на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История музыки


следующих двух лет, по словам Берлиоза, его жизнь озаряли "три удара

молнии": знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Это дальнейшие

ступени духовного созревания. Но была еще одна молния, не имеющая отношения

к музыке.

В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе

со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно

взволновал талант и весь артистический облик Смитсон, он полюбил ее с

первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению,

было в ту пору 27 лет. Современники отмечали искренность ее лирического

таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в

особенности литография Девериа, воссоздают облик талантливой артистки,

одухотворенное лицо, задумчивый взгляд.

Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже,

заставила Берлиоза во что бы то ни стало добиваться творческого успеха.

Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не

приходила.

Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого

возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому:

кантаты, песни ("Ирландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое

другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и

на долгие годы не расстается с пером журналиста. Так незаметно, но

интенсивно он втянулся в художественную жизнь Парижа, сблизившись с лучшими

представителями передовой интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне,

Листом, Шопеном и другими.

По-прежнему жизнь его не обеспечена. Он дал авторский концерт, который

прошел с успехом. Но ему пришлось на свои деньги переписывать партии,

приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. Так будет

продолжаться и впредь: подобно Бальзаку, ему никак не удается расплатиться

с кредиторами! Официальные власти ни в чем не идут навстречу. Более того,

консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три

раза по окончании консерватории ему было отказано в получении

государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в

Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоили

высокой чести...

Берлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведения, и

сочинения, в которых свободно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды.

Замыслы их всегда необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные

литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных

сопоставлений, внезапные смены состояний - все это передает в ярком,

красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделенного

пылким воображением.

5 декабря 1830 года состоялась премьера "Фантастической симфонии" - самого

знаменитого сочинения Берлиоза. Это своего рода музыкальный роман со

сложным психологическим подтекстом. В его основу положен сюжет, который

вкратце так изложен композитором: "Молодой музыкант, с болезненной

чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке

любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы

причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, во время которого

ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в

музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него

мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду".

В приведенной программе, разъясняющей замысел симфонии, легко усматриваются

и автобиографические черты - отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет

Смитсон.

Задолго до окончания срока пребывания в Италии, в 1832 году, Берлиоз

вернулся в Париж. На концерте, который он дал, исполнялись Фантастическая

симфония в новой редакции и монодрама "Лелио". Произошла новая встреча с

Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в эту пору была трудной. Зрители,

пресыщенные новыми театральными впечатлениями, перестали интересоваться

спектаклями англичан, В результате несчастного случая актриса сломала ногу.

Ее сценическая деятельность закончилась. Берлиоз проявил трогательную

заботу о Смитсон. Год спустя она вышла замуж за Берлиоза. Молодому

композитору приходилось работать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью,

урывая у ночи часы для творчества.

Забегая вперед скажем, что семейная жизнь не сложилась. Из-за отказа от

сцены характер Смитсон ухудшился. Берлиоз ищет утешения на стороне,

увлекается посредственной певицей испанкой Марией Ресио, которая сошлась с

ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: имя композитора

тогда уже было широко известно.

Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония "Гарольд в Италии"

(1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном.

Симфония программна, но характер музыки менее субъективен, чем в

Фантастической. Здесь композитор стремился не только передать личную драму

героя, но и обрисовать окружающий его мир. Италия в этом произведении не

только фон, оттеняющий переживания человека. Она живет своей жизнью, яркой

и красочной.

Вообще, период между двумя революциями - 1830 и 1848 года - наиболее

продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще

жизненных схваток, как журналист, дирижер, композитор, он становится

художественным деятелем нового типа, который всеми доступными ему

средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость

в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но,

легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает. Он очень неустойчив в

душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми.

В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини".

Спектакль был исключен из репертуара после четвертого представления.

Берлиоз долго не мог оправиться от этого удара! Ведь музыка оперы брызжет

энергией и весельем, а оркестр увлекает своей яркой характеристичностью.

В 1839 году завершается работа над Третьей, самой обширной и наделенной

ярчайшими контрастами симфонией - "Ромео и Джульетта" для оркестра, хира и

солистов. Берлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы

театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных

трагедией Шекспира, еще отчетливей проявились черты оперной

выразительности. Он раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки

ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза - произведение глубоко

гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости.

Музыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма;

пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. Здесь утверждается

победа жизни над смертью.

1840 год ознаменован исполнением Четвертой симфонии Берлиоза. Вместе с

ранее написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски

прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены

памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял

непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими

исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его

гастроли и за пределами Франции - в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии,

России, Англии. Всюду он имеет феноменальный успех, особенно в Петербурге и

Москве (в 1847 году). Берлиоз - первый в истории исполнительского искусства

гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и

современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, часто

полярные мнения.

Каждый концерт Берлиоза завоевывал его музыке новых слушателей. Печальным

контрастом в этом отношении оставался Париж. Здесь ничто не изменилось:

небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное

отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная

нужда, тяжелый подневольный труд газетного поденщика. Большие надежды

возлагал Берлиоз на первое исполнение только что законченной им в конце

1846 года драматической легенды "Осуждение Фауста". Единственным

результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось

уплатить исполнителям и за наем помещения. Между тем "Осуждение Фауста" -

одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с

которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с

традицией. Жанровая природа "Осуждения Фауста" ставила в тупик не только

рядовых слушателей, но и музыкантов.

Первоначальный замысел произведения восходит к 1828- 1829 годам, когда

Берлиоз написал "Восемь сцен из "Фауста"". Однако с тех пор замысел

претерпел значительные изменения и стал глубже. Эта драматизированная

оратория, еще в большей мере, чем драматическая симфония "Ромео и

Джульетта", сближается с театрально-сценическим жанром. И точно так же, как

Байрон или Шекспир, в своем последнем произведении Берлиоз очень свободно

трактует литературный источник - поэму Гёте, свободно добавляя ряд

измышленных им сцен.

Закончился мятежный период в биографии Берлиоза. Остывает его буйный

темперамент. Он не принял революцию 1848 года, но одновременно ему душно в

тисках империи "жалкого племянника - великого дяди" (так Гюго прозвал

Наполеона III). Что-то надломилось в Берлиозе. Правда, он по-прежнему

деятелен как дирижер (в 1867-1868 годы вновь посетил Россию), как писатель

о музыке (издает сборники статей, трудится над мемуарами), сочиняет, хотя

уже не столь интенсивно.

Берлиоз перестал писать симфонии. Для. концертного исполнения предназначена

лишь небольшая кантата "Детство Христа" (1854), отличающаяся музыкальной

живописностью и оттенками настроений. В театре Берлиоз мечтает добиться

решающего успеха. Увы, и на этот раз тщетно... Не имела успеха ни его опера

в двух частях "Троянцы" (1856), в которой Берлиоз пытался возродить

величавую патетику Глюка, ни изящная комедия "Беатриче и Бенедикт" (по

пьесе Шекспира "Много шума из ничего", 1862). При всех своих достоинствах,

этим произведениям все же не хватало эмоциональной силы, которая так

впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему:

умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая жена - Ресио,

погибает во время кораблекрушения единственный сын-моряк. Ухудшаются

отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает

8 марта 1869 года.

Конечно, в это двадцатилетие не все окрашивалось столь безрадостным светом.

Был и частичный успех, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза

не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах его

провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Выступал как клавесинист-виртуоз , скрипач, органист, дирижер, блестяще

импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта.

Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом

гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,

Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт

некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии,

академии в Болонье. В 1769—81 (с перерывами) состоял на придворной службе у

архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781

переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»;

выступал в концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу

«Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и

королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3

наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал

с концертами в Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»;

работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из

первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской

классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,

связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,

законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,

квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной

организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея

динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного

преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых

для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение

гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота

сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и

обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и

преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-

характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и

единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность,

которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к

художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера.

Драматургия Моцарта основана на раскрытии многоплановости контрастных

музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,

национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие

оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской

школы, а также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и

К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему

типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств,

подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической

гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,

взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс

огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,

выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,

прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается

разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,

форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность

составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,

персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его

творчества — музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в

развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные

жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматургии и

музыкально-симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии.

Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»,

в «Свадьбе Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической

музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую

сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»).

Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм

отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта — симфонии, камерные

ансамбли. концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой,

развлекательной музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у

Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с

индивидуализированной драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur).

Симфонии Моцарта — важный этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно

- инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и

квинтеты, скрипичные и фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И.

Гайдна, Моцарт разработал тип камерно - инструментального ансамбля,

отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-

полифоническим складом, сложностью гармонии языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,

связанного с переходом от клавесина к фортепьяно . Сочинения для клавира,

главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об

исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей

виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч.

песен, арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов

наиболее известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка

Моцарта включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты.

оратории и др.: среди выдающихся сочинений : мотет «Ave verum corpus»,

реквием.

Сочинения:

оперы - духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die

Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,

Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или

Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,

либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767, Зальцбургский

университет);

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление),

направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. И. сложился во

французской живописи конца 1860 - начала 1870-х гг. В пору его зрелости

(1870-е - 1-я половина 1880-х гг.)

Применение термина "И." к музыке во многом условно - музыкальный И. не

составляет прямой аналогии к И. в живописи и не совпадает с ним

хронологически (время его расцвета - 90-е гг. 19 в. и 1-е десятилетие 20

в.). Главное в музыкальном И. - передача настроений, приобретающих значение

символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной

программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация

старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С

основной линией И. в живописи его роднит восторженное отношение к жизни;

моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

Классическое выражение музыкальный И. нашёл в творчестве К. Дебюсси; черты

его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса

и др. французских композиторов.

Музыкальный И. унаследовал многие особенности искусства позднего романтизма

и национальных музыкальных школ 19 в. ("Могучая кучка", Ф. Лист, Э. Григ и

др.). В то же время чёткому рельефу контуров, сугубой материальности и

перенасыщенности музыкальной палитры поздних романтиков импрессионисты

противопоставили искусство сдержанных эмоций и прозрачной, скупой фактуры,

беглую переменчивость образов.

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило выразитедьные

средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и

утончённости; усложнение аккордовых комплексов сочетается в ней с

упрощением и архаизацией ладового мышления; в оркестровке преобладают

чистые краски, капризные блики, ритмы зыбки и неуловимы. Красочность

ладогармонических и тембровых средств выдвигается на первый план:

усиливается выразительное значение каждого звука, аккорда, раскрываются

неизвестные ранее возможности расширения ладовой сферы. Особую свежесть

музыке импрессионистов придавало их частое обращение к песенно-танцевальным

жанрам, к элементам музыкального языка народов Востока, Испании, ранних

форм негритянского джаза.

В начале 20 в. музыкальный И. распространился за пределы Франции. Его

оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Респиги в

Италии. Самобытные черты присущи английскому музыкальному И. с его

"северной" пейзажностью (Ф. Делиус) или пряной экзотикой (С. Скотт). В

Польше экзотическую линию музыкального И. представлял К. Шимановский (до

1920), тяготевший к ультрарафинированным образам античности и Древнего

Востока. Влияние эстетики И. на рубеже 20 в. испытали и некоторые русские

композиторы, в частности А. Н. Скрябин, на которого воздействовал

одновременно и символизм; в русле русского И., причудливо сочетавшегося с

влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова, начинал свой путь И. Ф.

Стравинский, в последующие годы возглавивший антиимпрессионистскую

тенденцию в западноевропейской музыке.

Ференц Лист (1811-1886)Очень яркая и многогранная романтическая личность 2-

й половины 19-го века. Гениальный пианист и композитор. Новатор.

Музыкальный критик, который написал много статей о музыке (“Письма

странствующего бакалавра”, “Исследование музыки венгерских цыган”). Лист –

педагог огромного масштаба. За жизнь у него было около 300 учеников из

разных стран. Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть

своей жизни пропаганде других композиторов. Всего у Листа около 1200

произведений. Примерно половина из них – транскрипции и парафразы на темы

других композиторов. Он поддерживал композиторов разных национальных школ:

Шопена, Сметану, Грига, Шумана, Вагнера, Берлиоза, Бородина, Римского-

Корсакова. Лист очень любил кучкистов.

Родился Лист в Венгрии. По национальности – венгр. Многие его произведения

связаны с Венгрией. Элементы народных танцев и песен вошли в его

произведения, обогащённые общеевропейскими достижениями, но есть и элементы

венгерского фольклора. Произведения, связанные с Венгрией: кантата

“Венгрия”, симфоническая поэма “Венгрия”, героический марш в венгерском

стиле, несколько тетрадей национальных венгерских и рапсодий, а также ещё

19 венгерских рапсодий, “Венгерская коронационная месса”.

Лист был страстным пропагандистом идеи программности в музыке. Он воплотил

в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и

содержание живописи Рафаэля (“Обручение”), скульптуры Микеланджело

(“Мыслитель”). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он

переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр –

симфоническая поэма. Симфоническая поэма – одночастное симфоническое

произведение, которое сочетает в себе черты цикличности и других форм,

например сонатной. У Листа 13 симфонических поэм. Метод развития материала

в них монотематический (из одной темы вырастают другие). Музыка Листа

отличается особой патетикой, приподнятостью, ораторским пафосом, т.к. он

всегда пытался воздействовать на большую массу людей. Большинство его

произведений – произведения для фортепиано. “Годы странствий” – это

фортепианный цикл из программных пьес. В нем 3 части: “Год первый” –

Швейцария, “Год второй” – Италия, “Год третий” - Рим.

Лист написал 13 симфонических поэм. Почти все они написаны в центральный

Веймарский период. В этом жанре он обращается к шедеврам мировой

литературы. У Листа есть симфонические поэмы - “Орфей”, “Гамлет”, “Тассо”,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.