![]() |
|
|
Реформирование налоговой системы России| | |0,92 | |1,46 | |2,04 | |0,95 | |1,14 | | | | | |Федеральные дорожные фонды | | | | | |0,53 | |0,58 | |0,62 | |0,62 | |0,78 | | | | | |Платежи за пользование недрами и природными ресурсами | | | | | |0,18 | |0,29 | |0,29 | |0,40 | |0,14 | | | | | |Спецналог | | | | | |0,60 | |0,39 | |0,14 | |0,05 | |- | | | | | | | |Примечание. * Весь налог был направлен в бюджеты территорий. | В российской налоговой системе отчисления в бюджеты территорий выше, чем в федеральный бюджет. Распределение налоговых платежей между бюджетами, % к итогу[5] |Платежи | |1994 г. | |1995 г. | |1996 г. | |1997 г. | |1998 г., первое полугодие | | | |Федеральный бюджет | |37,9 | |46,5 | |48,6 | |44,4 | |42,1 | | | |Бюджеты территорий | |62,1 | |53,5 | |51,4 | |55,6 | |57,9 | | | Налог на имущество предприятий и физических лиц, а также местные налоги и сборы неизменно полностью остаются в распоряжении территориальных бюджетов. В местных бюджетах оседает большая часть подоходного налога (в первом полугодии 1998 г. - 98%), платежей за пользование недрами и природными ресурсами (83,5), платежей в дорожные фонды (67,3) и налога на прибыль (63,2%). В федеральный бюджет направляются 100% таможенных пошлин, значительная часть акцизов (76,7%) и НДС (68,9%). Но с введением в действие налогового кодекса федеральные органы будут получать около 56 % всех налоговых поступлений, возмещая потери регионам в виде трансфертов и субсидий[6], что доведет их соотношение до 51,5 (федеральный бюджет) и 48,5 - региональный. Как мы видим, федеральный центр увеличивает свои налоговые поступления, что приведет к росту местных налогов, пошлин и сборов, так как падение доходов территориальных бюджетов на 20 % не будет ничем не компенсировано. Налоговое бремя существенно различается по отраслям народного хозяйства. Так, доля промышленности и транспорта в общих налоговых поступлениях в 1998 г. была в 1,4 раза выше ее доли в ВВП, а сельского хозяйства - в 7,2 раза меньше. Это несоответствие вызвано тем, что, во-первых, предприятия разных отраслей имеют неодинаковые возможности для уплаты налогов, прежде всего из- за неравной рентабельности. Сельское хозяйство убыточно, поэтому низка его доля в общих налоговых поступлениях в бюджет. Доля секторов народного хозяйства в налоговых поступлениях и производстве ВВП в 1998 г., % к итогу [7] |Секторы народного хозяйства | |В налоговых поступлениях | |В производстве ВВП | | | |Промышленность | |39,7 | |28,1 | | | |Транспорт | |15,1 | |10,8 | | | |Торговля, общепит, сбыт | |8,6 | |16,1 | | | |Строительство | |6,5 | |8,7 | | | |Банковская деятельность | |2,4 | |0,3 | | | |Сельское хозяйство | |1,0 | |7,2 | | | |Прочие секторы | |26,8 | |28,9 | | | Во-вторых, доля налоговых поступлений зависит от способности предприятий некоторых отраслей уходить от уплаты налогов как легальными, так и нелегальными путями. Традиционно лучше других это удавалось торговле, строительству, а также сферам общественного питания, материально- технического снабжения и сбыта. Не случайно при неплохой рентабельности не менее 10 %[8] их вклад в совокупные налоговые платежи в 1,9 раза ниже, чем производство товаров и услуг. Существуют и объективные условия, определяющие более высокую налоговую нагрузку на предприятия промышленности и транспорта, в частности высокая оснащенность основными фондами (зданиями, сооружениями и др.). Эти объекты налогообложения трудно скрыть от взимания налога на имущество. А в торговле оснащенность более низкая, с нее в этом смысле взять почти нечего. Отрасли разнятся также размерами недоимки по налогам. Наиболее аккуратные плательщики - банки (в 1997 г. их недоимка была равна 0,6% суммарной недоимки по всем секторам), у промышленности самая большая недоимка (58,67%), причем она существенно превысила долю промышленности в совокупных налоговых поступлениях (39,7%), т.е. объективно получается, что недоимка облегчает налоговое бремя, приходящееся на этот сектор. Фактически легальным способом смягчения бремени стали отсрочки налоговых платежей. На промышленность в 1997 г. приходилось 84,2% всех отсрочек. За 1998 г. задолженность бюджету всех предприятий превысила 279 млрд. рублей. При этом годовая прибыль рентабельных предприятий составляла 209 млрд., а убытки прочих - 187,5 млрд. Понятно, что в таких условиях выплатить столь огромную задолженность предприятия не в состоянии. Таким образом, устранение неравномерности налоговой нагрузки по отраслям, ее перераспределение с промышленности на торговлю, общественное питание, снабжение, сбыт и строительство облегчило бы решение бюджетных проблем, хотя при таких масштабах ухода от налогов перевод налоговой нагрузки с промышленности на торговлю существенно снизит собираем ость налогов. Поэтому главная задача состоит в том, что одновременно с уменьшением налогового пресса и реструктуризацией налоговой системы, необходимо повысить эффективность бюджетной политики и качество работы налоговых органов. 2.2. Основные проблемы налоговой системы России 2.2.1. Пределы налоговой нагрузки и наполняемость бюджета Если принять во внимание, что инфляция составляла в 1994 г. 203%, в 1995 г. - 141, в 1996 г. - 25, в 1997 г. - около 11%, то виден рост налоговых доходов по 1997 г. включительно не только в номинальном, но и в реальном выражении. В условиях экономического спада это свидетельствовало о постепенном повышении эффективности налоговой системы и чрезмерном увеличении налогового пресса. С 1998 г. тенденция изменилась - продолжающийся экономический спад, финансовый кризис и резкое увеличение инфляции (около 184%) привели к падению сборов налогов, что явилось следствием желанием федеральных органов решать свои тактические проблемы за счет угнетения реального сектора. Становится понятно, что в России уже давно достигли предела налоговой нагрузки, когда повышение налогов не приводит к росту их сборов. У промышленности не хватает средств ни на инвестиции, ни на увеличение оборотных средств во многом вследствие неправильной налоговой политики. Налоговые доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей [9] |Налоговые поступления | |1994 г. | |1995 г. | |1996 г. | |1997 г. | |1998 г., первое полугодие | | | |Всего | |140,7 | |377,4 | |520,5 | |619,0 | |239,1 | | | |НДС | |33,5 | |91,3 | |134,5 | |172,1 | |63,4 | | | |Акцизы | |6,7 | |26,8 | |52,5 | |65,6 | |26,7 | | | |Налог на прибыль | |49,1 | |119,1 | |100,6 | |109,2 | |45,7 | | | |Подоходный налог с физических лиц | |17,6 | |36,7 | |56,7 | |75,6 | |30,5 | | | |Таможенные пошлины | |5,8 | |24,2 | |46,0 | |25,5 | |13,6 | | | |Федеральные дорожные фонды | |3,3 | |9,7 | |14,1 | |16,8 | |9,3 | | | |Налог на имущество предприятий и физических лиц | |4,9 | |16,1 | |36,7 | |47,4 | |19,4 | | | |Местные налоги и сборы | |5,8 | |15,7 | |25,6 | |25,0 | |13,9 | | | |Платежи за пользование недрами и природными ресурсами | |3,4 | |11,9 | |20,2 | |41,0 | |10,3 | | | |Спецналог | |5,2 | |10,1 | |5,5 | |2,3 | |- | | | |Прочие налоговые поступления | |5,4 | |15,9 | |28,3 | |38,5 | |6,3 | | | | | |в том числе: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Госпошлина | | | | | |0,5 | |1,1 | |1,6 | |1,7 | |0,8 | | | | | |земельный налог | | | | | |1,7 | |3,3 | |5,4 | |9,4 | |3,3 | | | | | |транспортный налог | | | | | |1,0 | |2,2 | |3,7 | |4,5 | |0,6 | | | | | |налог на операции с ценными бумагами | | | | | |0,4 | |0,9 | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |