на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Отрывок из учебника по теории систем и системному анализу


Достоинство ранжирования как метода экспертного изме­рения - простота осуществления процедур, не требующая трудо­емкого обучения экспертов. Недостатком ранжирования явля­ется практическая невозможность упорядочения большого чис­ла объектов. Как показывает опыт, при числе объектов, большем 10-15, эксперты затрудняются в построении ранжировки. Это объясняется тем, что в процессе ранжирования эксперт должен установить взаимосвязь между всеми объектами, рассматривая их как единую совокупность. При увеличении числа объектов количество связей между ними растет пропорционально квадра­ту числа объектов. Сохранение в памяти и анализ большой сово­купности взаимосвязей между объектами ограничиваются пси­хологическими возможностями человека. Психология утвержда-


ет, что оперативная память человека позволяет оперировать в среднем не более чем 7 ± 2 объектами одновременно. Поэтому при ранжировании большого числа объектов эксперты могут допускать существенные ошибки.

Парное сравнение. Этот метод представляет собой процедуру установления предпочтения объектов при сравнении всех возмож­ных пар. В отличие от ранжирования, в котором осуществляется упорядочение всех объектов, парное сравнение объектов являет­ся более простой задачей. При сравнении пары объектов возмож­но либо отношение строгого порядка, либо отношение эквива­лентности. Отсюда следует, что парное сравнение так же, как и ранжирование, есть измерение в порядковой шкале.

В результате сравнения пары объектов а;, а/ эксперт упоря­дочивает ее, высказывая либо я, >- а-, либо а, > at, либо at ~ а . Выбор числового представления ф(й(.) можно произвести так: если ai X а» то ф (а(.) > ф (о ); если предпочтение в паре обратное, то знак неравенства заменяется на обратный, т.е. ф (а,) < ф (а,). Если объекты эквивалентны, то можно считать, что ф (я,-) = ф (а ).

В практике парного сравнения используются следующие чис­ловые представления:

(2.1)

Хн = •

(

I, если а/ >- dj или at ~ Oj\ О, если а, ч о/, i,j = l,N;

(2.2)

2, если а,- >- ау-; 1, если а,- ~ uji О, если а; ч а .•, /, J = 1, N.

Результаты сравнения всех пар объектов удобно представлять в виде матрицы. Пусть, например, имеются пять объектов а,, а2, а3, а4, а5 и проведено парное сравнение этих объектов по пред­почтительности. Результаты сравнения представлены в виде

Используя числовое представление (2.1), составим матрицу измерения результатов парных сравнений (табл. 2.6).


120


Глава 2


Основы оценки сложных систем


121


 


Таблица 2.7

Таблица 2.6

Результаты измерения пяти объектов

а\

°2

аз

Й4

°5

а\

\

2 2 2 0

°2

0 1 2 2 0

Й3

0 0 1 1 0
«4 0 0 1 1 0

°5

2 2 2 2 1

Матрица парных сравнений

«1 °2

аЗ

°4

а5

«1 1 1 1 1 0

а2

0 1 1 1 0

аз

0 0 1 1 0

а4

0 0 1 1 0
°5 1 1 1 1 1

В табл. 2.6 на диагонали всегда будут расположены единицы, поскольку объект эквивалентен себе. Представление (2.2) харак­терно для отображения результатов спортивных состязаний. За выигрыш даются два очка, за ничью одно и за проигрыш ноль очков (футбол, хоккей и т.п.). Предпочтительность одного объек­та перед другим трактуется в данном случае как выигрыш одно­го участника турнира у другого. Таблица результатов измерения при использовании числового представления не отличается от таблиц результатов спортивных турниров за исключением диа­гональных элементов (обычно в турнирных таблицах диагональ­ные элементы заштрихованы). В качестве примера в табл. 2.7 при­ведены результаты измерения пяти объектов с использованием представления (2.2), соответствующие табл. 2.6.

Вместо представления (2.2) часто используют эквивалентное ему представление

хн -1

+ 1,  если  cn>aj', О,   если  ai~dj', -1, если  ai^aj-, i,j = l,N,

которое получается из (2.2) заменой 2 на +1, 1 на 0 и 0 на   1.

Если сравнение пар объектов производится отдельно по раз­личным показателям или сравнение осуществляет группа экспер­тов, то по каждому показателю или эксперту составляется своя таблица результатов парных сравнений. Сравнение во всех воз-


можных парах не дает полного упорядочения объектов, поэтому возникает задача ранжирования объектов по результатам их пар­ного сравнения.

Однако, как показывает опыт, эксперт далеко не всегда пос­ледователен в своих предпочтениях. В результате использования метода парных сравнений эксперт может указать, что объект а, предпочтительнее объекта а2, а2 предпочтительнее объекта а3 и в то же время а3 предпочтительнее объекта а,.

В случае разбиения объекта на классы эксперт может к одно­му классу отнести пары al и а2, а2 и а3, но в то же время объекты а, и а3 отнести к различным классам. Такая непоследовательность эксперта может объясняться различными причинами: сложнос­тью задачи, неочевидностью предпочтительности объектов или разбиения их на классы (в противном случае, когда все очевид­но, проведение экспертизы необязательно), недостаточной ком­петентностью эксперта, недостаточно четкой постановкой зада­чи, многокритериальностью рассматриваемых объектов и т.д.

Непоследовательность эксперта приводит к тому, что в ре­зультате парных сравнений при определении сравнительной пред­почтительности объектов мы не получаем ранжирования и даже отношений частичного порядка не выполнено свойство транзи­тивности.

Если целью экспертизы при определении сравнительной пред­почтительности объектов является получение ранжирования или частичного упорядочения, необходима их дополнительная иден­тификация. В этих случаях имеет смысл в качестве результирую­щего отношения выбирать отношение заданного типа, ближай­шее к полученному в эксперименте.

Множественные сравнения. Они отличаются от парных тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары, а трой­ки, четверки,..., n-ки («<ЛО объектов. Эксперт их упорядочивает по важности или разбивает на классы в зависимости от целей эк­спертизы. Множественные сравнения занимают промежуточное положение между парными сравнениями и ранжированием. С одной стороны, они позволяют использовать больший, чем при парных сравнениях, объем информации для определения экспер­тного суждения в результате одновременного соотнесения объек­та не с одним, а с большим числом объектов. С другой стороны, при ранжировании объектов их может оказаться слишком мно-


122


Глава 2


Основы оценки сложных систем


123


 


 


го, что затрудняет работу эксперта и сказывается на качестве ре­зультатов экспертизы. В этом случае множественные сравнения позволяют уменьшить до разумных пределов объем поступаю­щей к эксперту информации.

Непосредственная оценка. Метод заключается в присваивании объектам числовых значений в шкале интервалов. Эксперту не­обходимо поставить в соответствие каждому объекту точку на определенном отрезке числовой оси. При этом необходимо, что­бы эквивалентным объектам приписывались одинаковые числа. На рис. 2.6 в качестве примера приведено такое представление для пяти объектов на отрезок числовой оси [0,1].

Поскольку за начало отсчета выбрана нулевая точка, то в дан­ном примере измерение производится в шкале отношений. Экс­перт соединяет каждый объект линией с точкой числовой оси и получает следующие числовые представления объектов (см. рис. 2.6):

Ф (а,) = 0,28; <р (а2) = <р (а5) = 0,75; ф (а3) = 0,2; ф (aj = 0,5.


Оцениваемые объекты

Шкала отношений

Рис. 2.6. Пример сравнения пяти объектов по шкале


Измерения в шкале интервалов могут быть достаточно точ­ными при полной информированности экспертов о свойствах объектов. Эти условия на практике встречаются редко, поэтому для измерения применяют балльную оценку. При этом вместо


непрерывного отрезка числовой оси рассматривают участки, ко­торым приписываются баллы.

Эксперт, приписывая объекту балл, тем самым измеряет его с точностью до определенного отрезка числовой оси. Применя­ются 5-, 10- и 100-балльные шкалы.

Метод Черчмена Акоффа (последовательное сравнение). Этот метод относится к числу наиболее популярных при оценке аль­тернатив. В нем предполагается последовательная корректиров­ка оценок, указанных экспертами. Основные предположения, на которых основан метод, состоят в следующем:

•   каждой альтернативе at(i = \,N) ставится в соответствие
действительное неотрицательное число ф (аг );

•   если альтернатива ai предпочтительнее альтернативы а, ,
то ф (а,.) > ф (а.), если же альтернативы яг и я   равноценны,
тоф(о(.) = ф(а/);

•   если ф (я,.) и ф .)  оценки альтернатив а/ и а •, то ф (а(.) + ф (а)
соответствует совместному осуществлению альтернатив а/ и а..
Наиболее сильным является последнее предположение об адди­
тивности оценок альтернатив.

Согласно методу Черчмена-Акоффа альтернативы at, a2, ... , aN ранжируются по предпочтительности. Пусть для удобства из­ложения альтернатива al наиболее предпочтительна, за ней сле­дует а2 и т.д. Эксперт указывает предварительные численные оцен­ки ф (flj) для каждой из альтернатив. Иногда наиболее предпоч­тительной альтернативе приписывается оценка 1, остальные оценки располагаются между 0 и 1 в соответствии с их предпоч­тительностью. Затем эксперт производит сравнение альтернати­вы al и суммы альтернатив а2, ••• > ан- Если а\ предпочтительнее, то эксперт корректирует оценки так, чтобы

N

В противном случае должно выполняться неравенство

Если альтернатива а; оказывается менее предпочтительной, то для уточнения оценок она сравнивается по предпочтению с суммой альтернатив а2,а3, ... , aN_, и т.д. После того как альтер-


124


Глава 2


 


 


\pat ;, (1-р)а/] предпочтительнее, чем \р'а{, (1-р') в/], если/»/?' и др.

Если указанная система предпочтений выполнена, то для каж­дой из набора основных альтернатив al , а2, ... , aN определяют­ся числа jf], х2, ... , xn, характеризующие численную оценку сме­шанных альтернатив.

Численная оценка смешанной альтернативы \pl alt р2а2, ... , PN aN] равна х, />, + х2р2 + . . . + xNpN.

Смешанная альтернатива \р^а^ р2а2, ... , pNaN] предпочтитель­нее смешанной альтернативы \р\ а,, р "2 аг , ... , p'N aN], если

натива al оказывается предпочтительнее суммы альтернатив а2,..., ak (к > 2), она исключается из рассмотрения, а вместо оцен­ки альтернативы а, рассматривается и корректируется оценка аль­тернативы я2- Процесс продолжается до тех пор, пока откоррек­тированными не окажутся оценки всех альтернатив.

При достаточно большом N применение метода Черчмена-Акоффа становится слишком трудоемким. В этом случае целесо­образно разбить альтернативы на группы, а одну из альтерна­тив, например максимальную, включить во все группы. Это по­зволяет получить численные оценки всех альтернатив с помощью оценивания внутри каждой группы.

Метод Черчмена-Акоффа является одним самых эффектив­ных. Его можно успешно использовать при измерениях в шкале отношений. В этом случае определяется наиболее предпочтитель­ная альтернатива я(1. Ей присваивается максимальная оценка. Для всех остальных альтернатив эксперт указывает, во сколько раз они менее предпочтительны, чем а(1. Для корректировки числен­ных оценок альтернатив можно использовать как стандартную процедуру метода Черчмена-Акоффа, так и попарное сравнение предпочтительности альтернатив. Если численные оценки аль­тернатив не совпадают с представлением эксперта об их пред­почтительности, производится корректировка.

Метод фон Неймана—Моргенштерна. Он заключается в по­лучении численных оценок альтернатив с помощью так называ­емых вероятностных смесей. В основе метода лежит предполо­жение, согласно которому эксперт для любой альтернативы а-, менее предпочтительной, чем а(, но более предпочтительной, чем at, может указать число а (0 <р < \) такое, что альтернатива а, эквивалентна смешанной альтернативе (вероятностной сме­си) [pat, (l-р) а/]. Смешанная альтернатива состоит в том, что альтернатива af выбирается с вероятностью Р, а альтернатива а{ с вероятностью \-Р. Очевидно, что если Р достаточно близко к 1, то альтернатива Oj менее предпочтительна, чем смешанная аль­тернатива [pat, (\-p)at]. В литературе помимо упомянутого выше предположения рассматривается система предположений (акси­ом) о свойствах смешанных и несмешанных альтернатив. К чис­лу таких предположений относятся предположение о связности и транзитивности отношения предпочтительности альтернатив, предположение о том, что смешанная альтернатива


х2р2 + ... + xNpN > Xj/j + х2р'2 + ... +xn p'N .

Таким образом, устанавливается существование функции по­лезности

xlPl+...+xNpN,

значение которой характеризует степень предпочтительности

любой смешанной альтернативы, в частности и несмешанной.

Более предпочтительна та смешанная альтернатива, для которой

значение функции полезности больше.

Рассмотренные выше методы экспертных оценок обладают

различными качествами, но приводят в общем случае к близким результатам. Практика применения этих методов показала, что наиболее эффективно комплексное применение различных мето­дов для решения одной и той же задачи. Сравнительный анализ результатов повышает обоснованность делаемых выводов. При этом следует учитывать, что методом, требующим минимальных затрат, является ранжирование, а наиболее трудоемким   метод последовательного сравнения (Черчмена   Акоффа). Метод пар­ного сравнения без дополнительной обработки не дает полного упорядочения объектов.

2.4.4. МЕТОДЫ ТИПА ДЕЛЬФИ

Название методов экспертной оценки типа Дельфи связано с древнегреческим городом Дельфи, где при храме Аполлона с IX в. до н.э. до IV в. н.э. по преданиям находился Дельфийский оракул.


126


Глава 2


Основы оценки сложных систем


127


 


 


3 отличие от традиционных методов экспертной оценки метод Дельфи предполагает полный отказ от коллективных обсуждений. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние таких психоло­гических факторов, как присоединение к мнению наиболее авто­ритетного специалиста, нежелание отказаться от публично выра­женного мнения, следование за мнением большинства. В методе Дельфи прямые дебаты заменены программой последовательных индивидуальных опросов, проводимых в форме анкетирования. Ответы обобщаются и вместе с новой дополнительной информа­цией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточ­няют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости совокупно­сти высказанных мнений. Результаты эксперимента показали при­емлемую сходимость оценок экспертов после пяти туров опроса.

Метод Дельфи первоначально был предложен О. Хелмером как итеративная процедура «мозговой атаки», которая должна помочь снизить влияние психологических факторов и повысить объективность результатов. Однако почти одновременно Дель-фи-процедуры стали основным средством повышения объектив­ности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке деревьев цели и при разработке сценариев за счет использования обратной связи, ознакомления экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учета этих резуль­татов при оценке значимости мнений экспертов.

Процедура Дельфи-метода заключается в следующем:

1) организуется последовательность циклов «мозговой атаки»;

2)   разрабатывается программа последовательных индивиду­
альных опросов с помощью вопросников, исключающая контак­
ты между экспертами, но предусматривающая ознакомление их с
мнениями друг друга между турами; вопросники от тура к туру
могут уточняться;

3)   в наиболее развитых методиках экспертам присваиваются
весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на
основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и
учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.

Первое практическое применение метода Дельфи к решению некоторых задач министерства обороны США, осуществленное RAND Corporation во второй половине 40-х гг., показало его эффективность и целесообразность распространения на широкий класс задач, связанный с оценкой будущих событий.


Недостатки   метода Дельфи:

•   значительный расход времени на проведение экспертизы,
связанный с большим количеством последовательных повторе­
ний оценок;

•   необходимость неоднократного пересмотра экспертом сво­
их ответов, вызывающая у него отрицательную реакцию, что ска­
зывается на результатах экспертизы.

В 60-е гг. область практического применения метода Дельфи значительно расширилась, однако присущие ему ограничения привели к возникновению других методов, использующих экспер­тные оценки. Среди них особого внимания заслуживают методы QUEST, SEER, PATTERN.

Метод QUEST (Qualitative Utility Estimates for Science and Technology - количественные оценки полезности науки и техни­ки) был разработан для целей повышения эффективности реше­ний по распределению ресурсов, выделяемых на исследования и разработки. В основу метода положена идея распределения ре­сурсов на основе учета возможного вклада (определяемого мето­да экспертной оценки) различных отраслей и научных направле­ний в решение какого-либо круга задач.

Метод SEER (System for Event Evaluation and Review систе­ма оценок и обзора событий) предусматривает всего два тура оценки. В каждом туре привлекается различный состав экспер­тов. Эксперты первого тура - специалисты промышленности, эк­сперты второго тура - наиболее квалифицированные специалис­ты из органов, принимающих решения, и специалисты в области естественных и технических наук. Эксперт каждого тура не воз­вращается к рассмотрению своих ответов за исключением тех случаев, когда его ответ выпадает из некоторого интервала, в котором находится большинство оценок (например, интервала, в котором находится 90 % всех оценок).

2.4.5. МЕТОДЫ ТИПА ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.