![]() |
|
|
Реферат: История создания краеведческого музеяРеферат: История создания краеведческого музеяМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО КОЛЛЕКЦИИ Дипломная работа студентки 5 курса исторического факультета Феоктистовой Н.С. Самара 1999 год Содержание ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................... 3 Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары.............................. 11 Глава II. Самарский музей в конце XIX – начале XX веков.......... 18 § 1. Создание музея...................................................................................................... 18 § 2. Формирование коллекции................................................................................. 23 § 3. Культурно-просветительская деятельность Музея..................................... 33 § 4. Люди Музея............................................................................................................. 41 Глава III. Самарский Музей в годы гражданской войны.............. 50 Заключение............................................................................................................... 61 Приложения............................................................................................................... 63 Список использованных источников.................................................. 67 Список использованной литературы.................................................... 68 ВВЕДЕНИЕАктуальность. В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Самарский край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита. Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих пор остается очень популярной тема жизни и творчества П.В. Алабина, его подвижнической деятельности. По сути, практически любое широкое исследование самарской культуры во 2й половине XIX в. так или иначе соприкасается с деятельностью П.В. Алабина, поистине разностороннего талантливого человека. Известно, что П.В. Алабин был не просто общественным деятелем, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ».[1] Однако, несмотря на достаточно значительное количество литературы, посвященной как деятельности П.В. Алабина, так и самарской культуре, многие вопросы из этих тем остаются ещё малоизученными. Ярким примером этого является одно из «любимых детищ» Алабина П.В. – самарский краеведческий музей. История его создания, формирования коллекции, и вообще деятельность музея в конце XIX в. малоизвестны. Многие монографии и сборники, которые уделяют определённое внимание самарской культуре этого периода, лишь вскользь упоминают о существовании музея в Самаре, или вообще не содержат даже упоминания о нём. Между тем, появление в 80е годы XIX в. в провинциальном купеческом городе музея не только одно из свидетельств бурного экономического и культурного развития края, но и яркое явление в культурной жизни Самары. Уникальность самарского музея в том, что уже при создании он имел научную основу, разработанную П.В. Алабиным. В результате своего развития самарский музей к началу XX в. стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Однако об этой деятельности самарского музея практически ничего не известно. Что касается других аспектов этой проблемы, то в существующей литературе они освещены не достаточно полно. Поэтому изучение истории создания самарского музея и формирование его коллекции представляет большой интерес. Объект исследования Объектом данного исследования является деятельность самарского краеведческого музея в период его создания. Прежде следует отметить, что в любом исследовании, так или иначе относящемся к самарской культуре, необходимо хотя бы кратко освятить состояние культуры Самары в рассматриваемый период. Как уже говорилось, появление музея в Самаре было связано с экономическими, политическими, социальными и культурными изменениями в жизни города. Поэтому историю создания музея в Самаре невозможно исследовать в отрыве от общего состояния культуры. И поэтому в работе определенное место занимает обзор общественно-культурной жизни Самары во 2й половине XIX в. Что касается непосредственно объекта исследования, то следует заметить, что как таковой краеведческий музей в Самаре появляется в 20е годы нашего века в результате выделения филиалов из единого музея, который до революции носил название Самарский Городской Публичный Музей. Краеведческий музей с полным основанием можно считать главным наследником Самарского Городского Публичного Музея. Поэтому непосредственным объектом исследования является деятельность именно этого музея. Основное внимание в работе уделено двум наиболее важным видам деятельности музея в период его создания ¾ формирование коллекции и культурно-просветительская деятельность. Невозможно полностью воссоздать историю самарского музея, обойдя вниманием людей, которые немало сделали для его создания в Самаре. Поэтому в работе определенное внимание уделяется деятельности П.В. Алабина, который стоял у истоков музея, К.П. Головкина, благодаря которому в музее была создана богатая художественная коллекция, Н.И. Федорова, который сменил в 1896 году П.В. Алабина на посту заведующего музеем, С.Е. Пермякова, который руководил музеем с 1902 по 1917 гг. Хронологические рамки Так как объектом исследования является деятельность музея в период его формирования, то начальная хронологическая рамка работы очевидна. Хотя официальной датой открытия музея считается 19 ноября 1886 года, мысль о его создании зародилась раньше ¾ во время подготовки к празднованию двадцатипятилетнего юбилея царствования Александра II, т.е. в 1879-1880 годах. Уже в феврале 1880 года был готов проект музея и тогда же в музей поступили первые экспонаты. Поэтому с полным основанием можно считать, что музей начал создаваться с февраля 1880 года. Конечная хронологическая дата определяется 1922 годом ¾ годом окончания гражданской войны. Следует сказать, что и для истории музея характерно разделение на дореволюционный и послереволюционный периоды. В 1917 году музей продолжал свою работу, но затишье граничило с закрытием. Однако исследование не заканчивается на 1917 г. и в работе изучается также история музея в первые послереволюционные годы. Это связано с тем, что период с 1917 по 1922 годы является переходным в истории самарского музея. В течении этих нескольких лет он испытал на себе ряд преобразований, которые в конечном итоге привели к выделению из единого музея нескольких филиалов. Бывший Самарский Городской Публичный Музей был преобразован в краеведческий. Так как объектом исследования является история создания краеведческого музея и формирования его коллекции, то необходимо проследить всю историю Самарского Городского Публичного Музея вплоть до его преобразования в краеведческий музей. Именно поэтому конечной хронологической рамкой работы является 1922 год. Историография Уже упоминалось, что в самарском краеведении особо популярны проблемы культуры. Несмотря на это культурную жизнь Самары во 2й половине XIX в. – начале XX в. освещают лишь три работы: статья Е.А. «Культура провинциальной России»;[2] работа Беляевой Е.Ю. «Самарская бытокультура 2й половины XIX - начала XX вв.»;[3] статьи Едидовича Л «М. Горький и самарская культура».[4] Можно также выделить несколько статей, посвящённых отдельным вопросам этой темы.[5] Некоторое представление о состоянии культуры Самары во 2й половине XIXв. Дают два историко-статистических сочинения П.В. Алабина.[6] Что касается места Самарского Городского Публичного Музея в этих работах, то, как уже говорилось, в большинстве общих работ, он упоминается лищь вскользь.[7] История создания краеведческого музея в Самаре в литературе отражена не достаточно полно. Подавляющее большинство – это статьи из различных газет и сборников. Все эти работы условно можно разделить на пять групп. В числе первых следует выделить четыре статьи, которые непосредственно посвящены Самарскому Городскому Публичному Музею и его деятельности. Это статья Лазаревой И.Н. «Самарский публичный музей: шаги истории»[8]; две статьи Т.В. Крайновой – «Любимое детище Алабина»[9] и «Областной краеведческий музей имени П.В. Алабина»[10]; Статья Широковой В.Н. «От первых шагов до наших дней. Из истории создания Куйбышевского областного музея краеведения»[11] Все эти статьи воссоздают историю самарского музея и содержат ценную информацию по истории создания музея. В частности, большое внимание уделяется непосредственно началу формирования музея – причинам и целям создания, проектам П.В. Алабина. Большое внимание уделяется также и формированию коллекций. Этому вопросу посвящены две статьи Т.В. Крайновой и статьи И.Н. Лазаревой. Но если И.Н. Лазарева в этом вопросе рассматривает прежде всего принципы комплектования, то Крайнова Т.В. уделила прежде всего внимание роли П.В. Алабина в формировании общей коллекции и роли Головкина в создании художественной коллекции в самарском музее. Нашла отражение и деятельность музея в годы гражданской войны. Наиболее полно этот вопрос освещён в статье Лазаревой И.Н. Здесь помимо описания событий содержится очень подробный анализ нового проекта музея, разработанного его руководством в 1921 году. Что касается остальных статей, то информация о музее в годы гражданской войны содержится и в них, но описание это выглядит довольно схематичным. В целом все эти четыре статьи дают яркое представление по отдельным аспектам истории самарского музея. Однако многие вопросы из истории формирования самарского музея вообще не нашли отражения в этих статьях. Например, ни одна из четырёх статей не содержит какой бы то ни было информации о культурно-просветительской деятельности музея до революции. Между тем, это одно из самых главных направлений деятельности Самарского Городского Публичного Музея, о чём подчеркивалось в проектах П.В. Алабина. В этой связи следует сказать и о специфике статей, которая не позволила рассмотреть ряд вопросов, а рассматриваемые – осветить с достаточной полнотой. Другую группу работ составляют небольшие статьи из самарских газет. Среди них следует выделить «Хронику подготовленную Т.В. Крайновой и И.Н. Лазаревой»[12], которая имеет большое значение при исследовании вопросов, связанных непосредственно с основанием в Самаре музея в 80е годы XIX века. Ряд статей представляют из себя краткую историческую справку и не содержат новой информации по истории музея.[13] Третью группу составляют несколько работ, которые непосредственно не посвящены Самарскому Городскому Публичному Музею, но затрагивают ряд вопросов, касающихся деятельности музея. В частности, статья Р. Ключниковой «Алабин весь ещё не изучен»[14] посвящена археологическим находкам, которые были найдены при непосредственном участии П.В. Алабина и которые хранятся в музее. Следует выделить также и статьи Т.В. Крайновой, в которых рассматривается история Самарского Археологического общества и Самарского общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания.[15] Автор уделяет определенное внимание и самарскому музею в годы гражданской войны, так как деятельность исследуемых обществ была сосредоточена в основном вокруг музея. Надо отметить, что информация из этих статей имеет очень большое значение для воссоздания истории самарского музея в годы гражданской войны. Следует выделить также и другую статью Крайновой Т.В., посвещённой К.П. Головкину.[16] Также как и две предыдущие, рассматриваемая статья содержит много нового материала по истории музея и деятельности К.П. Головкина, которая была связана с Самарским Городским Публичным Музеем. Можно отметить также и статью Черновой В.А., которая посвящена Самарскому обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания.[17] В ней, в частности, содержатся сведения, которые помогают прояснить некоторые события из истории музея в годы гражданской войны. Четвертая группа работ – статьи из путеводителей. Среди всех путеводителей необходимо выделить только три – те, которые содержат историческую справку.[18] Наиболее полную и ценную информацию содержит путеводитель, изданный в 1930 г. Здесь достаточно полно и подробно описана вся история музея, начиная с 1880 г. Наибольший интерес представляет описание истории музея в первые послереволюционные дни и годы гражданской войны. Пятую группу составляют два дореволюционных издания, которые сами по себе могут служить источниками в работе, но они содержат также и информацию по истории музея. Это «Зал императора Александра II» изданный в 1898 году и «Указатель предметов, хранящихся в музее» Н.М. Фёдорова, изданный в 1898 году. Оба содержат очень подробное описания формирования музея в первые годы. «Зал императора Александра II» посвящён прежде всего целям и задачам формируемого в Самаре музея. «Указатель предметов.…» содержит подробное описание формирования коллекции с 1880 по 1898 годы. В заключении обзора литературы, так или иначе посвященной истории самарского музея, можно сделать следующий вывод: Все рассмотренные статьи, дополняя друг друга, воссоздают историю самарского музея. При этом практически каждая статья в изложении истории музея придерживается определённой схемы: излагаются причины и цели создания музея в Самаре, организация музейной работы и кратко история музея в годы гражданской войны. Однако подавляющее большинство из рассмотренных работ в основных вопросах из истории музея повторяют друг друга. Кроме того, практически во всех статьях многие вопросы остались не до конца выясненными. Прежде всего это относится к вопросу о состоянии музея в послереволюционные годы. Более того, часть вопросов, касающихся деятельности Самарского Городского Публичного Музея остались без внимания. В частности ни одна из рассмотренных статей не содержит какой-либо информации о культурно-просветительской деятельности музея. Чтобы полностью воссоздать историю самарского музея необходимо исследовать также и все доступные источники. Цели и задачи Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач: · Проанализировать условия основания музея в Самаре; · Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года; · Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея. Для того, чтобы полностью воссоздать историю музея необходимо исследовать также вопросы «Люди музея» и «Музей в годы гражданской войны». Источники Основными источниками для написания работы явились, главным образом, неопубликованные материалы, извлечённые из архива краеведческого музея имени П.В. Алабина. К ним относятся материалы, позволяющие воссоздать история организации и деятельности музея с 1885 года по 1955 год. Документы носят разнообразный характер: выписки из журнала городской думы, таблицы пополнения музея экспонатами, доклады, протоколы, акты проверки. Материалы содержат различные документы, относящиеся к истории музея. Документов, характеризующих деятельность музея в дореволюционные годы сравнительно не много. Однако и они помогают раскрыть многие вопросы из истории музея, в частности, такой сложный вопрос как формирование коллекций. Подавляющее большинство материалов – документы, относящиеся к периоду после февраля 1917 года. Это различные описи предметам, взятым из национализированных домов, магазинов и т.п. Наибольший интерес представляют те документы, которые проясняют историю в годы Гражданской войны. Именно на основании этих документов и стало возможным восстановить некоторые события, связанные с историей музея в эти сложные годы. Для воссоздания истории музея в конце XIX начале XX вв. большую роль сыграли так называемые «Отчёты…» по работе музея, которые ежегодно издавались руководством. «Отчёты…» дают яркое представление о состоянии музея в тот или иной год. Именно из них можно почерпнуть самую полную достоверную информацию о пополнении собираемой коллекции, о посещении музея, об ассигновании Городской Думой. Среди источников следует упомянуть также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее» Федорова Н.М., изданный в 1898 году. Это подробный каталог всех музейных экспонатов и коллекций. К источникам можно отнести и историко-статистическое сочинение П.В. Алабина «Трехвековая годовщина города Самары». В этом сочинении, изданном в 1887 году, был опубликован проект формируемого в Самаре Публичного музея. Использование всего комплекса документов позволило решить поставленные задачи. Структура работы Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений. Глава I. Общественно-культурная жизнь СамарыВ XIX в. в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышленность и свободное предпринимательство. К середине XIX в Самара представляла из себя типичный провинциальный купеческий город. Однако культурные особенности и традиции регионов обширной Российской империи были различны, и свои особенности и самобытные традиции имела и Самара. Об этих особенностях самарского общества и культуры писал П.В. Алабин в историко-статистических сочинениях «25-летие Самары как губернского города» и «Трёхвековая годовщина города Самары». «В самарском обществе складывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съежавшихся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интелегенции. Развитию этих своих новых сил значительно должен был способствовать колонизаторский характер нашего степного края, в котором не могли иметь место те придания, которые, преобладали в старинных губерниях. а также местной торговли и промышленности, для занятия которыми сюда наезжали ежегодно на временное житьё предприимчивые оборотливые люди из различных центров. Всё это вместе взятое должно было выработать здесь скорее, чем в каком-либо другом русском городе, живой самобытный тип местного общества».1 Все эти особенности самарского общества имели влияние и на состояние культуры в Самаре. В литературе, посвящённой развитию культуры в Самаре в XIX в. «Прослеживается две тенденции. Первая состоит в стремлении выявить архаичные состояния культуры, подчеркнуть её самобытность. Вторая заключается в доказательстве высокого культурного уровня Самары конца прошлого века и реабилитации её на фоне столичных достижений».2 В советский период нашей истории преобладающей точкой зрения на общественно-культурную жизнь Самары во II половине XIX века была точка зрения, выраженная М. Горьким, о том, что жизнь в Самаре – сонная и убогая. «И всё-таки осмелимся утверждать, что общественная жизнь Самары была не такой уж странной и беспросветной, какой её пытается описать в своих фельетонах молодой самарский сатирик Иегудиил Хламида»3 – будущий писатель М. Горький. В действительности «даже в его фельетонах, где собраны были все «мерзости и пакости» самарской жизни, нет-нет да и проблескивал светлый лучик культуры».4 Если оценивать беспристрастно, то можно увидеть, что культурная жизнь Самары не была такой уж убогой и однообразной. Такая точка зрения могла быть верна только отчасти и только для уездной Самары. С обретением в 1851 году статуса губернского города Самара превращается в столицу обширного края. Вообще середину XIX в. можно считать переломными годами в общественно-культурной жизни Самары. Во-первых, с утверждением губернского статуса в городе начинает развиваться система официальных культурных мероприятий и учреждений, наличие которых считалось непременным атрибутом губернской столицы. Во-вторых, большое значение имели и реформы 60х – 80х годов XIX в. которые помимо роста промышленности и торговли вызвали и оживление общественно-культурной жизни Самары. Символом этих перемен можно считать изменение архитектурного облика Самары, в связи со страшными пожарами 1851 и 1854 годов, которые практически полностью уничтожили деревянную застройку XVIII, начала XIX веков. После этих пожаров Самара строилась как город каменных особняков, на центральных улицах строить деревянные дома запрещалось. В результате построек 50х годов XIX века Самара помолодела на 2,5 десятилетия. Первоначально здания строили в строгом классическом стиле. Однако в дальнейшем в Самаре, как и столице, стали отдавать предпочтение архитектуре эклектики – смешиванию различных стилей. В архитектурном и техническом оснащении зданий фантазия самарских строителей ограничений не знала. По определению архитектора П.А. Щербачёва в Самаре были распространены: русский классицизм, готика, ампир, стиль Генриха IV, итальянский ренесанс, модерн и другие. Благодаря этому архитектурный облик Самары к концу XIX века отличался богатством и разнообразием, что «придавало городу особый лоск и не безгрешную веселость, сходную с Парижем».5 Что касается непосредственно общественно культурной ситуации во II половине XIX века, то следует отметить, что в немалой степени колорит городской культуры определялся национальным и социальным составом города как губернии. «По переписи 1900 года в Самарской губернии великоросы и малоросы составляли 67,7%, мордва - 9,8%, татары – 8,8%, немцы – 8%. В Самаре официально значилось 91 672 жителей… По сословиям следующий расклад: дворян – 3 008 человек, мещан – 45 548 человек, крестьян – 31 192 человека, военных - 7 226 человек, иностранных подданных – 245 человек».6 Среди горожан значительное число составляли дворяне, промышленники, духовенство, военные – чьё положение всегда предполагало высокий образовательный уровень. «Именно дворянство являлось средоточием самарской культуры. Верхушку общества составляли образованные чиновники и дипломированная интеллигенция. Многочисленное и богатое купечество стояло на социальной лестнице ступенькой ниже и существовало достаточно обособленно. Особое положение занимала творческая интеллигенция, которая в обычной жизни вращалась в мещанской среде, а по праздникам принималась в лучших домах города».7 Как уже говорилось, приобретение в 1851 году статуса губернского города вызвало оживление в культурной жизни Самары. В 1851 году была основана губернская типография. В 1952 году был налажен выпуск первой местной газеты «Самарские губернские ведомости». К началу XX века в Самаре насчитывалось 11 государственных и частных типографий и более 10 газет и журналов. Особо следует сказать о состоянии образования в Самаре, так как именно во II половине XIX века было создано большинство учебных заведений. К началу XX века их насчитывалось около 50.8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |