на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Теория экономического прогнозирования


В процессе прогнозирования по аналогии должны рассматриваться следующие направления аналогии:

• объекта протезирования и объекта, выбранного в качестве аналога;

• типов и целей менеджмента;

• реакции внутренней среды на управляющие воздействия;

• реакции внешней среды на изменении состояния объекта прогнози­рования.

В процессе предпрогнозного анализа возможно установление коли­чественной и (или) качественной аналогии.

Одним из методов качественного доказательства аналогии является логика предположений [7]. Формальная логика устанавливает общие мето­ды и схемы правильных умозаключений.

Для установления аналогии могут быть также использованы методы распознавания образов [26]. Процедура прогнозирования состоит в том, что выбираются классы состояний исследуемых объектов, заданные как диапазоном изменения некоторых параметров, так и определенными каче­ственными характеристиками. По совокупности признаков, определяющих состояние объектов, находится соответствие принадлежности каждого но­вого объекта или объекта в будущем времени к определенному классу. Это позволяет дать прогноз состояния объекта или указать диапазон изменения параметров, характеризующих его на прогнозируемый период [9].

2.3. Экспертные методы прогнозирования

В случае чрезвычайной сложности системы (объекта прогнозирова­ния), его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации и невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специали­стов, прекрасно знающим проблему экспертам.

Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количест­венных оценок результатов, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок.

Этот метод включает три составляющие:

интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента;

решение и выдачу количественной или качественной характери­стики (оценка, результат решения);

обработку результатов решения - полученных от экспертов оце­нок.

Интуитивно-логический анализ строится на логическом мышлении и интуиции экспертов и базируется на их знаниях и опыте. Это индивиду­альный процесс. Каждый из экспертов не только моделирует, но и произ­водит сравнительный анализ альтернатив решения, их количественные из­мерения. Часто этот процесс осуществляется в условиях недостаточности и недостоверности данных об исследуемом объекте, условиях, в которых он функционирует и будет развиваться. Это обусловливает уровень требова­ний, предъявляемых к экспертам.

Принятие экспертом решения по рассматриваемой проблеме и оцен­ка ожидаемого результата - завершающая часть индивидуальной работы эксперта.

Полученные от эксперта решения используются для обобщения и формирования результирующего показателя - итоговой оценки явления, проблемы. Это очень трудоемкий процесс, поскольку в зависимости от по­ставленной цели (определение согласованности мнений экспертов, по­строение обобщенной оценки объекта, явления, процесса на основе инди­видуальных оценок экспертов и др.) изменяется количество выполненных расчетных и логических процедур, набор учитываемых показателей. По­этому для оперативности получения результата и минимизации ошибок целесообразно использовать ЭВМ. Несмотря на то, что это требует форма­лизации процессов обработки экспертной информации (для алгоритмиза­ции и программирования), выигрыш столь существенен, что данный путь вполне оправдан.

Методами экспертных оценок решается целый ряд задач планирова­ния и прогнозирования. Основными являются: распределение различных видов ресурсов с установлением приоритетности; формирование целей и задач планирования по уровням управления и их ранжирование по важно­сти; определение возможных вариантов решения задач с оценкой предпочтительности каждого из вариантов; оценка степени влияния на объект раз­личных факторов; определение перспективных направлений развития производственной системы, организационно-функциональной структуры; оценка деятельности предприятий или подразделений (когда оценка производится по множеству показателей, большинство из которых - качественные); определение очередности выполнения работ; оценка качества вы­пускаемой продукции; научно-техническое и экономическое прогнозиро­вание; формирование тематики НИОКР; выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия; определение перспективных направлений развития производственных систем, организационно-функциональных структур; прочие задачи.

Экспертные оценки делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относят сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки.

«Интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятель­ности с прогнозистом - экспертом, которая включает вопросы о будущем состоянии системы и ее среды.

Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.

Коллективные экспертные оценки (метод «комиссий», метод «моз­гового штурма», метод Дельфи и др.) включают:

• подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;

• статистические методы обработки полученных материалов.

Метод «комиссий» может означать организацию «круглого стола» и других подобных мероприятий, где происходит согласование мнений экс­пертов.

Для метода «мозгового штурма (атаки)» характерна коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представ­ляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования лю­бых идей (включая самые невероятные) по избранной теме, которые спон­танно высказываются участниками встречи [5, 12].

Сущность метода состоит в разделении решения двух задач:

• генерирование новых идей;

• анализ и оценка предложенных идей.

Соответственно образуются две группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Группа генераторов идей состоит из 4-15 человек, но может быть и больше.

При проведении экспертизы должны соблюдаться следующие пра­вила:

• любые критические высказывания или оценки ценности предло­женной мысли, идеи недопустимы;

• должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;

• необходимо «свободное парение» мысли: чем необычнее идея, тем лучше;

• мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинировать­ся, результатом должна быть лавина идей.

В завершении «мозгового штурма» производится тщательный ана­лиз, критика высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных из них. Первоначально отбрасываются предположения, явно не представляющие ценности, оставшиеся классифицируют на группы по категориям, завися­щим от сущности проблемы, а затем производят оценку как внутри груп­пы, так и межгрупповую.

Отделение этапа анализа от этапа генерирования идей лишь способ­ствует углубленно анализа, усилению критики и делает ее более объектив­ной и разносторонней.

Метод «мозгового штурма (атаки)» целесообразно использовать в критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, све­жих концепций в качестве одного из этапов системы поиска путей реше­ния поставленной проблемы [12].

Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследова­тельской корпорации «РЭНД» Олафом Хельмером.

Суть метода - проведение анкетных опросов специалистов в выбран­ной области знаний. Основными особенностями этого метода являются:

• полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных об­суждений;

• многоуровневая процедура опроса экспертов;

• обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информаци­ей между ними после каждого тура опроса, при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;

• обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Обычно после первого тура опроса наблюдается значительный раз­брос мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предпо­лагает проведение 3-4 опросов, в преддверии которых каждого из экспер­тов знакомят с итогами предыдущих туров для того, чтобы эксперт мог получить предварительную информацию о предмете опроса.

Чаще всего после третьего или четвертого тура опроса ответы экс­пертов перестают изменяться; что и является сигналом к прекращению оп­росов.

Организация экспертизы по методу Дельфи включает следующие этапы [12]:

• предварительную ориентировку экспертов, включающую формули­рование проблемы и инструктаж экспертов;

• формулирование вопросов экспертам в виде, требующем четких ко­личественных и качественных оценок;

• разработку способов и порядка информационного обеспечения экс­пертов, включая обмен аргументаций;

• разработку алгоритмов и порядка промежуточной и окончательной обработки результатов.

Метод Дельфи обладает определенными недостатками: большими затратами времени на многотуровую экспертизу, полным исключением прямого столкновения мнений экспертов, необходимостью неоднократно­го пересмотра оценок.

Отмеченные недостатки могут быть устранены путем создания автоматизированной системы сбора и обработки мнений экспертов и их ин­формационного обеспечения на основе ЭВМ, а также использованием раз­личных модификаций метода Дельфи.

Метод построения сценариев

Особое место среди экспертных оценок занимает построение сцена­риев, так как помимо традиционной экспертизы этот метод включает це­лый ряд параметрических подходов и тяготеет к комбинированным мето­дам.

Впервые термин «сценарий» был употреблен футурологом Х.Каном в 1960 г. при разработке картин будущего, необходимых для решения во­енных стратегических вопросов.

Сценарий — это описание (гипотетическая картина) будущего, со­ставленное с учетом наиболее правдоподобных предположений.

Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего разви­тия технологии, рыночных сегментов, стран, регионов, отдельных фирм и т.д. Экономические организации со сложной структурой и разноплановой деятельностью в меньшей степени поддаются прогнозированию в рамках сценария.

Для прогнозируемой ситуации характерно существование опреде­ленного количества вероятных вариантов развития системы (рис. 2.4). По­этому прогноз включает в себя несколько сценариев («трубку сценариев»). В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимисти­ческий и средний - реалистичный (наиболее вероятный).

При построении сценариев принято отвечать на три основных во­проса [37]:

• каковы тенденции развития системы в различных условиях и каки­ми факторами они определяются?

• с какими проблемными ситуациями и «узкими» местами может встретиться развитие системы в будущем и как это повлияет на прогнози­рование состояния системы?

• какие управленческие решения и в какой степени влияют на траек­торию будущего развития прогнозируемой системы, каковы последствия различных альтернатив рассматриваемого решения?

Конкретная формулировка поставленных вопросов определяет целе­вую установку исследования.


Диапазон изменений

Пространство будущих возможностей

Разрушительные события

Текущая ситуация

Сценарии

Прогнозируемый период

Рис. 2.4. Модель сценариев

Вся совокупность причин, определяющих функционирование и раз­витие исследуемого объекта, называется факторами:

внутренние (эндогенные) факторы обусловлены закономерностями развития отдельных элементов и системы как целого, возникают в резуль­тате саморазвития системы;

внешние (экзогенные) факторы определяются взаимодействием сис­темы между собой и внешней средой, то есть с более широкой системой, в которую прогнозируемая система входит как один из элементов.

Влияние внешней среды называют прогнозным фоном, а параметры, описывающие влияние фоновых факторов, - фоновыми переменными.

Факторы, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на систему в целом и ее элементы, называются управляющими параметрами.

Факторы, значение которых объективно непредсказуемо и составля­ет систему предположений об условиях будущего развития хозяйственной системы, называются сценарными параметрами.

При построении сценариев следует учитывать воздействие двух ос­новных групп ограничений:

1 группа - это ограничения, накладываемые законами природы (на­пример, по ресурсам). Такие ограничения являются естественными, и но­сят постоянный характер;

2 группа связана с процессами жизнедеятельности систем (особенно социальных). Их называют ограничениями по состоянию системы, в ре­альных системах такие ограничения принимают форму нормативных огра­ничений. Они закрепляются в законодательном порядке, то есть носят праковой характер и с помощью нормативных ограничений обеспечивается динамическое равновесие системы.

Эти ограничения меняются с развитием системы, и одной из наибо­лее сложных задач прогнозирования является предсказание этих измене­ний.

Одним из приемов разрешения неопределенности, связанной с не­точным знанием границ состояния прогнозируемой системы, является вве­дение индикаторов состояния.

Индикатор - это критический к предельным состояниям системы параметр, который должен измеряться количественно. В качестве индика­торов обычно выбираются объективно измеряемые параметры системы с известными предельными значениями, выход за пределы которых вызыва­ет неустойчивость системы и возможность ее перехода в другое качест­венное состояние или ведет к гибели. Например, цена на товар - индикатор состояния рынка; темпы инвестиций - показатель экономической активно­сти.

Важной и сложной проблемой является выбор методов варьирования значений сценарных параметров. Одним из таких методов является гаран­тированный прогноз. Процедура гарантируемого прогноза включает сле­дующие шаги:

1) задаются максимально возможные значения параметров, характе­ризующих факторы, положительно влияющие на развитие исследуемой системы, и минимальные значения тех факторов, которые препятствуют ее развитию. Таким образом, выбирается «идеальное», то есть наилучшее со­стояние системы;

2) для определения нижнего предела поступают наоборот;

3) получают «трубку сценариев» развития системы, которая подвер­гается дальнейшему анализу.

Процесс построения сценариев можно разбить на два больших этапа:

• предсценарный предназначен для содержательного и формального исследования и описания прогнозируемых процессов, построения моделей системы и подготовки всей необходимой информации для синтеза сцена­риев;

• сценарный этап как конечный результат прогнозирования, когда проводятся расчеты по всем базовым сценариям и даются рекомендации по результатам прогнозирования с подробным описанием последствий реализаций каждой из предложенных альтернатив.

На предсценарном этапе формулируется исходная гипотеза о целе­направленном развитии рассматриваемой системы, которая оформляется в виде рабочего документа, содержание которого максимально структуриро­вано и отвечает принципам системного описания объекта прогнозирова­ния. На данном этапе определяется объект и предмет прогнозирования.

Системное описание объекта начинается с его декомпозиции на эле­менты, и строится первая матричная схема целостной системы. Далее от­бираются и фиксируются факторы, определяющие эволюцию системы, т.е. возможности перехода из одного состояния в другие. По результатам этой работы строится матрица «Состояния-факторы» (рис. 2.5). За каждым фак­тором или группой факторов стоит конкретный объект или явление, кото­рые являются или элементами рассматриваемой системы, или элементами более высокого порядка (внешней среды). Это означает, что каждому со­держанию матрицы «Состояния-факторы» соответствует определенная де­композиция прогнозируемой системы.

После формирования матрицы выбирается минимальное число па­раметров, характеризующих состояние системы относительно целей про­гнозирования. Параметры могут быть как количественными, так и качест­венными. Качественные параметры можно представить шкалой качествен­ных значений (баллов). Если число параметров велико, то из них выбирают индикаторы, доминирующие показатели, по которым судят о состоянии системы.

Состояния

Внешние факторы

Внутренние факторы

Экономические Политические

Факторы

Параметры

А
Б

Рис. 2.5. Матрица «Состояния-факторы»

После построения матрицы «Состояния-факторы» переходят к этапу ее анализа и уточнения. Все факторы ранжируются по степени влияния на состояние прогнозируемого объекта, для чего может быть использована шкала оценок от 0 до 5 (0 - отсутствие влияния, 5 - наибольшее влияние).

В матрице оставляют только «главные факторы» (не менее 3 по принятой шкале), а остальные переносятся на другие уровни представления системы.

Классификация состояний системы и факторов сужает первоначаль­ную неопределенность и позволяет построить «трубку» возможных траек­торий развития объекта.

Затем ищется «идеальное» управление, ведущее к достижению целей исследуемой системы. Данная процедура позволяет получить базовый сце­нарий {а в ряде случаев - несколько базовых сценариев), что завершает предсценарный этап.

Построение сценариев развития системы как конечного результата прогнозирования (рис. 2.6) предполагает проведение расчетов по всем ба­зовым сценариям на системе математических моделей. Цель расчетов - проверка содержательных базовых сценариев на допустимость и реализуе­мость, уточнение исходных фоновых переменных и суммарных парамет­ров, а также количественно-качественный анализ сценариев.

Расчеты удобно начинать снизу, т.е. на моделях нижнего уровня, а по мере отработки базовых сценариев двигаться вверх по иерархии систе­мы моделей. На этом этапе прогнозирования возможно сочетание различ­ных математических методов параметрического прогнозирования и моде­лирования, методов оптимизации, экстраполяции и т.п. и эвристических методов {экспертных оценок), что позволяет получить относительно точ­ный и надежный прогноз.

Анализ схемы показывает, что построение сценариев представляет собой многошаговый процесс. Особый интерес представляют третий и четвертый шаги. Если на третьем шаге фирма определяет будущее состоя­ние среды и ее влияния, исходя из собственных целей, то на четвертом этапе возможное развитие сфер влияния определяется исходя из их совре­менного состояния и возможных изменений. На пятом этапе сопоставля­ются результаты третьего и четвертого шагов, повышенные или занижен­ные показатели состояния среды корректируются при помощи данных, по­лученных на четвертом шаге.

Введение на шестом шаге разрушительных событий объясняется тем, что в реальной ситуации могут иметь место инциденты, которые не были спрогнозированы, но при этом могли изменить направление тенден­ции. Разрушительные события могут иметь как определенный результат (катастрофы, аварии и т.п.), так и положительный (политические примире­ния, технологические прорывы, открытие месторождений и т.п.). Из воз­можных разрушительных событий выделяются те, которые оказывают наибольшее влияние и учитывают их при составлении сценариев.

На заключительных шагах сопоставляются стратегические проблемы фирмы и выбранные варианты развития среды, определяется характер и степень воздействия тех или иных вариантов развития на стратегические области действий фирмы и рекомендуются конкретные меры по преодолению возможных проблем..      


Рис. 2.6. Логическая схема построения сценариев развития объекта прогнозирования

Построение прогнозных сценариев используется в практике прогнозирования, как самостоятельный метод, так и как элемент прогнозирования с использованием других методов (т.е. может выступать элементом ком­плексной системы прогнозирования) [1].

При прогнозировании для минимизации расходов на прогноз необ­ходимо привлекать минимальное число экспертов при условии обеспече­ния ошибки прогнозирования не более Ь, где 0<Ь<1. Минимальное число экспертов определяют по формуле

                                                                                                         (2.21)

При этом должна наблюдаться стабилизация средней оценки прогно­зируемой характеристики. При подборе экспертов, входящих в состав экс­пертной группы, должны быть учтены следующие их характеристики: компетентность, креативность (способность к творчеству), отношение к экспертизе, конформизм (неустойчивость мнения), аналитичность и широ­та мышления, конструктивность мышления (прагматизм), коллективизм и самокритичность.

Для оценки согласованности мнений экспертов можно использовать дисперсионный коэффициент конкордации:

                                                                                                                                                     (2-22)

                 где                               

                                                                                                                                 (2-23)

В формулах (2.22) и (2.23) Т jпоказатель связанных (одинаковых) рангов  в j-ou ранжировке, Н j - число групп равных рангов  в j-ou ранжировке; hk - число равных рангов в k-ой группе связанных рангов при ран­жировке j-ым экспертом, п - число объектов, от - число экспертов (./ = 1,...,1я; / = !,..., и).

                                                                                                                          (2.24)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.