на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Влияние средств массовой информации на социальное настроение населения (на примере г. Иванова)


К видам социального настроения, относящимися больше к оптимистическому полюсу, можно отнести консерватизм и энтузиазм. Консерватизм выражает полное принятие действующих социальных норм. Для консерватизма характерно осторожное отношение к жизни, сдержанность, нежелание производить изменения, реформы, нововведения. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого. Энтузиазм, как социальное настроение, возникает, когда индивид, принимая социальные нормы, желает их позитивно изменить. Он предпринимает активные попытки к улучшению не только собственной жизни, но и жизни общества.

В связи со сложностью феномена социального настроения обосновано введение различных классификаций, в которых находят отражения наиболее важные характеристики социального настроения. В контексте нашего исследования наиболее значимой является последняя классификация, в которой мы объединили труды ученых Б.Д. Парыгина, В.Э. Шляпентоха, С.Я. Матвеевой, поскольку она позволяет показывает, что социальное настроение развивается очень динамично и может перетекать из одной формы в другую.


2. Влияние СМИ на социальное настроение населения

2.1 Понятие, виды и функции СМИ

В современном российском обществе большое значение приобретают массовые коммуникации и средств массовой информации. Массовая коммуникация есть массово-информационная деятельность, характеризующаяся сбором, обработкой и распространением информации. В процесс этой деятельности включены две составляющие массовой коммуникации:

—  журналистика, собирающая и обрабатывающая информацию в соответствии с определенными системами ценностей субъектов;

—  средства массовой информации, осуществляющие технический процесс трансляции данной информации в массовое сознание.

Средства массовой информации играют важную роль в системе массовых коммуникаций, являясь основным способом и средством массовой коммуникации. В рамках нашего исследования возникает необходимость разграничения понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Понятия «информация» и «коммуникация» характеризуют коммуникативный процесс с разных сторон. Информация есть средство осуществления коммуникации, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании индивида самыми различными средствами, например, наблюдением за окружающей средой. Коммуникация любого вида предполагает, в отличие от информации, наличие сознания. Смешение понятий информации и коммуникации связано с тем, что социальная информация, циркулирующая на всех уровнях социума, также предполагает наличие сознания, как, впрочем, и все социальные процессы, так или иначе связанные с деятельностью человека. Интересующая нас функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации, которая реализует ее при помощи информации. Тем не менее, массовая коммуникация является массово-информационной деятельностью, так как проявляется посредством массовой информации. Поэтому использование термина «СМИ» в качестве канала распространения информации будет достаточно корректным и правильным.

Средства массовой информации обладают рядом функций, изучением которых занимались множества ученых: Г. Лассуэлл, К. Райт, Д. Мак-Куэйл, С. Сиберт, У. Шрам, Т. Питерсон, И.П. Магай, Е.П. Прохоров, С.Г. Коростенко, Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева, Л.Г. Свитич, Т.В. Науменко, В.П. Конецкая и др. На основе трудов данных исследователей мы выделили следующие явные и латентные функции средств массовой информации. Явными функциями являются следующие:

Информационная функция – основная функция СМИ, которая заключается в предоставлении актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Добываемая и передаваемая СМИ информация включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Функция социализации означает усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие.

Среди других явных функций можно выделить развлекательную функцию, функцию релаксации, экономическую функцию и др.

К латентным функциям можно отнести следующие:

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулирования и управления общественным сознанием и осуществление функции социального контроля. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п.

С этой функцией связана функция формирования общественного мнения о тех или иных социальных институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества, а также о событиях, происходящих в стране и в мире. Так, например, у людей формируются мнения по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте – о политических деятелях, других странах и т.д.

Функции артикуляции и интеграции – СМИ также выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять свои интересы.

Мобилизационная функция – все рассмотренные выше функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным действиям. Однако в наши дни эта функция уже не воспринимается как исключительно положительная. Существует множество примеров того, как средства информации воздействовали на детскую психику, провоцируя самые кровавые преступления. С другой же стороны они, наоборот, производят «убаюкивающий» эффект, переводят зрителя в состояние пассивного восприятия.

Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не может правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых социальных и политических процессов. Средства массовой информации позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму своего собственного видения социальной и политической реальности.

Следует отметить, что средства массовой информации не только влияют на оценку политической, экономической и социальной жизни, но и формируют определенные социальные настроения. Поэтому, можно говорить еще об одной латентной функции СМИ, а именно формировании социального настроения граждан. Социолог Т.В. Науменко делает вывод о том, что влияние средств массовой информации нередко принимает форму манипуляции общественным сознанием и социальным настроением. «Манипулирование в деятельности массовой коммуникации есть способ управления поведением массовой аудитории, … психологическое воздействие, по-разному влияющее как на отдельных индивидов, так и на различные социальные группы».

Подводя итог, можно сделать вывод, что средства массовой информации выполняют как прямые, так и латентные функции. Кроме таких важных функций как информационная, культурологическая, развлекательная и функция социализации, средства массовой информации формируют, общественное сознание и социальное настроение, что может привести к появлению определенных убеждений, установок и, в конечном итоге, изменить поведение граждан.

Несмотря на общие характеристики и функции средств массовой информации, каждый канал имеет свои особенности, проявляющиеся в процессе массово-информационного воздействия на массовое сознание и социальное настроение граждан, поэтому мы можем говорить о структуре системы средств массовой информации, в которую входят:

Печать. Носителем информации, распространяемой по каналам прессы, является отпечатанный текст. Это определяет некоторые особенности его воздействия и восприятия массовой аудиторией: читателю предоставляется возможность обзорного знакомства сразу со всем номером газеты или журнала, к печатному изданию можно вернуться для повторного чтения, газету или журнал можно читать в перерывах, в транспорте, не выделяя для этого специальное время досуга, наконец, пресса создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, т. к. читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, к его ритму и последовательности. Однако при всех положительных сторонах печати существует и ряд свойственных ей недостатков: недостаточная оперативность прессы, чтение и понимание материалов газет и журналов требует определенного уровня грамотности, ограниченная возможность эмоционального воздействия на читателя, ибо пресса не имеет возможности воздействовать на аудиовизуальные каналы восприятия. Поэтому пресса рассчитана, прежде всего, на аналитическое восприятие информации.

Радио. С момента появления и до наших дней радио является устойчиво популярным средством массовой информации. Радио – самый оперативный канал информирования населения, его оперативность выше телевизионной, не говоря уже о прессе. Также радио удобно для использования, т. к. для знакомства с информацией слушателю нет необходимости отрываться от той или иной работы. Таким образом, радиоинформация заполняет собой те «ниши», которые недоступны для заполнения информацией прессы и телевидения. Радио, ориентированное преимущественно на слуховое восприятие информации, оказывает ни с чем не сравнимое психологическое воздействие на аудиторию, ибо в силу ассоциативности человеческого мышления слуховые образы переводятся в зрительные. Радио на сегодняшний момент является самым доступным средством массовой информации с точки зрения финансовых затрат и возможности доставки информации. В силу своей абсолютной распространенности радио стало первым международным средством массовой информации, способствуя тем самым созданию мирового сообщества. Однако при всех достоинствах у радио существует ряд недостатков: невозможность сохранить информацию без специально направленных на то усилий. Отсутствие видеоряда способствует быстрому отвлечению внимания.

Телевидение является самым распространенным каналом массово-информационного воздействия, при этом имеющим самое большое влияние на массовую аудиторию. Оно охватывает самые разнообразные и широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других средств массовой информации.

Телевидение имеет возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность в зоне действия передатчика проникать в любую точку пространства, а также возможность применения аудиовизуальных выразительных средств. Это способствует тому, что телевизионные образы легко воспринимаются большинством населения. Возможность прямой передачи, прямого эфира позволяет одновременно совместить само событие и его отображение на экране. Телепрограмма, имеющая аудиовизуальное оформление и разворачивающаяся в режиме реального времени, обуславливает особую ее достоверность и, тем самым, повышает возможность информационного воздействия на массовое сознание. Учитывая зрелищность телевидения, значительно увеличиваются возможности привлечения и удержания внимания аудитории за счет трансляции самых разнообразных развлекательных передач. Технические возможности монтажа видеомагнитной записи позволяют использовать запись прямой передачи при создании другой передачи, преследующие другие цели информационного воздействия на аудиторию. Телевидение имеет возможность использовать весь спектр как вербальной, так и невербальной информации. Значение приобретает не только само содержание информации, но и то, как и кем она подана.

Недостатки телевидения состоят в том, что для просмотра телепередач необходимо специально выделенное время, то есть полноценное потребление информации трудно совместимо с выполнением других дел, передачи телевидения можно принимать только в зоне действия передатчика. Одновременное транслирование различными телевизионными каналами разного рода информации ставит телезрителя перед необходимостью пропускать часть программ. При всех достоинствах наличия видеоряда, чрезмерное увеличение зрелищности приводит к снижению качества информации.

В последнее десятилетие стало развиваться еще одно средство коммуникации – Интернет. Тот факт, что Интернет является одним из самых распространенных современных средств информации и коммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Интенсивность его распространения как количественный показатель тоже очевидна, однако о массовости распространения вряд ли может идти речь. В литературе, анализирующей деятельность массовой коммуникации, время от времени высказываются позиции, относящие Интернет к средствам массовой информации на основании больших объемов циркулирующей информации, а также относительно большой включенности аудитории. Однако существуют представители и других точек зрения доказывающие, что Интернет не обладает необходимыми характеристиками для отнесения его к массовым коммуникациям. В любом случае такая сложная и востребованная форма как Интернет найдет свое место в коммуникативном пространстве.

Таким образом, массовая коммуникация и средства массовой информации играют большую роль в жизни современного общества, являются неотъемлемой частью социальной жизни. Каждое из средств массовой информации оказывает воздействие на граждан, однако, телевидение, по нашему мнению, оказывает наиболее сильное влияние. Оно является самым популярным и имеет звуковые и видеовозможности, а интернет, обладая подобными возможностями, еще не приобрел такого широкого распространения среди всех слоев населения. Таким образом, в своем исследовании основной акцент мы сделаем именно на телевидении.


2.2 Направления влияния СМИ на различные компоненты социального настроения населения

Эффективность воздействия средств массовой информации на социальное настроение людей заключается в том, что они являются одним из главных источников получения информации о событиях, происходящих в стране и в мире. Рассмотрим влияние СМИ с точки зрения структуры социального настроения. В нашем исследовании были выделены следующие структурные компоненты: социальное самочувствие, оценка, социальные ожидания и социальная позиция.

Первым компонентом социального настроения является социальное самочувствие, как показатель общей удовлетворенности жизнью, проявляющейся в оценке индивидом уровня благополучия. СМИ активно влияют на социальное самочувствие, так как зачастую формируют установки и убеждения человека, которые влияют на его притязания. Многие люди соотносят свой образ жизни, материальный достаток, социальный статус с образом жизни других людей, показываемых по телевидению и в других средствах массовой информации. Если человек оказывается неудовлетворенным своим социальным статусом и материальным положением, у него ухудшается его социальное самочувствие и социальное настроение.

Немаловажным фактором является то, что СМИ выступают одним из главных источников получения информации, поэтому они влияют на психологическое благополучие человека, его душевный комфорт. Психологическое благополучие возникает при относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Средства массовой информации являются зеркалом, в котором общество наблюдает все процессы своей жизни. Тем не менее, в этом зеркале предметы отображаются выборочно, и в поле зрения аудитории попадает лишь то, что считается значимым с точки зрения журналистов. В.М. Розин высказывает следующий тезис: «средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В рамках подобных, почти виртуальных реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и его мысли, мироощущение». Средства массовой информации погружают нас в определенные типы существования, навязывают их нам. Сегодня грань между вымышленными и реально проживаемыми событиями весьма незначительна: часто вымышленные, но ярко поданные прессой события выглядят даже более убедительными.

Таким образом, по мнению многих исследователей, современная картина социального мира наполнена «языком лжи», навязывая ему строго определенную «грамматику коммуникаций», идеал социальной среды и социального окружения.

С психологических благополучием человека тесно связан другой компонент социального настроения, а именно мировоззрение человека как система его взглядов на мир и его ценностные ориентации. Ценности как элемент социального настроения, влияют на его формирование. Если в обществе преобладают духовно-нравственные ценности, то отсутствие богатства не будет восприниматься негативно, и социальное настроение будет более оптимистичным. Навязывание СМИ ценностей западного общества, таких как индивидуализм, богатство, независимость, приводит к ломке устоявшихся ценностей. Старая иерархия ценностей не успевает изжить себя, вплетаясь в новую, и способствует дестабилизации. Существует мнение, что общество переживает кризис в форме «культурного шока». При этом сам «культурный шок», как субъективно переживаемый дисбаланс, зависит от дистанции в межкультурной коммуникации, несхожести взаимодействующих иерархий ценностей. В результате происходит ломка стандартов поведения, нарастают враждебность, агрессивность, инверсия ценностей и коррозия моральных норм, а впоследствии – развитие девиантных установок и аномальных социальных настроений.

Ценностные ориентации влияют на выработку жизненной стратегии, которая представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я». В зависимости от жизненной стратегии, человек конструирует свое будущее на основе социальных ожиданий, которые также являются элементом социального настроения. Средства массовой информации могут создавать как отрицательные, так и оптимистические установки. Не имея реальных положительных результатов в сиюминутной жизни, люди при помощи пропаганды полагают, что «все лучшее – в будущем». Фальсификация информации в данном случае связана с искажением картины мира за счет изменения реальных параметров социальной жизни в сторону их идеализации и т.п. Резкое расхождение на этом фоне «того, что есть» с «тем, как надо» порождает в конечном итоге устойчивое циничное настроение. Итогом становится нигилизм, глубокое недоверие к официальным институтам и любым видам коммуникаторов. Фальсификация информации, таким образом, препятствует выработке новых адекватных стратегий поведения.

На этом фоне особенно активное значение приобретают слухи, сплетни и т.д., выступающие как средства, нацеленные на «восполнение» и «исправление» ложной информации. Как правило, фальсификация информации приводит к быстрому развитию процессов отчуждения в обществе. Ограничение, искажение, умалчивание социальной информации ведет к формированию у населения тревожных ожиданий, к утрате социального оптимизма, что негативно сказывается на социальной стабильности и может быть использовано как механизм деконструкции государственных структур и социальных связей.

СМИ играют большое воздействие на оценку различных сторон жизни, т.е. экономической, политической, и культурной сфер общества. В данном случае, т. к. любая социально значимая информация содержит оценку того или иного события. Ежедневно мы слышим мнения и оценки в различных СМИ по поводу экономики, политики, культуры и т.д. По мнению Е.С. Березовской, степень влияния средств массовой информации на суждения и оценки людей тем выше, чем дальше отстоит от непосредственного опыта людей сфера, которая отражается в информационных материалах. Каждый канал телевидения или каждая газета демонстрирует собственный взгляд на различные стороны жизни, стремясь создать иллюзию независимости. Тем не менее, все СМИ действуют по одной схеме, вписывающейся в общий контекст управления социальным настроением.

Особенностью социального настроения является то, что это эмоционально-рациональное отношение ко всем событиям, происходящим в обществе. СМИ воздействуют не столько на рациональную, сколько на эмоциональную его составляющую. Ученый А. Моль писал: «Толпу убеждают не доводами, а эмоциями. Фактически всякая аргументация опирается на латентные структуры сообщения. Эти структуры носят логический характер лишь в случае сообщений, так или иначе связанных с наукой». Для воздействия на сознание и социальное настроение годятся любые чувства – если они помогают хоть на время отключить здравый смысл. Например, хороший, оптимистический настрой аудитории повышает меру убедительности сообщения, стимулирует позитивное мышление, укрепляя ассоциативные связи между эмоциональным состоянием аудитории и содержанием сообщения. В хорошем настроении, с позитивными установками аудитория склонна принимать импульсивные решения, полагаясь на косвенную информацию. Вместе с тем, иногда убедительность сообщения повышается и благодаря апеллированию к негативным эмоциям. Едва ли не главным чувством, которое шире всего используется как инструмент управления, является страх. По мнению ученых С.Я. Матвеевой В.Э. Шляпентоха, «социальная коммуникация по поводу страха включает многих субъектов, некоторые из которых заинтересованы по тем или иным причинам в продуцировании и распространении страхов. Ученый Д.Б. Дондурей высказывает мнение, что запугивание страны ужасающим настоящим и беспросветным будущим стало самым перспективным бизнесом. «Массовая популяризация страха и неверия в собственные силы, насилие над идеалами дают ощущение нестабильности всего уклада жизни. В мутной воде легко строить империи, консолидировать власть, подминать под себя государство. И зарабатывать, зарабатывать…».

Таким образом, средства информации и доминирующие идеологии наиболее ответственны за распространение различных страхов. По мнению Е.Н. Юдиной, «различные телеканалы словно соревнуются в том, кто больше испугает телезрителя, покажет больше окровавленных жертв трагедий или бьющихся в истерике родственников жертв авиакатастроф». Автор отмечает, что эмоциональное воздействие телевидения может быть усилено соответствующими комментариями. «Например, загорелась Останкинская башня, само по себе событие достаточно зловещее, но комментарий не лучше: «В 2003 году нас ожидает волна техногенных катастроф». Серьезность последствий подобной информации трудно переоценить». Данный прием известен хорошо и особенно часто применяется во время избирательных кампаний. Те, кто его применяют, заинтересованы в том, чтобы народ испытывал определенные социальные страхи, поскольку в этом состоянии человек очень внушаем, у него снижается критичность мышления, ослабляется действие здравого смысла, он легко становится объектом определенных воздействий. Ученые С.Я. Матвеева и В.Э. Шляпентох считают, что политики с помощью СМИ специально нагнетают массовые страхи, «стараясь получить имидж единственных спасителей нации от якобы неминуемых катастроф». По их мнению, предвыборная кампания президента Ельцина в 1996 году была основана на том, что победа коммунистов приведет страну к катастрофе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.