на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Статистические методы изучения уровня рентабельности


| | | |продукции|рентабельности| |

| | Группы предприятий по | Число | | продукции | |

|№ группы|величине объёма выпуска |предприятий|---------+--------------+----------------------------|

| | продукции | | | | | | средний | |в среднем на|

| | | | | | | всего | выпуск |всего|предприятие |

| | | | | | | |продукции| | |

|--------+------------------------+-----------| | | |----------+---------+-----+------------|

| I | 14,4 - 27,36 | 4 | | | | 82,86 | 20,715 |0,651| 0,163 |

|--------+------------------------+-----------| | | |----------+---------+-----+------------|

| II | 27,36 - 40,32 | 8 | | | | 274,363 | 34,295 |1,565| 0,196 |

|--------+------------------------+-----------| | | |----------+---------+-----+------------|

| III | 40,32 - 53,28 | 9 | | | | 398,805 | 44,312 |2,04 | 0,227 |

|--------+------------------------+-----------| | | |----------+---------+-----+------------|

| IV | 53,28 - 66,24 | 6 | | | | 345,247 | 57,541 |1,548| 0,258 |

|--------+------------------------+-----------| | | |----------+---------+-----+------------|

| V | 66,24 - 79,2 | 3 | | | | 219,265 | 73,088 |0,88 | 0,293 |

|---------------------------------+-----------| | | |----------+---------+-----+------------|

| Итого | 30 | | | | 1320,54 | 44,018 |6,684| 0,223 |

+---------------------------------------------------------------------------------------------------+

Данные таблицы 2.6 показывают, что с ростом выпуска продукции уровень

рентабельности продукции увеличивается. Следовательно, между исследуемыми

признаками существует прямая корреляционная зависимость.

[6: с: 10-12]

1. б) Корреляционная таблица - это специальная комбинационная таблица, в

которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам:

факторному и результативному.

Концентрация частот около диагоналей матрицы данных свидетельствует о

наличии корреляционной связи между признаками.

По данным таблицы 2.2 необходимо определить, существует ли зависимость

между объёмом выпуска продукции и уровнем рентабельности продукции.

Построим корреляционную таблицу, образовав, пять групп по факторному и

результативному признакам. Будем использовать ранее найденные интервалы

для обоих признаков.

Таблица 2.7

Распределение предприятий по величине объёма выпуска продукции и уровню

рентабельности продукции

+------------------------------------------------------------------------+

| Выпуск | Уровень рентабельности продукции | |

| продукции, |-------------------------------------------------+-------|

| млн руб. || 0,149 | 0,179 - | 0,209 - | 0,239 - | 0,269 - | Итого |

| || -0,179 | 0,209 | 0,239 | 0,269 | 0,299 | |

|--------------||--------+---------+---------+---------+---------+-------|

| 14,4 - 27,36 || 4 |   |   |   |   | 4 |

|--------------||--------+---------+---------+---------+---------+-------|

| 27,36 - ||   | 8 |   |   |   | 8 |

| 40,32 || | | | | | |

|--------------||--------+---------+---------+---------+---------+-------|

| 40,32 - ||   |   | 9 |   |   | 9 |

| 53,28 || | | | | | |

|--------------||--------+---------+---------+---------+---------+-------|

| 53,28 - ||   |   |   | 6 |   | 6 |

| 66,24 || | | | | | |

|--------------||--------+---------+---------+---------+---------+-------|

| 66,24 - 79,2 ||   |   |   |   | 3 | 3 |

|--------------||--------+---------+---------+---------+---------+-------|

| Итого || 4 | 8 | 9 | 6 | 3 | 30 |

+------------------------------------------------------------------------+

Как видно из данных таблицы 2.7, распределение предприятий произошло вдоль

диагонали, проведённой из левого верхнего угла в правый нижний угол

таблицы, т.е. увеличение признака «выпуск продукции» сопровождалось

увеличением признака «уровень рентабельности продукции». Характер

концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о

наличии прямой тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками.[6:

с: 9-10]

2. Эмпирический коэффициент детерминации 0x01 graphic

- показатель, представляющий собой долю межгрупповой дисперсии в общей

дисперсии результативного признака и характеризующий силу влияния

группировочного признака на образование общей вариации:

0x01 graphic

Эмпирический коэффициент детерминации показывает долю вариации

результативного признака под влиянием факторного признака. При отсутствии

связи эмпирический коэффициент детерминации равен нулю, а при

функциональной связи - единице.

Эмпирическое корреляционное отношение - это корень квадратный из

эмпирического коэффициента детерминации:

0x01 graphic

,

оно показывает тесноту связи между группировочным и результативным

признаками.

Если связь отсутствует, то корреляционное отношение равно нулю, т.е. все

групповые средние будут равны между собой, межгрупповой вариации не будет.

Значит группировочный признак никак не влияет на образование общей

вариации.

Если связь функциональная, то корреляционное отношение будет равно

единице. В этом случае дисперсия групповых средних равна общей дисперсии

0x01 graphic

, т.е. внутригрупповой вариации не будет. Это означает, что группировочный

признак целиком определяет вариацию изучаемого результативного признака.

Чем значение корреляционного отношения ближе к единице, тем теснее, ближе

к функциональной зависимости связь между признаками.

Для качественной оценки тесноты связи на основе показателя эмпирического

корреляционного отношения можно воспользоваться соотношениями Чэддока:

+-----------------------------------------------------------+

| 0x01 | 0,1 - | 0,3 - 0,5 |0,5 - 0,7 | 0,7 - | 0,9 - |

| graphic | 0,3 | | | 0,9 | 0,99 |

|---------+--------+-----------+----------+--------+--------|

| Сила | Слабая | Умеренная | Заметная | Тесная | Весьма |

| связи | | | | | тесная |

+-----------------------------------------------------------+

Рис. 2.2. Соотношения Чэддока.

[2: с: 94-95]

Для нахождения нужных нам показателей вычислим межгрупповую дисперсию по

формуле:

0x01 graphic

,

где 0x01 graphic

- численность единиц в группе. [2: с: 91]

Для этого составим таблицу с расчётами.

Таблица 2.8

+------------------------------------------------------------------------+

| | Сумма | Количество | | | | |

| | 0x01 | предприятий в | 0x01 | 0x01 | 0x01 | 0x01 |

|№ группы|graphic | группе 0x01 |graphic |graphic |graphic |graphic |

| |в каждой| graphic | | | | |

| | группе | | | | | |

|--------+--------+------------------+--------+--------+--------+--------|

| I | 0,651 | 4 | 0,163 | -0,057 | 0,003 | 0,012 |

|--------+--------+------------------+--------+--------+--------+--------|

| II | 1,565 | 8 | 0,196 | -0,024 |0,00058 | 0,0046 |

|--------+--------+------------------+--------+--------+--------+--------|

| III | 2,040 | 9 | 0,227 | 0,007 | 0,000 | 0,000 |

|--------+--------+------------------+--------+--------+--------+--------|

| IV | 1,548 | 6 | 0,258 | 0,038 | 0,001 | 0,006 |

|--------+--------+------------------+--------+--------+--------+--------|

| V | 0,880 | 3 | 0,293 | 0,073 | 0,005 | 0,015 |

|--------+--------+------------------+--------+--------+--------+--------|

| Итого | 6,684 | 30 | - | - | - | 0,0376 |

+------------------------------------------------------------------------+

По данным таблицы рассчитаем межгрупповую дисперсию:

0x01 graphic

Определим эмпирический коэффициент детерминации:

0x01 graphic

(или 96,3%),

где 0x01 graphic

(вычисления были произведены в 1-ом задании п.3)

Найдём эмпирическое корреляционное отношение:

0x01 graphic

Таким образом, эмпирический коэффициент детерминации показывает, что на

96,3% вариация уровня рентабельности продукции обусловлена различиями в

объёме выпуска продукции и на 3,7% - влиянием прочих факторов.

Качественно оценим тесноту связи на основе показателя эмпирического

корреляционного отношения. Для этого воспользуемся соотношениями Чэддока.

В нашем случае 0x01 graphic

, что говорит о наличии весьма тесной связи между объёмом выпуска

продукции и уровнем её рентабельности.

Вывод:

Выполнив задание 2, с помощью методов аналитической группировки и

корреляционной таблицы мы установили, что между признаками выпуск

продукции и уровень рентабельности продукции существует прямая

корреляционная связь. Далее измерив, тесноту этой связи с использованием

коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения

выяснили, что связь между выпуском продукции и уровнем рентабельности

продукции является весьма тесной.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки среднего уровня рентабельности и границы, в которых

будет находиться средний уровень рентабельности в генеральной

совокупности.

2. Ошибку выборки доли организаций с уровнем рентабельности продукции

23,9% и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение:

Ошибка выборки 0x01 graphic

или, иначе говоря, ошибка репрезентативности представляет собой разность

соответствующих выборочных и генеральных характеристик.

Ошибка выборки свойственна только выборочным наблюдениям. Чем больше

значение этой ошибки, тем в большей степени выборочные показатели

отличаются от соответствующих генеральных показателей.

[1: с: 91 - 92]

1. В данном случае ошибка выборки среднего уровня рентабельности будет

определяться по формуле:

0x01 graphic

; 0x01 graphic

Для определения границ, в которых будет находиться средний уровень

рентабельности, рассчитаем предельную ошибку выборки с помощью следующей

формулы:

0x01 graphic

,

где 0x01 graphic

- нормированное отклонение - «коэффициент доверия», зависящий от

вероятности, с которой гарантируется предельная ошибка выборки. Значение

0x01 graphic

определим по следующей таблице:

+-------------------------------------------------+

| 0x01 | 1,000 | 1,960 | 2,000 | 2,580 | 3,000 |

| graphic | | | | | |

|---------+-------+-------+-------+-------+-------|

| 0x01 | 0,683 | 0,950 | 0,954 | 0,990 | 0,997 |

| graphic | | | | | |

+-------------------------------------------------+

Рис. 2.3. «Коэффициент доверия»[1: с: 97 - 98]

0x01 graphic

0x01 graphic

(или 4%)

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

Таким образом, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что средний уровень

рентабельности колеблется в пределах от 18% до 26%.

2.Определим ошибку выборки доли организаций с уровнем рентабельности

продукции 23,9% и более.

Для этого будем использовать следующую формулу:

0x01 graphic

Сначала рассчитаем 0x01 graphic

, для чего по таблице 2.7 определим количество предприятий с уровнем

рентабельности 0,239 и более - 0x01 graphic

.

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

Теперь определим границы, в которых будет находиться генеральная доля:

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0,132 =< p =< 0,468

Таким образом, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля организаций

с уровнем рентабельности 23,9% и более колеблется от 13,2% до 46,8%. [1:

с: 93, 97 - 99]

Задание 4

Имеются следующие данные по организации о прибыли от реализации продукции

и её рентабельности:

Таблица 2.9

Прибыль от реализации продукции и её рентабельность

+----------------------------------------------------------------------+

| | Прибыль от | Изменение | |

| | реализации | рентабельности в | |

| Вид продукции | продукции, млн руб. | отчётном периоде | |

| |---------------------| по сравнению с |-----------|

| | | Базисный | базисным (+,-),% | Отчётный ||

| | | период | | период ||

|---------------| |---------------+--------------------+----------||

| А | | 0,8 | 0,88 | 10 ||

|---------------| |---------------+--------------------+----------||

| Б | | 0,5 | 0,62 | 12 ||

|---------------| |---------------+--------------------+----------||

| В | | 1,1 | 1 | -2 ||

+----------------------------------------------------------------------+

Определите:

1. Индекс рентабельности реализованной продукции по трём видам продукции

вместе.

2. Абсолютные изменения прибыли от реализации продукции в результате

роста рентабельности.

Сделайте выводы.

Решение:

1. Для того, чтобы рассчитать индекс рентабельности реализованной

продукции по трём видам продукции вместе, примем уровень рентабельности в

базисном году за 1 и составим таблицу с уровнями рентабельности продукции

за базисный и отчётный годы.

Таблица 2.10

Уровень рентабельности продукции

+----------------------------------------------------------------------+

| | Уровень рентабельности продукции | |

| Вид продукции |-----------------------------------+-----------------|

| | | Базисный период | Отчётный период |

|----------------| |-------------------------+-----------------|

| А | | 1 | 1,1 |

|----------------| |-------------------------+-----------------|

| Б | | 1 | 1,12 |

|----------------| |-------------------------+-----------------|

| В | | 1 | 0,98 |

+----------------------------------------------------------------------+

Определим общий индекс уровня рентабельности по трём видам продукции:

0x01 graphic

(или 106,7%)

Таким образом, средний уровень рентабельности возрос на 6,7%.

2. Теперь рассчитаем абсолютные изменения прибыли от реализации продукции

в результате роста рентабельности.

Продукция «А»:

0x01 graphic

млн. руб.

Прирост прибыли обусловлен ростом рентабельности: 0x01 graphic

Продукция «Б»:

0x01 graphic

млн. руб.

Прирост прибыли обусловлен ростом рентабельности: 0x01 graphic

Продукция «В»:

0x01 graphic

млн. руб.

Снижение прибыли обусловлено снижением рентабельности: 0x01 graphic

Вывод:

Выполнив задание 4, мы определили:

* что индекс рентабельности реализованной продукции по трём видам

продукции вместе составил 1,067;

* выяснили, что по двум видам продукции «А» и «Б» произошло увеличение

прибыли на 0,08 и 0,12 млн. руб. Это связано с увеличением

рентабельности на 0,1 и 0,12 соответственно;

* по продукции «В» произошло снижение прибыли на 0,1 млн. руб., что

обусловлено снижением рентабельности на 0,02;

* все эти явления сопровождались повышением среднего уровня

рентабельности по трём видам продукции на 6,7%.

3. Аналитическая часть.

Уровень рентабельности промышленных предприятий Липецкой области.

Важным направлением в изучении предпринимательства является анализ уровня

рентабельности предприятий, его абсолютное и относительное изменение по

сравнению с базисным.

Общая рентабельность предприятия определяется по формуле:

0x01 graphic

,

где 0x01 graphic

- балансовая прибыль (убыток);

0x01 graphic

- среднегодовая стоимость основных производственных средств,

нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один

рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).

Если исчисленное значение 0x01 graphic

>1, то предприятие считается рентабельным, если 0x01 graphic

<1 - убыточным, если 0x01 graphic

=1 - безубыточным.

Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на

основе роста производства и реализации продукции, снижения её

себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного

расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов,

сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

Нам известны следующие данные, характеризующие промышленность Липецкой

области, которые необходимы для определения уровня рентабельности

промышленности нашего региона. Эти данные представлены в таблице 3.1. [10:

с: 121]

Таблица 3.1

Основные показатели промышленности

+-----------------------------------------------------------------------+

| Год | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 |

|---------------------------------------+-------+-------+-------+-------|

| Прибыль, в фактически действовавших | 16648 | 21947 | 35500 | 73087 |

| ценах, млн. руб. | | | | |

|---------------------------------------+-------+-------+-------+-------|

| Основные фонды промышленности на | 39871 | 55518 | 63957 | 75502 |

| конец года, млн. руб. | | | | |

+-----------------------------------------------------------------------+

Рассчитаем уровень рентабельности по известным нам данным. Вычисления

представим в таблице. Расчёты будем проводить с помощью табличного

редактора MS Excel.

0x01 graphic

Рис. 3.1. Расположение таблицы с исходными данными в табличном редакторе.

0x01 graphic

Рис. 3.2. Формульный шаблон формирования таблицы с выходными данными

0x01 graphic

Рис. 3.3. Расположение таблицы с выходными данными в табличном редакторе

Таблица 3.2

Уровень рентабельности промышленности Липецкой области

+------------------------------------------------------------------------+

| | Прибыль, в | Основные фонды | |

| Год  | фактически | промышленности на | Уровень |

| | действовавших ценах, | конец года, млн. руб. | рентабельности. |

| | млн. руб. | | |

|------+----------------------+------------------------+-----------------|

| 2000 | 16648 | 39871 | 0,42 |

|------+----------------------+------------------------+-----------------|

| 2002 | 21947 | 55518 | 0,40 |

|------+----------------------+------------------------+-----------------|

| 2003 | 35500 | 63957 | 0,56 |

|------+----------------------+------------------------+-----------------|

| 2004 | 73087 | 75502 | 0,97 |

+------------------------------------------------------------------------+

Представим полученные результаты в виде диаграммы, по которой можно

проследить динамику изменения уровня рентабельности.

0x01 graphic

Рис.3.4. Диаграмма уровня рентабельности промышленности Липецкой области

Проанализируем полученные результаты.

Найдём абсолютное изменение уровня рентабельности по сравнению с базисным

2002 годом.

В 2003 г.:

0x01 graphic

- уровень рентабельности по сравнению с базовым годом увеличился на 0,16.

В 2004 г.:

0x01 graphic

- уровень рентабельности увеличился на 0,57.

С помощью индексов проанализируем показатели рентабельности промышленности

Липецкой области. Исследуем данные за последние три года (2002, 2003,

2004).

Рассчитаем индивидуальные цепные индексы:

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

Индивидуальные базисные индексы рассчитаем для базового периода 2002 года.

0x01 graphic

,

0x01 graphic

0x01 graphic

Полученные результаты представим в таблице.

Таблица 3.3

Индивидуальные цепные и базисные индексы

+------------------------------------------------------------------------+

| Год | 2002 | 2003 | 2004 |

|------------------+-------------------+----------------+----------------|

| Индексы цепные | не рассчитывается | 1,4 | 1,73 |

|------------------+-------------------+----------------+----------------|

| Индексы базисные | не рассчитывается | 1,4 | 2,42 |

+------------------------------------------------------------------------+

Проверим выполнение основного правила:

0x01 graphic

Рассмотрев, полученные данные мы увидели, что за последние три года

наметилась тенденция повышения уровня рентабельности промышленности

Липецкой области, следовательно, можно сделать следующие выводы:

* уровень рентабельности в 2003 г. вырос на 40% по сравнению с 2002 г.,

в 2004 г. - на 73% по сравнению с 2003 г.;

* если сравнить 2002 и 2004 г., то заметим, что уровень рентабельности

увеличился на 142%. В абсолютном отношении уровень рентабельности

увеличился в 2003 г. на 0,16 по сравнению с 2002 г., а в 2004 г. - на

0,57 по сравнению с тем же 2002 г.;

* если данная положительная тенденция будет продолжаться, то можно

предположить, что промышленность Липецкой области в 2005 - 2006 гг.

достигнет более высокого уровня, а предприятия её составляющие в целом

будут характеризоваться как рентабельные.

Заключение

В условиях рыночной экономики важным направлением статистики является

анализ хозяйственной деятельности предприятий, что помогает принимать

нужные решения, необходимые для успешного развития экономики.

В данной курсовой работе описаны основные направления деятельности

статистики предприятий, методы проведения исследований. Дана

характеристика основным показателям, характеризующим деятельность

предприятий. Особое внимание было уделено описанию показателей

рентабельности, которые дают оценку хозяйственного положения предприятий.

В расчётной части исследовали структуру совокупности по признаку уровень

рентабельности, выявили наличие корреляционной связи между признаками,

установили её направление и тесноту. Определили ошибки выборки среднего

уровня рентабельности и доли организаций. С помощью индексного метода

проанализировали данные о рентабельности продукции предприятия.

В аналитической части исследовали промышленность Липецкой области за три

года по признаку уровень рентабельности. Для чего сначала определили

уровень рентабельности по известным данным, взятым из статистического

ежегодника. Проанализировав полученные результаты индексным методом,

установили, что существует тенденция повышения уровня рентабельности

промышленности Липецкой области. Можно предположить, что если такая

тенденция сохранится, то промышленные предприятия региона в целом в

ближайшие несколько лет перейдут из разряда убыточных и безубыточных в

разряд рентабельных.

Список использованной литературы:

1. Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2001. - 463 с.

2. Гусаров В. М. Теория статистики: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аудит,

ЮНИТИ, 1998. - 247 с.

3. Едронова В. Н., Едронова М. В. Общая теория статистики: Учебник - М.:

Юристъ, 2001. - 511 с.

4. Переяславова И. Г., Колбачёв Е. Б. Основы статистики: Учеб. пособие. -

Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 320 с.

5. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В. М.

Симчеры / ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. - 259 с.

6. Статистика финансов: Учебник. / Под ред. проф. В.Н. Салина. - М.:

Финансы и статистика, 2000. - 816 с.

7. Толстик Н. В., Матегорина Н. М. Статистика: Учеб. пособие. - Ростов

н/Д: Феникс, 2001. - 480 с.

8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. - М.:

ИНФРА-М, 1998. - 416 с.

9. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. проф. И.П.

Николаевой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 510 с.

10. Липецкий статистический ежегодник. - Л.:2005.

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.