![]() |
|
|
Реформирование налоговой системы России|0,3 | |0,2 | |0,0 | |0,1 | |0,1 | | | | | |налог на имущество физических лиц, включая налог на наследство | | | | | |0,0 | |0,1 | |0,1 | |0,1 | |0,1 | | | |Налоги на потребление | |44,5 | |49,1 | |56,4 | |53,3 | |52,5 | | | |НДС | |23,8 | |24,2 | |25,9 | |27,8 | |26,5 | | | |Акцизы | |4,8 | |7,1 | |10,1 | |10,6 | |11,2 | | | |Таможенные пошлины | |4,1 | |6,4 | |8,8 | |4,1 | |5,7 | | | |Федеральный дорожные фонды | |2,4 | |2,6 | |2,7 | |2,7 | |3,9 | | | |Прочие налоги на потребление | |9,4 | |8,9 | |9,0 | |8,1 | |5,2 | | | | | |спецналог | | | | | |3,7 | |2,7 | |1,1 | |0,4 | |- | | | | | |транспортный налог | | | | | |0,7 | |0,6 | |0,7 | |0,7 | |0,2 | | | | | |местные налоги и сборы с юридических лиц | | | | | |3,7 | |3,8 | |4,2 | |0,6 | |1,3 | | | Исходя из субъективной оценки тяжести налога, плательщики и политики могут предпочитать невидимые косвенные налоги прямым. В пользу усиления роли косвенных налогов говорит и то, что они оказывают меньшее отрицательное влияние на сбережения, чем, скажем, прямой подоходный налог, при этом их легче отслеживать и собирать. За 1994-1998 гг. доля прямых налогов уменьшилась с 48 до 34,5%, в том числе налога на прибыль - с 34,9 до 15, подоходного налога на физических лиц - с 12,5 до 11%, а доля косвенных налогов выросла, в том числе НДС - с 23,8 до 23,9%, акцизов - с 4,8 до 10,5%. Однако, во-первых, переход к системе превалирования косвенных налогов усложняет процесс перераспределения средств между отраслями экономики и не способствует справедливому обложению отраслей (делая отрасли с низкой нормой рентабельности убыточными), и, во-вторых, это не способствует реализации социальной функции налогов, то сеть выравниванию доходов населения. В тот же период уменьшалась доля налогов на доходы и росла доля налогов на капитал. Обычно это способствует повышению надежности налоговой системы, поскольку доходы учитывать трудно, но с другой стороны не способствует осуществлению принципа справедливости (тут открываются большие возможности для недобросовестных налогоплательщиков), а капитал поддается более точному учету (насколько высокая точность вообще возможна в экономике). Обращает на себя внимание ничтожная доля налогов на имущество физических лиц, что объясняется, во-первых, ограниченностью имущества у основной массы населения даже после того, как существенная часть жилого фонда была приватизирована; во-вторых, низкими ставками имущественных налогов, действовавших до 1999 г. Итак, сложившаяся система налогов в России направлена только на наполнение любыми средствами бюджета, не учитывая остальных функций налогов (социальная, перераспределительная). Например, в общей налоговой массе США косвенные налоги составляют 75%, и, кстати, после войны в течении 20-30 США удерживала самый низкий процент по кредитам, плюс предоставила льготы по налогообложению капитала и инвестиций в него[3]. Все это говорит неправильности целеполагания в области налогов, о не эффективной структуре налоговой системы и о неспособности выполнять свои функции налоговых органов. 2.1.3. Распределение налогов между отраслями и бюджетами различных уровней 1) Анализируя систему налогов, важно обратить внимание на их распределение по уровням бюджетов - федеральному и территориальным, на налоговый вклад отраслей и секторов экономики, на соотношение между разными налогами - прямыми и косвенными, налогами на доходы, на капитал и на потребление. Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о налоговых поступлениях. Налоговые поступления в консолидированный и федеральный бюджеты, % ВВП[4] |Налоговые поступления | |1994 г. | |1995 г. | |1996 г. | |1997 г. | |1998 г | | | |В консолидированный бюджет, всего | |22,3 | |22,8 | |23,1 | |23,1 | |20,2 | | | | | |НДС | | | | | |5,31 | |5,50 | |5,96 | |6,43 | |5,35 | | | | | |Акцизы | | | | | |1,07 | |1,61 | |2,33 | |2,45 | |2,25 | | | | | |Налог на прибыль | | | | | |7,79 | |7,18 | |4,46 | |4,08 | |3,86 | | | | | |Подоходный налог с физических лиц | | | | | |2,79 | |2,21 | |2,51 | |2,82 | |2,57 | | | | | |Таможенные пошлины | | | | | |0,92 | |1,46 | |2,04 | |0,95 | |1,14 | | | | | |Федеральные дорожные фонды | | | | | |0,53 | |0,58 | |0,62 | |0,62 | |0,78 | | | | | |Налог на имущество предприятий и физических лиц | | | | | |0,77 | |0,97 | |1,63 | |1,77 | |1,64 | | | | | |Местные налоги и сборы | | | | | |0,92 | |0,95 | |1,13 | |0,93 | |1,16 | | | | | |Платежи за пользование недрами и природными ресурсами | | | | | |0,54 | |0,72 | |0,89 | |1,53 | |0,87 | | | | | |Спецналог | | | | | |0,83 | |0,61 | |0,24 | |0,08 | |- | | | | | |Прочие налоговые поступления | | | | | |0,86 | |0,96 | |1,25 | |1,43 | |0,53 | | | |В федеральный бюджет, всего | |8,46 | |10,58 | |11,20 | |10,28 | |8,49 | | | | | |НДС | | | | | |3,15 | |3,91 | |4,08 | |4,43 | |3,57 | | | | | |Акцизы | | | | | |0,59 | |1,22 | |1,96 | |1,97 | |1,72 | | | | | |Налог на прибыль | | | | | |2,70 | |2,60 | |1,61 | |1,50 | |1,52 | | | | | |Подоходный налог с физических лиц | | | | | |* | |0,20 | |0,23 | |0,06 | |* | | | | | |Таможенные пошлины | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |