на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки по истории социологии (2004г.)


Шпаргалки по истории социологии (2004г.)

Предмет и задачи социологии О. Конта.

Соц-ию как позитив. науку Конт противопоставлял теологич и метафизич.

спекуляциям об об-ве. С одной стор. он критиковал теологов, кот. рассматр

чел как отличного от животного, считали его создан. Бога. С др. филос-

метафизиков, он упрек. в том, что они поним. об-во как создание челов.

разума. Соц-я по Конту наука кот. изуч. как совершенствуется разум челов. и

его психика под влиян. обществ. жизни. Согласно этой концепц. индивид явл.

абстракцией, а об-во – действит-ю, подчиняющ-ся естествен. законам

Основыв на естственном хар-ре общетсв. явлен. Конт выступал против

переоценки роли велик людей, указ на соотв полит режима уровню развития

цивилизац. Область соц. исслед очерчивалась Контом очень широко и

неопределенно, она включ те исслед. Которые выходят за пределы компетенции

названных в его классификации наук.

Будучи позитивистом, соц-ию Конт обосновывал по аналогии с точными

науками, науками о природе. По его мнению, следует отказаться от положений

котор нельзя ни проверить ни опровергнуть, след соц-я должна изуч.

Объективные законы, управляющие явлениями действительности. Для Конта

позитивизм был 3высшей стадией развития сознан. чел-ва приходящ на смену

теолог и метафиз, след основным методом новой науки – наблюдение и

эксперимент.

Соц теория Конта включ 2самостоят части:соц. статику, соц. динамику. Соц.

стат должна изуч соотношение элем-ов и факторов в системе – чел об-во

высший вид системы Динам - осмыслен проблем соц. развит и изменения.

Задача нуки открытие законов развития об-ва как постоянно повторяющ связей

м\у явлениями. Помимо описат и объясняющ функции, соц-я должна вып функ-ию

обоснов рацион, правильного государств и обществ порядка. След можно

избежать произвола правителей.

Структурно-функцион анализ и теория действия Парсонса

Один из крупнейших соц-ов 20 в, стоявш у истоков стр-функ-ма. Парсонс (П)

поставил перед собой задачу согласов тоер действия и понят соц системы.

След П рассматр соц. действие как детерминированное соц. сист. Соц действие

– отношения м/у челов и окр средой. Она вкл не только природн эл-ты, но и

соц-ые напр. др людей, котор явл наиболее важн эл-ми среды. След. теор соц-

действия – теор взаимодействия, в рамках котор челов приход-ся учиты не

только свои действ, желан, но и чужие. Средва в котор функционир действие

имеет 2 границы верхнюю - предельная реальность, значения отражающ отношен

индивида и об-ва к соц. отнош и их формам, смерти и рождения, добру и злу;

нижнюю – физич,органич, физиологич явлен и процессы, характеризующ природу

чел. Нижн граница явл ресурсом для верх гр, а м/у границами – отношения

кибернетического контроля. Действ и взаимод по П. Носят системн хар-р. Соц

система совокупность 2 соц-ых деятелей, котор связ м/у собой стабильн

отнош и осущ свои действия в пределах огранич среды. Соц сист имеет потребн

не связ с потреб индивидов: 1. Потребн в адаптации,

соотнесении со средой, и использ ее ресурсов, 2. Достиж целей стоящ перед

системой, 3. Интеграция поддерж внутр порядка и стабильн-ти 4. Выработка

латентного образца, обеспечив мотивировку для выполнения задач. Различ 3

уровня абстракции в анализе соц действия: соц. система, культура и

личность. Культура, котор задает предельно общую ориентацию действия и

представл собой взаимосвяз систему общих ценностей. Личность есть система

мотивив идей эмоций, интернализируемых кажд индивидом. Соц сист и личность

2 самост и взаимосвяз центра, вокруг котор строится социологич описание. По

мнен П. лИчность больше зависит от соц. сист, чем соц. сист от личн. Связь

прояв в существ типовых переменных котор индивид должен разрешать:

1.универсализм (выбор м/у оценкой др. чел с т. зр подходящ только к нему

критер.) 2. Поступки и кач-ва ( выбор м/у оценкой индивида с позиц

поступков, котор он соверш и оценкой с позиц его личн кач-в) 3.

Аффективность или аффективная нейтральность (выбор м/у взаимод основой

котор явл эмоцион отнош м/у индивид и взаимод основанным на практич

интересах) 4. Диффузность и специализация (выбор м/у цчастием в практиках и

концентрац на выполнен частн функций) Типовые перем универсальны, хар-ны

для всех соц систем.

Становление соц-ии как науки. Осн. этапы

Голландский социолог Боуман различ 4 стадии в становл соц-ии как

самостоят науки:

1.Соц-я как часть общей фил-и социума, гос-ва, права о морали,

сформировалась в единую этическ и религиозно-нормат. систему. Платон «Гос-

во», Аристотель «Политика» изучение отдельн. институтов, гос-ва, семьи,

права, проблема места человека в об-ве.

2.Соц-я сближается с естественно-науч мышлен и начин изуч естественные зак-

ти. Относится ко времени 16-17в. когда с одной ст, индивидуализм эпохи

Возрожд и новые обществ и религ. Взгляды, с др. развитие естеств наук

создали нов. Возможности для рассмотрения об-ва и об-го строя.

Представители: англ. эмпирики Локк, Юм, способствовали распростр

реалистического подхода к рассмотр объектов действительности

3. Соц-я сущ-ет как самостоят наука, использующ методы др. наук, прежде

всего естеств. Явл продолжением 2 этапа и относ к 18в. первыми представит-

ми Сен-Симон и Конт. В соц-ом мышлен господств. естеств-научн позитивизм. К

поздним представ Маркс и Спенсер.

4. Соц-я представл собой самост науку со своими методами, предмет и понят.

– это новейший период развит соц-ии, хотя нет четкой грани м/у 3 и 4

этапами. Самостоят хар-р науки в том, что объекты исслед. Анализир с

помощью собств понятий и методов данной области науки.

Др. взгляд (Франция): классич этап разв соц-ии 19-20в.1 этап.

предсоциологический связ. С основат соц статистики Кетле; 2 этап

инициирующий Конт введен термин соц-я, сформулир принципы нов. науки; 3

школы одного фактора Лебон, Тард; 4 институциональный Дюркгейм разраб и

применил собств соц методы и процедуры, заложил основы науки как академич

школы, созда мощн научн школу

Психоаналит направл в соц-ии. Социал-я индивида по Фрейду. Теория соц. хар-

ра Фромма

Психоанализ был создан австрийским врачом З.Фрейдом. возник как

практический психотерапевтич метод. Позже благодаря психоанализу ,

сформиров понят «психотерапия» котор 1.занимает промежут место м/у

психиатрией и психолог. 2. Цель – лечен психич больных, но и активация

прервавшегося личностного роста. Особенность психоанал – несмотря на

практич направленность, Фрейд разработ теоретич обоснование, превосходящ

практич цели ( место в истор как филос система) Центральн пробл

социолог компонента психоанализа и психоаналитич социологии явл соотношение

чел. и об-ва, интересы кот наход в противоре др с др. Это и явл препятств

личностн росту. Психопатолог и аномалии хар-ра, возник под влиян внешн фак-

ов, возд соц среды, навязыв ребенку травмирующ импиративы. Психоанализ

признает правомерность норм, регулир соц отнош, их травмирующ эффект –

незрелость детской псих-ки. Психоанализ стоит близко к микросоц-ии т.к.

объект изучен взаимод внутри семьи. Эти взаимод м.б. как травматич так и

способств личностн росту. Психоанализ удел особ вниман эмоцион жизни

ребенка. Отношен м/у ребенком и родит рассматр как важнейш условие развития

личности реб как центр фактор соц-зации (адаптац личности к социуму).

Инстанции психики Я, Сверх – Я и Оно. Оно – резервуар влечений, либидо

требует удовлетв всех желаний, вступ в конфл с реальн возможн. Желан могут

вступ в конфл со Сверх – Я (обезличенные следы родит образов), воплощ

обществ нормы и ценности ( в основан образы и ценности конкретн родит),

следоват интернализованные фигуры (перенесенные внутрь) вступ в конфл с

требован Оно ( не всякое желан допустимо с т.зр. морали ) Я часть психич

аппарата котор 1. Обеспечив адекватн восприят реальн 2. Выбир формы повед

котор согласов с треб реальн, притязаниями Оно и Сверх – Я. Психоанал –

дополн социализац индивида. Здоров индив сдержив опасн для об-ва инстинкты,

подчинаясь нормам и использ ср-ва не проводящ к болезнен резуль, невротик –

не способен на это. В результ прохожд психоанал агрессивн и сексуальн

чувства должны преврат в социальн чувства, принят соц форму. Формиров

инстанций психики происх до 6 лет, до того возраста когда разруш Эдипов

комплекс кажд ребен в опред период своего развит желает получить сексуальн

любовь одного из родит ценой убийства др., но боится наказания

(кастрации). Возникн соц контроля, Фрейд связыв с запретом на инцест, т.е.

создание Эдипов комплекс (Тотем и Табу).

Соц. хар-р ядро ст-ры хар-ра, присущ боль-ву членов культуры, в отлич от

индивид хар-ра, котор различен у людей одной кул-ры. Соц. хар-р рассматр

как психолог фак-р, способств стабилизац функционир об-ва. Значение –

позвол индивиду психологич безболезн-но приспособ к треб об-ва. Фромм

выделял непродуктивные (воспринимающ, эксплкататорский, накопительский,

рыночный) и продуктивн типы хар-ра. В основе первых лежат негативн

психологич мех-мы (мазохистский, садистский,

деструктивн, конформистский), альтернатива им продуктивн тип хар-ра

(ориентац на веру, бытие) функ-ция соц. хар-ра напралять и формиров чел

энергию внутри дан об-ва во имя функционир дан. об-ва

Теория соц обмена Блау.

По мнению Блау процесс обмена связ с челов повед, и составл основу отнош

м/у индивид и группами. Он состави 4-х ступенч послед-ть ведущ от

межличностн обмена к соц-стр-ре и далее к соц изменен. Ступен 1 –

межличностн обмен, 2 ступ – дифференциац статуса и власти, 3 – лкгитимации

и организации, 4 оппозиции и изменения. Концепц соц обмена огранич

комплексом действий , кот зависят от вознагражд со стор др людей и котор

прекращ если не следует ожидаем реакция.Налажен связи расширяются, взаимн

вознагр служат укрепл и поддерж связей, при недостаточн вознагр ассоциация

слабеет и распадается. Вознагр м.б. внутренними (любовь уважение), внешними

(деньги) Стороны не могут всега в равной степ вознагр др. др. в обмене

нерав-во след внутри ассоциации появл уровни власти.. Особ случам явл

конкуренция или соц дифференциац, когда много людей стрем предложить

вознагражд. Но неизбежн дифф-ия на лидеров и сторонников создает необход-ть

интергации, что способств реинтеграции груп в ее новом диффернцируем

статусе. 2 Типа соц организац 1. Эмерджентные гр ( возник в проц обмена и

конкуренц) 2. Гр создан для достиж конкр целей (произ-во товаров, участие в

соревнован) В обоих тапах орг-ии есть лидир и оппозиц гр.

Связующ ме-ом в сложн соц стр-ах явл нормы и ценности. Один из член гр

формир и согласов гр норму и получ вознагр за сохран стаб-ти. След гр и

коллект вступ в обмен отношен с индивидом. Предложил множ-во примеров

отнош по типу колл-индивид. Пример опосредов обмена явл организованная

обаготворит-ть . Ценностн стереотипы рассматр как опосредующ соц жизнь в 2

значен:1.Ценностн контекст-ср-во формирующ соц отношен 2. Обществ ценности

опосредуют связи в соц асоц. 4 типа цен выполн различ ф-ии:

1.партикуляристские ср-во итеграции и опора солидарности, объед индивид на

основе межличн отношен.2.универсалистские, стереопипы определяющ

сравнительн ценность, расшир возможн косвен обмена. 3. Легитимный авторитет

системе ценностей преоставл некотор людям( директорам, президен)

большевласти, чем др. 4. Оппозиционные цен. позвол распростр ощущен

необходимости перемен, узаконив оппозицию. Изуч центростремит и центробежн

силы внутри больших соц объед и утв что расшир теор соц обмена до

социетального уровня.

4. Понятия соц функ и соц факта у Дюркгейма. «Социологизм»

Осн раб: «Правила социологического метода» (1985), «Самоубийство. Соц этюд»

Социальный факт «Социальные факты следует рассматривать как вещи» Эти факты

и явл предметом соц-ии.Соц факт – это «любой вид действия, зафиксированный

или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий

собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений» (напр,

законы и обычаи, религия, язык, денежная система). Социальная функция. Д

считал, что функция соц явления или института состоит в том, чтобы

установить связь между институтом и определенной им потребностью общества

как целого. Например, найти функцию разделения труда означает поиск

потребности, которую она удовлетворяет.

Концепция социологизма. С целью понимания дюркгеймовского «социологизма» в

этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во-

вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта

«социологизма», можно выделить несколько исходных теоретических позиций.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный

природный порядок, и она столь же основательна, как и другие виды

реальности (биологическая, психологическая, экономическая

2. Общество – реальность особого рода, которая не сводится у другим ее

видам. Различия индивида и общества выступают у него в форме

дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается разнородность

этих реальностей. Например. «индивидуальные представления - коллективные

представления», «индивидуальное сознание – коллективное сознание».

Следует особо отметить, что «социологизм» Д (в онтологическом плане) не

сводился только к утверждению наличности и автономии социальной реальности.

Он утверждал и обосновывал приоритет социальной реальности по отношению к

индивидуальной, а также ее исключительное значении в детерминации

человеческого сознания и поведения.

По Д, общество представляет собой более богатую и более «реальную»

реальность, чес сам индивид. Общество у Д доминирует над индивидом, создает

его и является источником всех высших ценностей. Это характерная черта

«социологизма» получила в истории социологии название «социальный реализм».

Из онтологического аспекта дюркгеймовского «социологизма» вытекали

соответствующие методологические принципы познания социальной реальности.

Он настаивает на применении в социологии методов познания, аналогичных

методам естественных наук. Социологизм Дюркгейма в методологическом плане

характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода

к социальным явлениям, требованием объяснять социальное другими социальными

явлениями.

Теория коммуникативного действия Хабермаса.

Осн работы: «Теория коммуникативной компетентности» (1984) «О логике соц

обеспечения» (1990).

Идеей, объединяющей большинство работ Ю. Хабермаса, является идея

социальной эволюции и, одновременно, перспективу оформления собственной

оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория

коммуникативного действия. Исходным и центральным пунктом этой конц явл

категор «жизненного мира», восходящая к феноменологической традиции.

«Жизненный мир» определяется Хабермасом как горизонт значений, который

составляет основание жизненного опыта индивида. Целью теории

коммуникативного действия является описание развертывания «жизненного мира»

в эволюционной перспективе. Социальная эволюция, по Хаб, состоит в развитии

когнитивных способностей человека. Выделяемые Ю Хаб пять стадий социальной

эволюции: мифопоэтическая, космологическая, религиозная, метафизическая,

современная – есть способы миропонимания. Методол аспект

теоркоммуникативного действия разрабат Хаб в книге «Знания и интересы».

Эволюц жизненного мира приводит к возник ряда способов познания, каждый из

которых, становится особой «идеологией», искажающей коммуникацию.

Субъективная структура «жизненного мира», формирующаяся вокруг личности

(самоидентичности) человека, служит источником эмансипационного интереса.

Этот интерес приводит к появлению «критического знания», моделью которого

рассматривается исторический материализм и концепция психоанализа З.

Фрейда.

Итак, теория Хабермаса представляет собой попытку соединения двух подходов

– теории социального действия и теории социальной структуры. В

концептуализации действия Хаб допускает двойное упрощение, сводя действие к

взаимод-ю и рассматр любое взаим-ие как эквивалент «коммуник действия». Он

нигде так и не определяет ясно и четко механизма эволюционных изменений,

относительная постоянность государственной природы также находится вне поля

его зрения. Политическая сфера сводится им к простым коммуникативным

связям, основной проблемой которых видится «искажение восприятия».

Д. Мид как основоположник символического интеракционизма.

Осн раб: «Разум, Я и общество» (1934) Методол основ его подхода в

социологии был прагматизм. Эволюцию он рассматр как процесс осознания и

решения пробл, а научный метод – как развивающееся в ходе эволюц процесса

самосознание. Признаками чел, развившимися в ходе эволюции, Мид считал

умение мыслить абстрактно, самосознание, целенапр и нравств повед..

Об-во – это продолж процесс и состоит оно из соц актов. По Миду, соц акт –

это взаим-ие, включ двух или более индивидов, между которыми существует

разделение труда. Вклад различных индивидов координ т о, чтобы достичь

целей, приносящих определенное удовлет кажд участнику. координир действие

людей отличается большой степенью гибкости. Участники планируют свой

социальный акт в контексте постоянного приспособ др к др

Реализация соц акта – процесс коммуникативный: взаимод всех типов

развиваются в процессе взаимного приспособл участников др к др. Взаимная

ориентация возникает и поддерживается в ходе постоянного обмена жестами.

Жесты – это любые воспринимаемые движения, показывающие другой стороне

внутренние ощущения или намерения первой.

Жест, имеющий одно и то же значение для двух и более людей, - это значимый

символ, а язык и состоит из таких конвенциональных звуков. Те, кто занят

совместной деятельностью, постепенно создают мир общения, облегчающий их

последующее сотр-во.

При изучении процессов коммуникации Мид предлагал пользоваться концепциями

импульса, восприятия, манипуляции и консуммации.

Импульс – некое нарушение, дефицит приспособления между организмом и

средой, представление о трудной задаче, которая должна быть выполнена.

Консуммация – устранение нарушения, беспорядка.

М/у этими конеч точками акта нах-я восприятие и манипуляция. Один из главн

пунктов дискуссий прагматистов – это хар-р мышл. По Миду, мыш – это форма

поведения, происход когда деят-ть прервана. Перерыв может быть вызван

внешним препятствием, или отсутствием необходимых объектов. Когда акт

заблокирован, имеет место большое количество вторичных приспособлений,

включая экстренную мобилизацию (эмоцию) и сознательную рефлексию. С помощью

этих процессов приостановленный акт может быть в конце концов завершен.

Наиб знач достиж Д. Мида счит его теория «Я». «Я» - это не только чье-то

тело, но и воспринимаемый объект. Поскольку большинство актов являются

компонентами более масштабных взаимодействий, люди, участвующие в них,

взаимозависимы, - импульсы одного не могут быть полностью воплощены без

сотрудничества коллег.

Обобщая его концепцию,Мид использует термин «Я» в трех значениях:

как восприним предмет, формир чел в конкретном историч контексте;

как процесс самоконтроля;

как личность человека. Соц-ия, Мид подчерк два важных контекста, в кот она

происходит. Один – это игра-подражание, когда дети принимают на себя

определенные роли и имитируют людей, которых они знают: мать, почтальона,

продавца. Но счит Мид, эффективн самоконтроль вырабат в ходе игры-

состязания или в любом таком виде деят-ти, при кот треб колл согласов

действия. В состязаниях ответы других организованы, а деятельность

происходит в соответствии с правилами.

«Система социологии» П. Сорокина, ее значение для отеч и мировой

социологии.

Исслед выд 4 осн этапа соц деят-ти Сорокина: первый – российский (1905-

1920) – создание позитивистской модели социологии на бихевиористской

основе. Гл раб: «Преступление и кара: подвиг и награда» (1913); вт – ранний

американский (1920-1930) – соц бихевиоризм, теор соц стратификации, соц

мобильности. раб «Социальная мобильность» (1927); третий – переломный

(середина 30-х годов) – обращ к пробл кул-ры, создание интегральной

системы общественных наук. четвертый – завершающий – этика, проблема

спасения человечества через преодоление эгоизма.

Соц-я – по Сорокину – изуч совм жизнь людей, зависим др от др. Степени и

формы необходимости: эк, культ, биолог, социальная.

Как социолог он начинал с концепции бихевиоризма. Социальное, по Сор, -

это психическое взаимодействе индивидов, реализуемое в актах их поведения.

Значительны достижения Сорокина в разработке социологического метода. Его

интергралистский метод включает в качестве компонентов интуитивную,

эмпирическую и рационалистическую процедуры.

Эмпирическая или описательная процедура применяется в отношении

пространственных скоплений социокультурных ценностей, а также их внешних

соединений. Рац процедура исп-ся по отнош к явл кул-ры с высоким ур

интеграции. Сорокин выделяет два подвида этой процедуры – причинно-

функциональный и логико-смысловой. Оба являются логич средствами

упорядочения бесконечного множества слож явл социокультурного метода

Интуитивная процедура, по Сорокину, - это акт мистического опыта,

помогающий познать сверхрац и сверхчувственное в чел и об-ве.

В осн работе «Система социологии» он определяет социологию как изуч

специфич соц явл, кот облад «внешним бытием» и допускают непосредственное

наблюдение. В частности, объектом этого наблюдения являются внешние

двигательные реакции индивида, живущего в среде себе подобных, и

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.