на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Роль налогов в формировании бюджета РФ


| |193,|0 |00 |481,|4 |00 |740,|2 |00 |86 |06 |

| |48 | | |84 | | |86 | | | | |

Поступления в 2002 году в федеральный бюджет налога на прибыль (доход)

организаций предусматриваются в сумме 191,4 млрд. рублей, что ниже

ожидаемой оценки поступлений данного налога в 2001 году на 28,7 млрд.

рублей или на 13,1%. Сумма отмененных льгот по налогу на прибыль составит в

2001 году по оценке Минфина России 404,5 млрд. рублей. Однако в 2002 году

адекватного этой сумме увеличения налогооблагаемой базы не прогнозируется.

В расчетах по налогу на прибыль налогооблагаемая база уменьшена на 304,4

млрд. рублей в связи с изменениями, внесенными в соответствии с нормами

главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе

за счет снятия ограничений по отнесению на затраты расходов по

добровольному страхованию имущества и ответственности (74,5 млрд. рублей),

включения в затраты расходов работодателей по страхованию своих работников

по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, пенсионного

страхования, добровольного личного страхования (25,8 млрд. рублей),

расходов на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной

сферы (39,2 млрд. рублей), изменения порядка исчисления и отнесения на

затраты амортизации (84 млрд. рублей), отнесения на финансовый результат

убытков, полученных в предшествующем налоговом периоде (54,4 млрд. рублей)

и некоторых других затрат.

Указанное уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в

размере 304,4 млрд. рублей представляется существенно завышенным и требует

дополнительного обоснования Правительством Российской Федерации. В связи с

тем, что у предприятий накоплен значительный объем кредиторской

задолженности, которая на 1083,5 млрд. рублей превышает дебиторскую

задолженность (по состоянию на 1 июля 2001 года), свободные остатки средств

предприятий на счетах предприятий в первую очередь будут направляться на

погашение этой задолженности, а не на цели добровольного страхования.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" поступления

налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории

Российской Федерации, предусматриваются в сумме 516,9 млрд. рублей с ростом

против ожидаемых поступлений в 2001 году на 96,9 млрд. рублей, или на 23,1

процента.

Несмотря на принимаемые в последнее время Правительством Российской

Федерации меры по повышению уровня собираемости налогов (в среднем 90,6% в

проекте бюджета на 2002 год), собираемость налога на добавленную стоимость

предусмотрена в размере 83,3% или на уровне, ожидаемом в 2001 году, при

наличии значительной задолженности перед бюджетом на данному налогу (по

расчету 270 млрд. рублей по состоянию на 1 июля 2001 года). Принятие мер по

повышению собираемости налога на добавленную стоимость по сравнению с 2001

годом может дать существенные дополнительные поступления в доходную часть

федерального бюджета.

Возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость

организациям-экспортерам продукции в 2002 году предусматривается в сумме

225 млрд. рублей. При этом необходимо отметить, что на протяжении ряда лет

темпы роста объемов возмещения данного налога превышают темпы роста объемов

экспорта и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на

территории страны. При прогнозируемом в 2002 году по сравнению с 1999 годом

росте экспорта, облагаемого налогом на добавленную стоимость, в 2 раза,

увеличении поступлений налога на добавленную стоимость в 3 раза, объем

возмещения налога организациям-экспортерам возрастает в 4,6 раза, а его

доля в экспорте - с 3,1% в 1999 году до 7,4% в 2002 году при практически

неизменной за эти годы структуре экспорта. Сумма возмещения в общем объеме

поступлений налога увеличивается с 19,3% до 30,3 процента.

В связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо

представить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

дополнительные материалы по объективному анализу ситуации с возмещением

налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, а также

информацию о намечаемых мерах по установлению эффективного контроля за

правомерностью его возмещения, особенно в условиях расширения объема

экспорта, облагаемого налогом. Решение о суммах возмещения налога на

добавленную стоимость в федеральном бюджете на 2002 год целесообразно

принять по результатам рассмотрения данных материалов.

Федеральным законом предусматривается рост размеров акцизов по

подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья,

производимым на территории Российской Федерации, в номинальном выражении на

4,4% по сравнению с ожидаемыми показателями 2001 года.

Несмотря на предусмотренную индексацию ставок акцизов на 12% в

соответствии с прогнозируемым ростом инфляции темпы прироста поступлений

акциза на природный газ предусматриваются на уровне лишь 1,6%. В связи с

этим необходимо дополнительно вопрос о повышении цены реализации природного

газа, принятой при расчете акциза, и общего размеров поступлений акциза.

Целесообразно также применять дифференцированный подход к индексации

ставок акцизов по каждой группе подакцизных товаров (в частности, на

алкогольную продукцию), стимулирующий увеличение налогооблагаемой базы за

счет расширения легального производства.

Платежи за пользование природными ресурсами в федеральном законе «О

федеральном бюджете на 2002 год» предусматриваются в размере 179,9 млрд.

рублей, что в 4,8 раза больше соответствующих поступлений, утвержденных

бюджетом 2001 года. Существенный рост данных платежей связан с введением в

действие с 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых,

основную долю в составе которого занимает налог на добычу нефти,

поступление которого предусматривается в размере 164,4 млрд. рублей.

Исходя из установок Бюджетного послания целесообразно в процессе

рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002

год" продолжить работу по отмене экономически необоснованных и

неэффективных налоговых льгот. Несмотря на проделанную работу в данном

направлении, налоговые льготы по-прежнему занимают высокий удельный вес в

составе налоговых доходов. Общая сумма налоговых льгот, предоставляемых в

соответствии с федеральным налоговым законодательством, составит в 2002

году 497,5 млрд. рублей, или 4,69% к прогнозируемому объему ВВП по

консолидированному бюджету, в том числе 209,7 млрд. рублей или 1,98% к ВВП

по федеральному бюджету.

Правительством Российской Федерации в законопроекте предусматривается

рост таможенных сборов по сравнению с утвержденным бюджетом 2001 года в 1,9

раза, что соответствует сложившейся тенденции увеличения поступлений

данного налога. В то же время таможенные сборы в представленном

законопроекте и в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной

классификации Российской Федерации» отнесены к группе неналоговых доходов,

что противоречит статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой

установлено, что они являются налоговыми доходами федерального бюджета. В

связи с этим необходимо привести в соответствие указанные законодательные

акты в части отнесения таможенных сборов к одной группе доходов.

Несмотря на требования Президента Российской Федерации,

сформулированные в Бюджетном послании, Правительство Российской Федерации

по-прежнему недостаточно сориентировано на повышение эффективности

управления государственным имуществом и увеличение доходов от его

использования.

Поступления в федеральный бюджет по статье неналоговых доходов

«Дивиденды по акциям, принадлежащим государству» на 2002 год определены в

размере 4,9 млрд. рублей против 2 млрд. рублей, установленных Федеральным

законом «О федеральном бюджете на 2001 год», и 4,7 млрд. рублей, ожидаемых

в 2001 году.

Несмотря на определенный рост объема данных неналоговых доходов, их

удельный вес составит лишь 0,3% в общем объеме доходов федерального бюджета

на 2002 год, а 73% поступлений дивидендов прогнозируется лишь от 6

акционерных обществ («Газпром», «Роснефть», «Славнефть», РАО «ЕЭС России»,

«ТВЭЛ», «АК «Алроса») из 3949 акционерных обществ, пакеты акций которых

находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, акционерные

общества с государственным участием направляют на выплату дивидендов

значительно меньшую по сравнению с полностью приватизированными компаниями

долю чистой прибыли. Результаты проверок Счетной палаты Российской

Федерации показывают, что работа в Минимуществе России по прогнозированию

доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим государству, должным образом

не организована, отсутствует необходимая нормативно-методическая база.

По расчетам Счетной палаты Российской Федерации в 2001 году на акции,

принадлежащие Российской Федерации, будет приходиться не менее 97,8 млрд.

рублей чистой прибыли (по крупнейшим плательщикам). При наличии на рынке

общей тенденции увеличения доли чистой прибыли, направляемой на выплату

дивидендов, прогноз доходов по данной статье бюджета, рассчитанный на

основе усредненного значения части прибыли, направленной на выплату

дивидендов в 2000 году в разрезе крупнейших плательщиков (7,9%), может

составить 7,7 млрд. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год"

предусматривается увеличение платежей от государственных и муниципальных

организаций с 9,5 млрд. рублей, утвержденных в бюджете 2001 года, до 13,97

млрд. рублей в 2002 году. При этом основную часть поступлений (88,6%), как

и в предыдущие годы, составляют доходы совместного предприятия

«Вьетсовпетро» в размере 12,4 млрд. рублей. Платежи от 9718 федеральных

государственных унитарных предприятий и организаций предусмотрены в проекте

бюджета на 2002 год в размере лишь 0,5 млрд. рублей при том, что по оценкам

Счетной палаты Российской Федерации чистая прибыль, полученная

государственными унитарными предприятиями только в 2000 году, составила 50

млрд. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" запланировано

увеличение доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в

государственной собственности, по сравнению с утвержденным бюджетом 2001

года с 5,6 млрд. рублей до 8,4 млрд. рублей, или с ростом на 49,5%. Однако,

по сравнению с ожидаемой оценкой 2001 года, номинальный рост доходов по

данной статье бюджета составит лишь 5,9%, что в 2 раза ниже прогнозируемых

темпов инфляции на 2002 год. Доходы от сдачи в аренду имущества,

находящегося в государственной собственности, исключая арендную плату за

землю, вообще прогнозируется на уровне ожидаемой оценки 2001 года. Таким

образом, Правительством Российской Федерации не принято достаточных мер по

выполнению требования Бюджетного послания по значительному увеличению

доходов федерального бюджета, получаемых от использования государственной

собственности, существенным источником которых должны стать доходы от

использования объектов недвижимости.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год»

предусматриваются поступления в доход федерального бюджета в размере 4

млрд. рублей от прибыли Центрального банка Российской Федерации, что в

соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» должно составлять 50% балансовой

прибыли Банка России, полученной за 2001 год.

В соответствии с действующим законодательством Банк России

самостоятельно определяет смету расходов и правила ведения бухгалтерского

учета, формирования учетной политики. В связи с этим финансовые результаты

его отдельных операций отражаются, минуя счета доходов, что оказывает

влияние на размер прибыли, отражаемой Центральным банком Российской

Федерации. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, в Федеральный

закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» должны быть

внесены изменения, предусматривающие введение государственного внешнего

контроля за формированием его прибыли, исполнением сметы расходов на его

содержание, организацией бухгалтерского учета и учетной политики.

Существенным дополнительным источником пополнения доходной части

федерального бюджета 2002 года должны стать доходы федеральных органов

исполнительной власти от предпринимательской и иной приносящей доход

деятельности. Однако, в законопроекте эти объемы поступлений по группе

доходов «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход

деятельности» не указаны. При формировании объемов расходов федерального

бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, указанные

объемы уменьшаются на сумму прогнозируемых ими доходов от

предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По мнению Счетной

палаты Российской Федерации, такой подход к формированию расходов

федерального бюджета не позволяет в достаточной степени оценить

обоснованность размеров дополнительных источников финансирования, а также

нарушает установленный статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации

принцип общего (совокупного) покрытия расходов общей суммой доходов

бюджета, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с

определенными расходами бюджета.

Отмечая предполагаемое существенное повышение среднего уровня

собираемости налоговых доходов в законопроекте по сравнению с

предшествующими годами, Счетная палата Российской Федерации полагает, что

точность и достоверность проектировок отдельных показателей проекта бюджета

нуждается в дополнительном обосновании. В ходе рассмотрения проекта

федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в комитетах и

комиссиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

целесообразно детально рассмотреть все имеющиеся резервы увеличения

возможных поступлений в федеральный бюджет, в том числе от возврата ранее

предоставленных средств федерального бюджета на возвратной основе.

Немаловажной проблемой достоверности и обоснованности проекта доходов

федерального бюджета на 2002 год является состояние нормативно-методической

базы по их формированию. Единственным документом, регламентирующим работу

по разработке проекта доходов на федеральном уровне, являются утвержденные

заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром

финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным 12 апреля 2001 года

Методические рекомендации по формированию доходов федерального бюджета на

2002 год. Однако данные методические рекомендации носят достаточно общий

характер, определяют лишь основные подходы к формированию доходов бюджета,

используемую отчетность и информацию, и не раскрывают технологию и алгоритм

расчета конкретных показателей налоговых и неналоговых доходов.

Непосредственные расчеты доходов федерального бюджета осуществляются на

основе сложившейся в Министерстве финансов Российской Федерации практики. В

целях создания более основательной методической базы Правительству

Российской Федерации необходимо принять меры по обеспечению разработки

полноценных методических указаний по расчету значений соответствующих

показателей в разрезе групп, подгрупп, статей и подстатей доходов

классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Данные методические

указания должны предусматривать алгоритмы расчета налогооблагаемой базы,

облагаемых оборотов, уровней собираемости, прогнозных мировых и внутренних

цен и других параметров.

Заключение

Анализ прогнозируемых и фактических объемов доходов федерального

бюджета за 1999—2001 годы свидетельствует об их заведомом занижении

Правительством Российской Федерации на стадии формирования проекта

федерального бюджета.

Так, в 1999 году в расчетах к федеральному бюджету объем доходов

составил 473,7 млрд. рублей, а фактически — 615,5 млрд. рублей, с приростом

в 141,8 млрд. рублей, или 29,9%. При формировании проекта федерального

бюджета на 2000 год доходы были заложены в сумме 797,2 млрд. рублей, по

факту— 1132,1 млрд. рублей, то есть с увеличением в 334,9 млрд. рублей или

42%. Ожидаемая оценка доходов федерального бюджета на 2001 года составляет

1481,8 млрд. рублей, что на 288,3 млрд. рублей (24,1%) больше суммы,

утвержденной в федеральном бюджете.

Таким образом, Правительство Российской Федерации стремится защитить

федеральный бюджет от колебаний рыночной конъюнктуры и создать определенный

запас для достаточно произвольного маневра финансовыми ресурсами в течение

года.

Сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета

преимущественно за счет налоговых доходов, доля которых в общем объеме

доходов федерального бюджета на 2002 год практически не изменяется по

сравнению с 2001 годом и прогнозируется в размере 93,4%. Соответственно,

неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий

удельный вес — 5,6%

Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство

создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики

и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций, субъектам нуждающимся в

финансовой поддержке.

Благоприятная экономическая обстановка в России позволяет государству

поднять уровень жизнь своего населения. Примером того служит постоянное

увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, постоянное

увеличение размеров пенсии, дотационных выплат.

Подводя итог, можно сказать, что налоги играют главную роль в

формировании бюджета.

Используемая литература:

1. И.А. Погосов Финансы, денежное обращение и кредит, - М.: ООО «Проспекть-

Н»

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф.

Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В.

Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999

4. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ

концепции) // Экономист, 2001. №11

5. Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 2001. № 12

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд.,

доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000

7. Федеральный закон от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001

год» // Российская газета, 28 декабря 2000

8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ «О федеральном

бюджете на 2002 год»

9. Выписки из Заключения Экспертно-консультативного Совета при

Председателе Счетной Палаты Российской Федерации «о Федеральном бюджете

на 2002г.»

10. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному

Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год»

* * *

Ссылки на страницы используемые в глобальной сети INTERNET:

http://www.eks.ru - Экспертно-консультативный Совет при Председателе

Счетной Палаты Российской Федерации:

> Заключение Совета на проект Федерального закона "О Федеральном бюджете на

2002 год";

> Оценка прогноза социально-экономического развития России на 2002 год;

> Доходы федерального бюджета на 2002 год;

http://www.ach.gov.ru):

- Счетная палата Российской Федерации Экспертно-аналитическая

деятельность;

http://www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации:

- отчетность об исполнении Федерального бюджета;

http://www.budgetrf.ru – Бюджет Российской Федерации:

o Бюджетная система РФ;

o Программа Союза Правых Сил (Совершенствование процедур разработки,

утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного

бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных

финансов);

o Заключения Экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной

Палаты Российской Федерации «о Федеральном бюджете на 2002г.»;

o Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «о бюджетной

политике на 2002год»;

http://www.nalog.ru – Министерство РФ по налогам и сборам:

- статистическая информация;

- диаграммы;

http://www.yandex.ru – Поисковая система

Приложения:

Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам

налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)

Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам

налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)

Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный

бюджет в 1999-2001 годах

Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию

Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год"

20 апреля 2001 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в

соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации

направил Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации Е.С.Строеву, Председателю Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу и Председателю Правительства

Российской Федерации М.М.Касьянову Бюджетное послание Президента Российской

Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике

на 2002 год" (см. письмо от 31 марта 2001 года N Пр-605).

В письме Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову

глава государства указал, что "Правительству Российской Федерации на

основании пункта 1 статьи 171 и пункта 3 статьи 172 Бюджетного кодекса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.