![]() |
|
|
Реферат: Теория экономического прогнозирования
При разработке долгосрочных прогнозов объем информации может быть несколько сокращен в силу большой степени инерционности показателей и эволюторного характера их развития. Внимание при прогнозировании при этом должно уделяться количественной оценке влияния «фоновых» параметров, формирующих внешнюю среду. В краткосрочном периоде все больше возрастает зависимость результатов прогноза от объема информации. С информационным обеспечением прогнозного моделирования связан ряд проблем, которые во многом объясняются Действующей в настоящее время практикой учета и отчетности. Во-первых, действующая государственная отчетность, ориентированная в основном на внешних пользователей, имеет периодический характер, где отсутствует информация по более мелким интервалам времени. Для получения более точных и надежных прогнозов необходимым является отслеживание устойчивой сопоставимой динамики, охватывающей как минимум 7-8 интервалов. Эта проблема особенно актуальна для информации о стоимостных показателях, которая наиболее подвержена влиянию факторов неопределенности и зачастую трудно сопоставима. Во-вторых, использование данных первичного учета для разработки прогнозов и принятия на их основе управленческих решений осложняется из-за отсутствия единообразия форм первичного учета, большого объема оперативной информации, которая зачастую носит разрозненный характер и не всегда систематизирована. В-третьих, на предприятиях часто слабо организован сам процесс сбора и подготовки информации для последующих управленческих решений, носящих перспективный характер, практически отсутствует ответственность за подачу несвоевременной и неточной информации со стороны лиц, исполняющих учетные функции. Для сведения к минимуму отмеченных недостатков в информационном обеспечении системы управления деятельностью предприятий и, особенно сложных интегрированных структур, можно предложить использование элементов управленческого (производственного) учета, широко используемого в зарубежной практике [17]. Управленческий учет в отличие от финансового, имеющего ориентацию на внешних пользователей, обеспечивает информацией лиц, ответственных за принятие перспективных решений. При разработке экономических прогнозов на уровне хозяйственных структур информация может быть запрошена администрацией (дирекцией) немедленно, по мере необходимости. Учитывая, что принимаемые решения носят прогностический характер, менеджеры нуждаются в детальной информации о предполагаемых объемных показателях, затратах и доходах. Если в настоящее время данные об объемах производимой и реализуемой продукции подаются менеджерам достаточно оперативно, то про производственные затраты этого сказать нельзя, хотя эффективное управление производством на предприятиях невозможно без развитой, хорошо отлаженной системы учета производственных затрат. Отмеченные ранее недостатки в системе учета приводят к тому, что прогноз затрат становится очень приближенным и не учитывает реальную экономическую ситуацию на местах возникновения затрат. Отсутствие персональной заинтересованности менеджеров центров ответственности за понесенные затраты приводит к частым сбоям в подаче информации, к искажению подлинного уровня затрат {преуменьшению или, наоборот, «раздуванию» расходов структурных подразделений). Особенно сложным становится формирование репрезентативной выборки по затратам и их элементам в краткосрочные периоды времени (недели, месяцы), что затрудняет вычисление сметных уравнений, широко применяемых в западной практике учета для прогнозирования характера поведения затрат (особенно при оптимизационном прогнозировании). Расчет сметных уравнений для каждого элемента затрат необходим в силу того, что затраты по отдельным элементам и статьям изменяются неравномерно в зависимости от объемов производства: одни носят ярко выраженный переменный характер (материалы, топливо, энергия); другие - постоянный (общецеховые и общепроизводственные расходы, амортизация); третьи являются смешанными, полупеременными (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования). С помощью сметных уравнений определяют вид, тесноту связи между затратами, долю постоянных затрат в их общей сумме и прогнозируют поведение себестоимости и отдельных элементов на определенный период с достаточной степенью точностью. Имея сметные уравнения, легко можно при прогнозировании вносить поправки на инфляцию (так как разные составляющие затрат инфлируют неравномерно), что также повышает качество прогнозов. В нашу задачу не входит описание всех методов деления затрат на постоянные и переменные. Они хорошо изучены, им посвящено множество книг и монографий [3, 17, 18], Из числа наиболее часто используемых можно назвать метод высшей и низшей точки, метод наименьших квадратов, метод корреляции и т.п. Надежность использования этих методов можно повысить, проводя тщательный качественный предварительный анализ данных. Исследовать поведение различных видов затрат в зависимости от объемов производства можно при помощи вычислительной техники и стандартных статистических программ. Вводя дополнительную информацию о меняющихся затратах, можно с помощью таких программ легко корректировать параметры прогнозных уравнений и подсчитывать ожидаемые расходы. Применение средств вычислительной техники при решении прогностических задач обеспечивает, с одной стороны, оперативное, нетрудоемкое их решение, а с другой - хорошее качество информации, получаемой для перспективного анализа и проведение на его основе прогноза. Кроме внедрения в производственную и учетную практику хозяйствующих субъектов элементов управленческого учета, необходимым является создание системы раннего предупреждения, то есть особой информационной системы, благодаря которой руководство предприятия должно получать сведения о потенциальных опасностях, грозящих от внешней среды и (или) внутренней среды самого предприятия, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями. Данные раннего предупреждения выступают в роли своеобразных индикаторов и показывают их влияние на динамику оборота и прибыли в случае, когда менеджерами не принимаются никакие меры. По сути, речь идет о комбинированной прогнозно-аналитической информации, которая исходит из, во многом, скрытых явлений и позволяет спрогнозировать их воздействие с высокой заданной вероятностью. Процесс создания системы раннего предупреждения должен включать следующие этапы [36]: 1. Определение области наблюдения. При этом в соответствии с целями предприятия определяются
потенциальные источники опасности, которые могут служить причиной кризисного развития
предприятия. Внешними областями наблюдения могут быть специфические рынки
(местный, региональный, внешний), технологические сферы; внутренними - продуктовые программы. Схематично внешние и
внутренние области наблюдения 2. Определение индикаторов раннего предупреждения (об объемах заказа, ценах на рынках снабжения и сбыта, об инвестициях и т.п.). 3. Определение целевых показателей и интервалов их изменения по каждому индикатору. Определение задач для центров обработки информации. При этом периферийными элементами (датчиками), которые улавливают изменение индикаторов, могут быть менеджеры всех подразделений хозяйственной структуры. В ряде случаев возможна децентрализованная оценка сигналов раннего предупреждения, а централизованная обработка может быть возложена на службы маркетинга и планово-экономический отдел, группу прогнозирования.
![]()
Рис. 43. Области наблюдения в системе раннего предупреждения 5. Формирование информационных каналов. Речь идет о структурировании информационных связей между внешней средой, структурными подразделениями и системой раннего предупреждения, а также между этой системой и ее пользователями - руководителями всех уровней. Сбор, документирование и обработку информации раннего предупреждения следует осуществлять при помощи компьютерной техники и современных информационных технологий. Новые информационные технологии включают: • • новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ; • новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест; • технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации; , • новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, систем моделирования с различными формами представления моделируемых ситуаций и т.п. Внедрение новых информационных технологий в управленческую и прогностическую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информационно-коммуникационного процесса прогнозирования на качественно новом уровне. Создание ориентированной на результат системы раннего предупреждения требует полной автоматизации обработки информации, что обусловлено большим объемом данных, которые должны быть обработаны и сохранены, необходимостью обращения к различным целям и исходным данным, большим количеством расчетных операций, которые необходимо выполнить в короткое время, чтобы своевременно подготовить текущую проблемно структурированную управленческую информацию. В сложной хозяйственной структуре такая автоматизация возможна на основе создания интегрированной информационно-управленческой системы (УИС), которая позволит: • получать машинное представление широкого спектра управленческой информации (плановой, оперативной, контрольной, прогнозной) в документированной форме: • обсчитывать на ЭВМ и представлять программируемые виды (процессы) управленческой деятельности. Достоинство такой системы - ее ориентация не только на прошлые периоды, но и на будущее. В отличие от автоматизированных систем плановых расчетов (которые в настоящее время используются на большинстве предприятий) в системе УИС должна учитываться прогнозная информация, подготовленная на базе расчетных моделей, в соответствии с принципом замкнутого контура управления, а на базе прогнозных, контрольных показателей и Данных раннего предупреждения формироваться информация для регулирующих воздействий. Во многих хозяйственных структурах, учитывая их системную сложность, создать всеобъемлющую информационно-коммуникационную сеть предприятия практически невозможно. Однако, если первоначально нельзя достичь полной интеграции, то возможно создать локальные субсистемы (например, по центрам ответственности), которые формируются в отдельности, а в дальнейшем могут быть объединены в замкнутую информационную сеть, где получают большое количество информации и проводят машинную подготовку принимаемых прогнозных решений. В связи с этим функциональные связи между субсистемами должны быть учтены уже на первой фазе реализации, и должна существовать единая концепция создания глобальной системы. Внедрение такой системы позволит упорядочить документооборот, исключить несогласованность документов, ускорить процесс их формирования, улучшить качество принимаемых решений. Работоспособность информационной системы во многом будет зависеть от характера данных, поступающих из различных подразделений предприятия. Новый подход к прогнозированию (прежде всего краткосрочному) приведет к увеличению информационных потребностей и расширению перечня исходных данных, необходимых для осуществления прогноза. В результате формируется новая информация о доходности и рентабельности подразделений предприятий и видов продукции, составляются модели трендов объемных показателей, сметные уравнения ожидаемых затрат по центрам ответственности, информация о минимально необходимых выплатах из прибыли, о портфеле заказов по поставщикам, подрядчикам, покупателям и заказчикам и т.д. Вся перечисленная информация, включая традиционные учетные данные, содержащиеся в официальной статистической и финансовой отчетности, составляют банк базовых данных, являющихся входной информацией для банка моделей. Для получения на основе этих данных управленческой информации их следует подвергнуть обработке специальными программами обобщения данных, и тогда они уже в обобщенном виде послужат материалом для управления на различных ступенях иерархии. При создании интегрированной УИС устраняется негативное воздействие искусственных границ между подразделениями. Информационные потоки в интегрированной системе становятся естественным отражением действительных взаимосвязей всех процессов в рамках предприятия и позволяют создать имитационную модель сложной хозяйственной структуры. Используя имитационные и оптимизационные модели из банка управленческих моделей (например, балансовые модели, экстраполяционные модели, сметные уравнения), можно определить воздействие изменений в производственной программе и потенциале предприятия или влияние изменения стоимостных параметров на высшие конкретные (стоимостные) цели предприятия, что может служить основой для принятия необходимых решений руководством предприятия. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозированию являются: • сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации; • подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; •
формирование и
организация функционирования рабочих органов Рациональная организация работ по прогнозированию должна обеспечивать оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на проведение прогнозирования. Выполнение этих требований возможно при соблюдении определенных принципов организации работ по прогнозированию, представленных в табл. 5.1. Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре должно существовать специализированное подразделение, работу в котором должен координировать и возглавлять один из высших руководителей, так как в противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно эффективной. При решении организационных вопросов необходимо установить, будет ли весь прогнозный расчет выполняться штатными сотрудниками или будет принято решение по привлечению специализированной консалтинговой организации. При разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических прогнозов в ряде случаев целесообразно привлекать внешних консультантов. Для такого привлечения существует ряд аргументов: 1. Прогнозирование требует
профессионализма: специалист лучше 2. Выполняя прогнозные работы в различных
областях деятельности, Не являясь штатным сотрудником,
внешний консультант больше
Таблица 5.1. Принципы организации работ по прогнозированию
Привлечение консультантов-экспертов при разработке прогнозов обосновано на стадии сценарного прогнозирования, где требуется большое число экспертных оценок, аналитических расчетов. Если же принято решение о прогнозировании силами штатных сотрудников, то руководитель должен определить: - перечень и характер участия подразделений в этой работе; - методику, формы, сроки выполнения работы; - ответственных за выполнение различных операций; - порядок принятия и реализации прогноза. Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы (см. п.п. 1.1, 1.3): сбор, анализ и корректировка материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и проблем повышения качества продукции; разработку прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы. Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабатывается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования.
Рис. 5.1. Вариант структурной схемы цикла прогнозировании Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение. Таким образом, на практике имеет место прогнозный цикл (рис. 5.1) [8], включающий осознание проблемы, определение цели прогнозирования, критериев оценки прогноза, прогнозирование и принятие решений на основе прогноза, распределение ресурсов, мотивацию участников процесса, практическую реализацию прогноза, контроль и оценку результатов. Общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к следующим основным этапам: •
предпрогнозная
ориентация (программа исследования). Уточнение • анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов показателей; • разработка сценария развития среды и определение прогнозного горизонта; • разработка типового представления объекта прогнозирования; •
построение серии
гипотетических (предварительных) поисковых • проведение прогнозного моделирования; • оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза; • анализ результатов прогнозирования; • выработка по результатам анализа рекомендаций для принятия решений в сфере управления; •
экспертное
обсуждение прогноза (экспертиза) и рекомендаций, их Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабатывается, а также основными направлениями научно-технического прогресса, которые зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке. Чем более устойчивый характер имеют тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования. Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на практике означает разработку научно обоснованного оптимального плана повышения эффективности производства на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение. 6. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Анализ ретроспективный— метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального, экономического развития объекта для формирования стратегии Верификация- проверка истинности (адекватности) прогнозной модели. Вероятность - степень возможности свершения данного события (изменяется от 0 до 1). ‘’Дерево целей’’ - структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана. Динамический ряд - временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. Задание на прогноз - документ, определяющий цели и задачи прогноза и регламентирующий порядок его разработки. Значащая переменная объекта прогнозирования - переменная объекта прогнозирования, принимаемая для описания объекта в соответствии с задачей прогноза. Корреляционное поле - графическое изображение зависимости функции от фактора с целью предварительного определения тесноты и формы связи между функцией и Критерий Стьюдента — математический критерий, характеризующий существенность факторов, входящих в модель. Метод прогнозирования — способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - совокупность оригинальных правил использования приемов прогнозирования при разработке конкретного прогноза. Методы параметрические - методы прогнозирования элементов
полезного эффекта, затрат и других, основанные
на установлении зависимости между
параметрами объекта и Методы экономико-математические — методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях. Методы экспертные - методы прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области. Методы экстраполяции -1) методы, основанные на прогнозировании, изделия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы. -2) методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объекта в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом. Модуль - упрощенное представление объекта, используемая для прогнозирования возможных состояний объекта в будущем. Неопределённые условия - возникают тогда, тогда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Нормативный прогноз — прогноз, устанавливающий пути и сроки достижения определенных состояний объекта прогнозирования. Период упреждения - это период, на который разрабатывается прогноз. План-это решение, директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей и ресурсов. Поисковый прогноз - это прогноз, устанавливающий возможные со стояния объекта прогнозирования. Показатель - величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта. Предвидение - опережающее отображение действительности, основанное на познании законов развития объекта или процесса (включает прогноз и предсказание). Предсказание - достоверное, основанное на логической последовательности суждений заключение о состояниях какого-либо объекта или процесса в будущем. Приём прогнозирования - одна или несколько логических или математических операций, направленных на получение конкретного объекта в определенные сроки. Прогноз - вероятностное суждение о состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях достижения этого состояния. Прогнозная ретроспекция - этап прогнозирования, на котором исследуется история объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания. Прогнозный горизонт - это максимальный период упреждения, при котором обеспечивается заданная точность и надежность прогноза. Прогнозный диагноз - этап прогнозирования, на котором
исследуется Прогностика (футурология) - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов. Проект - решение относительно конкретного мероприятия, сооружения. Проспекция - этап прогнозирования, на котором с использованием выбранных методов разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, прогнозного фона, производится их верификация. Системный подход к менеджменту - подход, при котором любая система
(объект) Структура - способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной ее цели. Тренд - аналитическое или графическое представление изменений переменной во времени, полученное в результате выделения регулярной составляющей динамического ряда. Управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Фактор - частный показатель объекта или процессов, протекающих в системе, оказывающих влияние на функцию. Формальные статистические данные - получают на этапе ретроспекции при
анализе Функция - результативный признак, прогнозная величина, рассчитанная по уравнению регрессии. Характеристика объекта прогнозирования - качественное или количественное отражение какого-либо свойства объекта прогнозирования. Целевой прогноз - гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию системы. Экзогенная переменная объекта прогнозирования - значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая свойства прогнозного фона (внешней среды). Эндогенная переменная объекта прогнозирования - значащая переменная объекта прогнозирования, отражающая его собственные свойства. Энтропия - величина, характеризующая степень неопределенности объекта. Этап прогнозирования - часть процесса разработки прогноза, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с. 2. Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономический советник менеджера: Учебно-практическое пособие. - М.: Финансы, учет, аудит, 1996. – 318 с. 3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 288 с. 4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с. 5. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1976. 6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с. 7. Гжегорчик Е.Д. Популярная логика (Краткий очерк логики предположений). - М.: Наука, 1980. - 179 с. 8. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы: 2-е изд., доп. и испр. - Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. - 224 с. 9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск.обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. – 400 с. 10. Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1977.-282 с. 11.Джонстон Дж. Экономические методы: Пер. с англ, и пред. А.А.Рывкина. - М.: Статистика, 1990. - 444 с. 12.Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978. - 136 с. 13.Информатика в статистике: Словарь-справочник. — М.: Финансы и статистика, 1994.-208с. 14.Карасев А.И., Крамер Н.Ш., Савельева Т.Н. Математические методы и модели в планировании. - М.: Экономика, 1987. - 239 с. 15.Карданская Н.Л. Основы принятия решений: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 288 с. 16.Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В.А.Приписнов. - М.: Экономика, 1991. - 239 с. 17.Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 392 с. 18.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432 с. 19.Козлов Н.А., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. -М.: Финансы и статистика, 1987. - 256 с. 20.Лобаяова Б. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии // Российский экономический журнал. - 1992. — №№ 3-5. 21. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 3 18 с. 22.Менеджмент организации: Учебное пособие./ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 432 с. 23.Нанивская В.Г., Пленкина В.В., Тонышева Л.Л. Управление предприятиями в рыночной экономической системе: Учебное пособие. - Тюмень, 1995.-80 с. 24.Перспективное отраслевое планирование: экономико-математические методы и модели / Под ред. А.Г. Аганбегяна. - Новосибирск: Наука, 1986.-358с. 25.Планирование в сложных хозяйственных системах / В.Г.Нанивская, В.В. Пленкина, Л. Л. Тонышева, Г.А.Чистякова, И.В.Андронова, Е.М.Дебердиева. Под ред. В.Г.Нанивской. Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1998.-80 с. 26.Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В.Бестужев-Л а да (отв. ред.).-М.: Мысль, 1982.-430с. 27.Рябушкин Б.Г. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 345 с. 28.Саркисян С.А. Теория прогнозирования И принятия решений. - М.: Высшая школа, 1977.— 351 с. 29.Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/ Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Короткое А.В. и др.; Под ред. И.К. Беляевского. - М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с. 30.Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. А.Т.Гринберга. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 285 с. 31.Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для экономических специальностей ВУЗов/ В.А. Колемаев, О.В. Староверов, В.Б. Турундаевский; Под ред. В.А. Колемаева. - М.: Высшая школа, 1991.-400 с. 32.Теория и практика статистического моделирования экономики / Под ред. Е.М.Четыркина, А.Класса. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 272 с. 33.Уткин Э.А. Управление фирмой.— М.: Акалис, 1996.-516 с. 34.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие.-М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. -208 с. 35.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 352 с. 36.Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головача, М.Л.Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с. 37. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 272 с. 38.Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. 2-е изд., испр. И доп.-М: Дело, 1995.-348с. 39.Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. - 2-е изд. перераб.- и доп.-М.:Статиспоэд,,1997.-200с. 40.Эддоус М., Стендсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 1994,-198 с. 41.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. -416 с. СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………………………………….3 1. Научные основы экономического прогнозирования………………………………..………………………3 1.1 Цели, задачи и виды прогнозов………………………………………………………………………………3 1.2 Системный подход к экономическому прогнозированию…………………………………………………...11 1.3 Инерционность экономических процессов как основа экономического прогнозирования………………..17 2. Методы экономического прогнозирования………………………………………………………………….20 2.1 Классификация и область применения методов прогнозирования……………………………………..…20 2.2 Фактографические методы прогнозирования……………………………………………………………….24 2.3 Экспертные методы прогнозирования……………………………………………………………………….34 2.4 Комплексные системы прогнозирования……………………………………………………………………41 3. Проверка адекватности и средства верификации прогнозных моделей……………………………………45 4. Информационное обеспечение процесса прогнозирования………………………………………………..51 5. Организация и этапы разработки экономических прогнозов……………………………………………….61 6.
Краткий словарь
терминов……………………………………………………………………………………65
Визуальный выбор формы взаимосвязи при поисковом моделировании
Приложение 2 Системы линейных уравнений Для оценки параметров полиномов по МНК
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |