на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей


Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Восточный Институт Экономики Гуманитарных Наук Управления и Права

Педагогический факультет

Психология

Дифференциация обучения — как условие развития одаренных.

Реферат по предмету(

Методика работы с одаренными детьми.

Студентки группы С-96

Мавлявиевой

А.А.

Преподаватель(

Бадретдинов В.М.

Альметьевск

2000г.

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………………………………3

1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.…5

2. Обучение одаренных……………………………………………………………………..13

2.1. Общие особенности одаренных детей……………………………………………………..13

2.2. Ускорение обучения……………………………………………………………………………13

2.3. Обогащение обучения…………………………………………………………………………15

3. Учитель для одаренных……………………………………………………….19

3.1. Подготовка учителя…………………………………………………………………………….19

3.2. Личностные особенности и поведенческие черты для

одаренных…………………….20

3.3Менторство как форма работы с одаренными детьми…………………………………….21

Заключение….……………………………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………………24

Введение.

В моду входят не только фасоны платьев но и те или иные слова или идеи…

Сегодня модной стала модной проблема детской одаренности. Везде и всюду

ищут таланты( развивают таланты( создают фонды для помощи талантам. Но это

сейчас. А долгое время одаренных по сути дела( в нашей стране не

существовало. Провозглашался ханжеский лозунг( «Неспособных детей нет!».

Все объявлялись одаренными. А раз все дети одарены от природы в равной

степени( то надо ли заниматься талантами( разрабатывать для них особые

методы обучения и воспитания( готовить учителей…

Психологи показали( что для развития потребности ребенка в познании и —

на этой основе — одаренности наиболее пагубно именно пренебрежение(

безразличие к его познавательной деятельности. Даже запрещение творчества(

как это ни парадоксально( может более положительно влиять на развитие

ребенка (в случае сильной потребности в познании)( чем равнодушие.

У нас до сих пор бытует мнение( что работа с одаренными детьми( создание

для них специальных школ( особых программ — все это не что иное( как

формирование элиты( нарушение правила равенства( гуманизма. По-видимому(

нашему обществу еще придется вырабатывать принципы подлинного гуманизма(

заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности»( а в уважении к

уникальности каждой личности( к ее неповторимости. Ведь люди различаются от

природы самым основательным образом,( в том числе и по своим талантам.

Надо сказать( что( несмотря на большую — длительную и временами широкую

историю изучения одаренности на Западе и нашей стране( тем не менее

терминология еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет

несколько различных значений: как представление о наследственных

предпосылках( об уровне умственного развития( характеризующем каждого

человека ( и т.д.

Понимание одаренности как только интеллектуальной характеристики не

соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей

человека. Одарен( необычно развит не сам по себе ум человека( одарена его

личность. Человек( наделенный развитыми способностями( — другой и по

характеру( и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с

окружающими( по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку(

прежде всего к ребенку( как к личности необходим( чтобы суметь развить его

способности реализовать его дар. Более того( лишь понимание личностной

непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его

творческие и интеллектуальные потенции.

Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренности детей( если

они опережают в своем развитии сверстников( необыкновенно легко усваивают

человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая

одаренность( гораздо более трудная и для учителей( и для родителей. Это

одаренность нестандартным видением( нешаблонным мышлением. При этом

способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся( что мешает

окружающим вовремя угадать этот дар.

Особенно трудно таким детям с учителями. Видимо( сама профессия педагога

противоречива по своей сущности( ведь он учит своих учеников наиболее

устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости консервативен.

Добавим при этом( что при всех вариациях он все же имеет дело каждый год с

одним и тем же основным содержанием своего предмета. В такой ситуации тем

более трудно не только заметить нестандартного ребенка — трудно его

оценить( примириться с нешаблонностью его восприятия( его деятельности. Еще

прибавим( что у творчески одаренного ребенка( как правило( менее уживчив

характер( чем у «нормальных» детей( из-за чего у него не редки трудности в

общении.

Не будет преувеличением сказать( что( общаясь с одаренными детьми(

учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу(

свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем( кто никогда не работал

с одаренными детьми ( такой ребенок представляется чудом( которое нельзя не

заметить( а сама работа с ним — праздничной и полной непрерывного

удовлетворения. Это далеко не всегда так. Многие талантливые дети на первый

взгляд ни чем не выделяются( и нужен большой опыт( специальные знания(

чтобы заметить их в общей массе. Еще больше особой психологической

подготовки нужно( чтобы уметь работать с такими детьми.

Одаренные дети — целый мир( особый мир детства.

1.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.

Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренных

дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и

установление между ними эмоционально благополучных отношений.

В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три

основных направления:

1. факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной

программе;

2. предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной

программы;

3. создание классов (школ)(работающих по специально разработанным

программам.

При этом многие исследователи,( занимающиеся проблемой одаренных детей(

отмечают значительные трудности,( которые могут возникать в сфере общения и

взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их

сверстниками при работе по первым двум направлениям.

Так( по мнению ряда авторов( некоторые особенности поведения и личности

одаренного ребенка могут привести к непониманию его сверстниками(

конфликтности их взаимоотношений вплоть до изоляции ребенка со стороны

детей( имеющих обычный уровень развития способностей. Некоторые

исследователи полагают( что в основе многих особенностей поведения

одаренных детей( нарушающих их отношения с людьми( лежит неравномерность

психического развития. Она проявляется в том( что высокое развитие

интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим

высоким эмоциональным и социальным развитием.

Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми( в

общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как

правило( эти трудности обусловлены тем( что старшие дети опережают их в

физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком

коллективе. А переживания по поводу того( что они не могут сделать что-то(

как старшие( иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей

так как они весьма критичны к своим достижениям. Н.С.Лейтес описывает

также случаи( когда при обучении экстерном одаренные дети оказывались в

эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий в

личностном развитии.

Существуют и противоположные данные относительно особенностей социального

взаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том( что

ребенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет

себя как инициативный лидер( которого другие дети предпочитают выбирать в

качестве партнера по играм и занятиям. К.Абромс( указывает что высокое

познавательное и речевое развитие одаренных детей способствует более

раннему появлению у них социализированных форм проявления агрессии( а также

что просоциальное поведение (альтруизм) связано с высоким уровнем

умственного развития.

На вопрос о том( насколько благоприятно для развития ребенка складывается

его общение в группе детского сада или в классе( позволяет ответить анализ

групповых взаимоотношений( проводимый с помощью социометрических методик.

Такой анализ основывается на выявлении существующих в группе( главным

образом( эмоциональных предпочтений. В зависимости от степени

предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе

взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной

структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории

(подгруппы). Положение детей( входящих в I и II подгруппы («звезды» и «

предпочитаемые»)( рассматриваются как благоприятное( а в III и IV

(«пренебрегаемые» и «изолированные») – как неблагоприятное и

свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с

членами группы.

На положении ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие

факторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой

деятельности( умение организовывать игру( обогатить ее сюжет и содержание.

Оно обусловлено и личностными качествами ребенка( которое обеспечивает

успешность( эмоционально благоприятный фон совместной деятельности. На

избирательное отношение дошкольников оказывает влияние и то насколько полно

они удовлетворяют потребность друг друга в общении.

Обеспечивает ли высокий уровень развития познавательных способностей

(взятый в относительной независимости от успешности совместной игровой

деятельности и личностных особенностей) благоприятное положение в группе?

На этот вопрос исследования детских групповых взаимоотношений( как и

результата наблюдений за особенностями взаимодействия и общения одаренных

детей( не дают однозначного ответа. Так в работе Т.В.Сенько было

установлен( что дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней

успешностью в индивидуальной познавательной деятельности( как правило(

имеют благоприятное положение в группе – входят в категории «звезды» или «

предпочитаемые». Вместе с тем отмечается и тот факт иногда попадали и в

категорию «изолированные».

Основываясь на анализе данных по проблеме отношения детей к более

интеллектуально развитым сверстникам( можно говорить о том( что( конечно

же( оно зависит и от особенностей личности и от поведения ее( но во многом

определяются целями( задачами совместной деятельности( ее успешностью(

ценностными ориентациями группы. По этому в каких-то группах (или у

отдельных ее членов) одаренные дети будут популярными и пользоваться

симпатиями( а в других – нет.

Вопросы же о том( какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их

совместном воспитании; когда объединены в группу достаточно однородную и не

только по показателям умственного развития( но и по характеру мотивации(

некоторым личностным особенностям( обусловленным высоким развитием;

насколько такие взаимоотношения благоприятны для их эмоционального

самочувствия( до настоящего времени остаются практически не изученными.

Групповые взаимоотношения – это сложная система различных

взаимопроникающих и взаимовлияющих видов отношений человека к человеку.

Наиболее часто в ней выделяют межличностные (отношения( симпатии(

антипатии( безразличие) деловые (отношения к другому как к партнеру по

совместной деятельности) и оценочные (при которых другой человек

рассматривается как носитель определенных одобряемых нравственных(

моральных качеств) отношения. И хотя в дошкольном детстве они практически

слиты и выступают преимущественно как межличностные отношения( исследования

групповых взаимоотношений не может быть полным без учета всех других видов

отношений. Поэтому в работе в рамках комплексного исследования проблемы

дошкольной умственной одаренности проведенного лабораторией способностей и

творчества ИЦ семьи и детства( сделали попытку изучит специфику

взаимоотношений в группе одаренных детей старшего дошкольного возраста. С

этой целью использовались следующие методики.

Методика «Два дома» была направлена на выявление межличностных отношений

детей в и структуре взаимоотношений людей в группе. При ее предъявлении

дети должны были сделать положительный и ли отрицательный выбор в отношении

всех членов группы («поселить» их с собой или отдельно). После того как

дети делали такой выбор( их просили обосновать его. В зависимости от знака

эмоционального отношения и от того ( вспоминал ли ребенок конкретного члена

группы сам или после упоминания его экспериментатором( выборы оценивались

определенным баллом. При обработке результатов вычислялись: индексы

социометрического статуса каждого члена группы (на основании которых

выявлялась структура взаимоотношений и положения детей в этой структуре) и

коэффициент взаимности (показатель взаимности социометрических выборов)(

который ряд авторов( рассматривает как один из важнейших показателей

благополучного характера взаимоотношений.

Для того чтобы иметь возможность сравнить результаты исследования с

имеющимися в литературе данными о взаимоотношениях детей старшего

дошкольного возраста в обычной группе детского сада( дополнительно

использовалась и методика Т.А.Репиной «Секрет».

На выявление оценочных отношений была направлена методика «Лесенка»( в

которой детям предлагалось проранжировать всех членов группы( в том числе и

себя( по критерию « хороший - плохой». После выполнения задания детей

просили обосновать свое решение.

Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают в

общении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре

игрового взаимодействия. В этом исследовании сочтено возможным ограничится

лишь наблюдениями за игровым взаимодействием детей. Здесь внимание

сфокусировано не столько на его количественных( сколько на качественных

показателях: как организуется совместная игра( каков характер планирующих

указаний( распоряжений просьб( поручений детей; формы распределения функций

совместной деятельности (индивидуальные решения( решения за другого(

постановка общей проблемы( обобщенный способ решения).

Проводились наблюдения за поведением детей на занятиях( так как форма их

проведения в группе одаренных детей часто стимулировало поиск совместного

решения( организацию совместной познавательной деятельности а поэтому и

здесь должны были проявляться существующие в группе деловые отношения.

В исследовании были использованы и другие методики «Игровая комната»(

КАТ( «Несуществующее животное»( «Три желания»( «Рисунок человека».

Исследование проводилось в двух группах: в группе детей с высоким уровнем

развития умственных способностей и в обычной группе детского сада. Группы

приблизительно были равны по количеству посещающих их детей.

В целом проведенное сравнительное исследование позволяет говорить о том(

что в группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей

старшего дошкольного возраста в условиях совместного воспитания и обучения

складываются взаимоотношения( отличные от взаимоотношений в обычной

группе детского сада.

Наиболее ярко специфика взаимоотношений одаренных детей выступает на

уровне межличностных и деловых отношений.

Исследование межличностных отношений показало( что в структуре групповых

взаимоотношений одаренных детей отсутствовали крайние статусные подгруппы

(I и IV)( т.е. в ней не было детей эмоционально изолированных от группы( но

и не было и «эмоциональных лидеров». Отсутствие в структуре взаимоотношений

IV статусной подгруппы свидетельствует об эмоциональном благоприятном

характере общения и отношений одаренных детей. Однако встает вопрос о том(

насколько это благополучие специфично для данной группы.

Ответ на него дают сравнения представленности статусных категорий в

группах старших дошкольников и анализ взаимности социометрических выборов.

Данные о численном составе статусных категорий группы одаренных детей и

обычной группы детского сада( полученные с помощью методик «Два дома» и

«Секрет»( в сравнении с данными Т.А.Репиной Т.В.Сенько( приведены в Таблице

1.

Как видно из Таблицы 1( независимо от использованной методике( в группе

одаренных детей( по сравнению с группами их сверстников( большее число их

членов занимает благоприятное положение в структуре групповых

взаимоотношений.

Обращает на себя внимание и тот факт( что в группе одаренных детей при

использовании методики «Секрет» сохранилось отсутствие IV статусной

категории( что может быть рассмотрено как дополнительное свидетельство

более выраженного благополучия их взаимоотношений.

Анализ социометрических выборов показал( что взаимных эмоционально-

положительных предпочтений в группе одаренных детей не только было больше(

но они были и значительно интенсивнее. Указанная особенность

взаимоотношений одаренных детей обнаружено и при сравнении с данными других

авторов по показателям взаимности социометрических выборов. Так ( например(

Т.А.Репина указывает( что в группах старших дошкольников взаимные выборы

встречаются в 28% случаев. Схожий показатель (33%) был получен в обычной

группе детского сада (с использованием методики «Секрет»)( тогда как в

группе детей с высоким уровнем развития 61% всех сделанных выборов был

взаимным.

Таким образом( можно говорить о том( что благополучно складывающиеся

взаимоотношения в группе умственно одаренных детей имеет свою специфику.

Она проявляется в том( что большая часть членов этой группы занимает в

структуре взаимоотношений благоприятное положение( и тем( что они

объединены друг с другом более интенсивными эмоционально-положительными

привязанностями.

Такой вывод подтверждает и анализ объяснений детьми своих предпочтений.

Он доказал( что большинство детей с высоким уровнем развития давало

обобщенные( точно аргументированные ответы( тогда как дети из обычных групп

детского сада часто давали ситуативно обусловленные объяснения( либо

затруднялись ответить о причинах своих симпатий.

Особенности взаимоотношений одаренных детей проявлялись и в отсутствии

социометрической структуре I статусной категории(что( например( по данным

Т.А.Репиной ( в старших группах встречается крайне редко. Тот факт( ни один

ребенок в рассматриваемой группе не занимал лидирующего положения( связан с

некоторыми общим личностными тенденциями одаренных детей.

Благоприятно складывающиеся межличностные отношения не исчерпывают

специфику взаимоотношений в группе одаренных детей. Уже говорилось выше(

что оно определяется и особенностями деловых отношений. Как показали

наблюдения за взаимодействием детей( в целом такие отношения имели

выраженный конкурентный характер. Однако проявления соперничества между

детьми на разных этапах взаимодействия были различны. Так( в группе не

было выявлено сколько-нибудь четко оформленных изолированных( конкурирующих

между собой игровых объединений. У детей также не наблюдалось стремление

играть в одиночку. Как правило( в свободное от занятий время они стремились

организовать совместную игру( вовлекая в нее большинство или всех членов

группы.

Более того( практически каждый ребенок мог стать инициатором игры( чье

предложение «поиграть» поддерживалось группой. Но уже на первоначальных

этапах совместной игры деловые отношения детей начинали приобретать

характер соперничества. Ребенок (или небольшая группа) пытался настоять на

том( чтобы остальные играли именно в его игру (разыгрывали предложенный им

сюжет)( не предпринимая попыток договориться – либо вообще игнорировались(

либо в преобразованном виде выдавались за свои. В ходе игры дети могли

видоизменять свои роли( придавая им большую привлекательность( заменять на

другие( не согласовывая с играющими свои желания и намерения( т.е. в их

общении доминировала такая форма распределения функций совместной

деятельности( как индивидуальное решение.

И при возникновении игровых конфликтов( одаренные дети( как правило( не

стремились к конструктивным деловым отношениям. Если кто-нибудь из них

видел (или считал)( что предложенный другим ребенком сюжет игры более

интересен и поддерживается большинством( или находил свою роль

малоинтересной (а изменить ее не представлялось возможным)( то в таких

случаях большинство детей пыталось воздействовать на партнеров в скрытой

форме( а не в прямом обсуждении конфликта. Например( «обиженный» мог

предложить детям (как правило своим друзьям) поиграть в другую игру (при

этом он или «вклинивался» в общую группу или разрушал ее)( либо в ходе уже

самой игры мог настойчиво предлагать различные варианты игровых сюжетов(

пока кто-нибудь не заинтересовывался и не поддерживал его. Однако если

конфликт все-таки не разрешался через скрытые формы воздействия( одаренные

дети могли прибегнуть и к способам прямого воздействия на партнеров. Как и

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.