![]() |
|
|
Расчет электродвигателяРасчет электродвигателя| | |СОДЕРЖАНИЕ | | | | | | | |ЛИСТ | | | | | | | |Введение | |3 | |Исходные данные | |4 | |1. Главные размеры двигателя | |5 | |2. Дополнительные размеры | |6 | |3. Обмотка якоря | |8 | |4. Пазы якоря полузакрытые, овальные | |9 | |5. Размеры секции и сопротивление обмотки якоря | |11 | |6. Расчет магнитной цепи | |12 | |7. Обмотка вобуждения | |15 | |8. Обмотка добавочных полюсов | |17 | |9. Размещение обмоток главных и добавочных полюсов 18 | |10. Щетки и коллектор | |21 | |11. Расчет коммутации | |22 | |12. Потери и КПД | |23 | |13. Рабочие характеристики двигателя | |26 | |14. Тепловой расчет | |27 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | К 558. 180111. 000 | |Изм|Лист |№ Документа |Пдпись|Дата| | |Разработал|Семушина | | | Электрические |Литера|Лист |Листов | |Проверил |Амос | | | машины |у| | | 2 |28 | | | | | | | | |Н. Контр. | | | | | СПЭТК | | | | | | | | Введение: Электромашиностроение - это основная отрасль электротехнической промышленности, изготавливающая генераторы для производства электроэнергии и электродвигатели для привода станков и механизмов. Основным достижением в области турбогенераторостроения является разработка и освоение в производстве турбогенератора мощностью 500, 800, 1200 Вт. В области гидрогенератора строения весьма важными достижениями является содержание мощных генераторов с высокими технологическими показаниями. Достигнуты успехи в производстве крупных электродвигателей. Разработаны и освоены в производстве единые серии электрические машины: серия трехфазных асинхронных двигателей 4А и серии машин постоянного тока 2П. Проектирование электрической машины - это сложная комплексная задача, включающая расчет и выбор размеров статора, ротора и других электрических машин и конструировании статей и сборочных единиц с последующей компоновкой электрических машин в целом. Главной задачей электромашиностроения является создание новых образцов электрических машин с высокими технологическими показателями, совершенных в эксплуатации, удовлетворяющих различным требованиям. РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА Исходные данные: номинальная мощность Pном=3 кВт; номинальное напряжение сети Uном=220 В; номинальная частота вращения nном=1500 об/мин; высота оси вращения h=250 мм; степень защиты IP22; способ охлаждения IC01; способ возбуждения - параллельное с последовательной стабилизирующей обмоткой; максимальная частота вращения nmax=2200 об/мин; класс нагревостойкости изоляции F; режим работы - продолжительный. 1. Главные размеры двигателя 1.1. Предварительное значение КПД при номинальной нагрузке h’ном = 0,755 1.2. Расчетная мощность двигателя Pi = kд / Pном = 1,07 / 3 = 2,8 кВт, где kд = 1,07. 1.3. Наружный диаметр якоря и число главных полюсов D2 = 112 мм; 2p = 4. 1.4. Предварительное значение коэффициента полюсного перекрытия при 2p = 4 и D2 = 112 мм a’i =0,65. 1.5. Предварительное значение максимальной магнитной индукции в воздушном зазоре B’d = 0,58 Тл. 1.6. Предварительное значение линейной нагрузки А’2 = 210 102 А/м. 1.7. Расчетная длина сердечника якоря 6,1 1012 Pi 6,1 1012 2,8 li = _________________________________ = __________________________________________ = 114 мм. k’в k’об a’i nном D22 B’d A’2 1 1 0,65 1500 1122 0,58 210 102 1.8. Коэффициент длины сердечника якоря l = li / D2 = 114 / 112 = 1,02, что находится в пределах рекомендуемых значений. 1.9. Внутренний диаметр сердечника якоря D2вн = 0,31 D2 = 0,31 112 = 39,2. 2. Дополнительные размеры 2.1. В соответствии с таблицей принимаем: марка электротехнической стали сердечника якоря - 2013; форма пазов на якоре - полузакрытые овальные (см.рис. 1); тип обмотки якоря - всыпная. Рис. 1. 2.2. В соответствии с таблицей предусматриваем в сердечнике якоря аксиальные вентиляционные каналы в один ряд, число каналов nк2 = 0, диаметр одного канала dк2 = 0. 2.3. Конструктивная длина сердечника якоря l2 = li = 114 мм. 2.4. Воздушный зазор эксцентричный. По рисунку принимаем d = 0,9 мм, тогда dmax = 0,9 / 1,5 = 0,6 мм; dmin = 0,9 2 = 1,8 мм. 2.5. Длина сердечника главного полюса lm = l2 = 114 мм. 2.6. Предварительное значение высоты главного полюса hm = 40 мм. 2.7. Полюсное деление t = p D2 / 2p = 3,14 112 / 4 = 88 мм. 2.8. Магнитная индукция в сердечнике главного полюса Bm = 1,65 Тл. 2.9. Ширина сердечника главного полюса B ’d a’i t s’ 0,58 0,65 88 1,2 bm = _______________ = _______________________ = 24 мм. k’c1 Bm 0,98 1,65 2.10. Ширина выступа полюсного наконечника главного полюса bmн = 0,10 bm = 1,10 24 ~ 2 мм. 2.11. Высота полюсного наконечника в основании выступа B ’d 0,58 hm = ___________ (bp - bm)= _________________ (57 - 24)= 7 мм, 1,67 Bm 1,67 1,65 где длина полюсного наконечника bp = a’i t = 0,65 88 = 57 мм. 2.12. Сердечники главных и добавочных полюсов изготавливаем из электротехнической стали марки 3411 толщиной 1 мм (kc = 0,98). 2.13. Длина сердечника добавочного полюса lд = l2 = 114 мм. 2.14. Ширина сердечника добавочного полюса bд = 20 мм. Число добавочных полюсов 2pд = 4. 2.15. Воздушный зазор между якорем и добавочным полюсом dд = 3 мм. 2.16. Длина станины lc1 = l2 + kl t = 114 + 0,65 88 = 171 мм, где kl = 0,65. Материал станины - сталь марки Ст3. 2.17. Толщина станины B’d a’i t s ’ l2 0,58 0,65 88 1,2 114 hc1 = ___________________ = ___________________________ ~ 10,3 мм, 2 Bc1 lc1 2 1,28 171 где Bc1 = 1,28 Тл. 2.18. Внутренний диаметр станины D1вн = D2 + 2dmin + 2hm + 2d = 112 + 2 0,6 + 2 40 + 2 0,9 = 195 мм. 2.19. Наружный диаметр станины D1 = D1вн + 2hc1 = 195 + 2 10,3 = 215,6 мм. 3. Обмотка якоря 3.1. Номинальный ток якоря Pном 103 3 103 I2ном = _______________ (1 - ki) = ______________ (1 - 0,1) = 16 А, h’ном Uном 0,755 220 Так как I2ном < 700 А, то в соответствии с таблицей принимаем простую волновую обмотку якоря 2а2 = 2. 3.2. Принимаем зубцовое деление t2 = 15 мм. 3.3. Число пазов якоря z2 = p D2 / t2 = 3,14 112 / 15 = 23 паза, что удовлетворяет требованиям таблицы. 3.4. Число эффективных проводников в обмотке якоря N2 = A’2 p D2 2а2 / I’2ном 103 = 210 102 3,14 112 2 / 16 103 = 923. Принимаем N2 =920, тогда N2 / z2 = 920 / 23 = 40. 3.5. Диаметр коллектора Dк = 0,80 D2 = 0,80 112 = 90 мм, что соответствует стандартному значению Dк . Максимальная окружная скорость на коллекторе vmax = p Dк nmax / 60 103 = 3,14 78 1500 / 60 103 = 7 м/с, что не превышает допускаемого значения 40 м/с. 3.6. Составляем таблицу вариантов. Так как напряжение Uк не должно превышать 16 В, принимаем | № | Uп | K=Uп z2 | Dк, мм | tк , мм | | Uк ,В| |Варианта | | | | |N2 | | | | | | | |Wc2= _____| | | | | | | | | | | | | | | |2K | | | | 5 | 115 | 90 | 3,0 | 4 | 7,6| 3.7. Шаги обмотки якоря: первый частичный шаг по якорю y1 = (zэ / 2p) + e = (115 / 4 ) + 0,25 = 29; шаг обмотки по коллектору yк = (K + 1) / p = (115 + 1) / 2 = 57; шаг обмотки по реальным пазам yz = (z2 / 2p) + e = (23 / 4) + 0,25 = 6. 3.8. Уточненное значение линейной нагрузки N2 I2ном 920 16 A2 = ________________ = ____________________ = 209 10 2 А/м 2а2 p D2 10-3 2 3,14 112 10-3 где N2 = 2Uп z2 wc2 = 2 5 23 4 = 920. 4. Пазы якоря полузакрытые овальные 4.1. Частота перемагничивания якоря f2 = p nном / 60 = 2 1500 / 60 = 50 Гц. 4.2. Ширина зубца якоря в его основании bz2min = B ’d t2 / kc2 B ’z2max = 15 0,58 / 0,95 2,3 = 3,98 мм, где Bz2max = 2,3 Тл. 4.3. Высота зубца якоря hz2 = 21 мм. 4.4. Высота спинки якоря D2 - D2вн (112 - 39) hc2 = _____________ - hz2 = _______________ - 21= 15,5 мм. 2 2 4.5. Магнитная индукция в спинке якоря B’d a’i t 0,58 0,65 88 Bс2 = _________________________ = _________________________________ = 0,78 Тл. 2kc2 (hc2 - __ dк2) 2 0,95 (15,5 - __ 0) 4.6. Ширина паза p (A2 - 2 hz2) 3,14 (112 - 2 19) bп2 = __________________ - bz2min = ____________________ - 3,86 = 6,24 мм. z2 23 4.7. Диаметр меньшей окружности паза p (D2 - 2hz2) - z2 bz2 3,14 (112 - 2 0,8) - 23 3,98 dп2 = _____________________________ = ____________________________________________ = 5,46 мм. z2 - p 23 - 3,14 4.8. Диаметр большой окружности паза p (D2 - 2hш2) - z2 bz2 3,14 (112 - 2 0,8) - 23 3,98 d’п2 = _________________________ = _________________________________________ = 9,76 мм, z2 + p 23 + 3,14 Расстояние между центрами окружностей hп2 = hz2 - hш2 - 0,5 (d’п2 + dп2) = 21 - 0,8 - 0,5 (9,76 + 5,46) = 12,6 мм. 4.9. Площадь паза в свету Sп2 = (p / 8)[(d’п2 - bпр)2 + (dп2 - bпр)2] + 0,5 (d’п2 + dп2 - 2bпр) hп2 = (3,14 / 8) [(9,76 - 0,1)2 + (5,46 -0,1)2]+ 0,5(9,76 + 5,46 - 2 0,1) 12,6 = 142 мм2, где bпр = 0,1 припуск на сборку сердечника якоря по ширине паза. 4.10. Площадь паза, занимаемая обмоткой Sоб = Sп2 - Sи - (Sкл + Sпр) = 142 - 17,2 - 8,19 = 116,6 мм2, где Sи - площадь, занимаемая корпусной изоляцией, мм2 Sи ~ 0,5 bи (p d’п2 + p dп2 + 4hп2) = 0,5 0,35 (3,14 9,76 + 3,14 5,46 + 4 12,6) = =17,2 мм2, Sкл + Sпр ~ 1,5 dп2 = 1,5 5,46 = 8,19 мм2. 4.11. Предварительное значение диаметра изолированного обмоточного провода круглого сечения d’из = Kз2 Sоб z2 / N2 = 0,70 142 23 / 920 = 1,58 мм. Уточненное значение коэффициента заполнения паза якоря при стандартном диаметре изолированного провода Kз2 = N2 d2из / Sоб z2 = 920 (158)2 / 142 23 = 0,70 4.12. Допустима плотность тока доп = (A2 доп) 10-6 / A2 = 1,1 1011 10-6 / 209 102 = 5,3 A/мм2, при D2 = 112 мм, принимаем A2 доп = 1,1 1011 А2/ мм3. 4.13. Плотность тока в обмотке якоря 2 = I2ном / 2a2 nэл q2эл = 16 / 2 1 1,767 = 4,53 А/мм2, что не превышает допустимое значение плотности тока. Конструкция изоляция пазовых и лобовых частей обмотки якоря при напряжении, не превышающем 600 В. 5. Размеры секции и сопротивление обмотки якоря 5.1. Среднее значение зубцового деления якоря tср2 = p (D2 - hz2) / z2 = 3,14 (112 - 21) / 23 = 12,4 мм. 5.2. Средняя ширина секции обмотки якоря bс,ср = tср2 yz = 12,4 6 = 74 мм. 5.3. Средняя длина одной лобовой части обмотки bс,ср 74 bл2 = __________________________ - hz2 + 40 = ____________________________ - 21 + 40 = 285мм 1 - [( bп2 + 3,5) / t2]2 1 - [( 6,24 + 3,5) / 15]2 5.4. Средняя длина витка обмотки lср2 = 2 (l2 + lл2) = 2 (114 + 285) = 798 мм. 5.5. Вылет лобовой части обмотки якоря bс,ср (bп2 + 3,5) hz2 74 (6,24 + 3,5) lв2 = _______ ___________________________ + _____ + 20 = ________ ____________________________ + 2 1 + [( bп2 + 3,5) / t2]2 2 2 1 - [( 6,24 + 3,5) / 15]2 21 + _______ + 20 = 51 мм. 2 5.6. Активное сопротивление обмотки якоря rcu N2 lср2 103 24,4 10-9 920 798 103 r2 = ____________________ = ___________________________ = 1,26 Ом. 2(2a2)2 nэл q2эл 2 (2)2 1 1,767 6. Расчет магнитной цепи 6.1. Предварительное значение ЭДС двигателя при номинальной нагрузке Е’2ном = 0,5 Uном (1 + h’ном ) = 0,5 220 (1 + 0,755) = 193 В. 6.2. Полезный магнитный поток 60а2 Е2ном 60 1 193 Ф = _________________ = ______________________ = 0,0042 Вб. p N2 nном 2 920 1500 6.3. Уточненное значение магнитной индукции в воздушном зазоре Ф 106 0,0042 106 Bd = ____________ = ________________ = 0,64 Тл. a’i t li 0,65 88 114 6.4. Коэффициента воздушного зазора kd = kd2 kб = 1,32 1,24 = 1,64 bп2 6,24 kd2 = 1 + ___________________________ = 1 + _________________________________ = 1,32 t2 - bп2 + 5d t2 / bп2 15 - 6,24 + 5 0,9 15 / 6,24 nб lб hб 0,25 147 3 kd2 = 1 + ___________________________ = 1 + _________________________________ = 1,33 l2 (d + hб) - nб lб hб 114 (0,9 + 3) - 0,25 147 3 где nь lь = 0,25 l2 ; hб = 3 мм. 6.5. Магнитное напряжение воздушного зазора Fd = 0,8 Bd d kd 103 = 0,8 0,5 0.9 1,3 103 = 478,8 A. 6.6. Магнитная индукция в наименованием сечением зубца Bzmax = Bd t2 / kc2 bz2min = 0,34 15 / 0,95 3,98 = 2,54 Тл, где bz2min = 3,98. 6.7. Ширина зубца в его наибольшем расчетном сечении bz2max = t2 - bп2 = 15 - 6,24 = 8,76 мм. 6.8. Ширина зубца в его среднем расчетном сечении bz2ср = 0,5 (bz2min - bz2max ) = 0,5 (3,98 + 8,76) = 6,31 мм. 6.9. Магнитная индукция в расчетных сечениях зубца: в наименьшем Bz2max = 1,98 Тл; в наибольшем Bz2min = Bd t2 / kc2 bz2max = 0,64 15 / 0,95 8,76 = 1,15 Тл, в среднем Bz2ср = Bd t2 / kc2 bz2ср = 0,64 15 / 0,95 6б31 = 1,60 Тл, 6.10. Коэффициент для определения напряженности магнитного поля в наименьшем сечении зубца kп2max = t2 / kc2 bz2min = 15 / 0,95 3,98 = 3,96. 6.11. Напряженность поля при Bz2max = 1,94 Тл для стали марки 2013 Hz2max = 1 104 А/м . 6.12. Напряженность поля при Bz2min = 0,9 Тл Bz2ср = 1,25 Тл Hz2min = 190 А/м Hz2ср = 430 А/м 6.13. Расчетное значение напряженности поля в зубце Hz2 = (Hz2max +4Hz2ср + Hz2min) / 6= (1 104 + 4 430 + 190) / 6 = 320 103 А/м 6.14. Магнитное напряжение зубцового слоя якоря Fz2 = Hz2 hz2 10-3 = 320 103 21 10-3 = 6720 А. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |