на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теоретическая социология (часть 2)


никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого

действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к

активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией.

Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов,

обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для

индивида целей. Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к

совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит,

таким образом, потребность, мотивацию и само действие

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также

сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить.

Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и

подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности

во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, или, наоборот,

согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация

эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности

отдельных социальных действий ее членов. Таким образцом социальные действия

являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии

сложных социальных взаимосвязей.

5.Социальная связь

Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении

социальных процессов. Вместе с тем даже простое наблюдение показывает, что

социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или

социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на

практике встречается в единичном, обособленном виде. Когда кто-нибудь

пытается убедить в своей правоте другого, то очевидно, что это не общение с

неодушевленным, бессловесным существом. Этот другой может активно

возражать, соглашаться или проявлять пассивность, так или иначе он тоже

совершает социальные действия. В результате этих ответных действий

очевидно, что каждая личность испытывает на себе действия других.

Происходит социальная связь.

Социальная связь – это отношение зависимости, реализуемое через

социальное действие. Уровни этой зависимости выражаются в характере этой

социальной связи, которая может быть формальной или неформальной, прямой

или опосредованной.

Социальная связь имеет несколько проявлений:

. Социальный контакт

. Социальное взаимодействие

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В

соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом

множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта

селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных

кратковременных связей, которые называются контактами.

Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член

общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти

индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не

менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном

формирования социальных связей, а во-вторых, первоначальным моментом, от

которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на

работе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним о их

существовании. Возникает Пространственный контакт - первоначальное и

необходимое звено формирования социальных связей. Зная, где находятся люди

и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать

объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и

интересов.

Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального

объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими

потребностям данного индивида. Вы сравниваете этого человека с собой,

пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса.

Интерес - это форма проявления потребности, обеспечивающая направленность

личности на осознание целей деятельности. Актуализированный мотив и интерес

- это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению.

В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные

черты личности, а также особенности социальных групп, организаций,

институтов, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи,

индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе

которых они обмениваются какими-либо ценностями. В ходе подобных

кратковременных контактов внимание индивида концентрируется на самом

предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого

индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей

исполнения им своей социальной роли в группе. Но, не менее важны и

Социальные взаимодействия.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных

социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при

которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и

следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое

социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и

одновременно является причиной последующих действий.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных

ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу.

. Социологи различают два самых общих типа взаимодействий:

сотрудничество

. соперничество (иногда называемое конкуренцией).

Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов,

направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для

взаимодействующих сторон.

Взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки

отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным

целям.

Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются

противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих

индивидов, Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто

проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить,

то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления,

ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа

взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

6.Социальные институты

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно

необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их

обязательными для членов определенного общества или определенной социальной

группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в

которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее

важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как

целостной социальной единицы.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных

потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и

статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных

отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться

неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных

институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества

видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают

совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые

образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие "институт" - одно из центральных в социологии. В своей

повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные

единицы.

Представляется, что можно дать следующее формальное определение

социального института: социальный институт - это организованная система

связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности

и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые

идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы

поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей -

сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение

осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или

иную социальную потребность. Если такая потребность становится

незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается

бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции

социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань

традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

( Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на

примере института дворянских дуэлей чести).

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты,

вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких

институтов в развитых обществах всего пять: семейные, политические,

экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку

ценности и процедуры научной жизни стали очень важными, то к это 5 можно

причислить и институт науки.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые

продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах

пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные

способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые

образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку

превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время

эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением,

принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система

санкций.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс

определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей,

приведение их в систему, которая способна действовать в направлении

удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация -

это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое

поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института,

состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных

организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального

взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие,

практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил,

дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения

членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в

соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры,

социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное

общество существовать не может. Люди всегда стремятся

институционализировать свои отношения, связанные с актуальными

потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях

деятельности. Например, продажа или распределение товаров среди

значительной части людей порождает потребность в справедливом порядке

такого распределения. Пришедшие первыми должны получить свое прежде, чем

те, кто пришел позже. Стихийно возникает очередь со своими общепринятыми

нормами и правилами. Далее происходит закрепление в очереди определенных

ролей: распорядителя (записывающего очередь), борца за справедливость

(следящего за посторонними), последнего в очереди и т.д. Возникает институт

очереди, специфическая институционализированная форма поведения.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и

общие признаки с другими институтами. Рассмотрим подробнее некоторые

институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов,

которые в предельно концентрированной форме создают представления об

институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для семьи -

обручальное кольцо, для университета - эмблема. Таким образом, культурным

символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент

культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные

специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный

образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в

деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные

им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в

таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака,

медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают

институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального

контроля

Идеология - систему идей, которая санкционирована совокупностью норм.

Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только

то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему

они должны действовать определенным образом и почему они иногда

недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии.

Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института,

так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую

действительность в терминах, принятых членами данного института.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие

внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия

каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные

функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и

латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть

непризнанными.

Явные функции социальных институтов Если рассматривать в самом общем виде

деятельность любого социального института, можно считать, что его основной

функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и

был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый

институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие

совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

Это прежде всего следующие функции:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый

институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих,

стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение

предсказуемым.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных

институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами

общества путем выработки шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения,

взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп,

происходящие под воздействием институционализированных норм, правил,

санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не

было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для

своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей.

Это может происходить как путем расширения социальных границ

института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом

институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам

социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна

распространяться как внутри института с целью управления и контроля за

соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных

институтов существуют другие результаты, которые находятся вне

непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Подобное явление

особенно часто можно наблюдать среди политических институтов.

7. Социальные ценности и нормы.

Социальная ценность – это не интерес и не потребность, это стандарт по

средствам которого отбираются цели действия. Общество поддерживается

распространением ценностей, но социальные группы по разному их понимают.

Социальные нормы – это образцы, эталоны действия в определенных ситуациях.

Это своеобразный набор правил поведения, это принуждение к определенному

поведению, это набор санкций. Нормы выступают в качестве скрепа в обществе.

Каковы же механизмы осуществляемого в процессе социализации усвоения

индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому

он принадлежит?

Один из основоположников современной теории социализации французский

социолог Габриэль Тард положил в ее основу принцип подражания. Типовым

социальным отношением, которое проявляется практически на всех уровнях

взаимодействия, является отношение "учитель - ученик". Ключевое понятие при

описании процесса обучения индивидов своим социальным ролям - "имитация".

Так, в процессе первичной социализации огромное значение имеют игры, в ходе

которых дети как бы "примеряют" на себя будущие роли, имитируя наблюдаемое

ими поведение взрослых.

Толкотт Парсонс, в работах которого содержится развернутая

социологическая теория интеграции индивида в социальную систему, считал,

что индивид впитывает в себя общие ценности в процессе общения со

"значимыми другими", т.е. с теми людьми, которые выступают для него

представителями его референтной группы. Другими словами, степень и

эффективность "социального научения" зависит от характера и силы

привязанности индивида к этому "значимому другому". В результате

необходимость следования общезначимым нормам и общепринятым образцам

поведения становится его внутренней потребностью, частью его мотивационной

структуры.

8. Социализация – ее необходимость и свойства.

Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается

формирование любого человека как полноправного и полноценного члена

общества, является социализация.

Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и

с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам,

т.е. процесса, делающего возможным продолжение общества и передачу его

культуры из поколения в поколение.

Этот процесс концептуализируется двумя путями:

(1) Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм:

социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что

они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему

средствами внешней регуляции и являются, таким образом, частью собственной

индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю

потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

(2) Социализацию можно представить как сущностный элемент социального

взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену

своего собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в

глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой

они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается в процессе

социализации и является важной ее частью.

Чем выше уровень "социального" развития того или иного человека, тем

большую роль в индивидуальном развитии играет социализация. Умственное же

(а интеллектуальное в особенности) развитие, являющееся своеобразным венцом

высшей нервной деятельности, практически всецело зависит от процесса

обучения, то есть целенаправленного и систематического получения информации

из социальной среды.

Так, З.Фрейд строит свою теорию развития личности, исходя из базового

конфликта между биологическими побуждениями и нормами культуры, и поэтому

рассматривает социализацию как процесс обуздания биологических побуждений.

Ж.Пиаже исследует социализацию как когнитивное развитие или процесс

обучения мышлению.

9. Этапы, агенты и средства социализации

Социализацию принято разделять на две стадии:

первичная стадия (социализация младенца) главным агентом социализации

выступает семья; педагоги, ближайшее окружение.

вторичная стадия охватывает период от зрелости до смерти: в нее входят;

социализация взрослого человека, социальные роли, которые первичная

социализация не может подготовить в полной мере (например, становление

наемного работника, мужа, жены, родителя).

В период первичной (детской) социализации возможности приобретения

информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и

параметрами биологического интеллекта: качеством "сенсорных датчиков",

временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше

удаляется человек от момента своего рождения, тем меньшую роль в этом

процессе играет биологический инстинкт и тем большее значение приобретают

факторы социального порядка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.