на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основные правовые системы современности


В свою очередь, уголовные кодексы 50 американских штатов, принимавшиеся и изменявшиеся в разные исторические периоды и под влиянием противоречивых направлений в карательной политике и доктрине #M12291 841501679уголовного права#S, нередко представлявшие собой плохо систематизированные собрания нормативных положений, со временем все более стали обнаруживать значительные и ничем не оправданные различия в определении круга наказуемых деяний, признаков отдельных преступлений, в наказаниях и т.п. Эти обстоятельства и устарелый характер многих положений большинства кодексов нередко становились серьезным препятствием в борьбе с #M12291 841500188преступностью, особенно организованной#S.

Поэтому в середине XX в. началось движение за реформу #M12291 841501678уголовного законодательства#S штатов, в которой решающую роль сыграл подготовленный Институтом американского права Примерный уголовный кодекс (1962 г.). Этот документ не имеет официального характера. Он был предназначен лишь послужить "единым ориентиром" для назревшего обновления и сближения уголовных кодексов штатов. Примерный УК в основном выполнил свою задачу, поскольку вобрал в себя опыт развития американского #M12291 841501679уголовного права#S и истолковал его в довольно либеральном духе, а с учетом высокого уровня его   юридической техники на него неизбежно ориентировались составители всех   проектов УК, предлагавшихся законодательным собраниям штатов начиная с  60-х гг. В результате к середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты   новые УК, что привело и к обновлению, и к сближению #M12291 841501678уголовного законодательства#S штатов. Между вновь принятыми УК сохраняются немалые различия,  однако все они отныне представляют собой систематизированные собрания   уголовных законов, и в принципе они дают единообразную трактовку важнейших институтов #M12291 841501679уголовного права#S.

Наряду с уголовными законами федерации и штатов нормы #M12291 841502694общего права#S продолжают и в настоящее время оставаться одним из источников американского #M12291 841501679уголовного права#S. Ныне законодательство большинства штатов запрещает судам наказывать за такие преступления, которые не включены в #M12291 841501227свод законов#S соответствующего штата. Однако нормы #M12291 841502694общего права#S по-прежнему играют весьма существенную роль в истолковании и практическом применении уголовных законов, например для определения признаков конкретных преступлений, лишь названных, но не раскрытых в тексте закона. Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут существенно расширить или сузить сферу уголовной репрессии, в частности путем новой трактовки важнейших институтов #M12291 841501679уголовного права#S и процесса.

Действующее, в том числе и реформированное за последние годы, законодательство американских штатов придерживается традиционного деления преступных деяний на две основные категории  #M12291 841501742фелонии#S и #M12291 841502387мисдиминоры#S. К фелониям относятся более тяжкие деяния, которые наказываются #M12291 841501088лишением свободы#S на срок свыше одного года, а к мисдиминорам  менее тяжкие преступления. Различия между ними играют весьма существенную роль при квалификации преступлений, в сфере #M12291 841501683уголовного процесса#S, в условиях отбывания наказания и в правовых последствиях #M12291 841502519осуждения#S. Так, совершение фелонии либо одна только цель ее совершения нередко служит отягчающим обстоятельством, прямо предусмотренным законом (например, при #M12291 841501667убийстве#S и проникновении в чужое помещение). Возможности #M12291 841501245ареста#S полицейским человека, #M12291 841502627подозреваемого#S в мисдиминоре, а не в фелонии, значительно ограничены. Уголовно-процессуальное законодательство некоторых штатов считает не обязательным участие #M12291 841500642защитника#S, а иногда и #M12291 841502673обвиняемого#S в судебном разбирательстве дел о мисдиминорах. Осужденные за фелонию, как Правило, отбывают наказание в карательных учреждениях более строгого режима, а после отбытия наказания в отличие от осужденных за мисдиминор лишаются права занимать публичные должности.

В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов", в зависимости от которых устанавливаются пределы наказаний: обычно фелонии на три-пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры  на два или три класса. Сущность и практическое значение такой классификации состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяния соответствующей категории.

Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются #M12291 841500372смертная казнь#S, лишение свободы, #M12291 841501925пробация#S и штраф. Как дополнительные наказания применяются #M12291 841500995конфискация имущества#S, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение #M12291 841500224прав, трудовые#S услуги в общественных интересах и др.

 


Скандинавская правовая система.

#G0Скандинавское #M12291 841500049право#S -  в #M12291 841500495сравнительном правоведении#S выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются #M12291 841501838Швеция#S, #M12291 841502656Норвегия#S, #M12291 841502036Дания#S, #M12291 841500791Исландия#S и #M12291 841501760Финляндия#S. #M12291 841501174Римское право#S сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во #M12291 841501777Франции#S и в #M12291 841501589Германии#S. В северных #M12291 841501644государствах#S нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или ГГУ. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время С.п. нельзя отнести  и к англо-американской #M12291 841500355системе общего права#S, поскольку С.п. почти не имеет таких характерных признаков #M12291 841502694общего права#S, как правило прецедента, техника различий, особая роль #M12291 841501971процессуального права#S.

Все станы, входящие в семью С.п. на протяжении веков связывали тесные культурные, экономические и государственно-политические узы.  Исходным пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных акта, два свода: Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием «Норвежское право»), и #M12291 841501227Свод законов#S Шведского государства 1734 г. В датском кодексе шесть разделов: общий: о духовенстве, о светских сословиях: от торговом и #M12291 841501354брачном#S праве: о морском праве; о #M12291 841500235праве собственности#S и #M12291 841502339наследственном праве#S: об #M12291 841501679уголовном праве#S. Шведский кодекс 1734 г. состоит из девяти разделов: о браке, о родителях и детях; о наследовании; о #M12291 841502362недвижимости#S; о строительстве: о торговле: о #M12291 841500161преступлениях#S (уголовный кодекс): об исполнении судебных #M12291 841501171решений#S о #M12291 841500507судопроизводстве#S п #M12291 841500508судоустройстве#S. Свод насчитывает 1300 параграфов.

Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей С.п.  датской и шведской. Развитие это происходило, разумеется, не в изоляции от континентальной Европы. Однако попытки провести реформы #M12291 841500603законодательства#S, которые структурно затрагивали бы сложившуюся #M12291 841500355систему права#S, делались на #M12291 841502481определенных#S этапах (в первой половине XIX в. обсуждались проекты принятия общего закона, аналогичного Французскому гражданскому кодексу), но не увенчались успехом.

Продолжающий действовать и по сей день закон 1734 г. практически не включает положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов подверглись полной #M12291 841502615переработке#S: в 1920 г. был принят новый раздел о браке; в 1948 г.  о судебном разбирательстве; в 1959 г. в результате переработки старого раздела «О наследовании» в закон был включен раздел под таким же названием, а еще раньше, в 1949 г., из этого раздела был выделен отсутствовавший до того раздел о родителях: в 1970 г. был полностью обновлен раздел о недвижимости. В остальных разделах осталось незначительное число старых норм. Большинство ранее действовавших положений заменено отдельными законами, нормы которых составляют ядро #M12291 841500243правового регулирования#S отношений в соответствующих сферах.

В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику закона 1734 г., охватывает многие отрасли шведского #M12291 841500224права: трудовое#S и #M12291 841500320акционерное право#S, законодательство об охране #M12291 841501943промышленной собственности#S и о #M12291 841500413социальном обеспечении#S, об охране окружающей среды, многие разделы #M12291 841500292административного права#S  иными словами, преимущественно все те #M12291 841502678области#S #M12291 841500243правового регулирования#S, которые появлялись по мере социально-экономического развития страны начиная с середины прошлого столетия. Хотя число законодательных предписаний, выходящих за рамки закона 1734 г., значительно превысило систематизированную в соответствии с этим актом часть шведского законодательства, практическое значение закона шведского государства еще велико.

Этого нельзя сказать о датском кодексе, который сохранен по преимуществу как исторический памятник. Кодифицированное законодательство представляет далеко не большую часть действующего права страны. И здесь, и в Норвегии отчетлива позиция, придающая важное значение судебной практике как #M12291 841500813источнику права#S. Немаловажна роль судебной практики и в Швеции, и это отличает С.п. от романо-германской системы, сближая его в какой-то мере с #M12291 841502694общим правом#S.

С.п. представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс, начавшийся в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках.

В 1880 г. одновременно в трех странах  Швеции, Данин и Норвегии  вступил в силу единый закон об оборотных #M12291 841502272документах#S. В последующие годы основное внимание уделялось #M12291 841501696унификации#S #M12291 841500572торгового права#S (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, #M12291 9015838закон о чеках) #Sи морского права. В конце века появились еще более смелые унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Ларсен предложил унифицировать все #M12291 841501824частное право#S, чтобы в конечном итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя #M12291 841500046правительства#S скандинавских государств в принципе согласились с этим предложением, создание проекта единого гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов #M12291 841500235права собственности#S и #M12291 841502725обязательственного права#S. Результатом этих двух усилий явился проект закона о продаже движимого #M12291 841500731имущества#S. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии  в 1907 г. и в Исландии  в 1922 г.

Еще одним важным результатом сотрудничества Скандинавских стран явился Закон о #M12291 841502156договорах#S и других законных операциях в #M12291 841500235праве собственности#S и #M12291 841502725обязательственном праве#S. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии  в 1929 г. На основе упомянутых выше и некоторых других законов в Скандинавских странах сложилось, по существу, единое договорное право.

Скандинавские государства активно сотрудничали также в области #M12291 841500340семейного права#S, хотя здесь различия между законодательствами стран региона выражены сильнее, чем в #M12291 841502725обязательственном праве#S. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной Европе реформы были проведены лишь после второй мировой войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа #M12291 841501431вины#S как главного основания #M12291 841501127расторжения брака#S, уравнение в правах детей, рожденных вне брака, и др.


Традиционные и религиозные правовые системы.

Мусульманская правовая система

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и Мадагаскара.

 Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом, как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с государством и правом.

Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право, многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1.    Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2.    Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3.    Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

4.        Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые  не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер"

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается, в конечном счете, как "Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли Аллаха на земле".

Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные "дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно "Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобные предписания - весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм, которого была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования (иджтихад).

По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна содержат все правила религиозного культа (ибадад), то норм взаимоотношения людей (муамалат), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм "муамалат" не связано непосредственно с "Божественным откровением" и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество (норм муамалат) заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться).

Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция, светские суды).

Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западноевропейских моделей.

В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых законов. Во исполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране.

Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не уступало своей роли явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь заняло ведущее место только после свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики курса на исламизацию всех сторон общественно-политической, экономической и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов граждан. В подтверждение этого можно указать на введение системы строгих, а порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только юридических, но и моральных норм, относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел, нередко допускают явные нарушения и творят произвол.

Отметим также, что в Иране и Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.

Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего, принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.