на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология образования


взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе

определяется характером и содержанием его труда.

Социологические исследования (Ф.Р. Филиппов) позволили, в частности,

установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично

обусловлен выбором будущей профессии — в большей мере, чем профессию, люди

выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация

складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная.

Большинство опрошенных учащихся пока мало информировано о конкретном

содержании избранного ими вида будущей трудовой деятельности, об условиях

труда, его оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко

бывает продиктован случайными мотивами (близостью профессионального

учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей,

советами знакомых). Рекомендации школы, роль кабинетов, профориентации

назвали в качестве факторов выбора профессии лишь 4—5% опрошенных молодых

людей.

Социальная ориентация образования еще больше усилилась в период

рыночных преобразований. Стремительно возросло число желающих получить

финансовое, юридическое, экономическое образование в силу того, что именно

эти виды образования дают возможность занять лидирующее, высо-

кообеспеченное положение в обществе. Так, исследование, проведенное в

Красноярском крае в 1994 году и охватившее 13 городских и сельских школ

(769 учащихся девятых и одиннадцатых классов), показало, что из числа

девятиклассников, определившихся в выборе профессии, никто не пожелал стать

рабочим в промышленном производстве; 3,1% хотели бы стать строительными

рабочими, 2,4% — работниками сельского хозяйства; 2,4% — влиться в ряды

ИТР. Не отличается от этих значений существенным образом профессиональный

выбор учащихся 11-х классов, для которых доля ответов, приходившихся на

вышеупомянутые роды деятельности, составила, соответственно 0,5, 0,9, 1,4 и

4,5% от числа ответивших.

Что касается сельскохозяйственной деятельности, то всего 6,3% от числа

ответивших учащихся 9-х и 1,4% учащихся 11-х классов связывали свой

основной либо дополнительный (запасной) выбор профессии с этой крайне

важной для общества сферой деятельности. Причем большинство из этих

немногих выказывали желание стать агрономами, ветеринарами, охотниками,

промысловиками, пчеловодами. О массовых и наиболее нужных на селе

профессиях механизаторов и животноводов упомянули из 300 всего 3 (!)

учащихся. Несмотря на настойчивую пропаганду фермерства, никто из

опрошенных не пожелал испытать себя на этом важном для общества поприще.

Не лучше обстоят дела в отношении возможности работать в

промышленности. Выразил желание стать рабочим (выбор основной профессии)

всего один учащийся 11-го класса (из числа девятиклассников — ни одного

человека), да и тот хочет стать старателем (очевидно, надеясь найти золотой

самородок и разбогатеть). Лишь в случае неудачи с основным выбором готовы

работать слесарями и токарями б учащихся 9-х классов (что составляет

мизерную долю — 2,4% от числа ответивших). Не пользуются, как видим,

почетом среди учащейся молодежи и производственные профессии, требующие

высшего и среднего специального образования. Готовы влиться в ряды

инженерно-технического персонала в общей сложности с учетом основного и

дополнительного выборов всего 2,8% из числа ответивших девятиклассников и

4,5% — одиннадцатиклассников[5].

К проблеме цели очень тесно примыкает проблема мотивов обучения и

особенно повышения образования и квалификации. Поэтому если в

общеобразовательной школе интерес к обучению в значительной степени

подавлен и действует установка «так надо», «родители требуют», «все

учатся», то в среднеспециальных и особенно высших учебных заведениях

интерес ярко выражен: желание «получить интересную профессию», «повысить

свой авторитет», «приобщиться к интеллектуальной сфере жизни», «стать

руководителем». В условиях рыночных отношений возрос мотив, связанный с

возможностью получения высокой оплаты труда, с желанием приобрести

экономическую самостоятельность и даже экономическую независимость не

только от родителей, но и в известной мере от общества.

В середине 90-х годов В.И. Чупровым зарегистрировано новое явление в

мотивации молодых людей: их желание соединить учебу с производительным

трудом. В процессе исследования (1995 г., 2 тыс. респондентов, квотная

выборка) было выявлено, что около 80% подростков, юношей и девушек уже

включены в различные сферы вторичной занятости. Что касается труда, то

совмещают учебу с работой 10,8% учащихся, в том числе 6,9% школьников,

11,7% учащихся ПТУ, 17,4% студентов техникумов и 15,7% студентов вузов[6].

Структуру этой занятости характеризует таблица.

Соотношение предпочтений у различных категорий учащихся

|Суждения |Школьники |Учащиеся ПТУ |Студенты |

| | | |Техникумов |Вузов |

|Чтобы нормально |5,6|4 |4,7 |3/4 |11,0 |3 |3,3 |3/4 |

|жить, надо | | | | | | | | |

|работать, а с | | | | | | | | |

|учёбой можно | | | | | | | | |

|подождать | | | | | | | | |

|Надо получать от |33,|2 |34,3 |2 |39,0 |1/2 |39,0 |1 |

|жизни максимум |4 | | | | | | | |

|удовольствий | | | | | | | | |

|Образование сегодня|7,9|3 |4,7 |3/4 |8,1 |4 |8,1 |3/4 |

|не имеет значения, | | | | | | | | |

|важны деньги | | | | | | | | |

Не меньшее значение при оценке эффективности и качества образования

имеет удовлетворенность процессом получения знаний, самими знаниями,

методами и формами их подачи и усвоения, а также тем, насколько знания

помогут молодым людям в их будущей жизни.

Согласно данным социологических исследований (например, С.Г. Зырянов,

1992) удовлетворенность образованием низка: примерно каждый второй рабочий

(43,3%) и каждый четвертый служащий (26,8%) дали отрицательный ответ на

этот вопрос. Особенно не удовлетворены им рабочие, что можно рассматривать

как ограничение их возможностей в социальном положении и социальном

статусе, а также констатацию того факта, что школа (и родители) могли

потребовать от них больших усилий по овладению знаниями[7].

3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея,

как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по

качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в

специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно

выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в

дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с

переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи,

гимназии) Система получения образования явно становится одним из

показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании

оборачивается социальной селекцией с помощью образования.

Общество переходит от сравнительно демократической системы

образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для

контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной

модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом,

так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что

образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как

производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы

приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование

учащимися, использование различных систем для определения уровня

интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная

одаренность — таковы струны, из которых плетется сито селекции, с все

уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а

затем и социальной пирамиды.

В 1997/98 учебном году планировалось принять 82 тыс. студентов по

платной форме обучения и около 60 тыс. — в негосударственные высшие учебные

заведения, что составляет 26% от плана в государственные вузы (542,6 тыс.),

или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля

«новых русских» и примкнувшим к ним относительно богатых людей не превышает

10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в

интересах только отдельных социальных групп.

Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои

специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую

систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень

затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных

организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование

потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее

поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило

взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что

отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом

свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и

организаторами новых форм образования.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной

подготовки еще не найден. После серьезной критики обнажившей многие пороки,

уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и

профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было

до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных

работников еще далеки от необходимого уровня.

Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении

личности, в ее гармоническом развитии. В работах С.Н. Иконниковой, В.Т.

Лисовского показано, что непонимание объективно необходимой связи

развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры

относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в

практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и

навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной

культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические

перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве

от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны

принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в

направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно.

Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и

педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли

самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их

участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы

аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа

вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют

возможность с достоинством выбраться.

Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути

своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна,

ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные,

в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако

предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были,

отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем

наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией

существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования,

развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к

организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает

механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов

демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения

становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем

сверяют свой жизненный путь.

Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых

советов, классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует

развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно

противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к

общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в

зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка,

туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности,

приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.

Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос

формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как

межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым

проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности,

высокомерия и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые

группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более

того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних

заблуждениях молодых людей.

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и

эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре».

Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается

незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение

сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с

самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает

жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным

самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся

молодежи.

Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний.

Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро — те знания,

что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и

обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно

работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их

жизненный опыт, главными были два условия: прочная фундаментальная база

знаний и потребность учиться, уважение общества к тем, кто жаждет знаний.

Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той

ситуации, в которой находится учительство, значительная часть

педагогического корпуса

Если придерживаться формальных критериев — наличия специального

образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему

назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать,

что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов — женщины, хотя давно стало очевидным, что в

воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую

нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена

зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного

образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических

работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней

заработной платой в стране.

Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство

из них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других

сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения

педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними

заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается крайне

напряженным, и очень мало его остается на самообразование.

Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в

обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без

должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения, перерождения

отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с

учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве[8].

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно

органически не приемлет ущемления их прав и авторитета, не терпит и

отвергает барски высокомерное отношение к ним. Упорядочение режима труда и

отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и

профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия

преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их

жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым

вопросом[9].

И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-

технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство

остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный

рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. В работах

В.А. Жамина, С.Л. Костаняна, А.Б. Дайневского давно ставились эти проблемы.

Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования

отстало в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых

странах, надо решительно менять позиции. Школа серьезно отстает в

насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым

ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать

полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функции народного образования — стимулирование

самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование,

самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается

школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки

самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование

строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его.

Новые технические и информационные возможности учебного телевидения,

кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения

предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых

поколений все больше определяется общей культурой человека развитостью

логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с

производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые

навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой

деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость

производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых

функций оказывается, по словам А.С. Макаренко, «педагогически нейтральным».

Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда труд

приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных

факторов формирования духовного богатства личности.

В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного

участия старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных

научно-производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например,

о плодотворных результатах участия подростков в опытно-экспериментальном

производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий,

материалов, приемов труда и т.п. В средних специальных и высших учебных

заведениях поощряется участие молодежи в научно-исследовательской и

проектно конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

В последнее время общественность совместно с работниками народного

образования живо обсуждает возможности и перспективы организации школьных

кооперативов. И не столько ради укрепления материальной и финансовой базы

(хотя и это важно), сколько ради быстрейшего вхождения ребенка в реальную

жизнь, в повседневные заботы старшего поколения.

В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые

школьные кооперативы появились в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912

году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева и Могилева.

Революция детскую кооперацию не отменила. В 1924 году, по данным

Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более 50 тыс.

мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых. В 1925 году в

некоторых областях детские кооперативы объединяли по 10—11% школьников.

Цели тогдашней кооперации были в основном, что называется,

«снабженческими»: обеспечить ребят учебной литературой, дешевыми тетрадями

и ручками. Причем иногда удавалось снизить цену учебника сразу наполовину.

Дети бедняков вообще получали их бесплатно. Мало того, в больших

кооперативах продавали ребятам горячие завтраки, булки, чай, создавали

буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все школы этим

могут похвастаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом существующая система образования, ее многообразные звенья

представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные

сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными

тенденциями.

По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его

дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание

образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во

главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на

те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов

организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как

можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом

подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной

свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им,

необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное

— общественному, политическое — нравственному, профессиональное —

человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части

местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования,

возникающих в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется,

прежде всего, сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но

воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект,

если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал

органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических

групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с

родителями, с общественными организациями.

Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех

ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий

по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его

развития, а также участия в решении назревших проблем формирования

интеллектуального потенциала страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС, 1996,

№9.

2. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере

российского учительства 60—90-х гг.): Дис. д-ра социол наук, Новосибирск,

1993.

3. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС, 1996, №8,

С.68.

4. Жизненный путь социальной когорты. / Под ред. М. Титмы М., 1996.

5. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства проблемы,

пути решения, М., 1992.

6. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. Социально - профессиональные

ориентации молодежи, М., 1995.

7. Социология проблемы духовной жизни. / Под ред. Л.Н. Когана, Челябинск,

1992, С.178.

8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи

состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, №9, С.88-92.

9. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС,

1996, № 6.

-----------------------

[1] Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования//СОЦИС 1996 №9

[2] Жизненный путь социальной когорты. / Под ред. М. Титмы М, 1996.

[3] Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. Социально-профессиональные

ориентации молодежи М., 1995.

[4] Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки //

СОЦИС, 1996, № 6.

[5] Гендин А.М, Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС 1996 №8.

С 68

[6] Чупров В.И, Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся

молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, № 9, С. 88-92.

[7] Социология проблемы духовной жизни. / Под ред. Л Н Когана Челябинск,

1992. С 178

[8] Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства проблемы,

пути решения, М., 1992.

[9] Борисова Л Г Социальное качество профессиональной группы (на примере

российского учительства 60—90-х гг.) Дис д-ра социол наук Новосибирск, 1993

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.