на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа с детьми алкоголиков


Социальная работа с детьми алкоголиков

Содержание

Введение 2

Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей

алкоголиков 6

1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие

детей 6

1.2 Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей 12

1.3 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов 27

Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей

алкоголиков 33

2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков 33

2.2 Психологические основы социальной реабилитации 42

Глава III. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с детьми

алкоголиков 50

3.1 Работа с детьми алкоголиков на территории юго-западного

административного округа г. Москвы. Реабилитационные программы

50

3.2 Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-

реабилитационном центре г. Кемерово 56

3.3 Американский опыт решения социальных проблем

детей алкоголиков 64

Заключение 74

Библиографический список 75

Приложение 77

Введение

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую

тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети.

Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя

матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам

развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто

отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном

алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями

внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не

исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм

формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка.

Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно

благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации

таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей,

приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют

формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в

целом.

В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным

неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она

способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных

форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и

целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что

педагоги, как массовых школ, так и ^ специализированных недостаточно

осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из

алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное

изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей

алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для

улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.

Значительна роль государства в решении такого рода проблем. По

состоянию на 1 января 1998 года в ведении органов социальной защиты

населения функционировало 2415 учреждений социального обслуживания семьи и

детей различных типов, на 1 января 2001 года – около 3100.

Все большее распространение получают территориальные центры социальной

помощи семье и детям - базовые многопрофильные учреждения (действует 220

центров в 65 субъектах РФ). Необходимо отметить отчетливую тенденцию

развития районных и городских учреждений этого типа.

Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние

годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных

регионах России, их значимости в решении безотлагательных проблем семьи и

детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказать

действенную комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов,

предупредить многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее

функций.

Центры психолого-педагогической помощи населению занимают важное место

в сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они действуют в

24 субъектах Федерации, их численность постоянно растет: в 1993 году - 3, в

1994 - 88, в 1995 - 100, в 1996 - 123. За прошлый год их услугами

воспользовались более 252 тыс. человек, в том числе 152 тыс.

несовершеннолетних.

Специфику работы психологических служб во многом определяет положение

семей, которые живут на данной территории в условиях, близких к

экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к

своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из

неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне

формированию активной жизненной позиции и потому постепенно занимающие нишу

асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности,

семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов.

Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей из

семей алкоголиков и их изменения под влиянием социально-реабилитационных

воздействий.

Объект исследования: дети из семей алкоголиков, включенные в социально-

реабилитационный процесс.

Цель исследования: определить наиболее характерные психические и

личностные изменения у детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с

учетом этих данных необходимо осуществлять социальную помощь этой категории

детей.

Гипотеза исследования: Искажение семейных отношений и воспитательного

влияния в семьях алкоголиков на детей, проявляющиеся в утрате ими

родительской заботы и помощи при живых родителях, нередко семейной

«семейной жестокости», включающей наряду с отвержением причинение им

побоев, избиений, случаи насилия, нарушение условий ранней социализации,

вследствие материнской и социально-эмоцианольной депревации, приводит как к

психическим и личностным отклонениям в развитии, так и к возникновению

высокого уровня тревожности, агрессивности или подавленности, апатии, а

также нервно-психических расстройств и разнообразных девиаций поведения.

Основной путь оказания помощи детям из семей алкоголиков, включенных в

социально-реабилитационньш процесс, является: во-первых, разработка и

реализация психолого-педагогических программ, направленных на снижение и

устранение названных и других отклонений и организацию психотерапевтической

работы, и, во-вторых, на создание условий для проведения последовательной

социальной интеграции таких детей в нормально развивающуюся социальную

среду сверстников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и их

последствия на психическое и личностное развитие детей и определить

основные направления изучения таких детей.

2. Подобрать методики для изучения особенностей психического и

личностного развития детей в семьях алкоголиков и организовать их изучение.

3. Рассмотреть отечественный и мировой опыт организации социальной

работы с детьми, один или оба родителя которых страдают алкоголизмом.

Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей

алкоголиков

1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие

детей

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся

вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком

социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в

нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с

тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и

является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный,

экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу

вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в

экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-

80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по

инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно

отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается

обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей:

постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие

взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и

психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей,

злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной

форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие

ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные»

дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует

лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим

количеством других факторов.

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей

развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них

отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям

надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время

беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай

может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает

возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится

другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического

и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и

его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии:

преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети

плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях

алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными

уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у

детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под

действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния

характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие

отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней

и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по

возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны

нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме

специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной

отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической

деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо

оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее

особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию,

эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень

развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости

от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка

в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих

алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и

задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях

дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего

психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников.

Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с

задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в

развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей

способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это

случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими

аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит

постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие

алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства

ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений

в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка

(недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и

непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование

специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его

внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов

психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом

столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных

отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания

возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу

или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей,

воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их

характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из

семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает

к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной

памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации.

Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими

переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в

своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не

могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс

между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не

произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других,

свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность

(склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) - качество,

также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети

переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного

опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с

родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих

страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями,

однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo

все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе,

они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение

этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих

чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней

неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно

направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям.

Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной

эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими

эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей,

неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка.

блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений,

неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической

психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического

напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы

усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может

справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным

стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о

появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и

уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье

эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое

напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит

приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно

разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно

воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в

своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и

бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности,

неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения

у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей

алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего

возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится

грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными

реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит

из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает

избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают

невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут

наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного

протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно

выраженное чувство обиды, желание отомстить, ^напугать. В некоторых случаях

эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме

является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации,

повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется

повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм

имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое

воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения

и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей

алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности

поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер

привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких

патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм

является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный,

медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее

время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят

вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из

алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до

грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически

здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к.

воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов,

неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их

стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с

заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все

эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а

ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно

адаптироваться асоциальной среде.

1.2 Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

В 1915 г. Пироговское совещание русских врачей приняло резолюцию о

вреде алкоголя, которая гласит: «...нет ни одного органа в человеческом

теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя» Уже в те

годы было достаточно фактов, подтверждающих, что Употребление спиртных

напитков наносит ущерб здоровью, но еще больше он вредит будущему

потомству. В настоящее время имеется много литературы об алкоголизме и его

последствиях на различные сферы жизни человека. Этой проблеме посвящено

немало книг и материалов периодической печати. II них авторы в зависимости

от своего профиля, раскрывают сущность алкоголизма как комплексной

проблемы, влияние алкоголя на различные системы организма человека, в том

числе и на детей, приводят различные данные, свидетельствующие, что прием

спиртного не проходит даром для здоровья, как физического так и

психического. Все эти исследования и публикации имеют целью профилактику и

уменьшение распространения алкоголизма среди населения.

Член-корреспондент АМН РФ Алипов B.И. и доктор медицинских наук Корхов

В.В. в своей книге «Алкоголизм и материнство» рассказывают о действии

алкоголя на женский организм, и потомство. Они подсчитали, что при

регулярном приеме алкоголя риск возникновения алкогольной эмбриопатии

(повреждений ) плода увеличивается до 30 %, а у матерей- алкоголиков

значительно возрастает вероятность гибели ребенка при родах, риск позднего

выкидыша, гипоксии плода. Также этими учеными было выявлено, что в 54%

случаев дети алкоголиков поздно начинают ходить и говорить, в 30 % -

отстает физическое развитие, торможение умственных способностей - в 15 %

случаев, у 33 % детей отмечается задержка психического развития. При

семейном алкоголизме 64 % детей страдают олигофренией и умственной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.