на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теоретическая социология (часть 2)


различные моменты на протяжении жизни (как правило, имеется в виду трудовая

биография, а значит - служебная карьера). Поэтому некоторые исследователи

предпочитают называть ее "профессиональной мобильностью ".

Другое различие проводится в связи с направленностью мобильности. Здесь,

прежде всего, выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность. Строго

говоря, лишь первая из них относится к социальной мобильности как таковой,

то есть к повышению или понижению статуса в пределах стратификационной

системы. Горизонтальная же мобильность имеет отношение к таким изменениям в

социальной позиции, когда субъект ее остается в пределах одной и той же

страты. Например, школьный учитель, который становится завучем или

директором школы, претерпевает вертикальную мобильность. Но учитель,

который меняет преподаваемый им предмет с математики на географию,

подвергается горизонтальной мобильности, которая, не оказывает влияния на

общий его ранг в стратификационной схеме профессии.

Вертикальная мобильность, в свою очередь, подразделяется на восходящую и

нисходящую.

Наконец, проводят различие между индивидуальной и групповой мобильностью.

Индивид может совершать свое восхождение на пирамиду социальных статусов,

благодаря собственным усилиям и личным достижениям. Однако истории известно

немало случаев, когда целые социальные группы вследствие каких-то событий

резко изменяли свой статус. Сорокин приводит в качестве примера Русскую

революцию.

В целях сравнения характера социальной мобильности в различных обществах

Сорокин вводит два параметра, названные им интенсивностью и всеобщностью

мобильности. Понятием интенсивности обозначается "вертикальная социальная

дистанция или количество слоев, - проходимых индивидом в его восходящем или

нисходящем движении за определенный период времени". Под всеобщностью же

"подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное

положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

".

Предпринимаются попытки использования более строгого математического

аппарата для расчетов социальной мобильности (в частности, в

прогностических целях), опираясь на данные статистики.

14.Социальная структура современного российского общества

Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на

его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения

собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации,

идет интенсивная смена элит. На общественную сцену выходят новые социальные

группы, массовые слои маргинализуются, расширяется "социальное дно", все

более криминализируются экономические отношения. Соответственно, меняется

система групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействий.

Эти на первый взгляд разрозненные явления на деле являются разными

сторонами процесса социальной трансформации общества. Поэтому их важно

изучать не только в отдельности, но и с учетом связанности друг с другом.

Россия находится в стадии перехода от посттоталитаризма к политическому

плюрализму и демократии и от огосударствленной административно-

распределительной к частновладельческой рыночной экономике. Соответственно,

переходный характер носят критерии социальной стратификации, процессы

изменения которых достаточно сложны, поскольку слом старых общественных

отношений опережает формирование новых. Чтобы понять происходящие в этой

области сдвиги, полезно сравнить основные черты стратификации нынешнего

российского и "доперестроечного" общества, с которого начинался

трансформационный процесс.

Экономический потенциал разных социальных групп в СССР измерялся мерой их

участия во владении, распределении и использовании общественного богатства.

По этому критерию выделялись такие группы, как бюрократия, распределявшая

дефицитные социальные блага; руководители производств, распоряжавшиеся

финансами и продукцией предприятий и обычно причастные к теневой экономике:

работники материально-технического снабжения, оптовой и розничной торговли,

сферы обслуживания и проч. Однако люди, в той или иной мере причастные к

распределительно-обменным процессам, составляли сравнительно небольшую долю

населения. Массовые слои общества подобных прав не имели, и их

экономическая стратификация определялась уровнем заработков и семейных

доходов, зависевших от множества факторов, начиная с характера и содержания

труда, сфер и отраслей его приложения.

В настоящее время экономический потенциал общественных групп включает

три компонента: владение капиталом, производящим доход; причастность к

процессам распределения, перемещения и обмена общественного продукта;

уровень личных доходов и потребления. Особая роль принадлежит первому

компоненту. Активно формируются разнообразные формы негосударственной

собственности (индивидуальная, групповая, кооперативная, акционерная,

корпоративная и т.д.), возникают разные типы капитала (финансовый,

торговый, промышленный). В социальном плане более или менее отчетливо

выделились собственники частного капитала. Среди них есть и очень крупные,

и средние, и мелкие, относящиеся, соответственно, к разным слоям. Особое

место занимают крестьяне, владеющие личным хозяйством и становящиеся

собственниками земли. Однако подавляющая часть россиян не имеет никакой

производительной собственности.

Второй из названных компонентов экономического потенциала ранее

доминировал, но сейчас сдает позиции первому. Это связано с тем, что

экономический статус среднего собственника выше, чем квалифицированного

менеджера. К тому же по мере приватизации экономики материальные и

финансовые ресурсы приобретают заинтересованных хозяев, что сокращает

возможность их "растаскивания". Однако процесс оздоровления экономики

пробивает себе дорогу лишь как тенденция, так как в сложившейся неразберихе

близость к "общественному пирогу" (т.е. к государственным ресурсам) играет

большую, чем когда-либо, роль. К сожалению, операциона-лизировать данный

критерий, т.е. измерить степень причастности разных экономических,

профессиональных и должностных групп к распределительным механизмам,

непросто. Скорее всего, по этому признаку выделятся те же самые группы, что

и раньше: руководители государственных и смешанных предприяяий, в том числе

акционерных обществ, ответственные работники и специалисты торговли;

служащие материально-технического снабжения, а также такие профессионалы

бизнеса, как коммерсанты, маклеры, дилеры и т.п.

Доля россиян, не имеющих собственных капиталов, как и доступа к

распределению государственных благ, за последние годы немного уменьшилась.

Но они по-прежнему составляют самую массовую часть общества. Экономический

потенциал этих людей определяется уровнем доходов от работы по найму.

Главные же сдвиги в их положении заключаются, во-первых, в гораздо более

резкой, чем прежде, имущественной поляризации и, во-вторых, в почти полном

исчезновении зависимости между трудом и доходом. Возникновение

многосекторной экономики, отказ от государственного регулирования зарплаты,

отсутствие общенационального рынка труда, множественность локальных очагов

безработицы, а в последнее время и многомесячные задержки зарплаты за уже

выполненную работу привели сферу доходов в состояние хаоса. При этом

значительная часть населения оказалась вытесненной за линию бедности и даже

за порог нищеты.

Характерный для настоящего времени интенсивный распад старых

общественных институтов, сочетающийся с формированием новых, усиливает

трудовую и социальную мобильность. В связи с этим заметно повышается роль

таких личных человеческих качеств, как одаренность или талант, уровень

социализации, качество образования, компетентность, способность к овладению

новыми знаниями, культурный кругозор и т.д. Повышается ценность

профессионализма, а значит, и роль социо-культурного капитала. Но все это -

лишь тенденция, поскольку восходящей социальной мобильности в равной мере

способствуют качества, слабо связанные с культурным потенциалом -

молодость, энергия, воля, амбициозность, наличие организационных

способностей, готовность к риску, физическая сила, агрессивность, моральная

неразборчивость и т.д. К. тому же сегодня российское общество востребует

лишь ту часть культурного потенциала, которую можно использовать "здесь и

сейчас". Отсюда - сравнительно высокий спрос на квалифицированных и опытных

инженеров, врачей и учителей при растущей невостребованности ученых,

работников культуры и искусства, разного рода гуманитариев.

В целом структура российского общества претерпела заметные изменения по

сравнению с советским временем, но вместе с тем сохраняет многие прежние

черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное

преобразование институтов собственности и власти, которое займет многие

годы. Тем временем стратификация общества будет и далее терять жесткость и

однозначность. Границы между группами и слоями станут "размываться",

возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым

статусом. На первый взгляд эта тенденция напоминает размывание социально-

классовой структуры, наблюдаемое в современных западных обществах, но

думаю, это сходство формально. Дело в том. что возникновение относительно

однородных "обществ среднего класса" характерно для постиндустриализма.

Россия же не только не переросла индустриальной стадии развития, но и

переживает тяжелейший кризис, отбросивший ее экономику далеко назад. В этих

условиях социально-классовые различия в положении общественных групп

приобретают особую значимость. Они прорисовываются даже резче, чем прежде,

во многом определяя другие стороны социального статуса.

15. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе

С начала развития исследований женщин в России в 90-х годах

дебатируется возможность использования западных феминистских теорий для

анализа российских гендерных отношений. Вопрос заключается в том, насколько

эвристичны схемы и подходы, разработанные при анализе другой реальности,

для российского социально-культурного контекста. Надо признать, что

аналогичные проблемы обсуждаются в прочих сферах социального знания, в

частности при использовании теорий гражданского общества, общественных

движений, трансформации и пр.

Для того чтобы выработать позицию по проблеме применимости западных

концепций, целесообразно провести следующее аналитическое различение. В

феминистском дискурсе мы выделяем содержательный блок, связанный с

эмпирическим анализом гендерных отношений в конкретных обществах и стратах,

с одной стороны, и методологию исследования, понимаемую в широком смысле, -

с другой. Выводы конкретных эмпирических исследований ставят диагноз

состоянию гендерных отношений в том или ином контексте. Они, без сомнения,

различны. Так, внутрисемейные отношения полов могут иметь разные наполнение

и смыслы в отдельных этнических, религиозных и прочих социальных группах.

Культурно обусловленные значения вряд ли целесообразно распространять за

пределы контекстов без достаточных на то оснований.

Другое дело методология. Она может оказаться уместной (или неуместной)

как инструмент познания, работающий в разных контекстах с одинаковой

эффективностью. В данном случае методологию нужно понимать как теоретически

информированную перспективу анализа некоторого фрагмента социальной

реальности: она находит свое выражение в эпистемологии, выборе и

формулировке проблематики и методическом обеспечении исследования.

Зададимся вопросом, каков социально-культурный контекст, породивший ту

или иную методологию гендерного анализа. Отвечая на этот вопрос нужно

исходить из того, что рефлексируемый контекст неизбежно диктует перспективу

исследователя в подходе к проблеме. В связи с этим необходимо рассмотреть

западную методологию в перспективе социологии знания, т.е. выявить политико-

культурные условия формирования гендерных исследований на Западе, Если мы

поймем механизм становления гендерной методологии, то сможем прояснить

возможности и барьеры использования западных моделей в российском обществе,

а также получим ключ к выяснению природы теоретических разногласий

современных российских исследователей в данной области.

Для анализа возникновения и динамики изучения гендерных отношений мы

используем подход социологии знания. "Основной тезис социологии знания

заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть

адекватно поняты без выявления их социальных корней... Социология знания

стремится понять мышление, его конкретные связи с исторической и социальной

ситуацией". Применяя этот тезис к гендерным исследованиям и исследованиям

женщин, мы различаем онтологические, политические, гносеологические и

когнитивные факторы развития этих исследований.

. Онтологические факторы - это повседневные практики внутри- и

межполовых отношений, оформленных как конвенции гендерных

контрактов.

. К политическим факторам мы причисляем опыт женского движения,

проблематизирующий гендерные отношения.

. Гносеологические факторы в данном случае понимаются как

познавательные установки анализа гендерной проблематики.

. Когнитивные факторы включают в себя знание и рефлексию гендерных

отношений, связанные с участием в женском движении.

Как же "работают" эти факторы в западном контексте?

Институционализация исследований женщин и гендерных исследований в западных

обществах происходит начиная с 1970-х годов. Исследования развиваются как

когнитивная практика женского движения, опираясь на критическое осмысление

некоторой социальной теории. В результате происходит адаптирование

макросоциальной теории к гендерной проблематике.

Выделяют три исследовательских направления, развившихся в результате

женского движения:

1) либеральный феминизм - полоролевой подход,

2) радикальный феминизм - исследования женщин

3) конструктивизм - гендерные исследования.

Эти направления развивались, сменяя и отрицая друг друга, и в настоящее

время сосуществуют в рамках научного сообщества.

Либеральный феминизм - полоролевой подход (sex-role theory). Основной

пафос этого подхода - в обеспечении равенства мужчин и женщин в публичной

сфере. В онтологическом смысле либеральное направление женского движения

проблематизировало гендерный контракт "домохозяйки", доминирующий в

западном обществе. Конвенции гендерного договора, предписывающего женщине

роль домохозяйки, закрепляют такие параметры ее положения, как отсутствие

экономической независимости и самостоятельного источника существования,

выполнение материнской и супружеской роли в семье. В результате такой

гендерной конвенции одинокие и бездетные женщины оказываются исключенными и

воспринимаются как девиации. При этом опыт белой замужней матери среднего

класса экстраполируется на другие категории женщин.

Такая гендерная онтология осмысливалась по-разному. Т. Пар-сонс в 40-

50-х годах выразил предписанный статус домашней хозяйки в американском

обществе через концепцию полоролевого разделения на примере семьи. Согласно

его теории, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе,

мужчина -инструментальную. Экспрессивная роль заключается в установлении

внутреннего баланса в семье; инструментальная — в регуляции отношений между

семьей и другими социальными системами, это роль добытчика.

Хотя позиция Парсонса впоследствии была подвергнута критике, а затем и

полному забвению со стороны феминистской мысли, его анализ разделения

подовых ролей проясняет и подтверждает онтологические основания положения

женщины в западном обществе накануне возникновения женского движения. Более

того, сам полоролевой подход стал первой теорией, объясняющей функционально

обусловленное различие мужской и женской ролей в семье и обществе. Он

позволил применить понятия социализации, ролей и статусов к интерпретации

различий положения женщин и мужчин в обществе. В рамках этого подхода были

выявлены напряжения половых ролей и сформулировано положение о кризисе

американской семьи и, соответственно, мужественности и женственности .

Либеральные феминистки осмысливали положение женщин в рамках

парсонсианства, формулируя тезис об угнетении женщин и мужчин предписанными

им традиционными ролями. Такая когнитивная установка выдвинула перед

движением политическую задачу изменения ролей, в частности выхода женщины

за пределы роли домохозяйки.

Эпистемологической установкой либерального феминизма стала ориентация

на новое, "объективное" знание о женщинах (и мужчинах). Такое "истинное"

знание предполагалось получить, сделав женщин "видимыми", т.е. включив их в

качестве субъекта и объекта познания. Данная методология стала называться

"добавление женщин" (adding women). Включить женщин как субъект познания на

данном этапе означало обеспечить фактическое присутствие их в научном

сообществе. Включить как объект - означало сделать женский опыт предметом

исследования. Для выполнения этой двойственной стратегии в рамках

либерального феминизма разрабатываются, с одной стороны, программы

обеспечения женских квот на различных статусных позициях, ас другой -

обсуждаются женская история, женская литература, женский труд, т.е.

изучаются женщины.

Радикальный феминизм - исследования женщин. Главная идея этого

направления заключается в том, что никакие правовые меры не в силах

уничтожить патриархатные отношения между полами. Женщина останется

угнетенной до тех пор, пока не будут осмыслены истинные основы патриархата,

заключенные в сфере приватности и интимности.

В онтологическом смысле радикальный феминизм продолжал традицию

либерального, далее проблематизируя контракт домохозяйки. Но в области

практик и опытов центральными проблемами становятся особенности женского

опыта и переосмысления женской роли.

Политическим фактором этого исследовательского направления стала

радикальная ветвь женского движения марксистской и социалистической

направленности. Радикальные феминистки адаптировали марксистские категории

к анализу отношений полов. Центральной стала категория "патриархата"

(универсальная политическая структура, наделяющая мужчин преимуществами за

счет женщин), главными были вопросы угнетения женщин, власти, проблемы

неравенства. Осмысление опыта женщин посредством таких категорий выступило

в качестве когнитивной практики радикального женского движения 70-х годов.

Радикальные феминистки строят свою методологию изучения гендерных

отношений. Они считают, что стратегия добавления женщин в науку не только

недостаточна, но и оскорбительна. "Добавить женщину" - еще не значит

изменить перспективу отношений между полами.

В сфере гносеологии данные исследования придерживаются так называемого

позиционного подхода. В соответствии с ним истина об отношениях между

полами может быть достигнута лишь теми, кто находится на общей позиции,

разделяет женский опыт, рефлексирует его и имеет опыт участия в женском

движении как в борьбе против патриархата. Основа истины о полах - страдание

и сопротивление женщин.

Социальный конструктивизм - гендерные исследования. Данный подход

опирается на понимание гендера как социально сконструированного отношения

неравенства по признаку пола. Он утверждает контекстуальную обусловленность

ген-дерной культуры как научного и повседневного знания о ней. Сторонники

данного подхода обращают внимание на роль исследователя/исследовательницы

как "социального конструктора знания", на его/ее субъективность и

предвзятость, на недостижимость истинного и неизменного знания. Символом

веры становится множественность женственности, мужественности и их

отношений.

Развитие исследований женщин на Западе привело к изменению подхода.

Изучая женский опыт, исследовательницы вынуждены были усомниться в его

онтологической гомогенности, в правомерности тезиса о единой женской сути,

об объединяющем женщин сестринском опыте. Женские опыты различаются в

разных культурах и социальных группах. Категория различия становится

основной в определении женственности. Различия задаются прежде всего через

контексты возраста, расы, класса и сексуальной ориентации. В каждом

обществе присутствует несколько гендерных контрактов, и один из них

является господствующим.

Итак, гносеология гендерных исследований сводится к конструктивизму,

согласно которому в социально сконструированном мире не существует

"женского" как природного и неизменного. Гендеров много, а знание - это

когнитивная практика, т.е. в каждой конкретной ситуации нужно

анализировать, кто изучал, что, когда и почему.

Таким образом, различение исследований женщин и гендерных исследований

на Западе отражает развитие и смену методологии феминистского подхода. Если

структурно-функциональный анализ стал познавательным инструментом

либерального феминизма, то когнитивной практикой радикальной ветви женского

движения стали марксизм и психоанализ - теории, которые легли в основу

исследования женщин. В них подчеркивались отношения власти, неравенства,

дискриминации, особенности женского опыта, его отличия от мужского и

необходимость его озвучивания и изучения.

16. Социальный институт семьи

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении

объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за

воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это

определение включает множество укладов. Исследования свидетельствуют о том,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.