на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История музыки


«Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (соч. 1861, по заказу петербургского

Мариинского театра; в связи с постановкой оперы Верди дважды посетил

Россию—1861, 1862). Эти произведения отличают сочетание динамизма и яркости

массовых сцен с углублённым психологизмом, усиление оркестровой

выразительности, повышение роли декламации в вокальных партиях. К наиболее

значительным созданиям Верди принадлежат оперы «Дон Карлос» (по драме

Шиллера, 1867, написана для Парижской оперы) и «Аида» (1870, по заказу

египетского правительства в связи с открытием Суэцкого канала).

Использованные в «Аиде» элементы жанра большой оперы — развитые ансамбли,

развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты — полностью

подчинены раскрытию глубокого гуманистического содержания. Близок лучшим

поздним операм, в частности «Аиде», Реквием (на смерть писателя-патриота А.

Мандзони).

Вершинные творения Верди - музыкальная драма «Отелло» (1886) и комическая

опера «Фальстаф» (1892). В «Отелло» Верди достиг полного слияния музыки с

драматическим действием. Он отказался от традиционных арий, дуэтов

(заменены монологами, диалогами , сценами, основанными на сквозном

музыкальном развитии). Тот же принцип применен в «Фальстафе». Тем самым

Верди реформировал комическую оперу на основе достижений реалистической

музыкальной драмы 19 века.

Творчество Верди — высшая точка развития итальянской оперы 19 века и одна

из вершин оперного реализма в мировом музыкальном искусстве. Продолжая

традиции своих предшественников и современников (Д,ж. Россини, Г.Доницетти,

В.Беллини), осваивая опыт оперных школ (Ш. Гуно, Р. Вагнер) и опираясь на

песенные истоки итальянской народной музыки, Верди создал свой стиль, для

которого характерны яркая театральность, острота и выпуклость в обрисовке

действующих лиц и ситуаций, непрерывность развития, гибкость вокальной

декламации, мастерство ансамбля, усиление роли оркестра. Демократичность,

глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность.

Его оперы исполняются во всех оперных театрах мира.

Сочинения:

оперы-

Оберто, граф Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio, 1833-37,

поставлена 1839, театр "Ла Скала", Милан), Король на час (Un glorno di

regno, позже под названием Мнимый Станислав, Il fintoStanislao, 1840, там

же), Навуходоносор (Набукко, 1841, поставлена 1842, там же), Ломбардцы в

первом крестовом походе (I Lombardi alla prima crociata, 1842, поставлена

1843, там же; 2-я редакция, под названием Иерусалим, 1847, театр "Гранд-

Опера", Париж), Эрнани (1844, театр "Фениче", Венеция), Двое Фоскари (I due

Foscari, 1844, театр "Арджентина", Рим), Жанна д'Арк (Giovanna d'Arco,

1845, театр "Ла Скала", Милан), Альзира (1845, театр "Сан Карло", Неаполь),

Аттила (1846, театр "Фениче", Венеция), Макбет (1847, театр "Пергола",

Флоренция; 2-я редакция, 1865, "Театр лирик", Париж), Разбойники (I

Masnadieri, 1847, театр "Хеймар-кет", Лондон), Корсар (1848, театр

"Гранде", Триест), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849, театр

"Арджентина", Рим; с переработанным либретто, под названием Осада Гарлема,

Assiedo di Harlem, 1861), Луиза Миллер (1849, театр "Сан Карло", Неаполь),

Стиффе-лио (1850, театр "Гранде", Триест; 2-я редакция, под названием

Гарольд, 1857, театр "Нуово", Римини), Риголетто (1851, театр "Фениче",

Венеция), Трубадур (Il Trovatore, 1853, театр "Аполло", Рим), Травиата

(1853, театр "Фениче", Венеция), Сицилийская вечерня (Les vepres

siciliennes, французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, поставлена

1855, театр "Гранд-Опера", Париж; 2-я редакция под названием Джованна

Гусман. Giovanna di Guzman, итальянское либретто Э. Кайми, 1856, Милан),

Симон Бокканегра (либретто Ф. М. Пьяве, 1857, театр "Фениче", Венеция; 2-я

редакция, либретто переработано А. Бойто, 1881, театр "Ла Скала", Милан),

Бал-маскарад (Un ballo in maschera, 1859, театр "Аполло", Рим), Сила судьбы

(La torza del destino, либретто Пиаве, 1862, Мариинский театр, Петербург,

итальянская труппа; 2-я редакция, либретто переработано А. Гисланцони,

1869, театр "Ла Скала", Милан), Дон Карлос (французское либретто Ж. Мери и

К. дю Локля, 1867, театр "Гранд-Опера", Париж; 2-я редакция, итальянское

либретто, переработано А. Гисланцони, 1884, театр "Ла Скала", Милан), Аида

(1870, поставлена 1871, театр "Опера", Каир), Отелло (1886, поставлена

1887, театр "Ла Скала", Милан), Фальстаф (1892)

Веризм (итал. verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в

итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца 19 в.,

стремившееся отразить социальные и психологические конфликты новой

национально-исторической действительности объединённой Италии, вступившей

на путь капиталистического развития.

В литературе на В. оказали противоречивое влияние теория натурализма Э.

Золя, критический реализм французской и русской литературы, а также идеи

итальянского социалистического движения. Национальное своеобразие В. в

глубоком сочувствии угнетённому трудовому народу, жизнь которого (главным

образом крестьянства и бедняков провинции) явилась основным содержанием

романов и новелл теоретиков В. - Дж. Верги, Л. Капуаны, а также Д. Чамполи,

Р. Фучини, М. Серао и др. Веристы ввели в литературу народный язык, широко

используя диалекты; создали бытовой театр (комедии Дж. Роветты, Дж.

Джакозы); внесли новое содержание в поэзию (О. Гуэррини, псевдоним - Л.

Стеккетти; А. Бойто). Однако веристы не видели общественной возможности

устранения социальной несправедливости; отсюда в их творчестве мотивы

обречённости, переоценка роли физиологии. Лучшие традиции В. развивает

современная прогрессивная литература Италии.

В музыке В. получил известность в оперных произведениях. Однако характерные

для литературы В. социальные мотивы разрабатывались в них редко. Героями

своих произведений композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан,

представителей богемы и главное внимание сосредоточивали на житейских

драмах, основанных, главным образом, на любовных коллизиях. Первые образцы

веристской оперы - "Сельская честь" П. Масканьи (постановка 1890) и "Паяцы"

Р. Леонкавалло (постановка 1892). Наиболее значительны достижения оперного

В. в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", постановка 1893, "Богема",

постановка 1896, "Тоска", постановка 1900, "Чио-Чио-сан", постановка 1904,

"Девушка с Запада", постановка 1910, и др.). Успеху произведений В.

способствовали театральная эффектность, мелодически-выразительная музыка,

подчёркнутая эмоциональность. Однако натуралистические тенденции,

мелодраматизм, поверхностная иллюстративность, преувеличенность экспрессии,

пристрастие к однообразному мелодизированному речитативу снижали

целостность образов. Родственные В. течения существовали во Франции (оперы

А. Брюно, "Луиза" Г. Шарпантье), Германии (опера "Долина" Э. д'Альбера) и

др. странах.

"Могучая кучка", творческое содружество русских композиторов, сложившееся в

конце 50 - начале 60-х гг. 19 в.; известно также под названием "Новая

русская музыкальная школа", Балакиревский кружок. В состав "М. к." входили

М. А. Балакирев (глава и руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П.

Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое время также H. H.

Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и

эстетика "М. к." сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг.,

в особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал

кружку само наименование "М. к." (впервые встречается в его статье

"Славянский концерт г. Балакирева", 1867). Будучи наследниками и

продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы "М.

к." искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из

отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к

насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского ("Борис Годунов" и

"Хованщина"), Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка" и

др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных

движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Образы

народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в симфонических

произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном

вокальном творчестве композиторов "М. к.". Члены "М. к." высоко ценили

народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их

сочинений. "М. к." как сплочённая боевая группа перестала существовать в

середине 70-х гг., но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное

воздействие на дальнейшее развитие русской музыки и формирование

национальных школ у других народов СССР.

Монтеверде Клаудио Джованни Антонио (около 15.5.1567, Кремона, -

29.11.1643, Венеция), итальянский композитор. В 1590-1612 служил в капелле

герцогов Гонзага в Мантуе (музыкант, певец, капельмейстер), с 1613

руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Писал преимущественно

полифоническую хоровую музыку. В 1587-1638 опубликовал 8 книг мадригалов.

Развивая полифонические традиции 16 в., уже в мадригалах М. стремился к

лирико-драматической выразительности, постепенно обновив характер жанра. С

1607 основное место в его творчестве заняла опера. Сохранились лишь первая

- "Орфей" (1607, Мантуя) и 2 последние - "Возвращение Улисса на родину"

(1640, Болонья), "Коронация Поппеи" (1642, Венеция). М. придал этому новому

тогда жанру ("сказка на музыке", "драма на музыке") подлинно драматическое

значение, развив и углубив все его музыкально-выразительные средства. М. -

создатель т. н. "взволнованного стиля" в музыке. Оказал большое влияние на

современников (особенно композиторов венецианской школы).

Антонио Вивальди (1678—1741)

Итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца

Джеван Баттисты Вивальди— скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно

также у Дж.Легренци. В 1703—25 педагог, затем дирижёр оркестра и

руководитель концертов, а также директор (с 1713) женской консерватории

«Пьета» (в 1735 вновь недолго был капельмейстером). Сочинял музыку для

многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно

писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-

виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене.

В творчестве Вивальди высшего расцвета достиг concerto grosso. Опираясь на

достижения А. Корелли, Вивальди установил для concerto grosso З-частную

циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Он создал жанр

сольного инструментального концерта, способствовал развитию виртуозной

скрипичной техники. Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодичность

щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность оркаски

письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством.

Концерты Вивальди послужили образцами концертнрго жанра для многих

композиторов, в т. ч. И. С. Баха (переложил около 20 скрипичных концертов

Вивальди для клавесина и органа). Цикл «Времена года» — один из ранних

образцов программной оркестровой музыки. Существен вклад Вивальди в

развитие инструментовки (он первым применил габои, валторны, фаготы и др.

инструменты как самостоятельные , а не дублирующие). Инструментальный

концерт Вивальди явился этапом на пути формирования классической симфонии.

В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф.

Малипьеро).

Cочинения:

оперы (27)-

в том числе Роланд - мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, театр

"Сант-Анджело", Венеция), Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare,

1715, там же), Коронация Дария (L'incoronazione di Daria, 1716, там же),

Обман, торжествующий в любви (L'inganno trionfante in amore, 1725, там же),

Фарначе (1727, там же, позднее также под названием Фарначе, правитель

Понта), Кунегонда (1727, там же), Олимпиада (1734, там же), Гризельда

(1735, театр "Сан-Самуэле", Венеция), Аристид (1735, там же), Оракул в

Мессении (1738, театр "Сант-Анджело", Венеция), Ферасп (1739, там же);

оратории-

Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714), Торжествующая Юдифь

(Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), Поклонение волхвов

(L'Adorazione delli tre Re Magi, 1722);

светские кантаты (56)-

в том числе 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн,

оркестром большая кантата Глориа и Гименей (1725);

серенады для 1-4 голосов-

в том числе Празднующая Сена (La Senna festeg-giante, 1729);

культовая музыка (около 55 произведений)-

в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и др.;

инструментальные. произведения-

76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок,

10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для

гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного

инструмента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для

виоль д'амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38

для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для

скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для

мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо.

БАРОККО!

Музыка Италии

В музыкальном искусстве XVIIв. начинается как бы с решительного

перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это

время было провозглашено рождение нового стиля - монодии с сопровождением,

гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится

музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые

творческие искания.

ОПЕРА

Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты

мировоззрения сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального

искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый,

патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование

драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно

возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVIIв. в истории музыкального

развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была

призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было

длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере

Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные

драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток”),

комедия масок, драматические спектакли, интермедии... Выдающимся оперным

композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил драматическую сущность

нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами музыки показал

многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена

драматическая мелодия (concitato - взволнованный стиль), сплавлявшая

речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу

симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил

новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато.

Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший

современное ему музыкальное искусство. Его произведения:

Оперы: “Орфей” 1607г., текст А.Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст

Ринуччини,“Коронация Поппеи” 1642г. и др.

интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки”, ...

С середины XVIIв. намечается определенная колея развития оперного жанра,

устанавливаются типы, разновидности, образуются школы:

1) Венецианская. Фр. Ковали, Марк А.Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж.

Лоренцо, Д.Фрески,...

Характерно:

а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;

б) захватывающее действие, любовные интриги; в) введение комических

эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;

д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов - только

связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны,

тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации

(Торелли).

2) Неаполитанская, во главе с А.Скарлатти. В его творчестве

откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:

а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;

б) стержень - любовная интрига; в) герои условны, главное не характер, а

эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее

значение

13

музыки; д) текст носит обобщающий характер; е)вырабатываются пределенные

типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария,

пасторальная, бравурная,... ж) большая роль принадлежит оркестру.

Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная

увертюра - simfonia: 1ч-быстрая, 2ч - кантиленная, 3ч - моторная.

ОРАТОРИЯ

Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более

камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только

музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская

оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется

хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление

к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория

проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).

Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,

постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.

Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла.

Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная),

праздничная (более масштабная).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания

инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно

определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие

инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.

Это породило:

1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;

2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;

3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.

Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso.

Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических

контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации

музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.

Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений

программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии

близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.

Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции:

1ч - быстро; рондо, разработочный характер; 2ч - медленно, лирический

центр; 3ч - быстро.

В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди.

Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к

“взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая

индивидуализация.

Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была

многоплановой и разнообразной.

Музыка Германии

Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная

разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах.

Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные

оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со

средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на

страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора.

Основные черты:

1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация

зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы

напевности (в кульминациях); 4) обрамление хорами.

Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно:

1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные

сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты;

4)натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.

Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В

первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были

фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение

велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для

хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку

(импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая

разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно

назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха

Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы

разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель -

“классическую” линию, Букстельхуде - “барочную”. Для творчества

Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии,

склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

Иоганн Себастьян Бах.

Особенность исторического положения заключается в том, что он был

самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое

положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский

мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую

возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах

поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом

историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная

природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов”

(Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и прежде

всего к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное

начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный.

Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,

трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная

возможность обобщения в мессе.

Черты стиля:

1) мелодия - опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и

символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и

мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный

мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и

контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”,

“Органная фантазия” g-moll).

Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых

вершин.

Оратории

Ораториальные жанры наиболее значительная область творчества:

пассионы - возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея

страстей трактована гуманистически - нравственно. Его герой смиренно,

бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.