на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Влияние средств массовой информации на социальное настроение населения (на примере г. Иванова)


Средства массовой информации вообще и телевидение в частности оказывают огромное влияние на эмоции и чувства. Социолог А. Васищева, отмечает, что СМИ практически постоянно применяют следующие психологические воздействия: убеждение, внушение, нейролингвистическое программирование, мифологию. По ее мнению, за исключением убеждения, остальные его виды являются манипулятивными, то есть имеют вполне конкретные цели, часть из которых скрывается или преподносится в трансформированном, иллюзорном виде. Истинные цели обычно связаны с желанием добиться контроля над сознанием людей и осуществлением на них влияния.

Исследователь С. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» отмечает, что средства массовой информации манипулируют сознанием людей, он выделяет методы и приемы, которые повышают эффективность СМИ в манипуляции сознанием.

Тотальность воздействия. Успех манипуляции зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Сложность выполнения этого правила, прежде всего, в создании у адресата иллюзии независимости, иллюзии плюрализма каналов информации. Для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организаций, политической окраске, жанрам и стилям – при условии, что реально вся эта система подчиняется единым главным установкам.

Отбор событий реальности для сообщений. Над общественным мнением господствует тот, кто определяет структуру потока информации, кто отбирает «факты» и «проблемы», превращая их в сообщения. Социолог А.Н. Тарасов считает, что «телевидение манипулирует массовым сознанием таким образом, что неблагоприятные для системы события, если это технически возможно, вытесняются из информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых, замалчивая, во-вторых, «задвигая» на десятистепенное место другими – сенсационными сообщениями». Таким образом, СМИ широко используют принцип демократии шума – потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации.

Серая и черная пропаганда. Технологии серой и черной пропаганды вошли в обыденную практику СМИ и внутри собственных стран, и за ее пределами. Шире всего применяются приемы серой пропаганды – «информация из первых рук, высосанная из пальца». При этом не раскрывается источник информации, а если источник не идентифицируется, то никакой ответственности СМИ за ложное сообщение не несут.

Большие психозы. Главная функция СМИ в гражданском обществе состоит, как ни парадоксально, в превращении граждан в огромную, но не собранную в одном месте толпу – через массовую культуру и единый поток информации. Часто такие процессы возникают спонтанно, но нередко запускаются целенаправленно, и потом стоит многих усилий их блокировать. Автор приводит в качестве примера крупный психоз, созданный СМИ, в связи с болезнью «бешенства коров» в Англии. Суть была в том, что вдруг во всей европейской прессе пошли статьи об эпидемии болезни коров, которая заразна для людей, хотя реально от этой болезни умерло только десять человек. Под давлением массового психоза руководство ЕЭС приговорило Англию к немедленному уничтожению всех коров в возрасте свыше трех лет, был наложен запрет на экспорт мяса. Если бы эти санкции были реально выполнены, результатом была бы катастрофа английской экономики. Проблема была снята из СМИ какой-то новой сенсацией, так что о «бешенстве коров» все просто забыли.

Одним из приемов манипуляции сознанием, по мнению С. Кара-Мурзы является использование манипулятивной семантики: изменение смысла слов и понятий, то есть «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Например: «Как вы относитесь к домам терпимости?» – спросили Папу Римского, прибывшего в одну из стран. «А разве они у вас есть?» – ответил Папа Римский. На другой день в газетах появилось сообщение: «Первое, что спросил Папа, ступив на нашу землю: есть ли у нас дома терпимости?».

Среди методов манипулятивной семантики автор выделяет:

Упрощение, стереотипизация. В СМИ установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Человек должен воспринимать сообщение без усилий, без внутренней борьбы и критического анализа. Отсюда происходит сведение реальных общественных проблем и явлений к предельно упрощенным и легким для восприятия утверждениям.

Повторение. Для закрепления нужных стереотипов в сознании используется метод повторения. По словам Г. Лебона, «повторение внедряется в конце концов в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы наших действий». Это в полной мере было использовано в коммерческой рекламе. Повторение имеет также функцию связи мыслей. Ассоциируя зачастую разрозненные утверждения, оно создает видимость логической цепочки.

Дробление и срочность. Когда целостный характер социальной проблемы намеренно обходится стороной, а отрывочные сведения о ней предлагаются в качестве достоверной «информации», возникает непонимание, неосведомленность, апатия и, как правило, безразличие. Таким образом, используется метод дробления. Например, статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой. Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность информации. Нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности, так как человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми.

Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем позволяет использование сенсаций, которым придается столь высокая важность, что на них концентрируется и удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно умолчать о важных событиях или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить. Непрерывная бомбардировка сознания действующими на чувства сенсациями, особенно «плохими новостями», выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня «нервозности». По мнению С. Кара-Мурзы, ощущение непрерывного кризиса резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию. Поданная в виде сенсации информация, как правило, принципиально искажает происшедшее событие.

Телевидение, в погоне за рейтингами, на первое место в информационных выпусках часто ставят новости о том, что где-то произошел очередной террористический акт, совершено заказное убийство, к планете Земля летит комета, ожидается наводнение и другие подобные случаи. Таким образом, средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование общественного сознания и социального настроения. Поэтому каждая власть и группа людей, желающая воздействовать на население, стремится обзавестись «своими» газетами, частотами, каналом телевидения и так далее.

В полной мере эти методы используют террористы, пытаясь управлять социальным настроением с помощью страха. Понятие террора ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Главной целью террористов является не убийство конкретных личностей, а именно воздействие на чувства широкого круга людей, поэтому терроризм становится средством психологического воздействия. Главной целью террора является общественное мнение, конкретно, его деморализация или изменение господствующих настроений, создание невротического страха для того, чтобы запуганные люди выполняли действия, которые выгодны террористам или заказчикам, нанимателям террористов. По мнению С. Кара-Мурзы, «самый большой выигрыш получают политики, которые бесплатно пользуются «чужим» терактом». Например рейтинг президента Д. Буша взлетел после атаки террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

Атаки террористов чаще всего направлены на очень широкую группу, поэтому вероятность стать жертвой очень мала. Эта опасность в тысячу раз меньше, чем вероятность стать жертвой катастрофы за рулем автомобиля. Тем не менее, многие не боятся ездить на машине, но боятся террористов. С. Кара-Мурза объясняет это тем, что «сильные мира сего не заинтересованы в том, чтобы мы боялись автомобиля. Поэтому телевидение и не показывает нам с утра до ночи изуродованные трупы жертв автокатастроф. Правящие круги давно научились использовать в своих целях страх, создаваемый террористами…, так что часто трудно бывает точно определить, кем созданы террористические организации, и на кого на самом деле они работают».

Главный вывод, сделанный учеными, в том, что терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно, так как современный терроризм не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило в каждый дом. Исследование, проведенное П.В. Романовым, В.В. Щеблановым, Е.Р. Ярской-Смирновой, показало, что «именно посредством «медиа» субъект террора доносит свое «послание» до общественности, именно через них «публика» узнает об актах насилия, причем СМИ не просто информируют нас о происходящем, но и формулируют определения, подсказывают выводы, задавая рамки интерпретации того или иного события. Там, где СМИ идеологически и политически монополизированы, террора быть не может. При «тоталитаризме» оппозиция не прибегает к террору из-за отсутствия смысла – о теракте общество или не узнает, или будет извещено в самой неблагоприятном для террористов трактовке. Таким образом, подлинный субъект терроризма – СМИ, и это одно из самых сильных средств формирования общественного сознания и отвлечения внимания общества от проблем в области экономики и политики. И государства, и спецслужбы сегодня все шире используют демонстрируемый через СМИ террор для внедрения в массовое сознание «образа врага». Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования, не говоря уже о более крупных целях, таких как вмешательства в дела других стран под предлогом борьбы с терроризмом, как, например, в случае войны с Ираком в 2003 году.

Таким образом, терроризм, как явление современного общества, используется властями для достижения своих целей. В некоторых случаях возможен терроризм без терактов, поводом для СМИ может послужить все что угодно, любая катастрофа. В любом случае человек в состоянии страха становится легко внушаем, поэтому использование техник воздействия на общественное сознание и социальное настроение становится более эффективным.

Воздействие на социальное настроение может приводить к определенным негативным последствиям. Управление социальным настроением связано с доминированием интересов тех или иных социальных групп и сопряжена, с деформациями социального настроения, его дестабилизацией. Взгляды, мнения людей приобретают деформированный характер, представляя компромисс между официальными установками и индивидуальным опытом и устремлениями. Управление социальным настроением осуществляется посредством СМИ, которые навязывают обществу определенную картину мира, которая не соответствует действительности, что приводит к иллюзорному социальному настроению.

Формирование социального настроения происходит с помощью влияния на его эмоциональную составляющую и чаще всего осуществляется с помощью страха. В состоянии страха человек более внушаем и легче поддается манипуляции. Постоянное нагнетание страха приводит к появлению катастрофического социального настроения, которое проявляется в конструктивном или разрушительном поведении. Конструктивное действие возможно в том случае, когда человек сохраняет контроль над своими чувствами. Разрушительные действия не контролируются разумом и могут иметь катастрофические последствия как для личности, находящейся в состоянии паники, так и для окружающих. Следствием катастрофического настроения может так же служить агрессия, высокий уровень насилия и преступности в обществе. По данным исследования, проведенного в 2000 году в рамках научно-исследовательской программы РАО «Социология образования», оказалось, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые пятнадцать минут, а в вечерние часы – каждые десять минут. Обычно и агрессорами, и жертвами оказываются мужчины. Конфликты между ними на телеэкране носят предельно жесткий характер: половина сцен – это убийства, треть – драки или избиения. Женщины становятся жертвами в два раза, а агрессорами – в десять раз реже, чем мужчины. При этом каждая вторая сцена агрессии мужчины по отношению к женщине представляет собой сексуальное насилие. Дети участвуют в сценах насилия крайне редко – похоже, это единственное табу, которое существует на нашем телеэкране.

Большинство ученых склоняются к мысли, что демонстрация насилия в телевизионных программах влияет на повышение агрессивного поведения населения. Это подтверждается исследованиями А. Бандуры. В ходе экспериментальных работ, осуществленных под его руководством в первой половине 60-х годов, детской аудитории показывали, к примеру, снятого на кинопленку взрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого дети играли в комнате, а экспериментатор скрыто наблюдал за ними. Как правило, оказывалось, что в экспериментальной группе при общении детей агрессивные проявления обозначались намного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту. Агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Косвенно все эти выводы подтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевидения в различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частности, убийств. Манипулирование социальным настроением может привести к глубокому социальному стрессу, который связан с неадекватной реакцией на события и чреват сложными, разрушительными последствиями для всего общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что феномен социального настроения является важнейшей характеристикой общественного сознания, которая влияет на социальное поведение людей. Была определена структуру социального настроения, обозначены факторы, влияющие на этот феномен, и предложены классификации социального настроения по различным основаниям. Средства массовой информации играют важную роль в современном российском обществе и обладают как явными, так и латентными функциями, среди которых можно выделить функцию формирования социального настроения. Средства массовой информации и особенно телевидение используют различные методы воздействия на социальное настроение граждан, способствует нагнетанию страха в российском обществе. Итогом становится появление катастрофических настроений, апатии и пессимизма, а пропагандируемые телевидением сцены насилия способствуют распространению агрессивных настроений.


3. Влияние СМИ на социальное настроение жителей г. Иваново

3.1 Программа социологического исследования

Все процессы, происходящие в обществе, влияют на социальное настроение граждан, которое выступает как комплексная оценка людьми своей жизни, важнейший индикатор эффективности работы органов управления. Изучение социального настроения позволяет определять уровень устойчивости общества. Одним из факторов, влияющим на социальное настроение являются средства массовой информации, которые имеют не только явные, но и латентные функции, среди которых функция воздействия на социальное настроение населения. Благодаря тому, что телевидение, обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, его эмоциональное влияние на индивида более сильное.

Основными проблемами, связанными со СМИ, является воздействие на социальное настроение, пропаганда сцен насилия, обилие отрицательных новостей в информационных программах, что отрицательно влияет на социальное настроение людей. Таким образом, СМИ влияют на нагнетание страха в стране, и соответственно на формирование пессимистического социального настроения.

Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – население г. Иваново старше 15 лет.

Предмет исследования – социальное настроение жителей г. Иванова, механизмы влияния СМИ на социальное настроение людей.

Характеристика целей и задач исследования

Цель исследования – проанализировать влияния средств массовой информации на социальное настроение людей.

Задачи исследования:

1.  Определить социальное настроение ивановцев.

— Исследовать удовлетворенность людей своей жизнью.

— Изучить оценку респондентами различных сторон жизни общества: экономической, политической и культурной.

— Выявить социальные ожидания людей о своем будущем и будущем развития страны.

— Оценить мировоззренческий компонент социального настроения населения.

— Выявить специфику социального настроения различных социальных групп.

2.  Оценить влияние СМИ на социальное настроение людей.

— Выяснить, какое место занимают СМИ в структуре досуга и в структуре каналов получения информации.

— Узнать, какое из средств массовой информации пользуется наибольшей популярностью и доверием.

— Сравнить социальный заказ людей в отношении СМИ и основную тематику телепередач и фильмов.

— Узнать эмоциональный настрой телезрителей после просмотра телепередач и фильмов.

—  Определить механизмы формирования СМИ социального настроения граждан.

Логический анализ понятий

В ходе исследования определены и структурированы основные понятия, составляющие предмет исследования.

1. Теоретическая интерпретация основных понятий

Социальное настроение – целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых в процессе практической деятельности.

Средства массовой информации – социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

2. Операционализация понятий.

Заказчиком может выступать государство, политическая партия, кандидат или любая организация имеющая определенные цели. Несмотря на важность этого элемента мы не будем детально рассматривать его в рамках нашего исследования, так как независимо от целей заказчик использует одинаковые механизмы влияния на социальное настроение людей.

Эффективность влияния проявляется через:

·  Место, которое занимают СМИ в жизни людей.

·  Степень доверия людей к получаемой информации.

·  Эмоциональный фон, создаваемый СМИ.

·  Действия людей, в результате манипуляции.

Средства массовой информации оказывают влияние на социальное настроение населения. Наибольшее воздействие оказывает телевидение, т. к. оно является самым распространенным каналом массово-информационного воздействия. Оно охватывает самые разнообразные и широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других средств массовой информации, что обусловлено возможностью применения аудиовизуальных выразительных средств. Влиянию телевидения наиболее подвержена молодежь в 15–17 лет, т.к. именно в этом возрасте мировоззрение и ценностные ориентации окончательно не сформировались, поэтому человек легче меняет свои оценки, взгляды, убеждения.

Телевидение становится для многих основным источником информации. В настоящее время оно пропагандирует сцены насилия, а также влияет на нагнетание страха в российском обществе, создавая определенные социальные конструкты, выгодные владельцам средств массовой информации. Основная тема, транслируемая телевидением, – это борьба с терроризмом, направленная на поиск внешних врагов и используемая для отвлечения граждан от других внутренних проблем страны.

Тип исследования

Проведенное исследование носит характер описательного исследования, которое позволяет получить сведения, дающие комплексное представление о социальном настроении населения. В ходе исследования осуществляется структуризация социального настроения, учитываются факторы, влияющие на данный феномен, приводится его классификация. Исследование проводится на апробированном инструментарии, при использовании нескольких методов.

Методика исследования

Основные методы исследования: анкетирование и контент-анализ.

Для нашего исследования в качестве основного метода исследования выступало анкетировании, поскольку:

1.  в отличие от других конкретно-эмпирических методов изучения социального настроения людей анкетный опрос является более экономичным, простым для реализации;

2.  социологическая направленность исследования, т.е. ориентация на группу людей, а не на отдельную личность, делает неподходящими специфические методы изучения социального настроения, направленные в основном на конкретного человека.

3.  необходимость охватить большое количество людей, имеющих разный возраст, образование и материальное положение делает метод анкетирования наиболее актуальным.

4.  организационная простота и оперативность позволяет в короткий срок опрашивать значительные совокупности людей, что необходимо для нашего исследования.

Анкета включает в себя следующие основные блоки вопросов:

1.  Вопросы, направленные на определение влияния СМИ на социальное настроение граждан

2.  Вопросы направленные, на выяснение социального настроения граждан г. Иваново

3.  Социально-демографический блок вопросов

Другим методом, используемым в нашем исследовании, является контент-анализ. Это строго формализованный вид анализа документальной информации, суть которого состоит в переводе ее в количественные показатели с последующей статистической обработкой. В нашем исследовании применяется структурный анализ, ориентированный на изучение взаимоотношений различного рода материалов, предполагающий комплексный анализ документа для выявления механизмов воздействия на читателя данной информации.

Единицей счета выступают новости.
Смысловая единица анализа – тематика и содержание новостей, комментарии, картинки. В ходе исследования были разработаны классификатор контент-анализа и кодировочные таблицы.

Выборочная совокупность

Для выявления влияния средств массовой информации на социальное настроение населения г. Иваново расчетно-опытным путем определена выборочная совокупность, объем которой составил 250 человек исходя из коэффициента вариаций, равном 36,6%, вероятности – 95% при допустимой ошибке выборки – 5%). Была реализована модель стратифицированной не пропорциональной выборки по двум базисным параметрам: пол, возраст. Таким образом, мы определили пять интервалов:

Распределение респондентов по полу и возрасту в выборочной совокупности

15–17 18–24 25–39 40–54 Старше 55 Итого
Мужчины 25 25 25 25 25 125
Женщины 25 25 25 25 25 125
Итого 50 50 50 50 50 250

В ходе контент-анализа рассмотрено 480 единиц анализа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.