на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки по истории социологии (2004г.)


следующий моде, одноврем и отличает себя от других, и утверждает свою

принадлежность к опред слою или группе. Невозможность моды без стремления к

индивидуализации Зим доказывает тем, что в примитивных обществах,

характеризующихся максимальной социальной однородностью, где отсутствует

стремление выделиться из общей массы, отсутствует и мода. Невозможность

моды без стремления к подражанию, к слиянию с коллективом доказывается тем,

что в обществах, характеризующихся распадом групповых норм, мода

отсутствует.

Вторая категория соц форм, исслед Зимм- соци тип. Чел, включе в опред рода

отнош, обретает некот характерные кач-ва, кот явл для него сущностными, т.

е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того или иного

конкретн взаимодействия. Примеры соц типов, исслед Зимм, - циник, бедняк,

кокетка, аристократ.

Прим соц форм, относящи к 3 группе, именуемой моделью развития, может

служить универсальный процесс взаимосвязи расширения группы с усилением

индивидуальности.

По мере ув группы члены ее становятся все менее похожими др на др. Усилен

индивидуальности сопровождается деградац гр. И наоб, чем меньше, т. е.

своеобразнее, группа, тем менее индивид ее представители.

Структурно-функционалистская социология Р. Мертона.

Роберт Кинг Мертон - один из круп представителей структурно-функционального

анализа в США.

Одна из основных работ Мертона - " Социальная теория и социальная

структура" (1949), в кот он определил взаимоотношения м/у соц теор и

эмпирич исслед, создав понятия явных и латентных функций и дисфункций.

Мертон впервые ввел в соц понятие дисфункции, разграничил явные и латентные

соц функции.

Наиболее известна его книга "социальная теория и социальная структура",

являющаяся сборником теоретических и исследовательских эссе. В одном из

них, "Явные и латентные функции", он выделил два типа деятельности,

обуславливающей нормальную работу социальной системы: явная деятельность

предполагает, что ее последствия ожидаются и принимаются участниками, а

латентная - это такая деятельность, когда ее последствия не предполагались,

тем более не являются желательными.

В работе "социальная структура и аномия" он доказывает, что источником

аномического поведения является расхождение между социально предписываемыми

целями и приемлемыми средствами их достижения, например, в ситуации, когда

образовательные и профессиональные средства достижения успеха отрицаются

индивидами или группами.

Будучи энергичным и убедительным сторонником необходимости создания теорий

среднего уровня в социологии, он много сделал для их становления.

Теория среднего уровня должна охватывать ограниченную группу

взаимосвязанных явлений, а не весь социальный порядок в целом. Достоинством

такой теории является легкость проверки гипотез с помощью эмпирических

исследований. Теория среднего уровня, по Мертону, есть связующее звено

между общей социологической теорией и эмпирическими исследованиями.

Теории соц конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера.

Дарендорф, немецсоциолог либеральной ориентации, создал теор конфлик

модели об-ва исходя из того, что любое об-во постоянно подвержено соц

изменениям и вследствие этого испытывает соц конфликт каждый момент. Он

рассмотрел причины формир и этапы развит соц конфликтов, в основе которых

видел конфликт интересов. Его работы: "Соц классы и классовый конфликт в

индустриальном обществе" Для членов об-ва изначально характерно

неравенство соц позиц (например, в распред собственности и власти), а

отсюда и различ их интересов, что выз взаимные трения. Чтобы понять

природу конфликта, необходимо понять природу интереса и способы его

осознания субъектами конфликта. И здесь Дарендорф выделяет объективные

(латентные) и субъективные (явные) интересы. Они обнаруживаются уже на

первом этапе проявления конфликта, когда вырисов "обе стороны" еще не явл в

буквальном смысле соц гр, не консолидировались в нее. Поэтому Дарендорф

называет их квазигруппами. Второй этап развития конфликта состоит в

осознании латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов субъектов и тем

самым в организации квазигрупп в фактические группировки, организации групп

интересов.

Третий этап заключ в столкновениях тех или иных "идентичных" групп

(например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т.д.)

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов часто лежат

политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет.

Фундам конф теор создал Льюис Козер. Он доказал, что решен проблемы соц

порядка и обеспечение устойчивости соц системы не исключает, а вполне

допускает признание соц столкновений Работы: "Функция социального

конфликта" (1956), Козер сделал акцент на позит функциях конфликтов, на

раскрытии их интегрирующей и стабилизирующей роли в обществе. Основа

концепции Козера - признание неизбежности соц конфликтов в следствие

неудовлетворенности тех или иных групп распределением в обществе власти,

богатства и статусов.

Он разраб систему функций конфликта, выполняемых в социальных системах.

Всеобъемлющих характер созданной Козером теории проявляется в том, что она

охватывает широкий круг переменных явлений: 1) причины конфликта, 2)

острота конфликта, 3) длительность конфликта, 4) функции конфликта.

Козер установил, что влияние конфликта на соц структуры зависит от типа

структуры. В слабо структурированных группах и в открытых (свободных)

обществах конфликт выполняет стабилизирующие функции, снимает напряжение

между антагонистами. В гибких социальных структурах индивиды, являясь

антагонистами в одной конфликтной ситуации, выступают союзниками в другой

ситуации. В жестко структурированных (закрытых) обществах влияние конфликта

имеет обратный характер. Чем теснее группа, тем больше вероятность того,

что конфликт будет более интенсивным из-за высокой степени вовлеченности

членов группы в ее деятельность.

Теория структуризации Э. Гидденса и ее связь с теорией модерна.

Основным тезисом теор структурации Э. Гидденса явл утверждение, что каждое

исследование в социальных науках или истории имеет дело с взаимосвязью

действия и структуры.

Гидденс считает, что лучшим примером "интегративной соц парадигмы" явл

работы К. Маркса. Основной сферой исследования социальных наук, является

"социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве".

Отправной точкой в теории Гидденса является человеческая деятельность. В

процессе самой этой деятельности и через нее субъекты производят условия,

которые делают эту деятельность возможной". Человек как деятель является не

просто осознающим себя, а еще и регулирующим непрерывный поток социальных

действий и обстоятельств.

Рационализацию действия Гидденс сопоставляет с его мотивацией: мотивация

включает желание субъекта, побуждающее к действию, она в большей степени,

чем рационализация, является стимулом, притом стимулом многоаспектным,

более того - всеобъемлющим; но часто не осознанна, хотя значима в

социальном поведении.

Он различает дискурсивное (способность облекать мысли в слова) и

практическое (способность облекать мысли в действия) сознание. Гидденс связ

действие с властью, т. е. со способностью субъекта сделать выбор и изменить

ситуацию.

Теория структурации трактует структуру как двуединую сущность. Структура

определяется как "структурирующее начало (правила и ресурсы), позволяющее

осуществить "увязывание" времени и пространства в социальных системах". Соц

системы - это структурно организов репродуцированная соц практика или

репродуцированные отношения между субъектами или коллективами,

организованные как регулярная социальная практика. Таким образом, свойства

соц систем рассматр и как средство, и как результат практич деят-ти

индивидов; и эти системные свойства, в свою очередь, рекурсивно организуют

практику индивидов.

Периодизац истории соц в Рос. Осн содерж отдел периодов.

Предсоциологический этап: российская соц мысль сформир программное поле соц

исслед, В итоге вторая полов 19 века и становится тем периодом, когда рядом

с соц фил возникает и бурно развивается росс соц наука.

1 этап 1860-1890 гг.:(народники, субъективная школа, натур направление,

псих направление, Ковалевский, Плеханов). Как и на Западе, социология в Рос

возник в лоне позитив доктрины, под "духовном руководством" О. Конта.

Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году

выходит две работы Лаврова ("Механическая теория мира", "Очерки теории

личности"), написанные в позитив духе. В 1865 году почти одновременно

появляются три статьи о Конте и его философии в "Современнике", "Русском

слове", "Отечественных записках" (Лесевича, Писарева, Лаврова). В 1867 г.

опублик книга "Огюст Конт и положительная философия" со статьями Льюиса и

Дж. Милля. Рецензия Лаврова на эту книгу 1868 года во многом задала тон

всей последующей рос позитив лит-ре. На рубеже 60-70 гг. появл первые

собственно соц работы Лаврова и Михайловского. В качестве основоположников

рос соц называют Лаврова, Е. В. де Роберти, Михайловского, Южакова,

Лилиенфельда, Стронина. Предмет соц на этом этапе понимался в духе Конта:

социология рассматривалась как высшая наука, опирающаяся на синтез научных

знаний и исследующая всеобщие социальные законы. Сложился ряд школ и

направлений соц иссл: натуралист соц (Данилевский, Стронин, Мечников), псих

направ ( Лавров, Михайловский, Кареев), школа М. М. Ковалевского. Заявил о

себе эк материализм (Г.В. Плеханов).

2 этап 1890-1900 годы: (неокантианство, легальный марксизм, марксизм

Ленина, христианская соц). Утвержд мнение, что соц есть одна из многих соц

наук, имеющая собственный предмет исслед и своеобразные задачи. Ведущая

школа - неокантианство (Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий). Представители

старых школ (Н.И Кареев, М.М. Кавалевский) во многом уточняют свои позиции.

Утверждается эк материализм (или марксистская социология), причем в двух

вариантах: марксизм (Плеханов, Ленин) и "легальный" марксизм (Струве,

Бердяев, С.Н. Булгаков). Начало преподавания. Росс социологи активно

участвуют в работе Междунар института соц.

3 этап 10-20 годы 20 века: этот период, когда соци четко определяет свой

предмет и самое себя как общую теорию соц. Ведущей в социологии становится

неопозитивистская ориентация (Сорокин, Тахтарев). Одновременно оформл

своеобраз христианская соц в русле религ философии (Бердяев, С.Н.

Булгаков), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета соц, но не

приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Нарастает процесс

институционализации соц: в 1912 году открыта соц секция при истор фак-те

Петербургского ун-та; 1916 - русское социологическое общество имени М.М.

Ковалевского; 1917 - вводится ученая степень по соц, образуются кафедры в

Петроградском и Ярославском ун-тах; 1920- В Петроградском ун-те открывается

первый в Рос факультет обществ наук с соц отделением во главе с Сорокиным.

4 этап 20-30 года 20 века: (марксистская социология, соц исследования).

Бухарин, Бехтерев.

5 этап конец 50-х - конец 20 века: (второе рождение, развитие специальных

соц теорий и иссле, продолжение институционализации)

Совр соц в Рос: общая хар-ка и основные направ разв.

Среди рос соц существует, как минимум, противопол оценки совр состояния рос

соц.

Согласно первой оценке, чаще всего воспроизводимой руководителями соц фак

и кафедр, соц в России испытывает очевидный подъем. Аргументация в пользу

этого мнения весьма проста и подчиняется "линейной" логики экстенсивного

роста. По их мнению, "повсюду стало много" во всех ее формах. В вузах

страны открылись более сотни кафедр. Множатся опросы общ мнения, проводимые

по самым различным темам. Социолог стал неотъемлемым участником многих ком

и полит проектов, а также передач телевидения. Книжные полки магазинов

заполнены учебниками социологии, нет числа соц конференциям, проводимым во

всех регионах России и т.д. Единственная проблема с этой точки зрения, по-

прежнему, состоит в пока еще недостаточном финан госпрограмм соц образов и

соц исслед (по линии Академии наук). Иную, противоположную, оценку,

высказывают социологи, делающие акцент именно на проблеме качества новой

российской социологии.

Многие исследователи отмечают, что тенденции развития постсоветской

социологии весьма противоречивы. На каждое, казалось бы, позитивное

продвижение вперед приходится несколько шагов назад. Приобретение в одном

направлении обернулось ощутимыми потерями в других направлениях. Скорее

даже речь идет о некоем новом состоянии социологии, сочетающем в себе

довольно контрастные характеристики. Поэтому однозначности в оценках быть,

по определению, не может. Причину этого состояния, естественно, ищут в

тенденциях трансформации современного российского общества, ставящего

социологию перед лицом серьезных испытаний. Чаще всего это выражается в

универсальной формулой: "Какое общество, такая и социология (читай: наука,

культура, армия, пожарная охрана, что угодно)".

Институц междунар сотр-ва соц.

Первая институц форма междун объед соци соо-ва возн по инициативе

француза Рене Вормса в 1893 году в виде Междун инст социологии. Инст

объединил ведущих соц мира по своей организации он явл достаточно элитарным

и замкнутым объединением, так как стать его членом модно было только по

рекомендации нескольких членов и при единогласном одобрении всех остальных

членов Института. В измен форме МИС существует и сейчас, однако после 2 мир

переносится организацию – Международную Социологическую Ассоциацию,

призванную стать гораздо более широкой и демократичной. МСА возникла по

инициативе департамента наук ЮНЕСКО, подобно ассоциациям(юр.,экон).,

которые затем объединились в Международный Совет Социальных Наук. Целью

победителей, выигравших войну, было недопущение впредь возникновения

фашизма. Организационное совещание, на котором провозглашено создание

Междун Соц Ассоц, состоялось 14 октября 1984 года в Париже.

Также было решено провести Учред соц конгресс. Через полгода раб МСА нац

соц ассоциац – члены МСА – сущ только в 8 странах : Бельг, Бразилии, Гер,

Ит, Китае, Нидерх, США, Японии. Учредит конгресс сост в сентябре 1949 года

в Осло. На нем предст 21 страна. Презид МСА был избран Л.Виртц, Пер местом

МСА стал Осло.

Первый Всемир соц конгр был организован Рене Кенигом в Цюрихе в 1950 году

под девизом «Соц иссл и его влияние на междунаротношение», дав старт

интеллект деятельности МСА. До 1962 года ВСК проводились с интервалом в 3

года, а после 1962 года – через 4 года.

В 1962 году ВСК был пров впервые за пределами Европы, в США (Вашингтоне).

На конгрессе 1966 года во Франции впервые приняла участие делегация

советских социологов. Для отеч науки это было очень важное событие, наши

соц приняли не только активное участие инициаторами новых. По инициативе

И.С. Кона – история социологии 08, И.В. Бестужев-Лада – социология будущего

07.

1970 году в Болгарии состоялся 7 МСК, ключевой для МСА. Он проведен

впервые в Вост. Европе, в социал. Стране. Были введены:

-введение механизма выборности при формир всех структур МСА.

Результаты конгр оказали стимулир влияние на развитие соци. В нашей

стране открылись десятки новых исслед соц центров, кафедр, лабораторий.

Значительно расширилась тематика проводимых исслед.

Институт социологии РАН основан в 1968 году как Институт конкретных

социальных исслед В 1972 г. изменил название на Институт соц исслед. В 1988

г. преобразован в Инс соци АН СССР. С 1991 г. - Инс соци РАН.

Первым дир Инс с 1968 г. по 1972 г. был академик А. М. Румянцев, с 1989

г. по 13 июня 2000 г. - д.ф.н. В. А. Ядов. с 14 июня 2000 г. по наст вр -.

Л.М. Дробижева Основная проблематика иссл в конце 60-х, начале 70-х гг. -

теория, история и методология, методы и техника соци исслед, соц структура,

соц труда и организации, соц города и деревни, исслед в области соц

прогнозирования и соц планирования общ-но-полит жизни, соц личности, мас

коммуник и общ мнения, социальная демография, соц информация.

Институт явл осн соц учреждением, где разраб фунд проблемы соц теории,

готовятся и выпускаются труды по теории и истории социологии. В последние

годы Институтом опубликованы фундам книги, обобщающие итоги развития росс

соц:

"Социология в России" (отв. ред. В.А. Ядов), М., 1998

Одними из первых ученые Ин стали изучать совр элиты рос общества, их

форм, стратег поведения . Особое место заняло изуч регион элит, их состава,

способов реакции на пол и экон.

Новым направле для Инст явл изуч элеме сознан нас, как страхи и опасения,

связанные со специф совр дейст-сти. Результ исслед "Катастрофическое

сознание в современном мире" (отв. ред. В.Н. Шубкин, В.А. Ядов), Ж., 1999

переданы в Министерство по чрезвыч ситуац, с кот намечены дальнейшие исслед

Об-во как сис у Парето. Пробл взаимод м/у элеме с-мы. Остатки и

производные.

центр идей Парето - рассм об-ва как системы, наход в состоянии

постепенно наруша и восст равновесия. Изменения в одной части системы

немедленно перед др ее части, и вся сист приходит в движение, пока вновь не

восст «динамическое равновесие».

Парето разделял соци действия на логические и нелогические.

«Нелогические» действия харак тем, что люди, их совершающие, не знают

истинных объект связей между явле и поэтому используют неадеква средства

для достиж целей, «нелогически» соединяя цели и средства..

«Логические» действия руковод не чувствами, а разумом и регулир нормами.

Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти

политики.

Сделав эмоц сферу чел деят гл звеном своей соц системы, Парето сделал

оговорку, что не все чувства достойны внимания соц, а только такие, кот

проявляются в опреде рода действиях, что дает возможность строго их

классифицировать. Они неизменны, постоянны и потому являются теми

элементами социальной среды которые «детерминируют социальное равновесие»

социолог дал название — «резидуи», что на языке хим наук означ «остатки»

или «осадки», «Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов

имеют, согласно Парето, врож, естественный, не поддающийся влиянию внешних

условий характер.роль двух первых классов остатков.

Первый класс включает «остатки», названные «инстинктом комбинаций»

который якобы лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя

психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять,

комбинировать вещи,

Второй класс — «остатки» «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию

поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи..

В остальные классы «остатков» Парето включил стремление человека

проявлять свои чувства в общественных действиях. В заключительных частях

«Трактата...» Парето попытался применить теорию «остатков» к объяснению

европейской истории, изображая ее в виде конфликта «остатков» первого и

второго классов — инстинкта изменений и консерватизма, новаторства и

ретроградства.

Производные же базируются на осадках, могут делать осадки более или менее

интенсивными, усиливать или ослаблять их – и след способны влиять на соц

равновесие.

Ввнимание Парето уделял силе убеждения, присущей произв – он выделил 4

класса производных:

1 «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, потому что это

так» (такие формулы мать часто использует, требуя чего-то от ребенка);

2 аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет

3 апелляция к чувствам, интересам

4 «вербальные доказательства»: используются термины с двойственным смыслом.

Общество как система. Индивиды, «молекулы» социальной системы, «образуют

соединение, которое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства,

не являющиеся суммой свойств составн частей». То есть об-во у Парето – это

система, состоящая из взаимозависимых частей (изм одних элемента ведет к

изм других).

Теория круговорота элит В. Парато.

Элита - это избра часть населения, остальная его часть лишь

«приспосабливается к получ от нее стимулам». В свою очередь элита подразде

на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управл обществом

(«правящая элита»), а другая не уч в управлении и подвиггается в

художественной или научной сферах («неуправляющая элита»).

Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества.

Предст низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды

правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются

вниз», в массы.

Происходит циркуляция, или круговорот, элит - процесс взаимодействия

между членами гетерогенного общества, которое представляется Парето в виде

пирамиды с элитой на ее вершине.

Парето указывает на два главных качества управляющих: умение убеждать,

манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это

необходимо (изобретательность, хитрость, убедительность – «лис», у которых

преобладает комбинационный инстинкт + сила, устремленность, готовность

использовать силу со стороны «львов»).

Эти способности являются взаимоисключающими. Правительства правят, либо

применяя силу «львы», либо при помощи соглашательства и уговоров «лисы

Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты в

мирное время, является социальная мобильность. Чем более «открыт» правящий

класс, тем крепче его «здоровье» Чем более он замкнут, тем сильнее

тенденция к упадку».

За исключением полностью замкнутой элиты, становящейся кастой, правящая

элита обычно находится в состоянии постоянной медленной трансформации. Если

циркуляция элит происходит слишком медленно, в высших слоях скапливаются

элементы, олицетворяющие бессилие, разложение и упадок

Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.