на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа с детьми алкоголиков


манне своим юмором, нежностью, болезненностью.

Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет жизни

ребенка являются решающими в формировании здоровой и положительной

концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования

памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше.

Во вторых, это фокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи

вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все встанет на

свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере

стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том,

что не стоит что-либо изменять, т.к. ни к чему хорошему это не приведет.

Каждый день дети алкоголиков оценивают по поступкам, мыслям, чувствам

других. Эта способность развивается в силу необходимости и семье

алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик

делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в таких семьях приводит к

тому, что дети живут реакциями на окружающий мир, они искренне

заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тоже все

будет хороню.

Третья характерная черта-это неспособность идентифицировать или

выразить свои чувства. У детей алкогольных семей отсутствует возможность

учитывать в качестве примера для выражения чувств отношения своих

родителей. Они могут точно знать, jto должны чувствовать н даже как

реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в полном

смысле этого слона. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других

страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии

справиться со своими переживаниями.

Четвертая отличительная черта - неспособность попросить о помощи

поскольку отрицание является главным симптомом алкоголизма, то в самой

природе заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и

связанных с этим семейных трудностей. Поэтому как бы ни было тяжело детям,

они не попросят о помощи, скроют обстановку в себе. То ли по необходимости.

то ли из страха довериться, дети алкоголиков учатся заботиться сами о себе.

И став взрослыми, дети не могут надеяться на то, что другие желают им

помочь, и становятся неспособными, сам и попросить помощи у других. В тоже

время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет

необходимости или люди не заслуживают этого.

И последняя характерная черта - экстремальное мышление. Наша

способность принимать решения рассматривать альтернативы и соответственно

действовать в трудных ситуациях зависит в большей степени от примеров,

преподанных нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли не постоянно

живут под стрессам, имеют уникальные способы уживаться со стрессом. А когда

признанная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих

действий, главным образом, сводится к поиску виновного, а затем наблюдается

или чрезмерная активность, или почти полная пассивность.

Итак, по результатам наблюдений Э. Смит были выделены эти основные

черты, присущие детям из семей алкоголиков. Взрослея, дети не могут

избавиться от этих недостатков, и их искаженно сформировавшаяся

эмоциональная сфера накладывает сноп отпечаток на появление круга проблем,

обусловленных трудностями во взаимоотношениях, незнанием языка чувств,

низкой самооценкой и большой раздражительностью. Все это и комплексе

препятствуют нормальному вхождению, во взрослую жизнь. Таким образом,

проблеме влияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено

достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению

нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка, в том

числе и интеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-

волевой сферы ребенка изучено не так тщательно.

1.3 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов

Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. “В семье…

дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают

алгебру взаимоотношений” (6, с.50). Функциональное назначение семьи

складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной

семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи, в

частности – семьи, где один или оба родителя страдают алкоголизмом,

разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Схемы поведения,

усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности

личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей

из подобных семей осложнены такие значимые для личности процессы как

принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к

изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать

выбор.

Функции семьи – это “сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно

связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов” (24,

с.405). Н. И. Шевандрин выделяет следующие функции (24, с.405-406):

воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения,

функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с

изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют

разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень

доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи,

недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и

воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую

значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в

удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании,

эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением

эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как

повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства

безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен

воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и

Микиртумов Б. Е. (5) отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут

оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости

адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с

окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют

разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности,

продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности

и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка.

Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его

взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают,

что первые полтора часа после рождения – самый критический период для

успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями

и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии

максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и

силу привязанности между матерью и ребенком.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности,

неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка

систематическим наказаниям – все это может способствовать формированию у

ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от

самых близких людей, недоверию. А ведь именно эти факторы сопутствуют

семьям, где один или оба родителя – алкоголики. Подобное отношение к

родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым

вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс

социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно

создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный

круг изолированности…” (16, с.57-58). Доверие у ребенка укрепляется тогда,

когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент

ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы).

Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для

окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем

смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в

том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок

сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу.

Взрослость начинает формироваться в детстве.

В формировании аддиктивных механизмов вообще и склонности к

алкоголизму – в частности родительское программирование имеет большое

значение. По Э. Берну “Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный

план, который формируется… …еще в раннем детстве в основном под влиянием

родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека

вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления

или свободного выбора” (2, с.173). По сценарию человек наследует не только

заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям

свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты

в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами (алкоголем),

то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты – уход от реальности. В

выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или

найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или

оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее

может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика

выбирает профессию врача-нарколога).

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с

аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто

заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную

семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей

становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о

них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится

(формирование генерационного цикла аддикции).

Члены семьи обучаются языку аддикции. когда приходит время

образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на

одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не

на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т.

к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям

жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому

способствует эмоциональная нестабильность.

Важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с

аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех

людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления

заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным

образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой

аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми

являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции.

Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет

конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с

аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей

незащищенность и предрасположенность к аддикции.

Также, как аддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом,

также созависимый человек всё больше фокусируется на аддикте, его

поведении, употреблении им аддиктивного агента и т. д. Этот соаддикт

изменяет своё собственное поведение в ответ на стиль жизни аддикта.

Изменение поведения может включать попытки контроля над выпивкой, над

проведением времени, над социальными контактами, особенно с теми, кто тоже

имеет аддиктивные проблемы. Созависимый старается любой ценой удержать мир

в семье, стремится изолировать себя от внешних активностей. Он оказывается

в своей основе фиксированным на аддикте и его стиле жизни. Черты,

характерные для созависимости:

. комплекс отсутствия честности (отрицание проблем, проекция проблем на

кого-то, изменение мышления настолько выражено, что оно носит характер

сверхценных образований);

. неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым образом

(неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций,

замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными чувствами,

фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть и т. д.) и неумение

отвлечься от неё);

. навязчивое мышление (прибегание к формально-логическому мышлению,

создание формулы и подчинение всего этой формуле);

. дуалистическое мышление (да или нет без нюансов)

. внешняя референция (направленность на других);

. низкая самооценка вследствие последнего;

. стремление произвести впечатление, создать впечатление, управлять

впечатлениями, основанными на чувстве стыда;

. постоянная тревожность и страх;

. частые депрессии и т. д.

Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою

значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им

то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе

жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и

контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они

нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль

мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для

блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают

происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта

всякой ответственности за своё поведение.

Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей

алкоголиков

2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков

Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к

действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны

отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из

семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает

осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в

другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к

себе, к своему поведению и поступкам.

Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем

недавно. Лишь два десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков

заключалась в том, что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали

родительских прав, а детей отправляли в детские дома и интернаты, где

основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и

обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из алкогольных семей из-за

неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во

взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в

группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало

стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить

комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей.

Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей

из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и

психолого-педагогических мероприятий.

Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается

преемственность в работе различных служб и учреждений, в которых находится

ребенок.

Особенно важная роль принадлежит специализированному уходу и лечению в

раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное психическое

развитие ребенка. Именно в этот ответственный период ведущую роль в

становлении психики играет общение с взрослыми. Поэтому организация

эмоционально положительного окружения, в котором воспитывается ребенок,

является той основой, на которой осуществляется весь лечебно-коррекционный

и воспитательный процесс.

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию

правильного режима, полноценного питания, физического воспитания,

стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное

лечение и психотерапию.

Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста.

физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В

специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих

хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска

стен. расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.

Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие

пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко

можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции.

Важно, чтобы у ребенка было постоянное место для сна, приема пищи, а позже

- для личных вещей.

Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает

проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка,

вызывает у него положительные эмоции способствует развитию его речи.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является

предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также

патологического развития личности у данного контингента детей и подростков.

Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую,

но и лечебно-коррекционную направленность.

Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы

является ее системность и регулярность.

Прежде чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь

представление об особенностях физического и нервно-психического состояния

каждого ребенка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить

возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется

определению уровня умственного развития детей. Опыт работы показывает, что

многие из детей, растущие и условиях семейного алкоголизма, особенно при

наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения с

взрослыми, при первоначальном обследовании могут производить впечатление

умственно отсталых.

Однако правильный педагогический подход к этим детям, проведение

специальных коррекционных занятий в сочетании с медикаментозным лечением

дают положительные результаты, что говорит об отсутствии у них умственной

отсталости. Имеющиеся же трудности в обучении и поведении связаны с

задержкой психического развития по типу инфантилизма, но не с умственной

отсталостью.

Несмотря на большую частоту олигофрении у потомства при семейном

алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза.

Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных

нарушений у этих детей особенно сложна и требует нередко длительного

наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий.

Крайне ответственным является начало их обучения. Несформированность целого

ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет

изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может

способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении. а с другой -

сразу же вызывать у ребенка отрицательное отношение к школе н приводить к

ухудшению его психического состояния в целом.

В связи с этим важной задачей является подготовка ребенка к обучению в

школе и правильная углубленная диагностика его психического развития.

Дети из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных

признаков органической неполноценности центральной нервной системы в силу

грубейшей педагогической запущенности уже к дошкольных учреждениях часто

испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная порой

как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к

себе отрицательное отношение сверстников и, что является недопустимым.

Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный

показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то или иное

действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить

отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности.

Удовлетворение так называемой сенсорной жажды Особенно необходимо в

раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только

при наличии идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть

насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами

разных размеров и форм, с разными функциональными значениями.

Среди разнообразных видов сенсорной информации важное место занимает

информация, воспринимаемая на слух. При современном уровне развития теле- и

радиотехники одним из аспектов коррекционной работы может быть

воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок,

коротких рассказов в комнате, где играют дети.

В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых

условных связей играет сочетание определенного действия с ежедневно

повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц (например, утром при

пробуждении, перед зарядкой и т. п.), бодрого марша (при подготовке к

прогулке) и т. п. Также можно использовать демонстрацию мультфильмов,

диафильмов, кукольных и других спектаклей, концертов, приглашая, например,

самодеятельные детские коллективы из ближайших школ.

Дети должны иметь возможность наблюдать разнообразные явления,

происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т. п.) и живой (взаимодействия

и взаимоотношения людей между собой и с остальной живой природой) природе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.