![]() |
|
|
Реферат: История создания краеведческого музеяВ Самаре к началу XX века насчитывалось 2 мужские и 4 женские гимназии, 12 училищ, 19 церковно-приходских школ. В течении II половины XIX века постоянно открывались земские школы, и к началу XX века при каждой церкви (в Самаре их было около четырёхсот) была открыта школа. В 1872 году была открыта первая в России земская школа сельских учительниц. В 1879 году было открыто железнодорожное училище. В эти годы была открыта земская фельдшерская школа. Кроме того, общество приказчиков и Жигулевский пивоваренный завод, и даже городская тюрьма имели свои школы. Обучение проходило также в восьми детских приютах. Помимо этого существовали классы рисования художника В.М. Михайлова и музыкальная школа С.А. Тамберса, а также несколько учебных заведений, которые готовили коммерсантов (например, торговая школа Н.К. Миронова). В эти же коды было создано «Общество поощрения образования». Все учебные заведения в Самаре отличались высоким уровнем преподавательского состава. Однако больше всего знаний горожане получали с помощью самообразования, через библиотеки и книжные магазины. «В 50е годы XIX века были созданы библиотека Самарской гимназии и духовной семинарии, а 1 января 1960 года была открыта городская общественная (публичная) библиотека. Лучшей общественной библиотекой в Самаре считалась Александровская публичная библиотека, которая финансировалась Самарской Городской Думой».9 Кроме того, при всех земских школах были открыты небольшие библиотеки. Существовали также и частные библиотеки. В 1866 году была открыта Частная библиотека книготорговца П.Х Грау, через 9 лет открыта библиотека при книжной лавке А.Н. Сперанского. Цены за чтение в частных библиотеках были не великими и вполне доступны для представителей разных социальных слоёв. Достойное место в культурной жизни Самары занимала книготорговля. В Самаре той поры по меньшей мере было шесть крупных книжных магазинов. Причём в магазинах Громова, Федорова и Ушакова книги были на любой вкус и в достаточном количестве, только магазин Ильина специализировался на детской литературе. Процветание книготорговли характеризовало Самару как читающий город. Во 2й половине XIX века Самара зарекомендовала себя как город театральный. «Театр затеяли устроить в Самаре в год преобразования её в губернский город».10 8 ноября 1851 года в доме купца Лебедева состоялось первое театральное представление, устроенное труппой приехавшей из Казани актёров под управлением Стрелкова. В 1855 году для театра было построено деревянное здание на 550 мест. В 1862 году его усовершенствовали, обложив здание кирпичём и сделав внутри ремонт. «Самарское общество очень любит театр. Сколько-нибудь порядочная труппа на всех своих представлениях имеет обыкновение полон театр зрителей. Но по большей части состав труппы Самарского театра бывает очень неудовлетворителен, и любители театра отводят душу или на представлениях заезжих артистов, нередко посещающих Самару, или в любительских спектаклях.»11 В устройстве спектаклей и руководстве театром активное участие принимала С.А. Аксакова, жена губернатора. До революции театр, построенный на средства города, сдавался Самарской Городской Думой бесплатно, с обязанностью антрененёра отапливать, освещать здание и иметь на свой счёт оркестр. В богатой Самаре конкуренция театров создавала особую атмосферу, и зрителю было из чего выбирать. Любили самарцы и свои хоры. К началу XX века в Самаре по меньшей мере насчитывалось четыре постоянных высокопрофессиональных хора: Соборный в кафедральном соборе, Покровский и Ильинский хоры и хор домашней церкви реального училища. Существовали они при финансовой поддержке коммерсантов. Певческое искусство в Самаре вообще ценили во всех формах. Певческие концерты проходили при аншлагах. И не случайно здесь побывали все знаменитости того времени: Собинов, Шаляпин, Вяльцева, Плявицкая и другие. Культурная жизнь города вовсе не ограничивалась развлечениями. Для общения родовитых и образованных горожан существовало несколько привелегированных клубов. Один из старейших клубов Самары – «Благородное собрание», в котором без различия сословий и званий состояли сотни чинов, хотя членские взносы были достаточно велики. В 1864 году клуб был переименован в лучший тогда в Самаре дом, принадлежащий Е.И. Аннаеву. В1869 году был создан второй клуб – «Сельскохозяйственное собрание»; в 1875 – «Военное собрание». В 1873 году было создано «Общество поощрения образования», поддерживающее учащихся и студентов благотворительными вечерами и концертами. В 1882 году было образованно «Самарское общество любителей музыкального и драматического искусства». Определённые тенденции в нашем крае имела живопись. Прежде всего славились самобытные иконописные школы, а также классы светской живописи Ф.Е.Бурова. Появление местной живописной школы связано также с именем этого художника. После возвращения в 1891 году выпускник Петербургской академии художеств Ф.Е. Буров организовал кружок любителей живописи. В последствии активный участник этого кружка К.П. Головкин попытался организовать в Самаре художественный музей. Но итогом его усилий стало создание богатой художественной коллекции в Самарском Публичном Музее. Большую роль в развитии культуры в Самарском крае играли органы управления, особенно земство, которое принимало решения, затрагивающие интересы всех жителей губернии. «Земством были приняты самые энергичные меры к развитию народного образования, устройству множества сельских школ для детей обоего пола, школы сельских учительниц, школ фельдшерской и повивальной….».12 Земство выделяло стипендии для учащихся и студентов, открыло типографию и статистическое бюро, библиотеки, сельские почты, занималось устройством дорог, возвело губернскую больницу и психиатрическую лечебницу, а также большое число больниц и приемных пунктов в сельской местности и т.д. Всё это, безусловно, закладывало серьёзный материальный фундамент для развития культуры в самом широком смысле этого слова. Провинциальная культура и жизнь были динамичны, многообразны и одухотворены многими яркими личностями. Первыми среди них можно назвать П.В. Алабина, разностороннего, талантливого человека, которое в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, музейным работником, организатором и учредителем школ. Одним словом… - просветитель, человек который внёс с неоценимый вклад в развитие самарской культуры. «Хотя Самара 60х годов и осваивала недавно приобретенную роль губернского центра, однако пульс культурной жизни здесь едва прощупывался. Город словно ждал приезда такого подвижника, как Алабин, который смог своими идеями и конкретными инициативами пробудить находящиеся в полудрёме городское общество, придать общественно-политической жизни города новое звучание».13 Большой вклад в развитие самарской культуры внёс также К.П. Головкин, который «имея в Самаре весьма доходное дело, но более тяготел к искусству, которому и посвящал большую часть своего времени».14 Большую роль сыграли также и многие самарские коммерсанты, занимавшиеся благотворительностью. Очень часто многие учебные заведения в Самаре поддерживались частными лицами и фирмами. Из состоятельных меценатов наибольшую известность покровителей образования получило семейство хлебопромышленников Субботиных. Церкви и больницы строились на деньги купцов-меценатов. Как покровители искусства в Самаре прославились П.И и В.Л Шихобиловы, которые приобрели немало картин известных русских художников для самарского музея. «Во II половине XIX века культурная жизнь русской провинции имела в своей основе просветительскую идею».15 Глава II. Самарский музей в конце XIX – начале XX веков§ 1. Создание музея.Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период. Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах. Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития. В этом – целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением. Фактически музей основывался в течении шести лет. Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II. 19 ноября 1879 года проходило заседания Самарской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею. На создание комиссии ушла целая неделя (с 19 по 27 ноября 1879 года). Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетия царствования Александра II, состояла из десяти гласных Самарской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В. Алабин. 29 января 1880 года на заседании Самарской Городской Думы Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, «вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного Юбиляра». «Таковым памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества; следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям Городского Общества в возможно большей степени». Далее в докладе говорилось, что музеи «по всей Европе признаны одним из действительнейших средств образования – что в Европе издавна, а в последнее время и у нас в России, правильно устроенный и вполне доступный публике музей, признаётся одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную массу». Поэтому в заключении доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является «сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеке и в том же здании – устройство Публичного Музея». Этот музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Самарского края.1 Пятого февраля этого же года Самарская Городская Дума постановила соорудить на углу Дворянской и Алексеевской улиц (ныне улица Куйбышева и улица Красноармейская) здание для библиотеки и музея. В этот же день П.В. Алабин представил на обсуждение Самарской Городской Думы проекты «Зала императора» и музея. Проект музея включал 16 отделов: географический, палеонтологический, минералогический, ботанический, зоологический, ихтиологический, энтомологический, антропологический, сельскохозяйственный, технический отдел, отдел кустарной промышленности, отделы исторический, археологический, а также художественный и изящных искусств. Были определены также цели, задачи и принципы работы музея. Но наиболее полно, обстоятельно все вопросы, связанные с деятельностью и самим существованием музея, были раскрыты П.В. Алабиным в проекте 1886 года. Именно второй вариант проекта был принят за основу в том же году. В июле 1886 года в «Проекте Публичного Музея» Алабин определил цели, задачи, направления в деятельности музея, его устройство и систему административного руководства. И в 1880 году, и в 1886 году предполагалось создать 16 отделов. Кроме «специальной» цели – «наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях: антропологическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью (заводской, ремесленной, кустарной, фабричной)» - ставилась задача «развивать эстетический вкус в посетителях не только выстановленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретенных орудий и машин, служащих для облегчения труда».2 Таким образом музей рассматривается как хранилище не только эстетических, но и научных образцов и технического опыта. В августе 1880 года последовал ответ от Самарской Городской Думы на доклад Подготовительной Комиссии о необходимости в Самаре музея и первоначальный проект П.В. Алабина по устройству этого музея. «17 августа….1889 года за №3973, г. Самарский Губернатор А.Д. Свербеев уведомил Самарского Городского голову М.Н. Назарова о воспоследовавшем Высочайшим соизволении на приведение в предположение предположений Думы об устройстве в городе Самаре Публичного Музея».3 Формирование Музея с 1880 года с разрешения Самарской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы (в 1871-1877 году и 1892-1896 годах), городской голова (с 1885 по 1891 годы) Пётр Владимирович Алабин. Его энергии и неустанным трудам Музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы. С 1880 года деятельность Музея находилась в ведении Попечительского Комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке. Но в 1882 году (15 апреля) М.Н. Назаров, председатель попечительского Комитета, просил члена комитета П.В. Алабина специально заняться формированием, собиранием экспонатов и «хранить в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея».4 Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго. Ещё до официально открытия музея (13 ноября 1886 года). По проекту публичного Музея, составленного П.В. Алабиным в июле 1886 года административное руководство музеем должен был осуществлять «хранитель», который отвечал за устройство и хранение музея, а также комплектовал, систематизировал, научно описывал музейные предметы, составлял отчёты по работе музея и его смету. В последствии планировалось увеличение штата путём введения новых должностей – «руководителя по осмотру» и «служителя». Но, фактически, до 1886 года и после музей продолжил управляться Комитетом по заведыванию библиотекой и музеем, во главе которого до 1896 года стоял П.В. Алабин. Постоянными членами Комитета были В. Буслаев, Н. Арычкин, Н. Фёдоров и Н. Бюрно. Как уже упоминалось, окончательный вариант проекта Публичного музея был составлен Алабиным в июле 1886 года. Официально на рассмотрение Самарской Городской Думы проект был представлен 2 августа 1886 года. Только через три с небольшим месяца проект Самарского Городского Публичного Музея был утверждён. Дата принятия соответствующего постановления считается датой открытия музея – 13 ноября 1886 года. Сам по себе этот факт не внёс больших изменений в жизнь музея. Комитет по заведыванию музеем под представительством П.В Алабина продолжал заниматься комплектованием фондов по определённой системе, которая была разработана ещё в 1880 году и по сравнению с проектом 1886 года не претерпела существенных изменений. Единственное изменение – устраиваемое учреждение получило свою вывеску и печать. Следует отметить также и то, что с 1887 года Городская Дума стала выделять средства на устройство Музея и приобретение экспонатов и книг. Что касается помещения, то с 1880 года до 1896 года Самарский Публичный Музей располагался под одной крышей с Александровской Публичной библиотекой, занимая несколько комнат в доме купца Христензена. Как уже отмечалось, Дума ещё 5 февраля 1880 года приняла решения соорудить здание для музея и библиотеки на углу улиц Дворянской и Алексеевской. К 1885 году было всё готово к сооружению здания – было выбрано место , собрано 30 тысяч рублей – за исключением плана самого здания. «Таким образом, оказывается, что если здание для библиотеки, Зала и Музея не возводится доселе, то собственно по непредставлению Комитетом в Думу соответствующего плана здания. Это совершенно верно, но в оправдание Комитета надлежит сказать, что он неравнодушен к разработке этого вопроса, и, вносит их в Думу потому что не останавливается окончательно ни на одном из этих планов».5 В 1887 году Комитет по заведыванию музеем нашёл выход из положения благодаря академику Шервуду В.О., известному строителю Исторического Музея в Москве, который принёс в дар Самарской Городской Думы сделанный в древнегреческом стиле эскиз фасада планируемого здания. Комитет библиотеки при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева разработал этот эскиз, применив его к своему плану здания, а также составил смету (сумму расходов на сооружения здания). Несколько комнат в доме купца Христензена, которые арендовала Библиотека, Зал императора и Музей не позволяли их открыть для посещения. Переезд в новое здание состоялся только в августе 1896 года. Это здание -дом Ушакова, на улице Дворянской, 145 (сейчас улица Куйбышева, 113), Благородное собрание. Таким образом, можно сказать, что формирование музея в Самаре Началось за шесть лет до официальной даты открытия (13 ноября 1886 года). В течении этих шести лет единственным направлением деятельности был сбор предметов в музей и формирование коллекции. Но даже в эти первые шесть лет, когда музей официально не был зарегистрирован, а существовал как часть публичной библиотеки и Зала императора, пополнение музея экспонатами не было хаотичным. Причина этого в том, что уже с февраля 1880 года существовал первоначальный проект устройства музея, в котором были определены цели и задачи, направления деятельности музея. Что касается устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно практически осталось неизменным – и в первом, и во втором проекте предусматривалось 16 отделов. Поэтому можно сказать, уже при создании музей имел научную концепцию, разработанную П.В. Алабиным, а формирование коллекции имело систематическую основу. § 2. Формирование коллекции.В формирование коллекции Самарского Городского Публичного Музея в дореволюционный период можно выделить два этапа: I c 1880 года по 1896 год; II с 1888 года по 1917 год. Переход от первого этапа ко второму в 1896-1898 годах связан: во первых – со сменой заведующего (в 1896 году П.В. Алабин скончался и его место в музее занял член Комитета по заведыванию Н.М. Федоров); во вторых – с переездом в новое здание, что потребовало разборки и перераспределения собранной коллекции за 1880-1896 годы. Итогом этой разборки стал выпуск подробнейшего каталога всех предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее. Формироваться коллекция музея начала ещё с 1880. Уже к началу формирования был готов проект музея, который предусматривал 16 отделов. Практически уже с первых шагов комплектование музейных фондов осуществлялось по специальной программе, определявшейся структурой отделов музея. Поскольку в проекте планировалось создать 16 отделов, столько же определялось и направлений комплектования коллекции. То есть, уже на начальном этапе развития музея формирование его коллекции происходило на систематической основе. До 1896 года работой по сбору различных материалов, предметов в Музей руководил П.В. Алабин. Ему Музей обязан почти всем, что было собрано с 1880 по 1896 годы. Он привлёк к участию в создании Музея, комплектовании его фондов всех, кому дороги были интересы края: либо передачей предметов, либо выделением средств, для приобретения необходимых предметов и коллекций. Была поставлена задача ― привлечение внимания общественности к вопросу комплектования и сделать людей «внештатными сотрудниками музея». В своей листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался «ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций».6 В этой же листовке указывалось, что представляет интерес для Музея. Это в первую очередь остатки ископаемых животных, остатки старинных городков, кладбищ, древних зданий, сведений о курганах и древних захоронениях и другие. Самарский Музей предлагал также выкупить имеющиеся у населения предметы, древние орудия труда и древнее оружие, старинные украшения, старинную домашнюю утварь, различные монеты, медали, а также рукописи и старинные книги. Лица, желающие стать сотрудниками музея, должны были обращаться к членам Комитета по заведыванию Музеем. Обращение к населению как к «внештатным сотрудникам музея» имело большое значение для комплектования фондов с помощью пожертвований. Однако началом разного рода пожертвований и дарений стала передача в дар Музею Великим Князем Николаем Константиновичем 19 февраля 1880 года одежды и принадлежностей походной жизни туркмен (седло, шашки-всего 14 наименований). Это были самые первые экспонаты в Самарском Городском Публичном Музее. Как уже не раз упоминалось, наибольшую роль в комплектовании фондов музея в период его создания сыграл П.В. Алабин. Из обширной переписки его известно, что из разных мест Самарской губернии поступали донесения уездных исправщиков о кладах, археологических и палеонтологических находках, имелись ответы на запросы о присылке изделий местного кустарного промысла и т. д. Алабин получил для музея редкие издания, автографы, портреты, биографии тех, кто своим трудом и творчеством прославил отечественную историю и культуру: А. Толстой, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев и др. Алабин переписывался с И.Е. Паниным и Н.К. Айвазовским. Особенно интересовали его лица, связанные своей деятельностью с Самарским краем. Он был тесно связан с семьей писателя С.Г. Аксакова, особо дружен с его сыном Г.С. Аксаковым, самарским губернатором в 1867-1872 годах, ушедшим в отставку в знак протеста против реакционных действий Александра III. В архиве Алабина сохранились письма самарского губернатора К.К. Грота, основателя научного кумысолечения И.В. Постникова, автора проекта самарского водопровода А.П. Зимина. После своего официального назначения на должность заведующего Публичным Музеем и Залом императора в апреле 1882 года Алабин обращается в Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы с заказами на монеты и юбилейные медали уже музейной нумизматической коллекции. С просьбой о содействии формируемому музею Алабин писал в различные министерства, общества, комиссии. В ответ Императорская Археологическая комиссия нашла возможным передать серебряные монеты, найденные в 1882 году в Казанской губернии. Петербургское общество естествоиспытателей при Императорском университете в лице профессоров А. Бекетова и В. Докучаева, отнеслось с живейшим интересом к просьбе о содействии в устройстве естественно -исторического отделения в музее и выразило готовность помочь указаниями по специальным вопросам. Владельцы специализированных магазинов уведомляли Алабина о получении новых коллекций минералов, раковин и кораллов для приобретения их в музей. О том, что П.В. Алабин является любителем всякого рода редкостей стало известно коллекционеру Рязанской губернии, который предложил купить что-либо из его коллекции. Огромную переписку имел П.В. Алабин с книгоиздателями как Москвы и Санкт-Петербурга, так и Лейпцига, Амстердама, Парижа и других городов Европы. Художественная литература, книги по разнообразным отраслям знаний и искусству наполняли Публичную библиотеку и библиотеку Публичного музея.7 Следует отметить, что с первых же годов существования музея печатались отчёты по работе музея (c 1889 г.), и с 1885 года о работе музея печаталось в отчетах Александровской Публичной библиотеке и Зала императора. В первых отчётах печатались только списки приобретенных и подаренных предметов и коллекций. О других видах деятельности по данным отчетам судить невозможно, за исключением– о посещении формирующегося музея почетными гражданами города или высокопоставленными лицами. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |