![]() |
|
|
Дипломная работа: Влияние средств массовой информации на социальное настроение населения (на примере г. Иванова)Первым структурным элементом социального настроения является социальное самочувствие. Существует множество определений данного понятия. Общая психология трактует самочувствие скорее с физиологических позиций, как «органическое» самочувствие человека, а в социальной психологии и социологии самочувствие выступает скорее как интегральная характеристика, определяемая в первую очередь социальными факторами. В самом упрощенном виде социальное самочувствие понимается как «синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта». Социолог Л.А. Орлова рассматривает социальное самочувствие как своего рода отражение образа жизни. В рамках данного подхода понятие «социальное самочувствие» отождествляется с «интегральной удовлетворенностью жизнью». Другие ученые, например, Л.Е. Петрова, рассматривают «социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон». В подходе Я.Н. Крупец социальное самочувствие определяется как «интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как некий результат, показатель успешности протекания процесса адаптации». Ж.Т. Тощенко выделяет в социальном самочувствии актуальное знание, важное для личной и общественной жизни человека; эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение. «Результирующим показателем социального самочувствия выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственно окружающей его микросреды». Наиболее полно понятие социального самочувствия раскрывает ученый Л.В. Куликов, который определяет его как показатель общей удовлетворенности жизнью, проявляющейся в оценке индивидом уровня благополучия. Автор считает, что «удовлетворенность жизнью трактуется как некоторая оценка жизненной ситуации, за которой стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности». Благополучие личности связано с удовлетворенностью различными сторонами жизни. Можно выделить следующие виды благополучия личности: — Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении. — Материальное благополучие – удовлетворенность материальной стороной своего существования, полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. — Духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщения к богатствам духовной культуры; осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу; возможность свободного проявления приверженности к своей вере и т.д. — Психологическое благополучие – ощущение внутреннего равновесия, целостности, удовлетворенность своим творчеством. Психологическое благополучие возникает при относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс появляется в случае поступления противоречивой информации, когда текущая ситуация воспринимается как неопределенная. — Физическое благополучие – удовлетворенность потребности в здоровье, хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт. Удовлетворенность различными сторонами жизни напрямую зависит от притязаний. Чем выше притязания, тем ниже уровень удовлетворенности, а это связано с ценностями индивида и его жизненными стратегиями. Так как социальное настроение – это отношение ко всему, что происходит в обществе, вторым компонентом социального настроения является оценка себя в обществе, и оценку различных сторон жизни общества. Оценка себя в обществе проявляется через оценку своей роли и своего социального статуса, оценку своего материального положения, своего уровня и качества жизни, оценку уровня своего образования и культурного развития. Она зависит также от самооценки, которая возникает вследствие анализа своего жизненного опыта, собственной успешности или неуспешности. Оценка различных сторон жизни предполагает, прежде всего, оценку экономической, политической, и культурной сфер общества. При анализе экономики оценивается экономическая ситуация в стране и в городе, а в современных российских условиях также оценка последствий рыночной экономики, поскольку именно от этого в первую очередь зависит материальное благополучие индивида. Кроме того, материальное благополучие зависит от политики государства. В этом случае оценивается эффективность работы органов управления, как на федеральном, так и на региональном уровне, т. к. на социальное настроение жителей регионов происходящие в их городе события могут оказывать большее влияние, чем общероссийские. В зависимости от отношения к властям и их деятельности проявляется уровень протестной активности различных групп населения. Чем негативнее оценка деятельности, тем уровень протестной активности будет выше. Еще одной сферой общества является культура, поэтому социальное настроение также проявляется в оценке духовной жизни общества. Человек оценивает культуру общества, исходя из уровня своего образования, эрудированности, начитанности, духовных потребностей. Можно предположить, что оценка различных сторон жизни общества зависит от удовлетворенности жизнью и напрямую влияет на социальное настроение. Третьим важным компонентом социального настроения является социальная позиция, которая отражает мировоззрение человека как систему его взглядов на мир и представляет собой более или менее «стабильный строй мыслей, … является, прежде всего, продуктом серьезной интеллектуальной деятельности независимо от того, представляет ли оно собой следствие самовоспитания или же результат усвоения вносимой извне информации». Мировоззрение проявляется через убеждения, умонастроения и ценностные ориентации человека. «Убеждения – сознательные мотивы к деятельности, обусловленные знаниями, жизненным опытом и общественными отношениями. В соответствии с убеждениями формируются социальные цели и интересы, определяются средства и направления их реализации. Убеждения являются одним из компонентов готовности к реализации требований и предпочтений социального настроения». Умонастроение, как особый вид социального настроения, обладает относительно устойчивым характером и представляет собой определенную направленность не только безотчетных чувств и переживаний, но и более или менее ясных выраженных мыслей, идей и убеждений. Ученый Б.Д. Парыгин считает, что в пределах одного и того же мировоззрения возможна целая гамма умонастроений: от апатии до революционной активности, от жизнеутверждающего оптимизма до скептицизма. Умонастроение, как элемент социального настроения, неразрывно связан с готовностью к реализации ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выступают в качестве некой призмы, обуславливающей особой угол зрения и отношение к происходящим изменениям. Сквозь призму приемлемых и значимых ценностей личность или группа как бы «пропускает» через себя объективные условия своей жизни, выполняя своеобразную функцию регулятора социальных действий. С ценностями связано понятие жизненные стратегии. Жизненная стратегия – это способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности и, с одной стороны, определяет удовлетворенность индивида различными сторонами жизни, а с другой – представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я» и т.д. В мониторинговом исследовании, проводившемся под руководством ученых О.А. Хасбулатовой и Л.С. Егоровой, обозначены три типа жизненных стратегий: патерналистская стратегия, стратегия выживания и стратегия развития. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятся получить льготы, социальные пособия от государства, и снижение уровня социального обеспечения приводит к распространению у них настроения подавленности или раздражения. Отличительной особенностью стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения себя и своей семьи как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, одежду. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие. В зависимости от жизненной стратегии, человек конструирует свое будущее. Таким образом, мы оперируем категорией социальных ожиданий, которую можно еще назвать деятельностным компонентом. Они включают в себя ожидание будущего развития страны в целом и отдельных сфер общественной жизни, а также представления о своем будущем. В зависимости от социальных ожиданий, человек строит планы на будущее, которые включают методы реализации своей цели. Методы реализации цели, способы достижения благосостояния, напрямую зависят от жизненной стратегии индивида. Таким образом, социальное настроение имеет сложную структуру, каждый из элементов которой взаимосвязан и взаимообусловлен. Лишь рассматривая все структурные компоненты в системе, мы можем понять сущность феномена социального настроения. Важной характеристикой социального настроения является его способность изменяться под влиянием различных обстоятельств. В данном случае можно обозначить внешние и внутренние факторы, влияющие на социальное настроение человека. Внутренними факторами выступают определенные социально-демографические характеристики и личные качества, присущие индивиду. К внутренним факторам следует отнести пол, возраст, образование, семейное положение, род деятельности, настроения в семье и социальном окружении. Также к внутренним факторам относятся психологическая и физиологическая основа человека, в которую входят характер человека, его эмоциональная и чувственная сфера, жизненная стратегия человека, его убеждения и ценностные ориентации. В зависимости от всех этих характеристик, человек по-разному будет реагировать на одну и ту же ситуацию. Например, ученые, занимающиеся исследованием данной проблемы, выявили закономерность, которая показала, что социальное самочувствие, социальное настроение у мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, работающих и безработных сильно отличается. Внешними факторами, влияющими на социальное настроение, можно назвать те характеристики социальной жизни, которые являются общими для многих индивидов. К внешним факторам относят социально-экономические и политические условия. Экономическая ситуация в стране, сложившаяся в тот или иной момент времени, и ее восприятие индивидом влияет на социальное настроение населения. Удовлетворенность индивида состоянием экономики зависит от уровня материального достатка его семьи, положение дел в региональной и в российской экономике. По результатам Мониторинга социального настроения, проведенного в г. Иваново в декабре 2004 г., состояние ивановской экономики оценивается подавляющим большинством опрошенных как кризисное: только 10% жителей дают положительную оценку нашей экономике. Неоднозначно население г. Иванова оценивает влияние рыночной экономики на их жизнь. В целом преобладают негативные оценки, включающие падение доходов, снижение социальных гарантий, зависимость от частных собственников, которая сменила контроль со стороны государства. Подчеркиваются и положительные стороны рыночной экономики: появление широкого ассортимента товаров является следствием рыночной экономики, молодежь, кроме того, отмечает появление возможностей для получения высоких доходов и реализации своих предпринимательских способностей. Таким образом, на формирование удовлетворенности населения экономического стороной жизни оказывают влияние как уровень материального достатка человека, так и состояние региональной экономики и положение российской экономики в целом. Другим фактором, влияющим на социальное настроение, является состояние политики на федеральном и региональном уровне. Решающим фактором оказывается не только состояние политики, но и ее восприятие индивидом. По результатам мониторинга, достаточно сильно распространен идеал сильного государства. Надежда на государство, которая, как показывает анализ работы органов социальной защиты и других служб, не оправдывается, приводит к распространению настроений подавленности и раздражения. В целом анализ политической ситуации в регионе показывает, что она также оказывает преимущественно негативное влияние на социальное настроение населения. Большое значение на формирование социального настроения оказывают средства массовой информации, т. к. именно от интерпретации событий в СМИ зависит восприятие индивидом этого события. Поэтому среди внешних факторов социального настроение уместно выделять средства массовой информации. К средствам массовой информации относят телевидение, радио, прессу, а также интернет. Наиболее эффективным средством массовой информации является телевидение, которое обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а, значит, и более сильного эмоционального влияния на индивида. Таким образом, социальное настроение является сложным образованием, имеющим многоуровневую структуру, каждый элемент которой влияет на социальное настроение в целом. Изучение структуры социального настроения необходимо для того, чтобы определить компоненты, наиболее подверженные влиянию. Факторами, влияющими на социальное настроение населения являются социально-экономические и политические условия жизни, а также пол, возраст, материальное положение индивида, его ценностные ориентации и жизненная стратегия. 1.3 Классификация социального настроения Рассмотрение сущности и структуры социального настроения показало, что данное явление очень сложно и многогранно, его нужно рассматривать с различных сторон. Поэтому целесообразно ввести классификацию социального настроения, которая допускает применение различных логических оснований. В зависимости от субъекта социального настроения, мы можем говорить об индивидуальном настроении, когда его носителем становится индивид, и о массовом настроении, как настроении различных групп и слоев общества. Массовое социальное настроение предстает как настроение различных групп, сообществ в определенную историческую эпоху. По мнению Ж.Т. Тощенко, «…разделение настроения на индивидуальное и массовое имеет большое прикладное значение. Анализ малых групп, небольших трудовых коллективов и организаций невозможен без учета индивидуальных настроений. А незнание и непонимание роли массового социального настроения может привести к серьезным последствиям, например, массовым акциям протеста, что способствует дестабилизации в обществе». Следующим основанием в типологии социального настроения может быть предметная направленность. Так, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский выделяют политическое, этническое, религиозное социальное настроение. Каждый из конкретных видов социального настроения, связанных с определенной деятельностью или мировоззрением, может быть рассмотрен применительно к различным историческим эпохам, разным странам. Социальное настроение можно типизировать по степени устойчивости и длительности. Так, социальное настроение может быть ситуативным, сиюминутным и иметь быстротекущее значение, а может быть устойчивым долговременным образованием. Также виды социального настроения можно рассматривать с точки зрения соответствия ожиданий и реальности. Настроения могут быть окрашены в позитивные тона, когда реальность соответствует ожиданиям. В таком случае мы наблюдаем настроения классовой солидарности, национального чувства, уверенности и бодрости, массового воодушевления и патриотизма. Когда чаяния и действительность особенно расходятся, на передний план выступают настроения недовольства, беспокойства, неуверенности, усталости, страха гнева, возмущения. Большую роль играют средства массовой информации, т. к. именно они воспроизводят реальность с определенной стороны. Можно выделить оптимистическое и пессимистическое социальное настроение. Отечественный ученый Б.Д. Парыгин считает, что подобное социальное настроение «…оказывается уже не следствием лишь данного самочувствия и впечатлений данного периода, а итогом целой серии постоянно повторяющихся впечатлений и переживаний, результатом приобретенного жизненного опыта, успевшего оставить отпечаток в сознании человека. Так, для оптимистически настроенного человека характерно убеждение в том, что «нет худа без добра», что доброе начало обычно побеждает злое. Пессимистическое умонастроение, наоборот, сопровождается, а часто и порождается убежденностью в том, что жизнь – это сплошное страдание, что жизнь, следовательно, не имеет ценности и смысла и т.д.» Отдельным видом пессимистического настроения становится страх. В данной работе он рассматривается не просто как кратковременное чувство или эмоция, а как определенное состояние общества, то есть социальное настроение. Исследование В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова, В.А. Ивановой показывает, что «люди получают свои страхи из двух главных источников: из «первых рук», т.е. их собственного опыта и опыта их семьи; и из «вторых рук», т.е. от других людей, с которыми они вступают в коммуникацию, и из культурных и социальных институтов», прежде всего из средств массовой информации, институтов образования, искусства и литературы. Они выделяют следующие виды страха. Первое деление страхов – на специфические и универсальные. Страхи перед природными бедствиями, войной, голодом, снижением уровня жизни и анархией относятся к универсальным страхам, поскольку могут проявляться во все исторические эпохи. Но существуют и такие страхи, форма и содержание которых меняются от одного периода к другому, например, страх перед Богами в древнем мире. Вторая группа – это социализированные и несоциализированные страхи. Несоциализированные страхи больше приближены к природным реакциям на опасности существования. Второй тип реализовался как страх перед авторитетом, например, страх детей перед отцом в традиционной семье, или страх перед высшим авторитетом, каким является Бог. В ситуации аномии социализированный страх разрушается, ибо разрушены старые нормы, тогда как новые еще не сложились. Результатом этой социальной ситуации является нигилизм, выражающий полное и абсолютное отрицание всех норм, традиций, обычаев и авторитетов. Б.Д. Парыгин считает, что атмосфера жестокой конкурентной борьбы и полнейшего равнодушия к судьбе отдельного человека не может не порождать настроения взаимного недоверия, враждебности человека человеку, ощущение собственной изолированности и незащищенности. Это настроение особенно сильно проявляется в среде молодежи, так как она всегда острее переживает разрыв между идеальными стремлениями и действительностью. Отсюда нервозность, чувство одиночества, тревоги и беспокойства, перерастающее в настроение отчаяния, пессимизма и нигилизма. Следующее типологическое разделение страхов – на индивидуальные и массовые. Индивидуальные, или личностные, страхи уникальны, эти страхи еще называются фобиями. Массовыми же страхами могут быть признаны любые общераспространенные страхи, которые отражают иерархию ценностей и предпочтений, сложившихся в определенном обществе, его слоях и группах. Массовые страхи часто ориентированы на ситуации, складывающиеся в социальной среде, и их динамика гибко следует за этими ситуациями как любое социальное настроение. Таким образом, страхи достаточно подвижны и могут даже доходить до уровня паники. В работе В.Э. Шляпентоха и С.Я. Матвеевой указывается деление страхов на рациональные и иррациональные. Страхи, которые направлены на ясно воспринимаемую определенную угрозу, имеющую высокую вероятность реализации, можно оценить как рациональные. Иррациональные же страхи необоснованны. Один из главных источников иррациональных страхов – интересы идеологов и политиков, которые намеренно использовали необоснованные страхи для того, чтобы достичь своих целей. Часто это делается с помощью средств массовой информации, которые иррациональные страхи стараются показать как рациональные. Страх, являясь видом социального настроения, сохраняет в себе его характерные черты и может определять ту или иную стратегию поведения, побуждая людей действовать в направлении, которое кажется им необходимым для предупреждения грозящих бедствий. Активная реакция на страх может проявиться в конструктивном или разрушительном поведении. Конструктивное действие возможно в том случае, когда мобилизовавший все свои способности противостоять страху человек сохраняет контроль над своими чувствами. Например, страх перед массовым голодом в России в 1992 вынудил россиян сильно расширить частные огороды и обеспечивать себя сельскохозяйственными продуктами. Разрушительное поведение в ситуации страха связано с паническими типами реагирования на ситуацию. В ситуации паники люди могут совершать различные иррациональные действия, хаотичные и импульсивные. Подобные действия не контролируются разумом и могут иметь катастрофические последствия как для личности, находящейся в состоянии паники, так и для окружающих. Частным случаем разрушительного поведения может быть признана агрессия, когда действующие под влиянием страха человек или группа нападают на источник страха, или на то, что ей представляется таковым, однако страх может разоружить людей перед лицом опасности – в этих случаях люди остаются безучастными, игнорируют и даже отрицают наличие угрозы, то есть, страх может привести к появлению апатии. Зачастую в периоды социальной мобилизации, когда необходимо проявлять активные действия, люди начинают считать, что от них ничего не зависит, и они проявляют пассивность, даже если и убеждены в негативном ходе событий. Для апатии характерна социально-политическая индифферентность, безразличие, отсутствие как приподнятости, так и упадка духа. Эскапизм – крайняя форма такой реакции, при которой люди игнорируют угрозы и считают, что их не существует, несмотря на поступающую информацию. Наконец, когда страх становится постоянной характеристикой сознания, то можно говорить о формировании катастрофического настроения, непременным составляющим которого является вера в грядущую катастрофу и страх перед ней, проистекающий из этой веры. Субъект с катастрофическим настроением может бояться гибели своего этноса, социальной группы или слоя; его может страшить неустойчивость социального порядка, хрупкость важных социальных институтов, например, государства; наконец, он может верить в приближающуюся гибель человечества, планеты и даже Вселенной. Катастрофические настроения могут транслироваться всеми возможными способами, начиная от панических слухов, до установившейся тональности в средствах массовой информации. Постепенно на какой-то период катастрофическое сознание может стать массовым, если не доминирующим. По мнению ученых В.Э. Шляпентоха и С.Я. Матвеевой, «…в разваливающемся СССР массовые катастрофические настроения можно было наблюдать в конце 1991 года, когда в Москве, например, магазины остались почти без всяких товаров. Возможно, что этот страх перед голодом и ощущение надвигающейся катастрофы заставили массы смириться с Гайдаровскими реформами. Ибо что бы сейчас не говорили оппоненты Гайдара, он выполнил свое обещание наполнить магазинные полки. На фоне постоянного дефицита, который поколения людей, выросших в условиях советской власти, воспринимали как естественное условие существования, это выглядело почти как чудо». Настроение страха, тревоги, беспокойства порождается неустойчивостью социального положения, неуверенностью в завтрашнем дне и особенно характерно для переходных обществ. Именно поэтому мы большое внимание уделили рассмотрению пессимистических видов социального настроения. Тем не менее, существуют и другие виды социальных настроений, связанные с оптимистическим полюсом, а также социальные настроения, которые можно отнести к промежуточным формам. К такому виду можно отнести настроение сомнения, которое характеризует не уже утвердившееся отношение ко всей совокупности социальных материальных и духовных ценностей, а еще не ясное, не устоявшееся, наметившееся или намечающееся, но пока не сложившееся отношение к определенным нормам поведения. Сомнение и скептическое настроение играют положительную роль двигателя, импульса человеческой мысли в той мере, в какой они способствуют поиску и обоснованию новых, более плодотворных идей и решений. Однако, превращаясь из частного способа познания в господствующий и единственный метод, способ мировосприятия, сомнение, как правило, становится тормозом на пути познания мира. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |