на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История музыки


История музыки

Экспрессионизм в музыке сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его

элементов проявился в последних произведениях Г. Малера ("Песнь о земле",

1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса

("Саломея", 1905; "Электра", 1908). Однако В большей степени он связан с

творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А. Шёнберга (глава

школы), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произведений,

близких позднему романтизму, пришёл к отрицанию романтических идеалов,

сменившихся у него настроениями безотчётной тревоги, страха перед

действительностью, пессимизмом и скепсисом. Представители контрастным

состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и

безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу

к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики,

экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и

законченных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых

средств музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной

мелодики, ясных тональных устоев; принцип атональности (см. Атональная

музыка) способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого

смутного беспокойства. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая

лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна

"5 пьес для оркестра", 1910, некоторые части длятся менее 1 мин.),

Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим

принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам

образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. к выработке оригинальной

системы композиции, получившей название додекафонии. Произведения,

написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях

т. н. серии (см. Серийная музыка), что является, по мнению представителей

этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего

классицизма, Один из ранних типичных образцов Э. - монодрама Шёнберга

"Ожидание" (1909); в ней господствует состояние гнетущего тревожного

предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Мир таинственных и

страшных "ночных настроений" воплощён композитором в мелодраме "Лунный

Пьеро" (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей Э. своеобразно

преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у

Берга. Его опера "Воццек" (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой

войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным,

осуждением насилия и сытого самодовольства "власть имущих". Шёнберг создал

произведения, обличающие ужасы нацистского террора ("Ода Наполеону", 1942;

"Уцелевший из Варшавы", 1947). Однако эти сочинения лишены активного

утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и

обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны,

были последними яркими проявлениями Э. как направления, В творчестве

Веберна Э. перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует

абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Поэтому именно Веберн

был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.

Атональная музыка (греч. а — отрицательная частица; буквально —

внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной

организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было связано с

творчеством композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А.

Веберн). Основной признак А. м. — отсутствие объединяющего соотношения

тонов с главным центром лада — тоникой. Отсюда — аморфность музыкальной

речи, распад структурных функций гармонии, диссонантный уровень звучания

и т.п. Отсутствие ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет

восприятие музыки, хотя отдельным крупным композиторам порой удавалось

создать впечатляющие атональные сочинения. В этих произведениях

использованы особо острые выразительные средства темброво-ритмического

порядка, напряжённые сценической ситуации и поэтические тексты: монодрама

«Ожидание» (1909) и сюита «Лунный Пьеро» (1912) Шёнберга, опера «Воццек»

Берга (1921) и др.

В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции «с 12 соотнесёнными лишь между

собой тонами» (получивший затем наименование додекафония), в задачу

которого входило внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м. лежит в

основе многих систем композиции, входящих в арсенал авангардизма.

Эстетические принципы А. м. тесно связаны с экспрессионизмом. Метод, приёмы

и элементы А. м. встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве,

Б. Бриттен, Б. Барток, А. Онеггер и др.).

Венская классическая школа, направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й

половине 18 - 1-й четверти 19 вв. Основоположники В. к. ш. - И. Гайдн и В.

А. Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена.

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus - "образцовый")возник в

XVII столетий во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности,

разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и

строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных

идеалов. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они

считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные

сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его

страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в

разных видах искусства, в том числе и в музыке.В опере XVIII в. классицизм

представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую

трактовку этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в

развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна,

Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших

преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре

второй половины XVIII - начала XIX столетия - венскую классическую

шкалу.Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе,

театре или живописи. Б музыке невозможно опираться на античные традиции -

они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто

связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю

разума. Однако композиторы венской школы создали очень стройную и логичную

систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые

сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости

становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если

в других видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим

казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии,

разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК(1714-1787)

С середины XVIII столетия на развитие европейской музыкальной культуры стал

оказывать влияние классицизм. Произведение искусства должно было

создаваться по строгим правилам и решать высокие нравственные проблемы.

Итальянские операсериа и операбуффа этим требованиям не отвечали. По

явление оперы, основанной на художественных принципах классицизма, связано

с творчеством КристофаВиллибальда Глюка.

Композитор родился в австрийском городке Эрасбах (недалеко от границы с

Чехией) в семье лесничего. Музыкальное образование он получил в Праге. пел

в церковном хоре, под руководством известных чешских музыкантов изучал

теорию. Позже, уже в Милане, Глюк по знакомился с итальянской музыкой.

Здесь он брал уроки у известного композитора и органиста Джованни Баттисты

Саммартини (около 1700-1775); именно Саммартини научил его блестяще владеть

оркестром. В Италии Глюк сочинил свои первые оперы (они были написаны в

жанре оперысериа). Во время пребывания в Лондоне (1745 г.) Глюк встретился

с Генделем, и музыка немецкого мастера произвела на него огромное

впечатление. В составе оперной труппы композитор посетил многие европейские

города. Наконец в 1752 г. он обосновался в Вене, а в 1754 г. получил место

придворного композитора.К тому времени Глюк был автором известных опер,

имел опыт работы в театре, глубоко знал итальянскую, французскую и немецкую

оперные традиции. Постепенно композитор пришёл к мысли, что оперу

необходимо изменить. Первыми операми, созданными по новым правилам, стали

"Орфей и Эвридика" (1762 г.), "Альцеста" (17б7 г.), "Парис и Елена" (1770

г.). Глюк написал их на тексты итальянского поэта и драматурга Раньери да

Кальцабиджи (1714-1795). Это был первый пример сотрудничества автора музыки

и либреттиста в процессе создания оперы. Прежде композиторы писали музыку

на уже готовые и отдельно изданные либретто. Взгляды Глюка и Кальцабиджи на

сюжет и развитие действия совпадали, что сделало их творческий союз

плодотворным.

Для опер Глюк выбирал, как правило, античные сюжеты, в которых воспевался

подвиг во имя любви и исполнения долга. Действующими лицами его

произведений являлись обобщённые символические фигуры, олицетворявшие

нравственные понятия - любовь, верность, само отверженность и т. д. В

драматургии оперы ясно выражена связь с традициями античного театра -

количество персонажей минимально, происходящее комментирует хор. Основное

внимание композиторуделял слову. Он стремился к тому, чтобы музыка точно

выражала дух и настроение поэтического текста. Важную роль в операх Глюка

играют речитативы; они всегда звучат под аккомпанемент оркестра (в отличие

от секко - речитативов опезы-сериа, которые сопровождались клавесином).

Главная мелодическая линия проводится в ариях; композитор отказался от

виртуозных приёмов и украшений, отвлекавших слушателей от содержания

текста. Возросла роль оркестра - уже в увертюре были обозначены основные

идеи.Произведения композитора получили признание в Вене, но полное

понимание мастер надеялся найти в столице Франции, и в 1773 г. он от

правился в Париж. Для французской сцены Глюк создал новые редакции "Орфея и

Эвридики" и "Альцесты", написал такие оперы, как "Ифигения в Авлиде" (1774

г.; по трагедии французского поэта и драматурга Жана Расина) и "Ифигения в

Тавриде" (1779 г.; по мотивам трагедии древнегреческого драматурга

Еврипида). Оперы Глюка, имевшие в Париже большой успех, вызвали тем не

менее ожесточённые споры. Общество разделилось на сторонников Глюка и его

яростных противников. Композитора поддержали писатели и философы Дени

Дидро, Жан Жак Руссо. Однако многие выступили против новшеств - они

отстаивали традиционные принципы французской оперы в духе Люлли и Рамо и

итальянской оперысериа. Противники Глюка даже вызвали в Париж в 1776 г.

известного итальянского композитора Никколо Пиччинни и добились постановки

его опер. Разгорелась так называемая "война глюкистов и пиччиннистов",

вызвавшая много споров в парижском обществе. В произведениях Глюка

привлекали ясность драматургического развития, цельность образов,

классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота

мелодий, благородство чувств героев. Творческие принципы композитора

приобрели немало приверженцев, но ни один из них не обладал таким же ярким

дарованием, поэтому опыт венского мастера можно считать уникальным и не

имеющим прямого продолжения. Однако к идее о ведущей роли поэтического

текста обращались многие музы канты, в частности немецкий компо зитор

Рихард Вагнер.

Опера (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие,

произведение), жанр музыкально-драматического искусства. Литературная

основа О. (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в

первую очередь в формах вокальной музыки.

О. - синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии

различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство

(декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились

определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих

закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от

типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария,

ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные функции в О.

имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение

человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении)

отдельные законченные номера; часто является действенным фактором

музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О.,преимущественно комедийных,

вместо речитатива используется разговорная речь, обычно - в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О. соответствует

музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика

которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не

только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому

ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах

оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не

связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором

происходящего; его художественные возможности позволяют показать

монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс

(например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис

Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена

оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному

раскрытию образов. О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды -

увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент

оперного спектакля - балет, хореографические сцены, где пластические образы

сочетаются с музыкальными.

История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого

общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологического

форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности -

социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.

Истоки музыкального театра - в народных празднествах, игрищах. Уже в древне-

греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки.

Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых

("священных") представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на

рубеже 16-17 вв. За несколько веков её существования сложилось множество

национальных оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих

европейских национальных культурах в соответствии с гуманистическими идеями

эпохи Возрождения вырабатывались принципы нового типа музыкально-

драматического спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в

классической стране Ренессанса - Италии. Группа философов, поэтов,

музыкантов, художников (т. н. "Флорентийская камерата", 1580) проповедовала

возрождение античной трагедии. Идеалом флорентийцев в музыке была простота,

естественность высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили

поэзии. В этом духе были написаны первые О. - "Дафна" (1597-98) и

"Эвридика" (1600), музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в

истории О. - "Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного

дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной драматического

выражения, мастерской лепкой характеров.

Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О.

её основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста", 1674; "Армида", 1686) связаны с

классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классический

тип французской "лирической трагедии" (лирическая, т. е. музыкальная) -

гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с прологом,

эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта; основой

вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в

"лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо.В 17 в. своеобразный оперный

жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем

композитора Г. Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый немецкий оперный

композитор - Г. Шюц ("Дафна", 1626). На рубеже 17-18 вв. в итальянской

музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с

А. Скарлатти, основоположником нового типа О. - оперы-сериа (буквально -

серьёзная О.). Героической, мифологической тематике, её возвышенному

содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы

могли демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно

литературно-драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий

солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм,

мелодическое и гармоническое богатство музыкального языка выделяют его

произведения среди О. этого типа ("Юлий Цезарь в Египте", "Тамерлан", обе

1724; "Роделинда", 1725, и др.).

К середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже

не отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более

демократическое искусство - комическая О. Наигранному пафосу отжившей

классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным

статичным ариям - живая музыка. В разных странах сложились национальные

разновидности комической О. В Италии - опера-буффа, выросшая из интермедий

оперы-сериа и театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б.

Перголези ("Служанка-госпожа", 1733) и окончательно сформировался в операх

Дж. Паизиелло ("Мельничиха", 1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В

Англии - балладная опера ("Опера нищего", обработка мелодий Дж. Пепуша,

1728). В Испании - тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа, 1804). Во Франции -

комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни ("Влюблённый художник",

1757), Ф. А. Филидор ("Садовник и его господин", 1761), А. Э. Гретри

("Ричард Львиное сердце", 1789). В Австрии и Германии - зингшпиль ("Доктор

и аптекарь" К. Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).

Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного

искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве

передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в

которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических

средств выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и

др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие

реалистические образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан",

1787), философские сказки ("Волшебная флейта", 1791).

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были

комедии бытового плана ("Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М.

Соколовского, 1779; "Санкт-петербургский гостиный двор", в новой редакции

под названием "Как поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского - В. А.

Пашкевича, 1782; "Ямщики на подставе" Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с

самого начала формировалась как демократический жанр, основываясь на

народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.

Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-

драматические произведения агитационного плана ("Республиканская

избранница, или Праздник добродетели", первоначальное название - "Праздник

Разума", Гретри, 1794) и др. оперы героических жанров, в том числе "опера

спасения" ("Лодоиска" Л. Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793).

Драматургия её (название отражает специфическую сюжетную ситуацию,

завершающуюся торжеством высоких гуманистических идей, победой "добра")

строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец

этого жанра в Германии - опера Л. Бетховена "Фиделио" (1805, 3-я редакция

1814). Комическая О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё

("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830). Типические черты

итальянской комической О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж.

Россини ("Севильский цирюльник", 1816).

Начало и середина 19 в. связаны с утверждением романтизма в национальных

оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М.

Вебер ("Вольный стрелок", 1820), в романтическом плане выдержаны ранние

оперы Р. Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во Франции

романтический стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем

которого связано развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол", 1830;

"Гугеноты", 1835), в Италии - В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма", обе 1831),

Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди в ранний период его

деятельности ("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом крестовом походе",

1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется "Аскольдова могила" А. Н.

Верстовского (1835).

19 в. - время становления и расцвета русской О. Главой русской классической

О. был М. И. Глинка. Его О. - народно-патриотическая "Иван Сусанин" (1836)

и сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) - ярчайшие образцы

реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму

создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с

деятельностью композиторов "Могучей кучки". Один за другим появляются

шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди

них - народной музыкальной драмы М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1869,

2-я редакция 1872; "Хованщина", завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883),

где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая

опера А. П. Бородина "Князь Игорь" (завершена Римским-Корсаковым и А. К.

Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова - сказочная "Снегурочка"

(1881), О.-былина "Садко" (1896), О.-легенда "Сказание о невидимом граде

Китеже и деве Февронии" (1904), О.-сатира "Золотой петушок" (1907) и др.

Одно из величайших явлений музыкального театра - оперное творчество П. И.

Чайковского. Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека

отличают его О. ("Евгений Онегин", 1878; "Чародейка", 1887; "Пиковая дама",

1890). Он обращался и к историко-патриотическим темам ("Орлеанская дева",

1879; "Мазепа", 1883), и к народно-бытовым ("Черевички", 1885). Оперный

репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1871), А. Н. Серов

("Вражья сила", 1871), С. И. Танеев ("Орестея", 1894), С. В. Рахманинов

("Алеко", 1892).

Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди - создатель

разнообразных типов и жанров оперной драматургии ("Риголетто", 1851;

"Травиата", 1853; "Анда", 1870; "Отелло", 1886; "Фальстаф", 1892). Для

французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр

лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей

противоположный: "Фауст" Ш. Гуно (1859), "Лакме" Л. Делиба (1883), "Манон"

Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. -

"Кармен" Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие

музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.