|
Дипломная работа: Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделированияДипломная работа: Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделированияФедеральное агентство по культуре и кинематографии Казанский государственный университет культуры и искусств Факультет информационно-документных коммуникаций Кафедра книговедения и библиографии Музей Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования Дипломная работа Исполнитель: Гайнуллина А. Р., Студентка ФЗО 0-151 гр. Руководитель: Абалимова Т.В. доцент Казань, 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке 1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ 1.2 Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования 1.3 Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке Глава 2. Музей Высоцкого: проблемы моделирования 2.1 Музей Высоцкого: характеристика деятельности 2.2 В. Высоцкий как объект музея в библиотеке 2.3 Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры Заключение Литература Приложения Приложение 1. Анкета для работников библиотеки Приложение 2. Социальный опрос посетителей музея Приложение 3. Концепция музея В. Высоцкого Приложение 4. Экспертная карта библиотекаря ВВЕДЕНИЕ Современные библиотеки обязаны идти в ногу со временем и отвечать на все запросы общества — это аксиома деятельности библиотек. Новая экономическая и социокультурная ситуация стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений, значительное расширение их функций. Библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления. Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание музеев в библиотеках. Музей осуществляет связь времен, дает человеку уникальную возможность окунуться в прошлое и познакомиться с настоящим. Одним из важнейших его функций являются информационно-познавательная и образовательно-воспитательная. И в настоящее время наиболее актуальной остается проблема осмысления образовательной специфики музея. Однако, библиотеки, создавая музеи, не прогнозируют его функционирование в общественной и библиотечной среде, его дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют следующие публикации — Д. Чаликовой, Н. Свиридовой, Л. А. Петровой, И. Бикбулатова и др. Для разработки концепции нами была выявлена и изучена литература по организации, функционированию и моделированию музеев и мини-музеев. Была изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы. Так же мы выявили музеи им. Высоцкого в других городах. Узнали, в виде чего они существуют и как функционируют. Для изучения всех документов, литературы и процессов деятельности мини-музеев большей частью мы опирались на работы Т.В. Абалимовой, С. Матлиной, Д. Чаликовой и некоторых других. В основу концепции мы заложили технологии из работы Т.В. Абалимовой «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования». Перечисленные выше обстоятельства определили объект, предмет, а также цель и задачи нашего исследования. Объектом настоящего исследования является литературный музей в библиотеке. В нашем случае это музей им. В. Высоцкого. Предметом исследования — моделирование музея Высоцкого. Основу модели музея составляет научная концепция музея. Цель исследования разработать модель музея в библиотеке (на примере музея им. В. Высоцкого). Таким образом, значимость нашей работы выступает в виде своеобразного концептуального пособия по созданию музея в библиотеке для библиотечных работников. В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: выявлена литература по теме исследования; изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы; подобрана литература по моделированию музеев; выявлены музеи им. В. Высоцкого в других городах и в виде чего они существуют — в основном это были Центры-музеи; разработана модель музея на примерах других музеев — персональных, музеев в библиотеках и обычных музеев; осуществлена экспертная оценка модели и ее доработка по замечаниям. В процессе работы была создана модель музея в виде концепции литературного музея, которая основывается на следующих методах: - Метод терминологического анализа. - Метод операционализации понятий. - Метод анкетирования (опрос). - Метод моделирования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы моделирования музеев — концепция музея как документ, место музея в библиотеке, общность и специфика музейных и библиотечных технологий. Вторая глава посвящена проблемам моделирования музея им. В. Высоцкого, обоснованию содержательной структуры. Заключение содержит выводы о проделанной работе. Список использованных источников отражает источники, посвященные теме данного исследования. В качестве приложения даются концепция музея им. В. Высоцкого, анкеты и экспертные карты по оценке разработанной концепции. Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЯ В БИБЛИОТЕКЕ 1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ Разработка научной концепции — одна из важнейших частей концептуального подхода к проектированию экспозиции музея. Нами было выявлено несколько понятий научной концепции, рассмотрим их подробнее. Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.[4] Концепция — способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности .[6] Концепция — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, внезапное рождение идеи, основные мысли художественного или другого мотива.[14] Концептуальная модель — совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда системы «человек-машина» и собственных способах, управляющих воздействий на них.[25] Научная концепция музея — всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации.[27] Термин концепция – трактуется сегодня неоднозначно. В нашей работе мы будем ориентироваться на понятие из терминологического словаря Ю.А. Стариковой. Ведь научная концепция является составной частью концепции музея в целом. К сожалению, в практике работы современных музеев, как правило, эти важные документы отсутствуют на формальном уровне. Следует отметить, что существуют общие и частные научные концепции. Концепции музейных технологий, например: концепция экспозиции, концепция фондовой работы, относятся к общим, т. к для всех музеев они одинаковы. К частным же относятся концепции музея в целом. Потому что музеи различны по своей структуре. В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода — новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал, и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея. Музеи в библиотеках бывают разными. Обычно, условно их разделяют на исторические и условные. В нашей работе мы создаем концепцию литературного музея. Назначение литературного музея — быть лабораторией, помогающей изучению творчества писателей. С этой целью в них собираются материалы, дающие возможность наблюдать процесс создания литературных произведений, раскрывать социальные корни и классовую направленность творчества писателя, определять его место в современной ему борьбе классовых сил в литературе. Экспонатами литературных музеев являются разные виды рукописей, издания его сочинений, карикатуры, критика и рецензии, газетные и журнальные статьи, официальные документы; иконография писателя, портреты друзей и врагов, плакаты, карикатуры, иллюстрации к текстам, сценические воспроизведения, виды местностей, связанные с творчеством писателя и другой изобразительный материал; вещевой материал.[23] Проанализируем документацию некоторых музеев в табличной форме. Таблица 1. Анализ документов концептуального характера
Научная концепция музея включает в себя основные положения. В таблице 1. проведен анализ некоторых литературных музеев по концептуальным положениям, но мы должны заметить, что не все положения присутствуют в данных музеях, возможно по причине их не опубликования.Деятельность данных музеев более подробно представлена во втором параграфе первой главы.Концепция дома музея им. Н.В.Гоголя продиктована самими обстоятельствами жизни Гоголя, это попытка показать, проследить не только жизненный и творческий путь Гоголя, а ещё и показать влияние его наследия творческого, влияние его личности на, скажем так, мировой культурный процесс. Это музыка, это живопись, это кино, это огромный пласт искусств, которые реализовали творческий потенциал Гоголя.[51] Нами так же была рассмотрена программа развития комнаты-музея им. Ф. Шафигуллина на 2000—2001 г. Назначение и цели: 1. Создать на базе комнаты-музея при национально-краеведческом филиале № 42 Зеленодольской ЦБС центр местного краеведения и пропаганда творчества татарских писателей. Осуществлять на базе комнаты-музея обучение библиотекарей системы музейному делу. 2. Осуществлять материально-техническое перевооружение музея и библиотеки с учетом современных требований к обслуживанию ее пользователей. Осуществлять комплектование библиотеки литературой по краеведению, литературоведению и музееведению». 3. Осуществлять досуговые и нетрадиционные формы работы с читателями и пользователями библиотеки-музея. Программа предлагает: 1. Составить «Положение о комнате-музее писателя Фаиля Шафигуллина при библиотеке-филиале № 42 Зеленодольской ЦБС Республики Татарстан». 2. Составление сводного краеведческого каталога или картотеки, отражающей фонды музеев, частных лиц, школ и библиотек города и района. 3. Создание методического пособия, библиографического указателя по краеведению. 4. Пополнение фонда музея новыми экспонатами. 5. Создание буклета музея или путеводителя по музею. 6. Создание клуба или любительского объединения. 7. Оснащение видео-экскурсоводом комнаты-музея. 8. Создание видео-фонда выставок и мероприятий музея и видеофильма о музее и писателе совместно с ТВ Зеленодольска. 9. Проведение обучающих семинаров и «круглых столов» для библиотекарей системы с приглашением сотрудников научно-методического отдела Государственного Объединенного музея Республики Татарстан и музея народного творчества и этнографии Зеленодольска. 10. Совместные мероприятия с городскими музеями (музеи народного творчества и этнографии, музеи завода им. Серго, музей татарского просветителя Каюма Насыри при школе № 10). 11. Использование этнографического уголка в пропаганде народного творчества, промыслов и ремесел, в проведении фольклорных вечеров и праздников.[12] Работа с читателями и пользователями библиотеки-музея им. Ф. Шафигуллина:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |