на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История создания краеведческого музея


Только после 1886 года в отчетах Александровской Публичной библиотеки появляется как отдельная часть отчёт Публичного Музея. Однако структура отчета фактически осталась неизмененной: сначала – сведения о выделяемых на устройство музея средств, хозяйственная часть (указывалась общая сумма, выделяемая и на устройство Зала императора, и на устройство музея, потом указывалось сколько в отчетном году было израсходовано на Зал, сколько - на музей); затем – список приобретенных вещей (витрины или экспонаты); в конце – список лиц, которые сделали пожертвования в Музей в отчетном году.

С 1886 по 1896 год шло активное формирование музея: пополнялись собираемые коллекции, закупалось необходимое оборудование, в основном витрины. Однако основная часть коллекции формировалась за счет пожертвований.

Так, например в 1887 году на устройство и Зала императора Александра Второго, и Публичного музея было выделено 268 рублей. На устройство Публичного музея осталось 116 рублей 77 копеек. В итоге в 1887 году музеем были приобретены только две витрины (для минералогической коллекции – 70 рублей, для нумизматической коллекции – 40 рублей) и 50 фотографий по этнографии и антропологии.

Но в этом же году музей значительно пополнил свою палеонтологическую и минералогическую коллекцию благодаря преподавателю реального училища П.А.Ососкову, который пожертвовал музею около 83 палеонтологических и минералогических образцов ископаемых. Были значительно пополнены нумизматический и археологический отделы: П.В. Алабин преподнес в дар Музею 50 древних монет и монет новейшего времени, а так же – остатки удны, стремян, бус, парчи и других предметов, найденных при раскопке могильника у реки Кинели (при строительстве Оренбургской железной дороги). Всего в рассматриваемый год музей получил пожертвований от 15 лиц.8

Похожую ситуацию отражали почти все отчёты. Так, например, в 1889 году было куплено несколько витрин, ящики для коллекций яиц птиц Самарского края, банки для сельскохозяйственных образцов, и только незначительная часть средств пошла на приобретение экспонентов: коллекция раковин, морских животных, минералов, 144 вида яиц птиц Самарского края, образцы кустарного промысла. Приобретение этих экспонентов для музея были важны. Но всё же большую часть составили предметы, подаренные музею частными лицами (за 1889 год – 25 наименований).9

В 1894 году соотношение купленных и подаренных частными лицами различных предметов было приблизительно таким же (соответственно 8 и 21 наименований).10

Следует отметить, что пожертвования были разными – зависели, естественно, от лиц которые их делали. В одних случаях музей в качестве пожертвований получал очень ценные экспонаты, предметы и коллекции. Уже упоминались преподаватель Самарского реального училища П.А. Ососков, который неоднократно преподносил в дар музею различные ценные предметы (например, коллекция слепков вымерших третичных животных – в августе 1892 года, а также уникальная находка – небольшая медная фигурка бурхана или идола), и П.В. Алабин, который будучи в течении 16 лет заведующим Музея передал в качестве дара множество ценных предметов, экспонатов и коллекций. Среди подобных пожертвований можно отметить передачу в Музей альбом фотоснимков солнечного затмения в 1887 году в Самаре фотохудожника Васильева. Таких поступлений в Музей было достаточно много.

Но большая часть поступлений носила «кунсткамерный характер: монеты, рога, морские звезды, экзотические птицы и звери». «Сохранившиеся отчеты музея содержат целые страницы с фамилиями жертвователей».11 Предметы, которые они приносили в полной степени характеризовали их взгляды на музей. В большинстве случаев люди приносили в музей художественные открытки, репродукции, предметы собственного творчества – рисунки, вышивки и т.п.

Очень часто люди приносили в дар музею самые различные фотоснимки. Это было связано с тем, что сама администрация Самарского Городского Публичного Музея обращалась с призывом «придти со своими трудами на помощь Музею в выполнении его задачи. Для Музея было бы весьма важно иметь фотографии отдельных местностей губернии: виды возвышенностей, курганов, долины рек, лесов и другие виды».12

Все абсолютно пожертвования музеем принимались, и к 1898 году их накопилось достаточно много. Но в течение 16 лет существования в Самаре Музея, для него не нашлось подходящего помещения. В одном из отчетов говорилось, что «открыть музей для посещений публики невозможно…. за неимением соответствующего помещения». Уже отмечалось, что с 1880 года Самарский Городской Публичный Музей занимал несколько комнат в доме купца Христензена. Все приобретённые и подаренные музею коллекции, экспонаты собирались в этих комнатах, теснота которых не позволяла развернуть выставку, хотя все собранные предметы были «строго систематизированы и каждый снабжен подробным объяснительным ярлыком».13

Естественно, что переезд Музея в новое помещение, более ему соответствующее, внес в жизнь музея большие изменения. «С переводом библиотеки и Музея из частной квартиры в городской дом…. на долю администрации Музея выпал кропотливый труд разборки и распределения его коллекции, обстановки Музея приличной мебелью и рассылки к разным людям и учреждениям приглашений о присылке в Музей пожертвований».14 Все эти работы растянулись более, чем на год и, естественно, задержали открытие Музея для посещений.

В 1898 году новый заведующий Музеем Н.М. Федоров издал подробный каталог Музея, который содержал списки всех предметов и коллекций, хранящихся в Музее, распределенных не просто по отделам, а по комнатам и даже витринам, в которых они располагались.

Этот каталог подвел итоги формирования коллекции за 1880 – 1896 годы и фактически существования Музея в этот период.

Для этого периода было характерно то, что по сути единственным видом деятельности Музея, был сбор экспонатов и укомплектование их в отделы. Но,  надо подчеркнуть, что формирование коллекции уже с самых первых экспонатов происходило на систематической основе, отраженной в проектах Музея 1880 года и 1886 года. Другой характерной чертой является то, что практически весь период формирование коллекции проводилось за счет пожертвований (особенно с 1880 по 1887 год – только на благотворительных началах).

Переехав в новое помещение  в 1896 году, разобрав свои фонды и оставив обширный, подробнейший каталог Самарский Городской Публичный Музей к 1898 году был готов к открытию для посещений.

Однако на этом формирование коллекции вовсе не закончилось.

Продолжалось ассигнование Музея Самарской Городской Думой, и продолжались благотворительные поступления. Администрация Музея продолжала выпуск в виде небольших брошюр отчетов о жизни и деятельности Музея. Но наряду с привычными рубриками по хозяйственной части, списком приобретенных и подаренных предметов, коллекций и книг появились подробные списки посетителей Музея. Привычные старые рубрики (списки приобретенных и подаренных предметов) претерпели некоторые изменения: появились отдельные списки пожертвований, сделанных учреждениями и пожертвований, сделанных частными лицами; а также – отдельные списки покупок для различных отделов Музея; а также – отдельный список книг, приобретенных Музеем.

Все отчёты с 1902 по 1909 год дают наглядное представление о том, как происходило формирование коллекции Музея и комплектование его фондов. Конечно, более наглядное представление дают списки приобретений, сделанных за такой-то год, по такому то отделу. Такая форма позволяет сделать вывод, что прежде всего интересовало Музей и что было необходимо для пополнения коллекции. В частности, в отчетах 1902-1906 годов и 1908 и 1909 годов отражены приобретения всевозможных чучел птиц и зверей, обитающих в Самарском крае. То есть в Музее целенаправленно создавалась орнитологическая коллекция отдела зоологии. То же самое можно сказать и по отделу археологии, и по художественному отделу. (Музеем постоянно приобретались картины).

Что касается отделов Музея, то следует заметить, что к 1898 году и в последующий период Музей насчитывал не 16, а 12 отделов:

1.Архиологическо – исторический

2.Нумизматический

3.Минералогический

4.Геологический

5.Палеонтологический

6.Зоологический

7.Ботанический

8.Технический

9.Сельскохозяйственный

10.Кустарный

11.Этнографический

12.Художественный

По сравнению с проектом 1886 года были объединены в один отдел исторический и археологический отделы, были упразднены географический, энтомологический, ихтиологический и антропологический отделы.

Судя по отчетам 1902 – 1909 годов активнее всего пополнялись, кроме уже упоминавшихся зоологического, археологического и художественного, также минералогический, палеонтологический и особенно нумизматический отделы. Пополнение нумизматического отдела связано с тем, что среди пожертвований частных лиц большое место занимали различные монеты, современные и старинные, и медали.

Что касается художественного отдела, то огромную роль в его пополнении сыграл К.П. Головкин. «В начале 1897 года Головкин, являясь, организатором VI периодической выставки самарских художников, обратился в городскую управу с предложением создать при Музее художественный отдел, в который художники, жертвуя часть своих лучших произведений в дар Музею, а затем берут на себя труд по мере сил пополнять его».

25 апреля 1897 года в обращении в Комитет по устройству Самарского Городского Музея К.П. Головкин добавил: «Дальнейшую работу по формированию симпатичного для меня художественного отделения…. я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать всё возможное в этом направлении». В этот же день Головкин К.П. передал Комитету несколько картин, в том числе свои работы  «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори.», «Серый день в лучах», а также произведения Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.А. Храмцова и др. Одновременно по инициативе К.П. Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращений к художникам России. В 1899 году текст обращения был опубликован в седьмом номере журнала «Искусство и художественная промышленность» и, таким образом, получило широкое распространение.

В дар Самарскому Городскому Публичному Музею поступили произведения М.В. Нестерова, В.Н. Биктеева, К.Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения от местных живописцев.

В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г. Петрова, Б.М. Кустодиева, А.Е. Егорова и других художников. «К 1911 году художественная коллекция Музея насчитывала приблизительно 117 произведений искусства: рисунки, картины, скульптура».15

Таким образом, при активном содействии К.П. Головкина Самарскому Городскому Публичному Музею удалось создать богатую художественную коллекцию.

Следует особо отметить и то, что в эти годы принцип систематического комплектования фондов музея был дополнен тематическим принципом. В первые годы ХХ века это выразилось в том, что ежегодно, начиная с 1904 года музейная администрация целенаправленно приобретала различные предметы, относящиеся к Русско–Японской войне. В этом же году был создан так называемый Русско–Японский отдел, куда собирались все предметы с тематикой Русско–Японской войны: различные картины, календари, плакаты, открытки, газеты, карты (географические, военные и другие); лубочные картины. Особенно было много книг (к примеру, в отчёте за 1904 год – наименований различных изданий на четыре листа), которые собирались в библиотеку Самарского Публичного Музея.

В 1914 году было проведено комплектование по теме «Россия в Первой мировой войне», хотя судить об этом отделе невозможно, так как в1914 году выпуск отчётов прекращается. К этому времени Музеем создана богатая и ценная коллекция. Если для периода 1880 – 1896 годов было более характерно формирование коллекции за счёт пожертвований (так как выделяемых Самарской Городской Думой средств хватило только на обустройство музея), то в период с 1898 года по 1917 год благотворительные поступления и приобретения самого Музея несколько уравниваются. Это было связано с тем, что к 1898 году всё необходимое оборудование (витрины, ящики и т.п.) было закуплено, и получаемые средства, которые были увеличены, Музей начал направлять на приобретение экспонатов. Надо заметить, что перечисляемые в Музей средства были увеличены значительно: большая часть выделяемых Думой денег шла на приобретение экспонатов в Музей. Приобретение предметов, коллекций, книг, сделанные самим Музеем, становятся основными, хотя число пожертвований вовсе не уменьшается, а среднем увеличивается (от 38 наименований в 1902 году до 11 в 1908 среди частных лиц). Кроме того, как уже упоминалось, появились пожертвования целых учреждений. Постоянно преподносили какие – либо предметы, коллекции или книги Общество Археологии, Истории и Этнографии при Казанском университете, Императорская  Археологическая Комиссия, Оренбургская Учёная Архивная Комиссия, Троицко–Кяхтинское Отделение Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества, Уральское Общество Любителей Естествознания, Сельскохозяйственные Музей Нижегородского Губернского Земства, Тобольский Губернский Музей, Императорский Исторический Музей имени императора Александра Третьего, Красноярский Городской Музей и многие другие; а также самарские общества и организации: Самарская Земская Управа, Городская Управа, Александровская Публичная библиотека.

Несмотря на достаточную полноту фондов и отделов Музея, а также начавшееся тематическое комплектование, в Самарском Музее тематических выставок не проводилось. Одновременно с началом тематического комплектования создавался новый отдел, который наряду с остальными становился постоянно действующим. Можно предположить, что отсутствие тематических выставок было связано также и с бытовыми условиями. Хотя Самарский Городской Публичный Музей в 1896 году перебрался в новое помещение, там он занял только две комнаты. «Занимаемые Музеем комнаты не обширны и воздействие некоторых особенностей их расположения не представляют возможности предметы Музея распределить между ними соответственно распределению предметов по отделам».16

Пополнение, комплектование музейных фондов продолжалось до 1914 года, о чём могут свидетельствовать отчёты, которые выпускались музейной администрацией вплоть до 1914 года. Однако в том же году их выпуск прекращается. Поэтому судить о начавшемся тематическом комплектовании отдела «Россия в Первой мировой войне», как и вообще о деятельности Музея, не возможно. Музей фактически закрылся, безусловно, он продолжает свою работу, однако затишье граничило с закрытием. Такая ситуация сохранилась до 1917 года.

К началу революционных событий Самарский Городской Публичный Музей представили из себя достаточно солидное культурно – просветительское заведение. В течении более чем 35 лет (с 1880 по 1917 годы) основным направлением коллекции: сбор различных предметов и комплектование их в фонды. К 1917 году Музей сблизил богатой и ценной коллекцией, которая была разобрана и распределена по отделам.

§ 3. Культурно-просветительская деятельность Музея.

Самарский Городской Публичный Музей изначально задумывался как «учреждение, которое образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития общества»17. Подготовительной комиссией, которая была создана Самарской Городской Думой для выработки предложений к юбилею царствования Александра Второго, Музей был признан таким учреждением, которое к тому же отвечало потребностям самарского общества.

В том же докладе Подготовительной Комиссии подчеркивалось, что музеи являются одним из действенных средств народного образования и признаются одним из лучших способов проведения необходимых и полезных знаний в народную массу.

Поэтому Самарский Музей рассматривался не просто как хранилище эстетических и научных образцов и технического опыта, но прежде всего Музей и музейное собрание рассматривалось как первоисточник знаний, используемый для образования и удовлетворения любознательности. То есть, как определила Подготовительная Комиссия, Самарский Музей должен был «иметь образовательный характер и вместе с тем служить средством  изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, промышленном, техническом, историческом и археологическом».18

Эти цели культурно-просветительского характера были отражены в проектах П.В.Алабина в 1880 г. и 1886 г. В проекте 1886 г. эти цели были раскрыты гораздо шире и глубже, Как уже упоминалось, Самарский Городской Публичный Музей имел т.н. «специальную цель» - «наглядное ознакомление с Самарским краем в отношении: антропологическом, историческом, географическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, фабричной, кустарной)». Кроме того, перед Музеем ставилась задача - «развивать эстетический вкус в своих посетителях не только выставленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретаемых орудий и, служащих для облегчения труда».19

Поэтому можно сказать, что основной деятельностью Самарского Музея подразумевалась прежде всего культурно-просветительская деятельность, а коллекция, формированием которой Музей занимался в течении всего своего существования, явилась средством этой деятельности. Основным же методом культурно-просветительской деятельности Самарского Музея явилась экспозиция музейных предметов.

Естественно, что культурно-просветительская деятельность музеев на экспозиции музейных предметов не ограничивается.

Следует  упомянуть, что 15 ноября 1886 года (через два дня после официального открытия Самарского Городского Публичного Музея) был издан «Проект нормального  устава  губернских земских естественноисторических музеев, выработанный Санкт-петербургским обществом Естествоиспытателей», в котором содержались задачи и основные виды деятельности естественноисторических музеев.

Научные задачи Музея, состоявшие в естественноисторическом изучении края и распространения соответствующих знаний среди местного населения достигались:

·     путем научных исследований по геологии, минералогии, зоологии и другим наукам; результаты исследований (коллекции почв, руд, полезных ископаемых, минералов, карт, планов, моделей местностей и т.п.), помещались в музее.

·     «ознакомление публики наглядным путем с предметами музея»;

·     «публичные чтения»;

·     «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах музея «и вообще по естественной истории края».

Существовали также практические задачи музея, которые заключались в следующем:

·     «возможное содействие к разрешению разных сельскохозяйственных вопросов»;

·     «таковое же содействие к разрешению вопросов, относящихся к промышленности края»;

·     «разрешение вопросов, имеющих отношение к народной школе (снабжение земских училищ местными естественноисторическими коллекциями, организация экскурсий с сельскими учителями для ознакомления их с местной флорой, фауной, горными породами, почвами)».20

Таким образом, задачи народного образования и проведения необходимых и полезных сведений в народную массу решались с помощью наглядного ознакомления с коллекцией музея, с помощью чтения публичных лекций и распространения литературы о предметах музейной коллекции; а также с помощью практической деятельности – содействия в разрешении сельскохозяйственных  вопросов, вопросов, связанных с промышленностью и вопросов народного образования.

О всех видах культурно-просветительской деятельности самарского городского Публичного Музея можно судить в основном только по отчетам, которые выпускались администрацией до 1914 г.

Очевидно, что задачи культурно-просветительской деятельности начали решаться Самарским Музеем только со времени открытия его для посещений.

Официальное открытие Музея состоялось в мае 1899 г. – через 13 лет после основания и через 19 лет после начала формирования коллекции. «После окончания работ по расстановке коллекции.... в день Святой  Троицы (24 мая 1899 года), после молебна» Музей был открыт.21

Администрация публиковала подробные списки всех посетителей музея. Причем информация о посещениях появляется только в отчетах 1900 - 1914 годов.

Та часть отчета, где печаталась информация о посетителях имела определенную структуру: называлось общее число посетителей, затем – количество местных платных и количество приезжих платных посетителей, затем – общее число бесплатных посетителей. Кроме того, печатался особый список бесплатных посетителей. Здесь же следует отметить, что количество бесплатных посетителей намного превосходило количество платных (например, в отчетах за 1904 года соответственно 1099 и 721 , в отчёте за 1905 год – 1511 и 699).

В среднем музей в год посещало 2-3 тысячи человек ( от 4978 человек в 1903 года до 2240 в 1905 году).

Что касается особых списков бесплатных посетителей – перечислялись только учащиеся. Ежегодно Музей посещали ученицы Первой и Второй Женской Гимназии, ученицы Гимназии Хардиной Н.А. и ученицы Гимназии сестер Харитоновых, ученики Самарского реального училища, ученики Епархиального училища, а также учащиеся различных приходских школ, земских школ, Самарских смешанных училищ. Кроме того, Музей почти каждый год  посещали учащиеся из училищ, школ, гимназий из многих российских городов. В частности – кадеты Сибирского корпуса ( в 1904 и в 1905 годах), ученики Тульского и Московского коммерческих училищ, учащиеся из Оренбурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Костромы, Красноярска, Казани, Орла и многих других русских городов. В числе бесплатных посетителей Музей посещали также и студенты.

При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год.

Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую.

Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея.

Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное, как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько  отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.

Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории.

В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел  Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников, но и известных русских мастеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.