на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология образования


Социология образования

Южно-Сахалинский институт

Московского Государственного Университета Коммерции

КЛНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по социологи

Тема: «Социология образования»

Выполнил:____________________________

______________________________________

______________________________________

Проверил:_____________________________

______________________________________

Южно-Сахалинск

2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Предмет социологии образования 5

2. Эффективность и качество образования 12

3. Актуальные проблемы социологии образования 18

Заключение 26

Список литературы 28

ВВЕДЕНИЕ

Как особая дисциплина социологам образования сформировалась на рубеже

XIX—XX веков. В своих работах Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и другие социологи

обратили внимание на необходимость специального анализа тех проблем,

которые затрагивали роль, назначение и функции образования.

В отечественной социологии первые попытки анализа состояния

образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков,

которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в

России[1]. Однако собственно социологические работы по проблемам

образования появились в России только в XX веке. Исследования советских

социологов в 20-е годы содержали предложения по обучению работающей

молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы

ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.).

Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х —

начале 70-х годов. Работы Ф.Р. Филиппова, В.Н. Турченко, В.Н. Шубкина были

первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы

образования. Несколько позднее эту группу исследователей пополнили такие

видные представители советской социологии, как Н.А. Аитов, M.Х. Титма, В.Т.

Лисовский, В.И. Файнбург и др.

Затем социология образования расширила свое влияние: исследования

проблем высшей школы были проведены Л.Я. Рубиной, С.И. Григорьевым, В.Г.

Харчевой, Ю. Леонавичюсом, средней школы и учительства — Л.Г. Борисовой,

Ф.Г. Зиятдиновой, A.М. Гендиным, M.И. Сергеевым, И. Кенкманом, роль

профессионального образования рассматривали А.А. Овчинников, Д.Л.

Константиновский, И.В. Бестужев-Лада, В.Э. Шерега и др.

Большой всплеск исследований по социологии среднего образования

породили попытки его реформирования в 70— 80-е годы (последняя — в годы

перестройки). В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ

происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути.

Что же касается отечественной социологии 90-х годов, то пока можно

назвать мало работ, в которых были бы в полной мере осмыслены те

кардинальные изменения, которые реально происходят во всей системе

образования. По-прежнему актуальным остается вопрос о том, что определяет

интерес людей к процессу овладения знаниями, какова оценка его

действенности и эффективности, какие проблемы волнуют людей в условиях

информационного общества.

1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование является объектом и предметом изучения ряда наук:

педагогики, психологии, философии, истории, экономики, социологии. Каждая

из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Причем

любая из названных наук не может не учитывать того, что сделано в смежной

области знаний. Но не иметь специфики своего подхода — это, значит,

обрекать себя на повтор той информации, которая содержится в других науках

и соответственно ставить под сомнение целесообразность своего автономного

существования.

Социология так же, как и другие науки, опирается на обобщенную

информацию, которую не может игнорировать ни одна из наук: что собой

представляет система образования, численность обучающихся и преподавателей

в целом и по отдельным формам, инфрастуктура образования, сравнение с

другими странами и т.д. Вместе с тем социология имеет свои специфические

задачи:

o изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни

общества и личной жизни;

o оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;

o отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной

ценности;

o выявление роли образования как фактора социального статуса;

o определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и

интересов.

Вместе с тем в системе народного образования существуют различные

формы и уровни образования, каждый из которых имеет особенности, цели и

задачи. Соответственно предмет социологии образования также получает свое

специфическое звучание.

Напомним, что существующая система образования состоит из дошкольного,

среднего, профессионального среднеспециального и высшего образования. Как

особое явление рассматривается послевузовское образование. Все больший

интерес вызывает феномен непрерывного образования.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того,

что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие

нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто

упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на

которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в

количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний

родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра»

за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое

развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с

новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных

групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь

навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ

ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на

готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и

рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания

специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные

ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей,

обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления

выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает

не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй

ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни

всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского

периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа

всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи

«равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой

Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за

требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали

процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в

российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997

г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на

интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на

изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на

их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание

общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и

моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.

Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает

предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что

движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет

на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших

проблем социологии. Наиболее интересно в этом смысле исследование М. Титмы,

который с конца 70-х годов прослеживает путь выпускников школы в Молдавии,

Украине, Узбекистане и в ряде республик, краев и областей России[2].

Особое место занимает исследование профессионального образования —

профессионально-технического, среднеспециального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом

связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой

формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется

в рамках крупных производственных организаций или государственной системой

образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество

(ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый

путь развития. И, несмотря на различные издержки (попытки перевести всю

систему на сочетание полного и специального образования в подготовке

необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных

особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим

каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание

мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации

и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е

годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий

низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на

получение высшего, а затем среднеспециального образования продолжает

преобладать. Противоречивый опыт социально-профессиональных ориентации

молодежи в начале 90-х годов показывает весьма серьезный и глубокий их

кризис в силу большого расхождения провозглашенных целей и их реального

обеспечения в обществе[3].

Что касается среднего специального в высшего образования, для

социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения

молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие

субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и

эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от

12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о

том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям

сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов

показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает

оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований,

невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По

исследованиям уральских социологов (Л.Я Рубина), до 60% выпускников вузов

меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве,

только 28% из них спустя три года после получения диплома трудились по

полученной специальности. В целом по стране в конце 80-х годов 4 млн.

специалистов с высшим и средним специальным образованием работали на

должностях, не требующих такого уровня подготовки. С переходом к рынку этот

процесс еще более усугубился.

Процесс обновления высшей и средней специальной школы еще только

начался. Идет он с большим трудом и имеет серьезные издержки. Опросы

фиксируют, что перемены к лучшему ощутили только 16% студентов вузов и 11%

учащихся техникумов. Итоги социологических исследований свидетельствуют,

что лишь создание условий для подлинно демократического участия

студенчества в решении своих судеб способно обеспечить коренные изменения в

работе высшей школы (Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, 1995).

Важным показателем уровня специалиста является обращения к духовности,

к общечеловеческим ценностям, к богатству мировой культуры. Жизнь

предъявила нелицеприятный счет каждому специалисту — не замыкаться в рамках

«профессионального кретинизма». Гуманизация всего высшего образования стала

неотложной задачей сегодняшнего дня.

Одно из самых серьезных препятствий на пути развития профессионального

образования — отсутствие тесной интеграции науки и учебного процесса,

особенно в вузах, готовящих специалистов для новых и авангардных

технологий, наукоемких производств. Отставание от складывающихся в мире

новых возможностей науки и образования во многом объясняется тем, что

экстенсивная экономика не требовала высокого качества подготовки

специалиста. Уровень жизни человека не зависел от его профессиональной

компетентности, качества труда. Знание, талант оставались

невостребованными. Естественно, что такая ситуация не способствовала

возникновению мотивации к серьезной, творческой работе ни у студентов, ни у

преподавателей. Студенты равнодушно взирали на «борьбу» преподавателей за

качество их подготовки. Все это создавало почву для процветания

административных методов организации учебного процесса, формировало у

студентов пассивность, беспомощность, апатию. Если по данным

социологического исследования, проведенного в 1988 году в 38 вузах,

студентов волновало равнодушие и несправедливость некоторых преподавателей

и администраторов, то в настоящее время, по данным В.Г. Харчевой и Ф.Э.

Шереги, в первую очередь волнует материальное положение, условия и качество

учебы и, что особо необходимо подчеркнуть, будущее устройство в жизни,

которое представляется им бесперспективным: только 52% считают, что они

будут работать по специальности[4].

Обстоятельный социологический анализ уровня образования молодых людей

позволил обнаружить, что кругозор многих из них характеризуется

поверхностным знанием, не затрагивающим глубинные пласты сознания. Вот

почему социология стала констатировать появление групп людей, которые

получили образование, но не имеют соответствующего культурного потенциала.

Вырос целый отряд «серых специалистов», у которых низкий

профессиональный уровень в большинстве случаев соседствовал с низким

уровнем общей культуры. Бремя таких специалистов резко уменьшало

интеллектуальные потенциальные возможности общества, деформировало духовный

мир страны, пагубно влияло на компетентность различного ранга

руководителей. В этих условиях нелепо выглядели количественные показатели

выпуска специалистов, которые часто не соответствовали предъявляемым к ним

требованиям, причем само народное хозяйство не нуждалось в таком их

количестве. Все это привело к оголтелым формам технократизма, не желающего

ни с чем считаться, кроме количественных показателей.

Долгое время из народного образования, особенно из школы, выжигали

дифференциацию. Практика подтвердила, что единообразная школа

малопродуктивна, приводит к опустошению ума и души Можно проследить путь

деградации народного образования. Из инструмента развития личности оно

постепенно превратилось в инструмент простого воспроизводства знаний и,

наконец, стало работать в режиме расхищения интеллектуальных богатств

нации. И хотя общество предпринимает попытки поставить на службу народу те

принципы, которые хорошо зарекомендовали себя в истории, до сих пор не

преодолены инерция мышления и действия, противоборство различных эшелонов

управления» догматизм многих педагогических теорий. Процесс раскрепощения

идет очень медленно.

Тем не менее, социологический анализ проблем развития народного

образования подтверждает, что народное образование выступает как

интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической

и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные

черты личности в неразрывной связи с жизнью общества.

В зарубежной социологии образования, как показали, в частности,

дискуссии в рамках XI Всемирного социологического конгресса в Дели (1986

г), получают распространение идеи «автономизации» и приватизации школы, ее

«независимости» от государства, политики, господствующей идеологии, все

равно какой — светской или религиозной, прогрессивной или консервативной.

Анализ хода реальных изменений в нашей стране в 90-х годах в системе

образования обнаруживает похожие и подобные сдвиги, которые можно

охарактеризовать как важный этап в поисках новой парадигмы развития

образования. Несомненно, что его гуманизация, связь с мировой культурой,

приоритет общечеловеческих ценностей — это тот ключ, который сможет

обеспечить эффективность подготовки молодежи к жизни, станет опорой каждому

человеку на протяжении всего его жизненного пути.

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Очевидно, что для того, чтобы выявить эффективность, действенность

образования с точки зрения социологии, необходима оценка данного

социального института, во-первых, с позиций тех людей, которые учатся или

повышают свой уровень общеобразовательных и профессиональных знаний. Во-

вторых, очень важно оценить социальную позицию, цель, установки и

ориентации тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто в силу своего

профессионального положения обеспечивает воспроизводство, трансляцию и

усвоение знаний. В-третьих, это оценка тех, кто является потребителем

продукции общей и профессиональной школы, кто получает в виде выпускников

учебных заведений молодых людей, претендующих на соответствие потребностям

национального хозяйства. И, наконец, это нормативная база, на которую

опирается общество при эффективности образования, когда сравниваются

реальные и декларируемые показатели его функционирования.

Именно с этих позиций и осуществляется социологическое изучение

ключевых показателей любой системы и любого уровня образования.

Прежде всего, это уровень знаний, которым обладают учащиеся и

студенты, все население страны.

В 1988 году 89% работающих в народном хозяйстве имели среднее, среднее

специальное и высшее образование. Сама по себе цифра впечатляющая, особенно

если сравнивать с предшествующими этапами развития общества. Вместе с тем

качество обучения и подготовки молодежи к жизни находилась в вопиющем

противоречии с современными потребностями общества. Более того, те

достижения в образовании, которые страна имела к концу 50-х годов, к началу

80-х были утрачены, что привело к необходимости осознать новую историческую

реальность и определить формы и методы решения этой проблемы.

Суть проблемы состоит в том, что отечественная школа отстала от

мирового уровня в вопросах модернизации обучения, творческие находки

новаторов-преподавателей и особенно учителей не получали признания Средняя

и высшая школа перестали обеспечивать усвоение подлинных богатств

человеческой культуры, общегуманистических нравственных ценностей.

Насколько тревожен факт снижения качества обучения, говорят данные

выборочного опроса жителей Москвы и Курска. На просьбу показать на

контурной карте ряд стран, Тихий океан, Персидский залив и Центральную

Америку — всего 16 наименований — правильный ответ был дан в среднем в 7,4%

случаев. Лишь 38% советских людей нашли на карте Афганистан. 13% не смогли

правильно показать свою страну (В.Г. Андреенков, 1993). В целом по знанию

контурной карты советские граждане оказались среди замыкающих десятку

(наряду с итальянцами и мексиканцами). И поэтому вполне логичен вывод

президента и председателя правления Национального географического общества

Дж. Гровнора, инициатора данного исследования: «Без географической

грамотности трудно представить сознательного человека — участника

демократического политического процесса».

Аналогичные (или похожие) примеры можно привести по многим другим

дисциплинам. Но особенно удивителен факт, когда это незнание обнаруживают

люди, которые должны учить других или от их знания зависит жизнь других

людей. И особенно тревожно это звучит для высшей школы. Процесс подготовки

профессиональных «полузнаек» зашел очень далеко Выборочный анализ работы

отдельных вузов подтверждает этот вывод: проверка студентов Башкирского

медицинского института в 1988 году обнаружила, что 50% выпускников не могут

поставить несложный диагноз. Многие выпускники педагогических вузов

достаточно безграмотны. Будущие инженеры на производстве теряются и не

могут решить простые технические и технологические задачи.

Эффективность образования во многом зависит от того, какие цели ставят

перед собой участники этого процесса, и в первую очередь учащиеся и

студенты, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В

этой связи очень важно установить зависимость между социальной и

профессиональной ориентацией. Социальная ориентация — это определение

человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого

социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация

есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент

общество, и выбор наиболее привлекательной из них. Социальная ориентация

взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождественны Они

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.