краеведению. 1.7 Разработка и апробирование нетрадиционных методов работы по формированию культуры чтения Содержание работы музея 1.1 Организация мастер-классов и встреч юных литераторов с писателями, деятелями культуры. 1.2 Проведение региональных конкурсов детского литературного творчества. 1.3 Участие в повышении квалификации; издание методических материалов. 1.4 Исследовательская деятельность по разысканию материалов, относящихся к периоду пребывания семьи Зильберов и В. А. Каверина в Пскове, к истории создания романа «Два капитана» (прообразы литературных героев, история освоения северных морских путей и т. д.). 1.5 Обработка, изучение, хранение и введение в научный обиход полученных материалов. 1.6 Проведение научно-практических конференций, семинаров, чтений. 1.7 Создание базы данных на традиционных и нетрадиционных носителях информации. 1.8 Разработка концепции создания и функционирования литературно-краеведческого музея в детской библиотеке, формирования коммуникативной среды, методики интерактивного общения с посетителями и апробирование нетрадиционных методов экскурсионной работы в библиотеке. 1.9 Организация экскурсионного обслуживания жителей города и туристов и подготовка группы детей-экскурсоводов. Уникальность проекта состоит в том, что это первый в России музей одного литературного произведения, который окажет влияние на социокультурную среду города, расширит международные связи и поможет привлечь зарубежные инвестиции. Для местного сообщества проект актуален тем, что это первый в городе литературный музей при библиотеке. Работа клуба интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями. Библиотека становится центром информационной поддержки для программы подготовки школьников к профессии спасателей.[15] Итак, проанализировав деятельность некоторых литературных музеев, мы пришли к выводу, что все рассмотренные музеи имеют как плюсы, так и минусы. Считаем, что при разработке своей концепции будем опираться на опыт данных музеев.1.2 Музей в библиотеке: опыт создания и функционированияПереход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной роли. Порою, сама жизнь создает новую модель библиотеки, определяет ее место в обществе и предназначение. Таким феноменом уходящего столетия явились музеи в библиотеках. Особое место среди всех библиотек занимают библиотеки-музеи (или библиотеки, в чью структуру входит музей). Библиотеки-музеи бывают разные. Условно их можно разделить на литературные и историко-краеведческие. Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие «мини-музей», которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики Татарстан. Создание «мини-музеев» считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабах района. Можно ли назвать появление музеев в библиотеках инновацией? И да, и нет. В инноватике хорошо известна формула, согласно которой категорию новизны характеризуют не столько временные, сколько качественные изменения.[19] Появление музеев в библиотеках событие не случайное. Создание музея — всегда начало большой работы. Несмотря на финансовые проблемы, библиотеки стремятся широко использовать современные технологии, способствующие повышению творческого потенциала читателей. Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость библиотек, но и привлечь внимание «власть предержащих». Музей как инновационная форма — это более высокий, во многом профессиональный подход в устройстве экспозиции — в нём достаточно большое собрание материалов. Всё это позволяет более конкретно, на примерах вести просветительскую деятельность. Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту, и определять перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе. Музей будет служить не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формировать новую мотивацию традиционных посетителей. Если библиотека располагает достаточным помещением, библиотекарь увлечен краеведением, если музейная функция не будет преобладать над основной функцией библиотек — информационной, то музеи имеют полное право на существование. Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов: I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, — нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. II этап — осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании. III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями. Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной деятельности и практической, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию. Сравним функции музея в библиотеке и самостоятельного музея. Таблица 1. Сравнительный анализ функций самостоятельного музея и музея в библиотеке
Литературные музеи можно условно разделить на следующие: ■музей писателя; ■музей книги; ■музей литературного персонажа; ■музей литературного жанра. Итак, рассмотрим деятельность данного жанра музеев на примере деятельности некоторых конкретных музеев. Например, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, — единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт единственный в России музей великого классика и действует научная библиотека.Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю.Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись — список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847).Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках.Научная работа Дома Н.В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий.Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального отдела, читального зала, абонемента и справочно-библиографического отдела. В читальном зале можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в Интернете. Обширный и разнообразный фонд абонемента традиционно предоставляет книги для чтения на дом. Специалисты справочно-библиографического отдела помогают осуществлять поиск изданий по каталогам и картотекам.Местоположение Дома Н.В. Гоголя уже много лет привлекает студентов близко расположенных учебных заведений: Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Высшего музыкального училища при МГК, РАМ им. Гнесиных, РАТИ. Фонды библиотеки-музея позволяют пользоваться ею как учебной. Нотно-музыкальный отдел был и остаётся очень популярным среди учащейся молодежи, которая приходит сюда целыми группами. Особенно много студентов занимается здесь после лекций. В среднем каждый день особняк на Никитском бульваре посещают более 400 студентов.В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: встречи в рамках Литературно-музыкальной гостиной, проекты цикла «Усадебный театр», календарные праздники, концертные программы, конференции, лекции и семинары.[50]Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в г. Псков собрал большой экспозиционный материал:■Письма В.А. Каверина■Документы из семейного архива Кавериных■Книги морской тематики■Картины художников-маринистов■Переписка с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков», записи встреч клуба с моряками и исследователями.Музей расширяет международные связи, влияет на социокультурную среду города, интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями, например к профессии спасателей.В музее создан попечительский совет, состоящий из:■Комитета по культуре Псковской области;■Еврейского культурного общества, Псковского отделения;■Псковского фонда культуры.Создана база информационного обеспечения музея с помощью PR-кампании, разработана деятельность музея: экскурсионное сопровождение на трех языках; сбор дополнительного материала для фонда; разработан экскурсионный маршрут по городу, создана презентация музея; организована коммуникативная среда клуба на основе музея; и установлены партнерские связи с другими регионами, имеющими литературные музеи. Все это делается с помощью работников библиотеки.Таким образом, функционирование библиотеки музея изначально неотделимо от деятельности музея.С 1996 г. в Псковской областной библиотеке работает подростковый клуб «Два капитана», в заседаниях которого принимают участие члены Псковского морского собрания, школьники-кадеты, пограничники Псковской флотилии, моряки-подводники, полярные исследователи. Членами клуба и библиотекарями собран большой экспозиционный материал, включающий: письма В.А. Каверина; документы из семейного архива Кавериных; книги морской тематики; картины художников-маринистов; переписку клуба с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков»; записи встреч членов клуба с моряками и исследователями. Раз в два года проводятся областные Каверинские чтения, издано методико-библиографическое пособие «Капитаны живут среди нас».[15] Комната-музей татарского писателя Ф. Шафигуллина в городе Зеленодольск (1999 г. открытия) представляет собой так называемый мини-музей. Основой фонда этого музея явились личные вещи и книги из библиотеки писателя, предоставленные вдовой, поэтессой Эльмирой Шарифуллиной. В экспозиции собраны все произведения писателя, рецензии на них, переписка с родными и друзьями, фотографии, рисунки. Под музей выделено 2 комнаты. В первой комнате расположена экспозиция, рассказывающая о литературной жизни города и района в разные годы. Здесь представлена информация и портреты писателей земляков, просветителя татарского народа Каюма Насыри. Вторая комната полностью посвящена жизни и творчеству Фаиля Шафигуллина. Экспозиция состоит из пяти разделов:■Карашамский период.■Вдали от Родины.■Зеленодольский период.■Казань.■Память.Одна из экспозиций воспроизводит внутренний интерьер татарской деревенской избы конца 30-х годов XX века.Ежегодно в мае проходят Шафигулинские чтения, а также фольклорные вечера и праздники. Предполагается создание видео-фонда выставок и мероприятий, а также создание буклетов и путеводителей.[12]В филиале № 13 ЦБС Казани успешно работает литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству современной татарской поэтессы Гульшат Зайнашевой. Поэтесса несколько лет назад ушла из жизни, оставив после себя не только большое литературное, но и музыкальное наследие, так как она была автором стихов многих популярных татарских песен. Библиотекари нашли общий язык с родственниками Гульшат Зайнашевой, в результате их сотрудничества появился литературно-музыкальный мини-музей, проводятся интересные мероприятия.[2] Все вышеназванные библиотеки продолжают исследовательскую и поисковую работу по темам своих экспозиций, привлекая в эту интересную работу и читателей. Мероприятия, проводимые библиотеками, тесно связаны с созданными экспозициями и поэтому всегда вызывают живейший интерес со стороны посетителей библиотек. Одним словом, музеи в составе библиотеки намного усиливают информационную и образовательную, культурно-просветительскую и воспитательную функции библиотек. Перечисляя достоинства музейных экспозиций в библиотеках, нельзя не остановиться и на проблемах. Можно назвать следующие основные проблемы данных мини-музеев: - в зданиях библиотек не предусмотрены специальные помещения для музея, музейные экспозиции в основном занимают небольшие площади в читальных залах или в фойе библиотек; - не использовано специальное музейное оборудование, требующее больших материальных затрат; - мини-музеи организованы усилиями исключительно сотрудников библиотек, тогда как в создании музейной экспозиции должны участвовать профессиональные экспозиционеры, художники, дизайнеры. Возникновение названных проблем связано с тем, что музейные экспозиции в библиотеках в большинстве случаев создаются по инициативе творчески мыслящих сотрудников библиотек, которым для получения финансовой поддержки трудно обосновать руководству района или города значимость, «духовную рентабельность» своего проекта. Очень редко, но бывают и такие случаи, когда инициатором строительства библиотеки-музея выступает администрация города. Однако вышеназванные библиотеки нашли оптимальный путь развития. Впереди — новые поиски, эксперименты, творческая работа, без которых невозможно осуществлять интересные проекты.[17] К сожалению, библиотеки сталкиваются с некоторыми проблемами: ■отсутствует единая концепция создания музея; ■отсутствует единая правовая база оформления музея в библиотеке; ■также нет единого регламентирующего документа, подтверждающего сведения о том, какие источники должны находиться в фонде музея-библиотеки. Наш музей будет содержать «изюминку» — мы планируем включить в концепцию музея — переписку и встречи с современниками, друзьями и родными В. Высоцкого, а также устраивать экспозиции, посвященные данным лицам. 1.3 Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.[48] В классификацию музейных технологий входят: - Организация музейного фонда и его учет; - Экспозиционно – выставочная деятельность: - Культурно-образовательная деятельность; - Информационная деятельность: - Научная, научно-исследовательская деятельность; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |