на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Теории культурологии традиции типологии


p>На рубеже ХVII-ХVIII веков в эволюции новоевропейского сознания наступил очень важный перелом. Все предшествующее столетие прошло под знаком интенсивной и разносторонней духовной работы, направленной на создание принципиально новой по сравнению со средневековьем и Ренессансом системы ценностей. Эта работа, главное содержание которой раскрыто в предыдущем разделе, к концу ХVII века в основном завершилась. Таким образом, определились важнейшие ценностные установки новоевропейского мышления, сложилось его своеобразие. Период становления новоевропейского культурного образца подходил к концу, и перед культурой открывались широчайшие перспективы реализации этого образца. Именно осознание того, что период рефлексии, период критического пересмотра оснований культуры и поиска новых ориентиров близок к завершению, что настает время деятельного осуществления идей, вынашивавшихся в течение всего предыдущего века, стало началом принципиально нового этапа в истории культуры Европы.

В процессе формирования основных ценностей Нового Времени каждый тип культурной деятельности получил обоснование своей автономии и самодостаточности. Эта работа по осмыслению оснований культуры велась преимущественно в теоретических формах и была делом сравнительно ограниченного круга людей, занятых интеллектуальным трудом. Теперь перед западной культурой вставала другая задача - реализовать созданную ею систему ценностей, сделать ее нормативной, распространить на все сферы жизни. Именно этой прикладной установкой, стремлением к распространению и применению на практике главных мировоззренческих открытий ХVII века определяется своеобразие нового культурного движения, ставшего преобладающим в Западной Европе в ХVIII столетии и получившего наименование Просвещения.

Образно говоря, для новоевропейского сознания это был переход от юности к зрелости, от самоопределения к активному самоутверждению, что очень точно уловил и удачно сформулировал в статье "Ответ на вопрос : Что такое просвещение?"(1784) Иммануил Кант. Определяя Просвещение как "выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине", Кант поясняет : "Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. ...Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз просвещения". По мысли Канта, все предшествующее столетие было для западноевропейского человека временем формирования "своего собственного рассудка", своеобразных способов осмысления мира; начало же просвещения связано с переходом к самостоятельному и осознанному использованию этих способов. В этом смысле эпохой Просвещения можно назвать весь европейский ХVIII век в целом .


2. Становление просветительского движения..

Новая ориентация западноевропейской культуры сложилась не сразу, а условия ее формирования в разных странах Европы сильно отличались друг от друга. Первые признаки переориентации западного мышления на просветительские задачи появляются уже в конце ХVII века в культуре Англии. Английский (исторически наиболее ранний) вариант Просвещения, формирование которого связано прежде всего с именами философа Дж.Локка (1632-1704), писателя-моралиста А.Шефтсбери (1671-1713) и поэта А.Попа (1688-1744), был только первым наброском просветительской программы. Основы просветительского миропонимания были сформулированы здесь в самом общем виде. В начале следующего столетия под непосредственным влиянием английского Просвещения просветительская традиция формируется сначала в Германии, где ее родоначальниками стали философ и математик Г.В.Лейбниц (1646-1716) и его ученик и популяризатор Х.Вольф (1679-1754), а затем и во Франции. Немецкое Просвещение развивалось медленно и приобрело более или менее определенные формы только в шестидесятые-восьмидесятые годы века в творчестве Г.Э.Лессинга (1729-1781), И.Г.Гердера (1744-1803), Ф.Шиллера (1759-1805) и И.В.Гете (1749-1832). Во Франции же, напротив, просветительское движение в течение всего ХVIII века развивалось стремительно и бурно. Именно Франция, явившая миру наиболее яркие и законченные образцы просветительского мировоззрения, стала в ХVIII веке признанным и бесспорным лидером в духовной жизни Европы . Проза и публицистика Ш.Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Д.Дидро (1713-1784) и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), философские трактаты К.А.Гельвеция (1715-1771), П.Гольбаха (1723-1789), Ж.Ламетри (1709-1751), произведения других ведущих деятелей французского Просвещения повсюду становились предметом живейшего интереса и ожесточенных дискуссий. В середине века под воздействием идей, взросших на французской почве, просветительская программа нашла сторонников и приверженцев в России, Испании, Италии, странах Восточной Европы. В каждой из этих стран также был выработан свой вариант Просвещения. Таким образом, Просвещение приобрело характер общеевропейского культурного явления.

Несмотря на известные различия в условиях формирования и развития национальных просветительских традиций, их объединяли единство мировоззренческой установки и общность задач. Это осознавали и сами просветители, рассматривавшие свою деятельность как имеющую интернациональное значение и активно вступавшие в диалог с единомышленниками в других странах.


3. Основные черты культуры Просвещения

Характерные особенности нового историко-культурного типа непосредственно вытекают из породившей Просвещение переориентации на прикладные задачи. Прежде всего следует указать на изначально деятельный характер просветительской позиции. В отличие от европейской культуры ХVII века, занятой поисками самообоснования, культура эпохи Просвещения выводит на первый план задачу активного претворения в жизнь нового мировосприятия. Важно отметить, что просветительская активность по определению экстенсивна; ведь само понятие "просвещение" не предполагает создания каких-либо новых ценностей, но обозначает усилия по распространению и применению уже выработанной системы представлений. Это, конечно, не значит, что представители Просвещения вовсе не занималось теоретическими изысканиями; однако вся их теоретическая деятельность так или иначе связывалась с задачей приспособления основных понятий новоевропейского мышления к применению на практике, задачей превращения их в инструмент воздействия на действительность.

Именно это преобладание в творчестве просветителей прикладной установки обусловило принципиальную внутреннюю противоречивость и парадоксальность всей культуры западноевропейского Просвещения в целом. С переориентацией новоевропейской культуры на превращение выработанных ею ценностей в общезначимые нормы выявилось главное противоречие новоевропейского сознания. Так как различные способы осмысления мира стали пониматься как независимые друг от друга, то, вступая в свои права, каждый из них - наука, искусство, религия и т.д. - стремился на собственных основаниях построить всеохватывающую картину мира и, следовательно, так или иначе старался вовлечь в свою сферу и подчинить себе все остальные. Это взаимопроникновение различных способов осмысления мира составляет важнейшую особенность европейской культуры ХVIII века.

Вместе с тем, поскольку внутренние основания различных сфер культуры трудно согласовывались друг с другом, то в рамках Просвещения неизбежным становился и конфликт между ними. Внутренняя конфликтность культуры Просвещения сильно отразилась на самой атмосфере эпохи, проникнутой духом идейной борьбы и полемики. Столкновение различных мировоззрений, противоборство различных моделей мышления происходит здесь не только в науке, философии, политической мысли, но и в художественной жизни, а порой даже в повседневном обиходе. Характерно, что зачастую в ходе этих полемических сражений каждая из противоборствующих сторон, стремясь, так сказать, поразить врага его же оружием, перенимала от своего противника несвойственные ей черты. Тем самым постепенно подтачивался и главный принцип новоевропейского мышления - принцип автономии и самодостаточности.

Несмотря на стремление каждого из выработанных новоевропейским сознанием способов осмысления мира занять главенствующее положение в системе культуры и осуществить синтез всех культурных значений на своих основаниях, полное поглощение какой-либо одной сферой других все-таки оставалось невозможным. Поэтому для многих явлений западной культуры этого периода характерен эклектизм, механическое соединение разнородных элементов. В культуре Просвещения можно встретить самые неожиданные сочетания и комбинации различных типов мышления; в ней порой соединяется несоединимое. Отсюда главная трудность в понимании особенностей просветительского мышления : вполне последовательное на первый взгляд , оно оказывается на деле сотканным из парадоксов. Эта принципиальная парадоксальность, в большинстве случаев даже не осознаваемая самими европейскими просветителями, является неотъемлемым свойством Просвещения как целостного историко-культурного явления. Поэтому при изучении Просвещения прежде всего следует вскрывать смысл тех парадоксов, которые составляют его своеобразие. Именно это мы попытаемся проделать.

4. Парадоксы культуры Просвещения.

Пожалуй, наиболее ярко парадоксальность просветительского мышления проявились в развитии науки. Осуществленная Просвещением переориентация западноевропейской науки на новые задачи была подготовлена интенсивным развитием естественных наук в течение всего ХVII века, результатом которого была подлинная революция в европейском научном мышлении. Успехи математики, нашедшие воплощение в научных разработках Декарта и Лейбница, а также открытие безграничных перспектив применения математических методов в естествознании, связанное прежде всего с именами Ньютона и Галилея, развитие экспериментального инструментария астрономии и химии привели западную науку к сознанию своего огромного могущества. Вместе с тем методы науки ХVII века получили философское обоснование. На этой основе в ХVIII веке в европейском сознании складывается представление о всесилии научной рациональности, о возможности распространить научные методы познания на все стороны реальности. Наука ХVII века еще достаточно четко сознавала границы своей применимости и не претендовала на всеобъемлющий характер; в эпоху Просвещения научный способ мышления как бы получает санкцию на осмысление мира в целом, во всем его многообразии. Наука начинает смотреть на себя как на образец всякого знания вообще и стремится унифицировать все человеческое знание по этому образцу. Так в сознании эпохи Просвещения рождается идея формирования научной картины мира.

Самым наглядным воплощением этой идеи является специфически просветительский способ оформления системы научных знаний - энциклопедия. Энциклопедизм - общая черта научного мышления просветителей. Говоря о стремлении науки ХVIII века к энциклопедическому охвату всего многообразия явлений, чаще всего приводят в качестве примера знаменитую "Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел", издававшуюся в 1751-80 г.г. группой французских ученых, философов и инженеров под руководством Д.Дидро и Ж.Л.Д`Аламбера (1717-1783), титанический многотомный труд более чем 250 авторов, содержащий гигантский массив информации по различным отраслям знания, обработанный, систематизированный и изложенный в доступной для среднего читателя форме. Но стоит вспомнить, что энциклопедический характер носила и научная деятельность многих крупнейших представителей Просвещения в других странах (таковы, например, Г.В.Лейбниц в Германии и М.В.Ломоносов в России).

Чтобы понять своеобразие этого явления, полезно вдуматься в саму идею энциклопедии. Энциклопедическое оформление научных знаний ставит перед собою две задачи. С одной стороны, энциклопедия есть не что иное как воплощение всеохватывающего научного взгляда на мир. Ведь она дает не просто груду разрозненных фактов, а внутренне согласованную систему научных представлений. Охватывая взглядом возможно более широко все сферы действительности, энциклопедия дает им единое научное толкование. С другой стороны, она выполняет и задачу популяризации, делая научную картину мира достоянием возможно более широкого круга неподготовленных читателей. Это стремление к максимальному расширению области своей компетенции и своего влияния характеризует науку ХVIII века в целом (показательна, например, разрабатывавшаяся Лейбницем утопическая идея создания всеобщей науки, Scientia generalis, пользующейся единым символическим языком и объединяющей все человеческие знания в непротиворечивую картину).

Особенности просветительского научного мышления, нашедшие выражение в идее энциклопедии, характерны для всей науки ХVIII века. Тяготение к систематизации особенно ярко проявилось в биологии (например, в таких сочинениях, как "Система природы" К.Линнея и "Естественная история" Бюффона - развернутых классификациях растительных и животных организмов) и химии (например, в "Таблице простых тел" Лавуазье - одной из первых попыток выделения и классификации химических элементов), а стремление к популяризации, свойственное практически всем научным дисциплинам, наложило отпечаток на стиль и приемы научного изложения.

Однако парадокс развития просветительской науки состоял в том, что в своем стремлении ко всеобщности она переставала быть чистой наукой. Вторгаясь в область фундаментальных мировоззренческих вопросов, наука принималась решать задачи философии, а иногда и богословия; обращаясь к проблемам социальной действительности, она неизбежно вовлекалась в политические столкновения и пыталась быть судьей в сфере нраственности. Результатом этого процесса было фактическое превращение науки в орудие идеологической борьбы, что коренным образом противоречило ее изначальной установке на беспристрастный поиск истины.

Аналогичные процессы, во многом связанные с растущим влиянием науки, можно наблюдать и в философии эпохи Просвещения. С одной стороны, в философии ХVIII века огромное значение приобретает идея системы. В просветительской философии систематичность становится чем-то самоценным. Уже самые первые философские опыты просветителей - такие, скажем, как работы Х.Вольфа, популяризировавшие философию Лейбница, - обнаруживают это тяготение к систематическому построению. Слово "система" даже выносится в заглавия философских сочинений (например, главный труд П.Гольбаха называется "Система природы"). С другой стороны, просветительская философия стремится стать доступной широкой публике; поэтому в ней наряду с тяготением к наукообразности наблюдается и стремление облечь философские идеи в легкую литературную форму (блестящие образцы такого философского стиля дали Монтескье, Вольтер, Дидро). В этих двух тенденциях (к научности и к популярности) выражены две стороны философского мышления просветителей.

Не случайно, что стремление придать философии научный характер впервые появляется в европейской культуре именно в эпоху Просвещения. В то время как наука ХVIII века стремилась (и небезуспешно) внедрить свои методы в философию, философия, со своей стороны, стала ориентироваться на встраивание конкретно-научных дисциплин в философское мировоззрение. Основой для такого соединения философии с конкретными науками стало общее для них понятие природы, которое было и основанием научно-энциклопедического синтеза, и базовой философской категорией. Ориентация на осмысление мира как природного целого определила и содержательные особенности просветительского философствования. Ведущим направлением в философии эпохи Просвещения становится механистический материализм, в котором мир мыслится, по образцу ньютоновой механики, как непрерывная цепь причинно-следственных взаимодействий тел. Здесь философия, утрачивая свою собственную почву, сливалась с естествознанием.

Вместе с тем, стремясь подражать науке, просветительская философия стала претендовать на роль прикладного знания, инструмента активного воздействия на действительность. Как и в науке, в философии это привело к ее идеологизации : она приобретает резко критический настрой по отношению к наличному положению дел и одновременно предлагает многочисленные проекты его изменения. Нетрудно заметить, что этот преобразовательный пафос противоречил общей установке философии ХVIII века на выявление непреложных причинно-следственных законов. Парадоксальность соединения фатализма с активизмом в сознании мыслителей эпохи Просвещения проницательно вскрыл Д.Дидро в остроумном философском романе "Жак-фаталист и его хозяин".

Особенно остро выявился этот парадокс в просветительском понимании человека. С одной стороны, человек обладает некоей неизменной природой, от которой зависят присущие ему качества; с другой стороны, он зависит от среды и потому подлежит совершенствованию посредством воспитания. Он зависит от своей природы, но если эту природу исследовать, то на нее можно сознательно воздействовать (именно отсюда проистекает произошедший в ХVIII веке бурный расцвет педагогики, связанный с именами Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, К.А.Гельвеция, И.Песталоцци и др.). Внутренняя противоречивость представления о "воспитании в соответствии с природой" выразилась и в выработанном Просвещением взгляде на общество, и в особенностях просветительской этики, сочетавшей идеал следования природе с моралистической дидактикой и ригоризмом. Показательно, что большинство просветителей даже не осознавало противоречивости своей позиции в этих вопросах.

Таким образом, в борьбе за универсальность своего способа осмысления мира философия тоже утрачивала своеобразие, то превращаясь в свод научных сведений, то вырождаясь в идеологическую схему; главное же, чего она лишилась на этом пути, - внутренней самосогласованности. Вся философия Просвещения - сплошной парадокс.

Чрезвычайно сложным было в ХVIII веке развитие западноевропейского политического сознания, происходившее в условиях стабилизации европейкой экономической системы и складывания на этой основе в крупнейших странах Европы относительно прочных монархий. Его специфика связана с реформаторскими устремлениями, в которых реализовался мощный критический заряд просветительской мысли. В центре политических дискуссий эпохи Просвещения стоит проблема создания наилучшего устройства общества. Но что следует признать благом для общества? В поисках ответа на этот вопрос в политической сфере стали применяться научные, философские, этические и даже религиозные критерии. Именно их проникновением в политику определяется своеобразие политической теории и практики ХVIII века. Так, приложение к ней научных и философских методов породило расцвет социальной утопии (примерами могут послужить произведения Ж.Мелье (1664-1729), Г.Б.де Мабли (1709-1785) и Морелли), осуществляющей рациональное проектирование идеального общества. В свою очередь, попытки создания политических программ на религиозной основе привели к таким странным явлениям, как политическая деятельность масонских лож и ордена иезуитов. Многообразие преобразовательных проектов, построенных на совершенно разных основаниях, неизбежно вносило в европейскую политику конфликт. Этот конфликт, постепенно усиливаясь, перерос в противостояние и вылился в социальный катаклизм, в революцию.

Быть может, нигде парадоксальность и двойственнность просветительского миропонимания не видна так ясно, как в религиозном сознании эпохи. Свойственный Просвещению дух тотального критицизма распространялся и на традиционные церковные формы религиозности. Антиклерикальный настрой просветителей был естественным следствием стремления оценить религиозные ценности с научной или, скажем, политической точки зрения, то есть введя внутрь религии внерелигиозные критерии. Однако именно поэтому просветители в большинстве своем критиковали не столько религию вообще, сколько именно эти традиционные формы, противопоставляя им более или менее эклектические попытки создать альтернативное религиозное мировоззрение. Культура Просвещения выработала две таких альтернативы.

Одна представляла собой предельную философскую рационализацию представления о Боге, ограничение религии, по выражению Канта, пределами одного только разума. Таков просветительский деизм - учение, где Бог мыслится как безличная первопричина мира, сообщившая миру его непреложные природные законы и с момента творения не вмешивающаяся в их действие (Ньютон сравнивал мир с хорошо отлаженным часовым механизмом, а Бога с запустившим его часовщиком). Развивая на деистической основе представление о единой естественной религии, лежащей в основе разных вероисповеданий, просветители отстаивали право на свободомыслие; однако такая позиция превращала религию в умозрительную конструкцию и лишала ее жизненности.

Другой альтернативой стал бурно расцветший в ХVIII веке оккультизм. Росту влияния оккультных наук сильно способствовало знакомство европейской публики с восточными мистическими учениями (во многом благодаря активному освоению Востока христианскими миссионерами); свой вклад в распространние мистических и окультных идей внесло масонство. Подобно деизму, оккультизм ХVIII века был попыткой придать религиозному мировоззрению рациональную форму, но в нем за образец была взята не философия, а естествознание (примечательно, что крупнейшие мистики ХVIII века -К.Эккартсгаузен (1752-1793), Ф.Месмер (1734-1815),Сведенборг (1688-1772) - вышли из среды естествоиспытателей). Оккультизму ХVIII века присуще стремление сочетать мистицизм с квазинаучным описанием и анализом потусторонних явлений (такова, к примеру, месмеровская теория "животного магнетизма), создать своего рода "мистическую науку". Отсюда другое важное его отличие от деизма : если деизм стремился растворить различия между различными религиозными традициями в единой "религии разума", то оккультизм тяготел к их эклектическому соединению. Попытки придать оккультному знанию прикладной характер сводили его к магии.

Нетрудно увидеть внутреннюю противоречивость и неудовлетворительность обеих альтернатив; в каждой из них религия переставала быть самой собой. Тем самым и в религиозной сфере в эпоху Просвещения постепенно подтачивались основы новоевропейского мышления.

Наконец, говоря о Просвещении, нельзя не сказать об удивительных метаморфозах западного искусства и вообще художественного мышления в этот период. Подобно науке, новоевропейское искусство, осознавшее свою независимость и автономность, обнаружило в ХVIII веке тенденцию к максимальному расширению области своего влияния и своей компетенции. Прежде всего это выразилось в попытках сознательно использовать искусство как орудие идейного воздействия на общество. Искусство ХVIII века становится инструментом воспитания, ареной политических споров, полем философских экспериментов. Отсюда устойчивое тяготение художественного языка к аллегории (ярким примером могут послужить философские повести Вольтера) и дидактике, иногда превращающей роман или повесть в трактат (таков "Эмиль, или О воспитании" Ж.Ж.Руссо).

Другим свидетельством расширения художественной сферы было формирование в ХVIII веке представления об искусстве как инструменте создания и оформления человеческой среды обитания. Искусству эпохи Просвещения присуще стремление к эстетизации самой жизни, к проникновению в повседневный быт. Оно становится частью обихода. В наиболее явном виде это, конечно, воплощено в архитектуре ХVIII века, с ее тщательно продуманной планировкой и интерьерами, с ее заботой о наиболее органичном соединении комфорта с эстетической законченностью. Коллекционирование картин превращает в часть повседневной жизни живопись, а домашнее музицирование - музыку. Эстетическому оформлению подлежит даже сама природа; именно поэтому в ХVIII веке такое большое значение имеет садово-парковое искусство.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.