на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Девиантное материнство в современном родительстве


Девиантное материнство в современном родительстве

Московский комитет образования

Педагогический колледж №6

Выпускная квалификационная работа

Тема: ’’Девиантное материнство

в

современном родительстве.’’

Дипломник: Закревская В.Л.

41

группа

(дошкольное отделение)

Руководитель: Куделина Е.М.

Москва 2004 .

Содержание

Введение

1. Психология педагогического материнства.

1. Развитие материнства

2. Психологическая готовность к материнству

3. Стили переживания женщиной беременности

2. Девиантное материнство

1. Психология беременной женщины

2. Представление о материнстве и родительские позиции у

женщин не готовых к материнству

3. Подготовка родителей к рождению ребенка

1. Развитие систем пренатального воспитания

4. Психология сопровождения родительства

1. Основные концепции и модели психологического

сопровождения родительства

2. Диагностика семьи и семейного воспитания

Список литературы

Практическое изучение знаний родителей о пренатальной педагогике.

Программа работы с родителями.

Занятия для будущих родителей.

Введение

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к

такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же

нарушает естественное формирование готовности к материнству?

Исследователи указывают на ряд факторов, предполагающие к этому.

Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный в

начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного

ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовой

депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным

состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между

реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время

беременности. При этом она воспринимает его, как обманувшего ее

надежды, источник принуждения и страдания.

Исследователи считают, что к таким искажениям особенно

предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,

потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они

проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в

себе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению исследователей одной из причин девиантного материнства

является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая

отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению

формирования нормального материнского поведения необходимо сравнение

с собственной матерью.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время

проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных

исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской

сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском

отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.

В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное

родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-

педагогические исследования материнства. В него входит: развитие

материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая эту

тему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы

рассматриваем психологию беременной женщины и представление о

материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к

материнству.

А так же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению

ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального

воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В

него входят основные концепции и модели психологического

сопровождения родительства и диагностика семьи и семейного

воспитания.

Предметом нашего исследования является Современное Родительство,

объектом – девиантное материнство.

Задачи, которые мы поставили:

. Изучить теоретические исследования по современному

родительству

. Анализ теоретических и практических исследований

современных психологов

. Просвещение родителей о знании моделей современного

родительства

Методы исследования:

1. изучение теоретического материала

2. анкетирование

3. диагностика

При написании курсовой работы мы столкнулись со следующими

проблемами:

1. эксперементельные исследования носят обзорный характер

2. мало времени для собственных исследований и выводов

Но часть научно – практической работы мы провели в научно –

практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось

анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители

делятся на две группы:

1. родители, которые не знают ничего о пренатальном воспитании

и развитии ребенка.

2. родители, которые знают немного.

Но и тех и других интересуют только сами роды и их облегчение.

Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали программу

консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.

Теоретическая часть

1. Психолого-педагогические исследования материнства

«Не рано ли говорить о каком — то воспитании, когда

ребенок еще не появился на свет?»

В современных исследованиях материнство как психосоциальный

феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение

развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,

занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В

русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения

материнства.

Культурно-исторические аспекты материнства

В исследованиях этого направления институт материнства

рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое

содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую

очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и

содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о

развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах

и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В

исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,

обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях

материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,

конкретного общества.

Психофизиологические аспекты материнства

Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций

организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.

Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с

точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства».

Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями

эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.

Психологические аспекты материнства

Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и

описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,

установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности

адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы:

личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт

взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели

материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление

интереса к ним в детстве.

Психолого-педагогическое направление скорее относится к

психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего

развития. Исследователи разрабатывают методы психологической

коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных

пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические

тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери,

особенности ее переживаний и состояний, которые считаются

оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных

программ.

Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются

особенности матери, которые могут служить источником нарушения

психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося

материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с

явлениями послеродовой депрессии и т. д.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации

Материнство анализируется с точки зрения личностного развития

женщины, психологических и физиологических особенностей разных

периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как

критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой

идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и

взаимоотношения с миром.

В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности

своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью,

выделяется типология отношения к беременности по критерию

сознательного-бессознательного принятия-отвержения.

В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность

рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению

психологических проблем и требующий психологического вмешательства и

поддержки.

В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в

развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с

возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с

началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает

внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его

образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и

обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин:

особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская

компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,

психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.

Девиантное материнство

В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной

из наиболее острых областей исследования в психологии — как в

практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы,

связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими

по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы

нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами

снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его

оптимальном психическом развитии.

Онтогенетические аспекты формирования материнства

Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования

до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы

беременности и рассматривают ее связь с развитием личности.

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в

процессе которых происходит естественная адаптация женщины к

материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в

развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение

отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой

идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство

рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,

дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических

этапов развития.

Одним из важнейших этапов становления материнства является период

беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания

женщины, направленными на принятие новой социальной роли и

формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру

преобладающего переживания многие исследователи делят период

беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или

прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и

появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит

психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация

к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным

кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.

Представленный краткий обзор современного состояния исследований

в области психологии материнства позволяет заключить, что существует

целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о большом

интересе исследователей и востребованности этой темы в современной

науке и практике.

1.1. Развитие материнства

Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С

эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы

поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего

женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.

Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и

необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.

Исключительность материнского поведения на высших эволюционных

стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную

материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее

эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной

заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В

поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на

ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских

функций достигается за счет наличия у нее соответствующих

потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является

потребность в контакте с объектом, носителем специфических

этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не

единственная, но может рассматриваться как системообразующая для

материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте

младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и

т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную

результативность (результаты жизнедеятельности, результаты

двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента

гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной

реакции и различных ресурсных затрат матери.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской

потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем

онтогенезе.

У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается

на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с

собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских

функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В

это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-

детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции

на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта

младенчества и некоторые элементы операционального состава

материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная

окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта

младенчества).

. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

Специфическим отличием этого этапа у человека является

формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в

процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

. Этап нянчания.

На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве»,

формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть

развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта

потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и

соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет

хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового

созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,

носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием

взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и

общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

. Этап дифференциации мотивационных основ половой и

родительской (в данном случае – материнской) сферы

поведения.

В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»

некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,

тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской

сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение

имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как

объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает

адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком

после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в

этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение

ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной

стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,

субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап

онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с

осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными

моделями полового и материнского поведения.

. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской

сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:

беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка

и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской

сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и

развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки

к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом

периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения

матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.

Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории

развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий

актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

. Послеродовый этап.

Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности

к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему

миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется

устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из

возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит

продление его потребности в заботе и модификация содержания

потребности в материнстве у матери.

Содержание мотивационно-потребностной сферы матери

В содержании материнской сферы можно выделить три блока:

1. Потребностно-эмоциональный блок.

Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —

носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о

нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального

блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной

реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта

деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим

изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие

потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в

материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

2. Операциональный блок.

Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции

общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их

инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая

придает самим операциям специфические стилевые характеристики,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.