на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Непрямое налогообложение в Украине


Для коммерческих предприятий методика несколько отличается:

1. Определение цены реализации товаров с учетом НДС:

Торговая наценка = Затраты реализации + Прибыль;

Цена реализации Покупная цена Торговая

товаров с учетам = товаров без учета + наценка *

1,20;

НДС НДС

2. Определение налогооблагаемого оборота:

Налого- Цена реализации Покупная

цена

облагаемый = товаров –

товаров * Объем

оборот с учетом НДС с учетом НДС

реализации

3. Определение суммы НДС, надлежащей выплате в бюджет:

Сумма НДС, Налого-

надлежащая = облагаемый * 0,1667[1].

выплате в бюджет оборот

Возмещение НДС:

Бюджетное возмещение НДС, согласно подпункту 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 Закона

№168, осуществляется в течение месяца после подачи декларации. Основанием

для получения возмещения являются данные только налоговой декларации за

отчетный период. Налоговая декларация вместе с приложениями к ней является

основным, но не единственным для всех случаев документом, который

необходимо подать в орган государственной налоговой службы для получения

возмещения НДС. Срок получения заявленной к возмещению суммы НДС также не

всегда равен одному месяцу, о чем свидетельствуют строки 23 и 25 самой

налоговой декларации о НДС.

В связи с этими особенностями можно определить несколько видов

возмещения НДС:

1. Экспортное возмещения НДС – применяется при осуществлении при вывоза

(пересылки) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории

Украины, в соответствии со ст. 8 Закона №168. При выполнении всех

определенных статьей условий плательщик НДС имеет право получить экспортное

возмещение в течение 30 календарных дней после подачи декларации с

приложением 1 (Расчет экспортного возмещения).

2. Для операций по продаже товаров (работ, услуг), облагаемых налогом

по нулевой ставке, на таможенной территории Украины порядок возмещения

отрицательной разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом

регулируется Указом Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 "О некоторых

изменениях в налогообложении". Возмещение осуществляется в течение месяца,

следующего после месяца подачи декларации с Расчетом части бюджетного

возмещения (приложение 3). Круг плательщиков НДС, имеющих право, согласно

действующей редакции Закона №168, применять нулевую ставку на территории

Украины, указан выше.

3. Если речь идет о бюджетном возмещении на общих основаниях, то

имеется в виду статья 4 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 "О

некоторых изменениях в налогообложении", в соответствии с которой

отрицательная разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом

зачисляется в погашение задолженности налогоплательщика по уплате налога на

добавленную стоимость, возникшей в прошлых отчетных периодах, а если

задолженности нет - в уменьшение налоговых обязательств трех последующих

отчетных периодов; если такое погашение не произошло, сумма НДС возмещается

в течение месяца, следующего после подачи декларации за третий отчетный

период после возникновения отрицательного значения налога.

Пример

Налоговые декларации по НДС за апрель 2001 г. поданы в налоговую

инспекцию 21.05.2001 г. ООО "Альфа", ООО "Терра", ООО "Омега"

задекларировали НДС к возмещению из бюджета. Отрицательная разница между

налоговыми обязательствами и налоговым кредитом обусловлена разными

причинами:

- ООО "Альфа" осуществляло экспорт металлопродукции, операции продажи

на территории Украины не производились;

- ООО "Терра" имеет статус сельхозпроизводителя и продавало молоко

перерабатывающим предприятиям;

- ООО "Омега" приобрело стройматериалы для ремонта производственных

помещений на значительную сумму.

Сроки бюджетного возмещения таковы:

для ООО "Альфа" - экспортное возмещение - до 20.06.2001 г.;

для ООО "Терра" - возмещение при операциях, облагаемых НДС по нулевой

ставке на территории Украины, в течение июня 2001 г.;

для ООО "Омега" - возмещение на общих основаниях, то есть если по

результатам мая, июня, июля дебетовое сальдо по НДС не перекроется

кредитовым, заявленная сумма будет возмещена на протяжении сентября 2001

года.

Кто имеет право на возмещение НДС

Рассмотрим, какие категории плательщиков данного налога имеют право на

получение каждого из упомянутых его видов (табл. 1).

Таблица 1

Права плательщиков НДС на получение возмещения НДС

|Вид бюджетного возмещения НДС |Отчетный период плательщика (форма |

| |декларации) |

| |Квартал |Месяц |

| |Сокращенная|Полна|Сокращенная|Полная |

| | |я | | |

|1. Экспортное возмещение |- |- |- |+ |

|2. При продаже товаров (работ, |- |+ |- |+ |

|услуг), облагаемых налогом по | | | | |

|нулевой ставке, на таможенной | | | | |

|территории Украины | | | | |

|3. На общих основаниях |- |+ |- |+ |

Выводы очевидны:

- плательщики НДС, отчитывающиеся по сокращенной форме декларации,

получить бюджетное возмещение не могут: отрицательная разница между суммой

налоговых обязательств и налогового кредита отражается по строке 21

декларации и уменьшает налоговые обязательства следующих отчетных периодов.

Отрицательное значение строки 24 переносится в строку 22 налоговой

декларации (сокращенной) следующего отчетного периода и таким образом

учитывается в расчетах с бюджетом.

Кроме того, согласно подпункту 5.13.2 Порядка заполнения и подачи

налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного

приказом ГНАУ от 30.05.97 г. №166 в редакции от 02.11.2000 г. №568 (далее -

Порядок №166), при достижении объема налогооблагаемых операций

налогоплательщика 3600 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан в

первом отчетном периоде, в котором были достигнуты указанные объемы

операций, в налоговую инспекцию подается налоговая декларация по полной

форме, а значение строки 24 налоговой декларации (сокращенной) предыдущего

отчетного периода переносится со знаком "-" в строку 8 налоговой декларации

за указанный отчетный период, то есть указанная отрицательная разница "не

теряется" в любом случае;

- плательщики НДС, отчитывающиеся по полной форме декларации, но

имеющие отчетный период, равный кварталу, даже при наличии экспортных

операций не могут получить экспортное возмещение на протяжении 30

календарных дней с даты подачи Расчета экспортного возмещения, поскольку не

соответствуют требованиям статьи 8 Закона №168. Это подтверждено также

письмом ГНАУ от 28.11.2000 г. №15863/7/16-0115-26 "О возмещении НДС по

операциям по экспорту товаров". Указанное разъяснение апеллирует к статье 4

Указа Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 "О некоторых изменениях в

налогообложении", согласно которой возмещение производится на общих

основаниях.

Итак, если плательщик НДС, отчетный период которого равен кварталу,

заявил об экспортном возмещении в декларации за 1 квартал 2001 года, то

получить его он сможет лишь на протяжении марта 2002 г. Учитывая такую

ситуацию, даже ГНАУ в вышеупомянутом письме советует квартальным

плательщикам-экспортерам использовать подпункт 7.9.2 статьи 7 Закона №168 и

перейти на сдачу месячной отчетности по НДС, поскольку на протяжении

календарного года разрешается смена квартального налогового периода на

месячный с начала любого квартала текущего года (обратное изменение не

разрешено). Заявление о такой смене подается в налоговую инспекцию по месту

регистрации за один месяц до начала квартала.

По двум другим видам возмещения НДС для плательщиков с квартальным

отчетным периодом ограничений нет;

- плательщики НДС, отчитывающиеся по полной форме декларации,

ежемесячно имеют право на получение всех видов возмещения НДС.

Условия получения экспортного возмещения НДС можно обобщить следующим

образом:

1) плательщик налога осуществляет операции по вывозу (пересылке)

товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины (экспорт);

2) экспортер имеет отчетный период по НДС, равный календарному месяцу;

3) предприятие подает в налоговую инспекцию вместе с декларацией расчет

экспортного возмещения (приложение 1);

4) дополнительно с расчетом подаются следующие документы:

а) для подтверждения части расчета, касающейся проведения экспортной

операции:

- для товаров - ГТД типа "ЕК 10", оформленная в соответствии с приказом

Государственной таможенной службы Украины от 30.06.98 г. №380 "Об

утверждении Порядка заполнения граф грузовой таможенной декларации

соответственно таможенным режимам экспорта, импорта, транзита, временного

ввоза (вывоза), таможенного склада, магазина беспошлинной торговли",

подтверждающая факт вывоза товаров за пределы таможенной границы Украины;

- для работ (услуг) - акт или другой документ, удостоверяющий передачу

права собственности на работы (услуги), предназначенные для потребления за

пределами таможенной территории Украины;

б) для подтверждения части расчета, касающейся проведения денежных

расчетов с поставщиками за товары (работы, услуги), НДС при приобретении

которых включен в состав налогового кредита отчетного периода:

- для товаров (работ, услуг), приобретенных на таможенной территории

Украины, - копии платежных поручений (или их реестров), заверенных банком,

проведенных последними в период с первого числа отчетного месяца до момента

сдачи Расчета экспортного возмещения и свидетельствующих о перечислении

денежных средств на счет плательщика налога, у которого были приобретены

товары (работы, услуги), с учетом налогов, начисленных на цену такого

приобретения;

- для товаров, ранее импортированных на таможенную территорию Украины,

- ГТД, подтверждающая факт таможенного оформления товаров для их свободного

потребления на территории Украины.

Порядок возмещения НДС можно выбрать

Данные приложения 1, а также приложения 3 к налоговой декларации по НДС

являются основанием для заполнения ее раздела III "Расчеты с бюджетом за

отчетный период", где прежде всего декларируется порядок (или направление,

форма возмещения).

Это отражается в процентном отношении от общей суммы возмещения по

соответствующим подстрокам строки 23 (24, 25):

1) зачисление в счет платежей, полное или частичное:

- 1.1. - по налогу на добавленную стоимость;

- 1.2. - других платежей (раздел бюджетной классификации);

2) перечисление на счет в учреждении банка;

3) выдача казначейского чека.

Возможность возмещения НДС в счет платежей по налогу на добавленную

стоимость установлена абзацем 2 подпункта 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 Закона №168,

согласно которому по желанию налогоплательщика сумма бюджетного возмещения

может быть полностью или частично зачислена в счет платежей по этому

налогу.

При этом необходимо отметить, что если налогоплательщик имеет

непогашенную задолженность по налогу на добавленную стоимость минувших

налоговых периодов или непогашенный налоговый вексель, выданный в

соответствии с п. 11.5 ст. 11 Закона №168, сумма экспортного возмещения или

ее часть направляются на погашение такой задолженности или зачисляются в

счет погашения такого векселя.

Возмещение НДС путем зачисления в счет других платежей регламентировано

статьей 4 упомянутого Указа Президента №857. Обязательное условие подобной

"переброски": другие налоги и сборы, так же, как и НДС, должны зачисляться

в Государственный бюджет Украины.

Возмещение НДС путем выдачи казначейского чека на сегодняшний день не

распространено в Украине, однако такая возможность предусмотрена абзацем 3

подпункта 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 Закона №168, согласно которому казначейский

чек принимается к немедленной оплате (погашению) любыми банковскими

учреждениями. Правила выпуска, оборота и погашения казначейских чеков

устанавливаются законодательством. Но самим Порядком возмещения НДС такой

способ возмещения налога не предусмотрен.

Возмещение НДС путем перечисления средств на счет в банке является,

безусловно, одним из наиболее выгодных для налогоплательщиков. Такие суммы

не включаются в состав валовых доходов, согласно подпункту 4.2.4 п. 4.2 ст.

4 Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР "О налогообложении прибыли

предприятий", и вместе с тем являются реальным источником пополнения

оборотных средств предприятия.

Статьей 10 Закона Украины от 07.12.2000 г. №2120-111 "О Государственном

бюджете Украины на 2001 год" органам налоговой службы предоставлено право

зачислять подлежащие возмещению суммы НДС плательщикам, которым в

соответствии с Законом реструктуризирована задолженность по данному налогу

и/или предоставлена отсрочка (рассрочка) по его уплате, в счет уменьшения

реструктуризированных и/или отсроченных (рассроченных) сумм НДС независимо

от определенного законом срока реструктуризации и/или срока (отсрочки)

рассрочки.

Альтернативные способы возмещения НДС

Необходимо, однако, учитывать, что в условиях бюджетного кризиса

плательщику, заявившему о возмещении НДС путем возврата его на расчетный

счет, может быть предложено возмещение согласно Постановлению Кабинета

Министров Украины от 07.12.99 г. №2215 "О некоторых вопросах возмещения

сумм налога на добавленную стоимость и приведения в порядок расчетов с

бюджетом". Данный документ предусматривает возмещение сумм налога на

добавленную стоимость в части, подлежащей зачислению на текущий счет

налогоплательщика, следующим образом:

1) в счет погашения задолженности кредитора (кредиторов)

налогоплательщика по платежам в государственный бюджет.

2) в счет погашения плательщику налога предоставленных ему или его

кредитору (кредиторам) кредитов, привлеченных под гарантии государства, и

бюджетных займов, не уплаченных на дату проведения возмещения;

3) за счет имущества другого налогоплательщика, находящегося в

налоговом залоге.

Ответственность налогоплательщика за завышение суммы возмещения НДС

Любая налоговая проверка потенциально может обнаружить нарушение

налогового законодательства. В абзаце 3 подпункта 7.4. п. 7 Порядка №166 и

в п. 9 Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных

(финансовых) санкций органами государственной налоговой службы,

утвержденной приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. №110, определено: "Если по

результатам проверки устанавливается факт завышения суммы бюджетного

возмещения, заявленного в налоговой декларации, сумма такого завышения

считается суммой налогового обязательства, скрытой от налогообложения. Если

вследствие такого завышения получено бюджетное возмещение, плательщик

налога признается уклоняющимся от налогообложения, и к нему применяются

санкции согласно законодательству".

Ответственность налоговых органов за несвоевременное возмещение НДС

Если налоговая проверка подтвердила заявленную к возмещению из бюджета

сумму НДС, встречные проверки основных поставщиков произведены также с

положительным результатом, срок возмещения наступил, то отказать в

возмещении НДС у налоговых органов, по сути, нет оснований.

Ответственность налоговых органов за несвоевременное возмещение НДС и

одновременно права плательщиков НДС относительно своевременного его

получения установлены абзацем 5 подпункта 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 Закона №168. В

частности, суммы, не возмещенные налогоплательщику на протяжении

определенного законодательством срока, считаются бюджетной задолженностью.

На сумму бюджетной задолженности начисляются проценты, равные 120 процентам

учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент ее

возникновения, на протяжении срока ее действия включая день погашения.

Порядком возмещения НДС предусмотрено, что суммы пени по бюджетной

задолженности начисляются по лицевому счету плательщика. Кроме того,

налоговые органы уведомляют плательщика о причитающихся ему суммах

процентов по бюджетной задолженности - плательщика извещают об этом

уведомлением установленной формы.

Он, в свою очередь, должен в заявлении в ГНИ сообщить о порядке

возмещения ему сумм пени: на расчетный счет, в счет будущих платежей по НДС

или в счет других платежей в Государственный бюджет. Налогоплательщик имеет

право в любой момент после возникновения бюджетной задолженности обратиться

в суд с иском о взыскании средств бюджета и привлечении к ответственности

должностных лиц, виновных в несвоевременном возмещении чрезмерно уплаченных

налогов.

3. Акцизный сбор

Акцизы – это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или

тариф. Основными документами, регулирующими начисление и уплату акцизов,

являются: Декрет Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе № 18-92 от

26.12.1992 г. С последующими изменениями и дополнениями» и «Положение о

сроках уплаты акцизного сбора и предоставления расчета акцизного сбора»,

утвержденного приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины

от 25.12.1995г. № 99 с последующими изменениями и дополнениями, а также

Закон Украины «О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины «об

акцизном сборе»» от 18.11.1999г. №1243

Акцизы возникли в X – XI вв., когда акцизному обложению впервые стали

подвергаться спиртные напитки. На протяжении последующих столетий взимание

акцизов с крепких напитков получило широкое распространение. В 1817г.

взимание в России и соответственно в Украине как ее части акцизов с крепких

напитков было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который

определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов

обложения. В 1838 г. был установлен акциз на табак, а с 1886 г. надзор за

плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на

акцизное ведомство. В 1848г. в России был впервые введен акциз на спички, а

с 1887г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на

высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной

производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов

определяются исключительно Правительством Украины.

В соответствии с законодательством Украины акцизный сбор определен как

непрямой налог с потребителей отдельных видов товаров (продукции),

определенных законом как подакцизные, который взимается с них во время

осуществления оборотов по продаже (других видов отчуждения таких товаров

(продукции), произведенных на таможенной территории Украины, или при

импортировании (везении, пересылке) таких товаров(продукции) на таможенную

территорию Украины. Акцизный сбор включается в цену подакцизных товаров.

Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров.

Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой:

спрос на эти товары мало эластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы

были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической

трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за

его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности

налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных

товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его

взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на

потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту

производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной

суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные

преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в

особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень

подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг

товаров. Переходная экономика может выиграть от рациональной организации

акцизных схем, поскольку налог может выступать значительным источником

налоговых поступлений на ранних этапах переходного периода. Организация

системы акцизов относительно проста и может дать налоговому ведомству и

его сотрудникам значительный опыт по работе с товарами, сделки с которыми

осуществляются в рамках рыночной экономики. Такой опыт поможет заложить

основу более сложных методов аудита и контроля, необходимых для работы с

НДС и подоходным налогом. Таким образом, акцизы могут обеспечить как

доходы, помогающие справляться с трудностями переходного периода, пока

экономика развивается, так и помочь налоговому ведомству перейти на новые,

более сложные методы налогообложения. В дополнение, существуют определенные

выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными,

или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение

может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров,

таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и

горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие

косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако

большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения

налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации,

так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального

перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило

список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом

нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их

производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко

определенны. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны

с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда

может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.