на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная стратификация


составляла в 1994 г. — 5478,0 тыс., в 1995 г. — 6431,0 тыс., в 1996 г. —

7280,0 тыс., в 1997 г. — 8180,3 тыс.

В социальной структуре бедных выделяют как традиционные (многодетные и

неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безработные), так и нетрадиционные

группы (семьи работников бюджетных отраслей народного хозяйства, имеющие

двух и более детей, представители ряда профессий, которые не могут

обеспечить себя необходимыми жизненными средствами за счет профессиональной

деятельности, семьи, оказавшиеся в нужде из-за систематической задержки

заработной платы). В основной своей массе — это работающие люди старше 28

лет, имеющие высшее или среднее специальное образование.

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться в той или

иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации,

вытеснение с рынка труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные,

неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом

жизни, ценностными ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки и

т.п.).

В настоящее время социологические исследования, проводимые различными

научными коллективами, аналитическими центрами, дают пеструю картину

масштабов бедности в России. Причем оценки доли бедных в составе населения

колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что разные социологические

группы опираются на различную теоретико-методологическую базу.

4.ДЕПРИВАЦИЯ.

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или

может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в

сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным

набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда

индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего

состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация

переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое

состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих

случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть.

Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается

системой ценностей данного общества, например, кастовая иерархия в Индии.

Можно выделить пять типов депривации.

4.1.Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и

ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным

критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне

благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее,

испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных

движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным

фактором.

4.2.Социальная депривация.

Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности

некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в

распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий

статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной

жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные.

В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников —

выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии,

недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет

экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его

социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит «выше» на

социальной и экономической шкале, чем необразованный.

4.3.Организмическая депривация.

Связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками

человека — физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.

4.4.Этическая депривация.

Связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами

общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут

возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю

противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие латентных

негативных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-

за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт

возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации.

Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые

выработали свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других

областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многие религиозные

реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-

революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации,

вызванное этическим конфликтом с обществом — невозможностью вести образ

жизни, соответствующий собственной системе ценностей.

4.5.Психическая депривация.

Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного

вакуума — отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой

они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием

острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной

депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической

компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не

признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию

является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования.

Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило,

наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В

противоположность этой категории лица, переживающие этическую депривацию,

демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям.

Психическая депривация проявляется прежде всего в чувстве отчаяния,

отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний

депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую

выливается в действия, направленные на устранение объективных форм

депривации.

Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой

возникновения какого бы то ни было организованного социального движения.

Однако сама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсе не

достаточное условие этого. Для того чтобы сформировалось движение протеста,

состояние депривации должно разделяться многими людьми; существующие в

обществе институты должны быть неспособны его разрешить; наконец, должен

появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей.

5.СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

5.1.Формы социальной мобильности.

В системе стратификации индивиды или группы, могут перемещаться с одного

уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью.

Социальное неравенство предполагает различия в распределении благ и

ответственности, а социальная стратификация — структурированную систему

неравенства, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или

групп от одного социального статуса к другому.

Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе

социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные

изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая

прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для

получения образования, она не в состоянии контролировать естественное

распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно

пополняются талантливыми выходцами из низших.

Выделяют множество форм социальной мобильности: вертикальную и

горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную и т.д.

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает

повышение и понижение его социального статуса. Если автомеханик станет

директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если

автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем

нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое

перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Горизонтальная мобильность — изменение социального положения, которое не

приводит к повышению или понижению социального статуса.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в

пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется

сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент

карьеры тех и других {например, по рангу их профессии в приблизительно

одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть,

возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы

немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность)

предполагает сравнение социального статуса личности в течение

продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том,

что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако

мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на

короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

5.2.Причины и следствия социальной мобильности.

Во время революции изменяется вся классовая система общества в целом.

Однако после его радикальной реорганизации дальнейшая социальная

мобильность может оказаться минимальной.

На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более

медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или

групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе

истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила

международная миграция, например, миграция в XIX в. представителей рабочего

класса и крестьянства из Европы в Соединенные Штаты; западноевропейская

колониальная экспансия, принесшая выгоду некоторым слоям населения и

порабощение другим.

Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно

поддаются измерениям. Одни ученые придерживаются мнения, что

крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит

к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие

заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее

положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны

быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают

предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет

индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического

равенства всех членов общества.

Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие

индивидуальных дарований. Этому способствует сложившаяся система

образования в современных индустриальных странах. Но высокий уровень

вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В

период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает

беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или

исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. Многие ученые

убеждены, что классовая система западных индустриальных обществ претерпела

коренные изменения благодаря созданию в годы после завершения Второй

мировой войны эффективной системы социального обеспечения. Другим

результатом стала повышенная социальная мобильность благодаря росту уровня

жизни. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия к

минимуму, так что современные западные страны развиваются в направлении

относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие

аналитики утверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс,

новая верхушка, состоящая из организаторов производства и менеджеров как

государственного, так и частного секторов экономики.

5.3.Социальная мобильность в индустриальных обществах.

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация.

Развитие промышленности три столетия назад привело к расслоению

крестьянства и превращению его части в пролетариат. На более поздней стадии

индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого

населения. При этом основным каналом вертикальной мобильности служила

система образования.

Индустриализация вызвала не только межклассовые, но и внутриклассовые

изменения. В начале XX в. преобладающей группой оставались мало- и

неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали

расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в

служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и

сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления

расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет

мобильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США,

Великобритании, России или Японии зависит не столько от индивидуальных

способностей людей, сколько от структурных особенностей экономики,

отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов.

Социальная мобильность отражает степень реализации различными обществами

идеала равных возможностей. Социологические данные указывают на то, что ни

одно из современных обществ не приблизилось к тому, чтобы дать всем своим

членам равные шансы для получения желаемого статуса. Во всех индустриальных

обществах классовое положение семьи играет важную роль в определении

статуса детей. В то же время ни одно современное общество не отказывает

мужской части населения в возможности продвижения вверх по социальной

лестнице. В каждой стране, о которой имеются статистические данные,

значительная часть граждан достигала более высокого или низкого статуса в

сравнении с предыдущим поколением.

В целом различные индустриально развитые страны мало чем отличаются друг

от друга в плане профессиональной мобильности служащих и производственных

рабочих. Основные процессы, влияющие на степень социальной мобильности,

если не учитывать сельское население, по-видимому, носят структурный

характер, связанный с темпами экономического развития, а не с политической

или экономической системой.

5.4.Процессы достижения статуса.

В последние годы социологи провели ряд исследований факторов, лежащих в

основе передачи и достижения социального статуса. В частности, П. Блау и О.

Данкэн разработали методику изучения изменения статуса индивида в течение

его жизненного цикла. Так называемый социально-экономический цикл состоит

из последовательности этапов — рождение в семье с определенным социальным

статусом, детство, социализация, образование, поиск работы,

профессиональные достижения, супружество и формирование и функционирование

новой семейной единицы. Причем результаты каждого этапа влияют на

последующие. Чтобы понять конкретный вклад каждого этапа, Блау и Данкэн

анализируют соответствующие данные с помощью статистической процедуры,

называемой анализом пути.

Они рассматривают жизненный цикл индивида как временную

последовательность, которую можно описать, пусть частично и грубо,

посредством набора классификационных или численных замеров, выполняемых на

следующих друг за другом этапах. При этой схеме вопросы, которые они

постоянно задают, формулируются так: как и в какой степени обстоятельства

рождения обусловливают последующий статус? Как достигнутый статус на

определенном этапе жизненного цикла влияет на перспективы последующего

этапа?

Блау и Данкэн делают вывод, что социальный статус родителей человека

обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его

профессиональные достижения. В основном влияние родительского статуса имеет

косвенный характер, сказываясь на уровне образования, а образование

оказывает в свою очередь наибольшее влияние на профессиональную подготовку.

Другой существенный фактор — уровень, с которого человек начинает свою

карьеру на лестнице профессионального статуса. Чем ниже занимаемая им

ступенька, тем больший путь ему предстоит пройти и тем меньше вероятность

того, что он доберется до самого верха. Возможность вступления в некоторые

должности зависит от успехов на предыдущих. Во всех обществах есть способы

«помнить» социально значимые аспекты биографии индивида, и эта информация

используется для формирования его текущих возможностей.

Социологи, изучавшие процесс достижения статуса, пришли к заключению, что

уровень образовательной и профессиональной подготовки определяется

результатом двух взаимосвязанных процессов — формирования стремления к

достижению статуса и воплощения этого стремления в реальном положении в

иерархии статусов. Они установили, что практически все влияние социально-

экономического статуса семьи на образовательную и профессиональную

подготовку ребенка исчерпывается личным воздействием родителей и

воспитателей на стремление ребенка в юношеском возрасте достичь

определенного социального положения. Семьи, обладающие в этом смысле

преимуществами, имеют больше возможностей обеспечить моральную поддержку

свои детям в приобретении знаний и навыков.

Но если так, то воздействие социального статуса родителей теряет

значимость и не имеет непосредственного отношения к достижению статуса.

Вместо этого основное влияние на последующую профессиональную подготовку

оказывает уровень образования. В целом социологические исследования дают

основание полагать, что вклад образования в наследование сыном профессии

отца состоит из двух отдельных моментов: зависимости между родом занятий и

образованием отца и зависимости между родом занятий и образованием сына.

Однако некоторые социологи утверждают, что эти исследования слишком

оптимистичны и функциональны. В основе их лежит допущение, что рынок труда

полностью открыт для индивидов, которые приобретают определенное положение

в силу своих способностей. Сторонники теории конфликта, напротив, считают,

что вознаграждения, получаемые людьми, обусловлены их классовой

принадлежностью. Классовый статус людей зависит от того, владеют они

средствами производства или нет. Они также утверждают, что существуют два

сектора экономики, или двойной рынок труда. В первичном, или центральном,

секторе предлагаются «хорошие рабочие места» с высокой оплатой, социальным

обеспечением и широкими возможностями для продвижения по службе. Другой —

вторичный, или периферийный, — сектор состоит из «плохих рабочих мест» с

низкой оплатой, неудовлетворительными условиями труда и ограниченными

возможностями для карьеры. Набор в эти два сектора осуществляется таким

образом, что представители национальных меньшинств и женщины чаще попадают

в периферийный сектор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества,

существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей

и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат

дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты),

отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения

общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как

объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются

профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж,

самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей

средний класс современного индустриального общества определяет стабильность

социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку

средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и

высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию

относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на

стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для

формирования новой социальной структуры.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1) Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.

2) Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.

3) Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.

4) Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.

5) Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова; 1995

г.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.