на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Отрывок из учебника по теории систем и системному анализу


ех случаях,    когда

от 1 бы устанавливает-

] П

Рис. 1.16

л :нла связей, их на-:фг. вленность. В приве-декном же виде это представление анало­гично квадрату К.Ма­левича, который каждый может воспринимать по-своему.

Следует отметить, что приведенные на рис. 1.16 представления фактически являются различными подходами к исследованию проблемы: можно не имея вначале ни одной связи, искать и оценивать их последовательно, используя, например, один ;п методов морфологического моделирования - метод систематического покрытия г?оля (см. гл. 2), или другие методы анализа пространства состояний путем введе­ния тех или иных мер близости; а можно действовать по принципу Родена, сформу­лированному в стихотворной форме Николаем Дориэо: "Взяли камень, убрали из камня все лишнее, и остались прелестные эти черты." '

Формируются структуры с произвольными связями путем уста­новления возможных отношений между предварительно выделен­ными элементами системы, введения ориентировочных оценок си­лы связей, и, как правило, после предварительного формирования и анализа таких структур связи упорядочивают и получают иерархи­ческие или сетевые структуры.

1.4. Ююссяфякацяк скстем

Примеры классификаций систем. Системы разделяют на клас­сы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные принципы классификации.

Предпринимались попытки классифицировать системы по виду отображаемого объекта (технические, биологические, экономиче­ские и т. п. системы); по виду научного направления, используемого для их моделирования (математические, физические, химические и др.). Системы делят на детерминированные и стохастические; от­крытые и закрытые; абстрактные и материальные (существующие в объективной реальности) и т. д.

Н.Доризо. У статуи Венеры. — В сб.: Избранное. — М.: Гос. худ. лит., 1965. — С. 9.

45


Моделирование систем

J_
Полное                                   Неполное                              Приближенное

Детерминированное                                                                      Стохастическое

Статическое                                                                          Динамическое

I
Дискретное                      Дискретно-непрерывное                       Непрерывное

I ,

I    


Наглядное: • гипотетическое; • аналоговое; • макетирование Символическое: • языковое; • знаковое Математическое: • аналитическое; • имитационное; • комбинированное; • информационное; • структурное; • ситуационное Натурное: • научный эксперимент; • комплексные испытания; • производствен­ный эксперимент Физическое: • в реальном времени; • в модельном времени

Рис. 1.7. Классификация видов моделирования


ш

ш ш


на применении аналогий различных уровней. Для достаточно простых объектов наивысшим уровнем является полная анало­гия. С усложнением системы используются аналогии последую-

|те, которая отражает уровень знаний исследователя об объекте и базируется на причинно-следственных связях между входом и выходом изучаемого объекта. Этот вид моделирования исполь­зуется, когда знаний об объекте недостаточно для построения формальных моделей. Аналоговое моделирование основывается

| потеза о закономерностях протекания процесса в реальном объек-

| В основу гипотетического моделирования закладывается ги-

1века о реальных объектах создаются наглядные модели, отобра­жающие явления и процессы, протекающие в объекте. Примером таких моделей являются учебные плакаты, рисунки, схемы, диаг­раммы.

| При наглядном моделировании на базе представлений чело-

В зависимости от типа носителя и сигнатуры модели разли­чаются следующие виды моделирования: детерминированное и стохастическое, статическое и динамическое, дискретное, непре­рывное и дискретно-непрерывное. Детерминированное моделирование отображает процессы, в которых предполагается отсутствие случайных воздействий. Стохастическое моделирование учитывает вероятностные про­цессы и события. Статическое моделирование служит для опи­сания состояния объекта в фиксированный момент времени, а динамическое - для исследования объекта во времени. При этом оперируют аналоговыми (непрерывными), дискретными и сме­шанными моделями. В зависимости от формы реализации носителя и сигнатуры моделирование классифицируется на мысленное и реальное. Мысленное моделирование применяется тогда, когда модели не реализуемы в заданном интервале времени либо отсутствуют ус­ловия для их физического создания (например, ситуация микро­мира). Мысленное моделирование реальных систем реализуется в виде наглядного, символического и математического. Для пред­ставления функциональных, информационных и событийных моделей этого вида моделирования разработано значительное количество средств и методов.

1 модель, описываемая матрицей условных вероятностей \\pf\\ пе­реходов г-го символа алфавита в 7-й. ч

О

о

\

Z о о

3

о

з

0)

1

ы

0>

£>. СЛ


Классификации всегда относительны. Так, в детерминирован­ной системе можно найти а ементы стохастичности. и. напротив, детерминированную систему можно считать часп.ым случаем сто­хастической (при вероятности равной единице^. Аналогично, если принять во внимание диалектику субъективно о и объективного в системе, то станет понятной относительность >азделения системы на абстрактные и объективно существующие: то могут быть ста­дии развития одной и той же системы.

Действительно, естсствсшше и искусственные объект J, < гражаясь в сознании человека, выступают в {юли абстракций, понятий, я абстр ten ые проекты создава­емых систем воплощаются в реально существующие объск ы, чоторие можно ощу-Tim,, а при изучении снова отразтъ в виде абстрактной сис"^ем j.

Однако относительность классификаций не должна останавли­вать исследователей. Цель любой классификации - ограничить вы­бор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем. При этом система, в принципе, может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т. е. ей может быть найдено место одно­временно в разных классификациях, каждая из которых может ока­заться полезной при выборе методов моделирования.

Рассмотрим для примера некоторые из наиболее важных клас­сификаций систем.

Открытые и закрытые системы. Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи [1.6]. Основные отличительные черты открытых систем - способность обмениваться со средой мас­сой, энергией и информацией. В отличие от них закрытые или замк­нутые системы предполагаются (разумеется, с точностью до приня­той чувствительности модели) полностью лишенными этой способ­ности, т. е. изолированными от среды.

Возможны частные случаи: например, не учитываются гравита­ционные и энергетические процессы, а отражается в модели си­стемы только обмен информацией со средой; тогда говорят об ин­формационно-проницаемых или соответственно об информацион­но-непроницаемых системах.

С моделью открытой системы Берталанфи можно познакомиться в [1.6, 1.7, 1.62]. Там же рассматриваются некоторые интересные особенности открытых систем. Одна из наиболее важных состоит в следующем. В открытых системах "проявляются термодинамические закономерности, которые кажутся парадоксальными и проти­воречат второму началу термодинамики" ([1.7], с. 42). Напомним, что второй закон термодинамики ("второе начало"), сформулированный для закрытых систем, харак­теризует систему' ростом энтротга, стремлением к неупорядоченности, разрушению.

Проявляется этот закон и в открытых системах (например, старе­ние биологических систем). Однако в отличие от закрытых в от-

46


системах  возможен   "а вод эттюпии",  ее снижение;   "по-системы могут сохранять свой высокий уровень и даже раз-<;шаться в сторону увеличения порядка сложности" ([1.7], с. 42), т. е. них проявляется рассматриваемая в следующем разделе законо-мсрность самооргшшзации (хотя Берталанфи этот термин еще не использовал). Именно поэтому важно для системы управления под­держивать хороший обмен информацией со средой.

Целенаправленные, целеустремленные с и с-

г е м ы.  Как уже отмечалось, не всегда при изучении систем можно

применять понятие цель. Однако при изучении экономических, ор-

анизационных объектов важно выделять класс целенаправленных

;ши целеустремленных систем [13, 4.1].

В этом классе, в свою очередь, можно выделить системы, в ко­торых цели задаются извне (обычно это имеет место в закрытых системах), и системы, в которых цели формируются внутри систе­мы (что характерно для открытых, самоорганизующихся систем).

Закономерности целеобразоваяия в самоорганизующихся системах рассматри­ваются ниже. Методики, помогающие формировать и анализировать структуры це­лей, характеризуются в гл. 4.

Классяфккацшв актам» га» слсжностн. Существует несколько подходов к разделению систем по сложности. Так, Г-Н.Поваров связывает сложность с размерами системы [1.34].

В то же время существует точка зрения, что большие (по ве­личине, количеству элементов) и сложные (по сложности связей, алгоритмов поведения) системы — это разные классы систем [13].

Б.С.Флейшман за основу классификации принимает слож­ность поведения системы [1.52].

Одна из наиболее полных и интересных классификаций по уров­ням сложности предложена К.Боулдишом [1ЛО, 1.63]. Выделенные в ней уровни приведены в табл. 1.1.

В классификации К.Бсулдинга каждый последующий класс включает в себя предыдущий, характеризуется большим проявле­нием свойств открытости и стохастичности поведения, более ярко выраженными проявлениями закономерностей иерархичности и историчности (рассматриваемых ниже), хотя это не всегда отмеча­ется, а также более сложными "механизмами" функционирования и развития.

Оценивая классификации с точки зрения их использования при выборе методов моделирования систем, следует отметить, что такие рекомендации (вплоть до выбора математических методов) имеются в них только для классов относительно низкой сложности (в клас­сификации К.Боулдинга, например, - для уровня неживых систем),

47



46


Глава 1


Основы системного анализа


47


 


щих уровней, когда аналоговая модель отображает несколько (или только одну) сторон функционирования объекта. Макети­рование применяется, когда протекающие в реальном объекте процессы не поддаются физическому моделированию или могут предшествовать проведению других видов моделирования. В ос­нове построения мысленных макетов также лежат аналогии, обыч­но базирующиеся на причинно-следственных связях между явле­ниями и процессами в объекте.

Символическое моделирование представляет собой искусствен­ный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью опреде­ленной системы знаков и символов. В основе языкового модели­рования лежит некоторый тезаурус, который образуется из на­бора понятий исследуемой предметной области, причем этот на­бор должен быть фиксированным. Под тезаурусом понимается словарь, отражающий связи между словами или иными элемен­тами данного языка, предназначенный для поиска слов по их смыслу.

Традиционный тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смысловым (те­матическим) рубрикам; алфавитного словаря ключевых слов, за­дающих классы условной эквивалентности, указателя отношений между ключевыми словами, где для каждого слова указаны соот­ветствующие рубрики. Такое построение позволяет определить семантические (смысловые) отношения иерархического (род/вид) и неиерархического (синонимия, антонимия, ассоциации) типа.

Формально тезаурусом называют конечное непустое множе­ство V слов v, отвечающее следующим условиям:

1)    имеется непустое подмножество У0 с V, называемое мно­
жеством дескрипторов;

2)    имеется симметричное, транзитивное, рефлексивное отно­
шение R с Fx V, такое, что:

б) V] е V \ vq => (3v е V0)(vR Vl)

при этом отношение R называется синонимическим, а слова v,, v2, отвечающие этому отношению, называются синонимическими дескрипторами;


3) имеется транзитивное и несимметричное отношение К с: vqx.vq, называемое обобщающим отношением.

В случае если два дескриптора v( и v2 удовлетворяют отноше­нию v, К v2, то полагают, что дескриптор v, более общий, чем дескриптор v2.

Элементы множества У\У0 называются множеством аскрип-торов.

Между тезаурусом и обычным словарем имеются принципи­альные различия. Тезаурус - словарь, который очищен от нео­днозначности, т.е. в нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, хотя в обычном словаре одному сло­ву может соответствовать несколько понятий.

Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также определенные операции между этими знаками, то можно реализовать знаковое моделирование и с помощью зна­ков отображать набор понятий - составлять отдельные цепочки из слов и предложений. Используя операции объединения, пере­сечения и дополнения теории множеств, можно в отдельных сим­волах дать описание какого-то реального объекта.

Математическое моделирование - это процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математи­ческого объекта, называемого математической моделью. В прин­ципе, для исследования характеристик любой системы матема­тическими методами, включая и машинные, должна быть обяза­тельно проведена формализация этого процесса, т.е. построена математическая модель. Вид математической модели зависит как от природы реального объекта, так и от задач исследования объекта, от требуемой достоверности и точности решения зада­чи. Любая математическая модель, как и всякая другая, описыва­ет реальный объект с некоторой степенью приближения.

Для представления математических моделей могут исполь­зоваться различные формы записи. Основными являются инва­риантная, аналитическая, алгоритмическая и схемная (графи­ческая).

Инвариантная форма - запись соотношений модели с помо­щью традиционного математического языка безотносительно к методу решения уравнений модели. В этом случае модель может быть представлена как совокупность входов, выходов, перемен­ных состояния и глобальных уравнений системы в виде (1.3).


а   для   более сложных систем оговаривается, что дать такие реко­мендации трудно.

Поэтому ниже подробнее рассматривается классификация, в ко­торой делается попытка связать выбор методов моделирования со всеми классами систем Основанием для этой классификации яв­ляется степень организованности

Таблица 1.1

Тик системы УроисНЬ СЛОЖ)'«>СТН Примеры

L.™ ------------------  ----  -----------  . -----------------------  —

1

Статические структуры (остовы) Кристаллы
Неживые си- Простые динамические структуры с задан- Часовой мсха-
стемы ным законом поведения шгзм
Кибернетические системы с уираачяемымн Термостат
: циклами обратной связи
1 ---- Открытые   системы с самосохранясмой Клетки,
структурой (первая  ступень, на которой гомеостат
возможно   разделение на живое и неживое)
Живые организмы с низкой способностью Растения
воспринимать информацию
Живые организмы с белое развитой способ- Животные
Живые ностью воспринимать информацию, но не
системы обладающие самосознанием

,

Системы, характеризующиеся самосознани- Люди V
ем, мышлением и нетривиальным поведением

t

Социальные системы Социальные 1
организации

&

Трансцендентные системы или системы, ле- »ь -•С
жащие в настоящий момент вне нашего по-

, if

знания

4f

Jrt

1

^                                               .1

Jf"

систем по степени организованности к ее роль в выборе методов моделирования систем. Впервые разделение систем по степени организованности по аналогии с классификацией Г.Сай­мона и А.Ньюэлла (хорошо структризованные, плохо структуризо-ванные и неструктуризованные проблемы [1.37]) было предложено В.В.Налимовым, который выделил класс хорошо организованных я класс плохо организованных или диффузных систем [1.34].

Позднее к этим двум классам был добавлен еще класс самоорга­низующихся систем [1.49], который включает рассматриваемые ино­гда в литературе раздельно классы саморегулирующихся, самообу­чающихся, самонастраивающихся и т.п. систем.

Выделенные классы практически можно рассматривать как под­ходы к отображению объекта или решаемой задачи, которые могут выбираться в зависимости от стадии познания объекта и возмож­ности получения информации о нем. 48


Кратко охарактеризуем эти классы.

I. Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможно в тех слу­чаях, когда исследователю удается определить все элементы си­стемы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в биде детерминированных (аналитических, графических) зависимостей.

На представлении этим классом систем основаны большинство моделей физических процессов и технических систем. Однако для сложных объектов формирование таких моделей существенно зави­сит от лица, принимающего решения.

Например, работу сложного механизма приходится отображать в виде упрощен-• •,>й схемы или системы уравнений, учитывающих не все, но наиболее сущсствсшшс очки зрения автора модели и назначения механизма (цели его создания), элементы : связи между ними. Атом может быть представлен в виде планетарной модели, ;о^ггоящей из ядра и электронов, что упрощает реальную картину, но достаточно для понимания принципов взаимодействия элементов этой системы.

Строго говоря, простейшие математические соотношения, отображающие реаль­ные ситуации, также не являются абсолютно детерминированными, поскольку при суммировании яблок не учитывается, что они не бывают абсолютно одинаковыми, а члограммы можно измерить только с некоторой точностью.

Иными словами, для отображения сложного объекта в виде хорошо организо-;--..;нной системы приходится выделять существенные и не учитывать относительно >. ^-существенные для конкретной цели рассмотрения компоненты, а при необходп-v.-jcth более детального описания нужно уточнить цель, указав с какой степенью глубины нас интересует исследуемый объект, и построить новую (отображающую его) систему с учетом уточненной цели.

Например, при описании атома можно учесть протоны, нейтроны, мезоны и д; гуте микрочастицы, не рассматриваемые в планетарной модели системы. При исследовании сложного радиоэлектронного устройства после предварительного его отображения с помощью обобщенной блок-схемы разрабатывают принципиальную схему, проводят соответствующие расчеты для определения номиналов элементов, входящих в нес и реализующих необходимый режим ее функционирования, и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.