![]() |
|
|
Реферат: Основы сети Internetводственной деятельности, образовании, здравоохранении, науке, культуре и т.д.,высокая эффективность применения, быстрота окупа- емости расходов на внедрение новых информационных технологий на базе компьютерной техники. Применение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) послужило основой для создания новой информационной технологии, позволяющей не только накапливать, хранить, перерабатывать информацию, но и получать новую информацию, новые знания. В этом состоит коренное отличие возможностей ЭВМ от возможностей любой другой информаци- онной техники - средств связи, проекционной аппаратуры, телевиде- ния и др. Перечисленные устройства воспроизводят информацию в том виде, в каком она подается на их вход.В таких случаях говорят, что количество информации на выходе устройства не превышает ее количества на входе. И совсем другие возможности открывает приме- нение ЭВМ. По оценке специалистов, информация на выходах сетей ЭВМ отличается от информации на входах примерно так, как нере- шенная задача отличается от решенной. В получении новых сведений, новых данных, количественно и качественно отличающихся от исход- ных, подаваемых на вход ЭВМ, и состоит сущность толкования ЭВМ как усилителя интеллекта, а если учесть ее быстродействие, то и ускорителя интеллекта. За счет чего это происходит ? Чтобы отве- тить на этот вопрос ,напомним сначала, что усиление мощности объ- - 13 - ектов любой природы происходит за счет расхода энергии каких-либо внешних источников. Чтобы ЭВМ стала усилителем интеллекта, могла решать интеллектуальные задачи, следует проделать колоссальную предварительную работу и по созданию самой ЭВМ, и принципов ее функционирования и по соответствующей подготовке задач для реше- ния их на ЭВМ. Именно за счет этого предварительного расхода ин- теллектуальной энергии высочайшего уровня и возможно усиление мощности интеллекта человека. И это главное в общей совокупности расходов энергии (в частности, электрической) и ресурсов. Компьютерная информационная технология включает в себя после- довательное выполнение определенных этапов работы с информацией. Подготовительные этапы выполняются непосредственно человеком, исполнительные - машиной или машиной с участием человека (диалого- вые режимы работы ЭВМ). На подготовительных этапах осуществляется содержательный и формализованный анализ решаемой задачи, выбор метода и математи- ческой модели ее решения. Определяется последовательность и поря- док решения, его алгоритмическое описание, составляются программы на каком-либо доступном для машины языке. Затем программы вво- дятся в ЭВМ, отлаживаются, редактируются и записываются для хра- нения на внешних носителях. Содержание исполнительных этапов зависит от характера задачи и типа используемой ЭВМ. Оно сводится к автоматическому выполне- нию программы, причем часть программы может выполняться с участи- ем человека. Завершающим этапом является анализ, оценка получен- ных результатов для их практического использования и совер- шенствования разработанных алгоритмов и программ. Содержание подготовительных этапов существенно упрощается, если имеются готовые программы, соответствующие характеру решае- мых задач. Тогда основная часть работы - операции с данными: их отбор, ввод в ЭВМ, формирование массивов данных и др. Вызов прог- раммы и ее выполнение осуществляются в соответствии с инструкция- ми по эксплуатации данной ЭВМ. Характерной чертой современных компьютеров является то, что преобладающая их часть (по данным специалистов, до 80 %) исполь- зуются не для решения вычислительных задач, а для разнообразной обработки информации. Это - обработка текстов, выполнение графи- ческих работ, накопление и оперативная выдача разнообразных дан- ных, программное предъявление информации в процессе компьютерного обучения, автоматизированный контроль знаний и др. Для формирования управленческих решений, адекватных целям управления и реализации принципа обратной связи в управлении, ру- ководителю необходима полная и достоверная информация о конкрет- ных исполнителях, о состоянии дел в руководимых коллективах, а также информация, отражающая общественное мнение по тем или иным вопросам. Средствами получения такой информации являются: личные наблюдения и общение с людьми, опросы и анкетирование, периоди- ческие аттестации работников и т.д. При наличии больших массивов полученных данных оперативная их обработка возможна лишь на осно- ве применения компьютерной информационной технологии. Это эконо- мит труд и время руководителя, освобождает от большого объема ру- тинной работы. Существенное влияние оказывает информатика и компьютерная техника на реализацию принципа иерархии в управлении, позволяя оптимизировать структуру ступенчатой соподчиненности систем уп- равления. И здесь важно, что наличие достаточного количества компьютеров создает предпосылки для устранения ряда промежуточных ступеней системы (в основном контрольных, учетных, пересылочных). - 14 - В результате этого происходит приближение нижней (исполнительной) ступени к вершине пирамиды системы. Например, в Министерстве морского флота РФ благодаря широкой компьютеризации управленчес- кой деятельности аппарат управления перевозками продовольственных и других экспортно-импортных грузов сократился за год на 35 % и будет сокращаться в дальнейшем, не смотря на то что объем перево- зок постоянно возрастает. И таких примеров сегодня множество на страницах периодических изданий. " В компании "Форд",- рассказывает автор статьи "Век инфор- мации" И.Силин,- организационная лестница, от клерка до президен- та фирмы, насчитывала совсем недавно 16 ступеней, их удалось сок- ратить теперь до 10". Он утверждает, что рушится столь любимая бюрократией всего мира "вертикальная", т.е. иерархическая, струк- тура производства с ее многочисленными уровнями. Такое утвержде- ние не соответствует реальности, т.к. проведенные примеры свиде- тельствуют не о крушении иерархической структуры организации уп- равления, а о ее совершенствовании за счет удаления ряда промежу- точных подсистем, функции которых выполняют компьютеры. Сама же иерархическая структура существовала, существует и всегда будет существовать. Это категория объективная и не зависит от чьей-либо воли. Формы ее будут постоянно совершенствоваться и развиваться. Оптимизация организационных структур управления опирается не только на удаление тех или иных "изживших себя подсистем", но и на включение в систему новых звеньев, компьютеризованных звеньев и подсистем. Тем самым управляющий или обслуживающий объект осво- бождается в значительной мере от переработки избыточной информа- ции, а потребности исполнителей или пользователей удовлетворяются полнее и оперативнее. Примером таких компьютеризованных ступеней могут служить автоматические справочники и кассы на вокзалах, разнообразные автоматы обслуживания и др. Ярким примером струк- турной оптимизации системы за счет включения в нее дополнительной ступени является организация компьютерного обучения. В традицион- ном обучении иерархия в управлении познавательным процессом прак- тически отсутствует: есть преподаватель и обучаемый. В компьютер- ном обучении между преподавателем и обучаемым вводится новая про- межуточная ступень - индивидуальные контрольно-обучающие устройс- тва (дисплеи, персональные компьютеры). Это уже иерархия в дейс- твии. Вся избыточная, неоднократно повторяемая информация замыка- ется в подсистемах "обучаемый - компьютер", а наиболее значимая учебно-воспитательная информация доводится до обучаемых непос- редственно преподавателем - главным объектом системы. Освобожде- ние преподавателя от переработки избыточной информации позволяет ему наиболее полно реализовать свой опыт и мастерство, индивидуа- лизируя обучение. Важнейшее преимущество автоматизированных обу- чающих систем в учебных АИС - возможность хранения и многократно- го использования лучших учебно-методических материалов, в которых "законсервированы" не только необходимые обучаемым знания, но и соответствующие управляющие воздействия,отражающие опыт лучших педагогов. Любой компьютер, каким бы совершенным он не был, является продуктом человеческого разума и реализует лишь запрограммирован- ные человеком действия. Говорят:" Автоматизировать можно все, что программируется, однако не все можно запрограммировать". По мне- нию специалистов, даже "чесательный" рефлекс собаки во всех дета- лях формализовать весьма сложно. Поэтому разумность диалога компьютера с человеком всегда ограничена рамками возможностей формальной логики, степенью учета в программе типовых, лежащих на поверхности, устойчивых жизненных ситуаций. - 15 - Сложность научного понятия информации и различные его толко- вания обусловливают неоднозначность и в других сопутствующих ей понятий, одно из которых - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - особенно важ- но. 24. Информационные системы их функционирование. 2Информационная система - это организованные человеком систе- 2мы сбора, хранения, обработки и выдачи информации, необходимой 2для эффективного функционирования субъектов и объектов управле- 2ния 0. Данные системы являются средством удовлетворения потребнос- тей управления в информации, которое заключается в том, чтобы в нужный момент из соответствующих источников получать информацию, причем такую, которая должна быть предварительно систематизирова- на и определенным образом обработана. _К компонентам информационной системы относятся .: 1 - информация, необходимая для выполнения одной или нес- кольких функций управления; 2 - персонал, обеспечивающий функционирование информационной системы; 3 - технические средства; 4 - методы и процедуры сбора и переработки информации. Информационные системы, как и любые другие системы, помимо структуры характеризуются функциями, которые они выполняют. С технологической точки зрения их функции можно подразделить на подготовительный и основные. Первые заключаются в фиксации, сборе данных, кодировании и записи их на машинные носители, вводе в па- мять электронно-вычислительных машин (в случае автоматизации) и систематизированном хранении. Вторые - сводятся к поиску или со- держательной обработке информации, документальному оформлению и размножению результатов поиска и обработки, передаче выходной ин- формации потребителям. Некоторые отечественные и зарубежные исследователи связывают понятие информационной системы с автоматизацией информационных процессов на базе ЭВМ. Автоматизация информационных процессов яв- ляется актуальной задачей в проблематике совершенствования соци- ального управления. Однако связывать понятие информационной системы только с внедрением в информационный процесс ЭВМ неправо- мерно. Потребность в систематизированной и специально обработан- ной информации для нужд управления была давно создана человеком , и человек научился собирать, обрабатывать и передавать информа- цию, и к моменту появления автоматизации информационная система уже существовала как реальность. В настоящее время, когда реша- ются задачи создания информационных систем на базе ЭВМ , наряду с последними функционируют и такие информационные системы, автома- тизация которых или невозможна, или невыгодна . В научной литературе наряду с понятием " _информационная _система ." употребляется и понятие " _система информации ." . В этой связи представляется необходимым сказать несколько слов об их соотношении . Наибольшее распространение получил подход, при ко- тором _система информации рассматривается как совокупность различ- _ных видов информации, обеспечивающих выполнение определенных за- _дач .. Авторы придерживающиеся данной позиции, акцентируют внимание на видах информации, на их взаимосвязи между собой и выполняемыми системой управления функциями, т.е. на информации как таковой. Существует и противоположная точка зрения, сторонники кото- рой под системой информации понимают не совокупность информации, а то, посредством чего она функционирует. В органах внутренних дел рассматриваемая точка зрения нашла свое выражение в такой - 16 - формулировке:"Система информации в органах внутренних дел склады- вается из ряда взаимосвязанных элементов: источников получения информации, каналов связи и передачи, средств хранения и обработ- ки". Всю циркулирующую в любом органе управления информацию можно представить в виде системы, но при этом нельзя указанное понятие ограничивать лишь совокупностью различных видов информации или только суммой методов и средств ее сбора и обработки. Нелогично, видимо, отделять информацию от информационных процессов, т.е. от ее движения и преобразования. Для реализации непрерывного управ- ленческого процесса важна не только сама информация , но и орга- низация обмена информацией как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой. Поэтому более правильным было бы такое толкование системы информации, когда в число ее компонентов включаются виды, потоки и массивы информации; каналы связи; прие- мы, методы и средства сбора, обработки и хранения. Если исследу- ется информационная модель какой-то системы управления, то важным является не только уяснение содержания информации, но и понимание механизма функционирования модели. К материальной же основе тако- го механизма следует отнести совокупность используемых приемов, методов и средств сбора, передачи и обработки информации. Сущест- венным компонентом системы информации считаются органы (подразде- ления), осуществляющие организацию и реализацию информационного процесса. 1Следовательно под системой информации мы понимаем совокуп- 1ность всех видов информации, необходимой для эффективного функци- 1онирования конкретной системы управления, а также комплекс мето- 1дов, средств и организационных форм реализации информационного 1процесса. Каково же соотношение понятий "система информации" и "инфор- мационная система"? "Некоторые системы, - отмечает Ю.И. Черняк, - необозримы для наблюдателя либо во времени, либо в пространстве, т.е. задачу над данным объектом нельзя решать без того , чтобы не принимать во внимание тот факт, что наблюдатель физически не может одновремен- но обозревать всю систему ... В таких случаях выход из положения заключается в последовательном рассмотрении системы по частям. Таким образом, большая система - это система, которая не может рассматриваться иначе, как в качестве совокупности априорно выде- ленных подсистем". К такого рода системам относятся и системы ин- формации , в которых выделенными подсистемами выступают информа- ционные системы. Если понятием "система информации" охватывается вся информация органа управления, то понятием "информационная система" - часть этой информации. Объективная необходимость соз- дания не одной , а многих информационных систем обуславливается тем, что информация в органе управления отличается по содержанию, задачам, которые с ее помощью решаются, методам и средствам сбо- ра, передачи и обработки. Деление системы информации на отдельные информационные системы позволяет применять разнообразные методы и средства решения информационных задач в зависимости от наличия различных факторов, осуществлять поэтапное проектирование и внед- рение локальных информационных систем с последующей увязкой их в единую систему информации, что происходит на практике. Таким образом, системы информации можно представить как со- вокупность информационных систем, обеспечивающих эффективное вы- полнение функций управления. При этом понятия информационной системы и системы информации соотносятся как часть к целому. Информационные системы в органах внутренних дел различаются - 17 - по назначению, характеру решаемых задач, уровням функционирования и другим признакам. Задача их классификации связана с проблемой классификации самих информационных систем, так как любая информа- ционная система может быть в той или иной степени автоматизирова- на. 2Информационные системы можно разбить на три класса 0: учетные (следящие, прогнозирующие, справочные); аналитические (советую- щие, прогнозирующие, диагностические); решающие (управляющие, планирующие). Как видно из приведенной классификации информацион- ные системы разделяются на следующие уровни: не производящие ка- чественного изменения информации (учетные системы); анализирующие информацию (аналитические системы); вырабатывающие решения (реша- ющие системы). Между этими классами существует определенная зависимость, выражающаяся в том, что предыдущий класс является исходной базой для последующего, а каждый последующий предполагает возможность решения задач предыдущего класса. Так, статистические системы по- мимо собственных задач выполняют справочные функции, а следящие системы решают задачи статистического и справочного характера. Приведенная классификация автоматизированных информационных _систем раскрывает перспективы их развития. В основу классификации _автоматизированных информационных систем функционирующих в насто- _ящее время в органах внутренних дел может быть положен такой _признак как особенности машинной обработки информации .. Их решение с помощью ЭВМ имеет определенную специфику, которая проявляется в особенностях технологии реализации информационных задач. _По этому _признаку информационные задачи можно разделить на три группы: _расчетные, аналитико-статистические, информационно-поисковые. 2Автоматизированные расчетные информационные 0 2системы 0 характе- ризуются относительно небольшими объемами входной и выходной ин- формации и значительным удельным весом вычислительных операций. 2Автоматизированные аналитико-статистические информационные 2системы 0 предназначены для сбора и обработки статистической инфор- мации характеризуются большим объемом входной и выходной информа- ции, а также большим удельным весом логических операций по срав- нению с арифметическими в программах используемых этими система- ми. 2Автоматизированные информационно-поисковые системы 0 использу- ются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и постоянном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес. Можно отметить большую трудо- емкость первоначального ввода рабочего массива информации и раз- несенную во времени работу по добавлению новой информации. Кроме того, объекты непрерывно находятся в динамике, что требует посто- янного корректирования информации, характеризующей эти объекты. В процессе развития автоматизированных информационно-поиско- вых систем сформировались 2три вида информационного обслуживания 0 - ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ, ФАКТОГРАФИЧЕСКОЕ И КОНЦЕПТОГРАФИЧЕСКОЕ. Каждому из этих видов соответствует своя информационная система, представляющая собой подсистему общей информационной системы об- щества. 3ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ 0 система, в течении уже многих веков обеспечи- вала информационное обслуживание общества в целом и различных его институтов, в том числе науки и техники. Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами. Обычно грамотное документаль- - 18 - ное обслуживание осуществляется в два этапа: сначала потребителю предоставляется некоторая совокупность релевантных (релевантность - смысловое соответствие содержания документа информационному запросу {смысловое соответствие между двумя текстами}) его зап- росу вторичных документов (этот этап называется библиографи- ческим), а затем, после отбора потребителем из этой совокупности определенного числа уже пертинентных (пертинентность - соот- ветствие содержания документа информационной потребности конкрет- ного специалиста) документов, ему предоставляют сами документы (этот этап называется библиотечным обслуживанием). Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлет- воряется опосредовано, через первичный документ. В отличии от документального обслуживания 3ФАКТОГРАФИЧЕСКОЕ предполагает удовлетворение информационных потребностей не- посредственно, т.е. путем представления потребителям самих сведе- ний (отдельных данных, фактов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потребителей, предварительно извлекаются ин- формационными работниками из первичных документов и после опреде- ленной их обработки (оформления) представляются потребителям. Следует уточнить само понятие "фактографическая информация". ФАК- ТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ следует понимать сведения не только фак- тического характера, но и теоретического, предположительного, оценочного характера, т.е. включать и факты, и концепции, все то, что может быть объектом извлечения из текста, описания на опреде- ленном информационном языке, хранения и поиска в той или иной ин- формационной системе. Если в случае документального и фактографического обслужива- ния потребителю информации предоставляются документы или сведе- ния, извлеченные из информационного потока, так сказать, в "нату- ральном" виде, то при 3КОНЦЕПТОГРАФИЧЕСКОМ 0 обслуживании все это (документы и сведения) подвергаются интерпретации, оценке, обоб- щению со стороны информационного работника. В результате такой интерпретации формулируется так называемая ситуативная информа- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |