![]() |
|
|
Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школеЛаска вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком. Я очень люблю мою ласковую кошку.» - Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему? - Какие части речи делает описание более полным, точным и образным? (Прилагательные) - Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы будете использовать в описании. 6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. 7. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете. 8. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли? - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему животному. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение. 9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга, отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера. Конспект урока. Сочинение-описание «Мой лучший друг». Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения отличать описание человека от других видов описания. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте. Ход урока. 1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте). - Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.) - Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием человека, а какой - нет. Учитель зачитывает 2 сочинения: «У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.» «Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры. Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга.» - Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет. Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать своего друга? (Имена прилагательные). - Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат). - Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…) 2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их. 3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении). - Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какой он?) - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения). - Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой друг?». - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг). - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения). - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут. 4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения). - Вспомните, из каких частей состоит описание? - С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут). - Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание друга). - Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не любит). - Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…) - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.) 5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. 6. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете. 7. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие слова тебе в этом помогли? - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение. 8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты. Конспект урока. Сочинение-описание «Моя комната». Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения анализировать и сравнивать описания. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте. Ход урока. 1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте). - Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.) - Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения: Учитель зачитывает 2 сочинения: «Мы живём в доме на втором этаже. В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.» «У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного. Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра. Мне очень нравится моя уютная комната.» - Во 2 тексте автор лучше описывает комнату. В 1 тексте есть много ошибок: 1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно. 2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате. 3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку.»). 4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их. 2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их. 3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении). - Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какая она?) - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения). - Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какая комната?». - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…). - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения). - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать своё отношение к ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут. 4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения). - Вспомните, из каких частей состоит описание? - О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната. Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,…). - Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание комнаты). - Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу комнату? (Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая, просторная, светлая…»). - Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику…) - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате, написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…). 5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. 6. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты. 7. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие слова тебе в этом помогли? - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение. 8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок класса. Конспект урока. Сочинение-описание «Мой класс». Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения анализировать и сравнивать описания. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте. Ход урока. 1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте). - Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.) - Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свой класс, обоснуйте свою точку зрения: Учитель зачитывает 2 сочинения: «Мы учимся в большом, просторном классе. В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский стол. На окнах висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы с книжками и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В дальнем углу стоит цветной телевизор. Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём - одно удовольствие.» «В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей. В классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол со стулом. В горшках много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Боря сорвал цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс.» - В 1 тексте автор лучше описывает комнату. Во 2 тексте есть много ошибок: 1. Нарушена структура описания: нет вводной части, из заключения не понятно, как автор относится к своему классу, в основной части описание непоследовательно. 2. Не раскрыта основная мысль. 3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т.к. не относятся к описанию класса («Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей.», «…Боря сорвал цветок. Его за это ругала учительница.»). 4. Описание не позволяет точно представить класс, в тексте использовано мало прилагательных. 2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их. 3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении). - Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс. Ответить в своём сочинении на вопрос какой он?). - Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс. - Какая будет основная мысль вашего сочинения?(Моё отношение к классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой класс уютный, мне хорошо учиться в моём классе). - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут. 4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения). - Вспомните, из каких частей состоит описание? - О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном, красивом, большом классе,…). - Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание класса). - Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём классе. - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,…). 5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. 6. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваш класс. 7. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие слова тебе в этом помогли? - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение. 8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой игрушки. Конспект урока. Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2). Контрольный срез. Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся. Ход урока. 1. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки. 2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке. 3. Сочинение. 4. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку. - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение. Анализ результатов (контрольный срез). Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям: «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне); «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично); «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано); Общее количество всех работ (17) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу: Результаты формирующего эксперимента. |Умения |Умение |Умение |Умение |Умение | | |строить |раскры- |отбирать |использовать| |\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн| | | |основную |соответствии|ые в | |Уровни | |мысль в |с темой |описательном| |развития | |сочинении |сочинения |тексте | |умений | | | | | | | | | | | |Высокий |88% |88% |94% |94% | | | | | | | |Средний |12% |12% |6% |6% | | | | | | | |Низкий |0% |0% |0% |0% | Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное - 14. Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого. Примеры детских сочинений: Коренной Витя. « Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!» Голубева Лиза. « Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть.» Корнилова Оля. « Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.» Кудряшева Диана. « Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.» По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом). Выводы. Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%. Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании, которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94% детей. Анкета. С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало участие 17 человек. Вопросы анкеты: 1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям? 2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях? 3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? Как именно они тебе помогли? 4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок? 5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? Чем они были лучше? 6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок? Анализ ответов. По результатам анкеты была составлена таблица. |№ | | | | | | | |вопроса |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 | |/ | | | | | | | |Ответы | | | | | | | | | | | | | | | |Да |94% |76% |100% |94% |70% |82% | | | | | | | | | |Нет |6% |6% |0% |6% |30% |18% | | | | | | | | | |Не очень|0% |18% |0% |0% |0% |0% | Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще (так считают 94% класса). На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были следующие: - было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») - 41%; - легче, удобнее описывать - 35%; - описание получается более точным и подробным - 24%. 70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили, что они были более подробными и точными. 82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок. Выводы. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше. Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность. Заключение 1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей. 2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями. 3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился. До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса. До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса. После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса. Уровни развития речевых умений до и после обучения. Уровень развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) до (1) и после (2) формирующего эксперимента. [pic] Уровень развития умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении до (1) и после (2) формирующего эксперимента. [pic] Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень - Уровень развития умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения до (1) и после (2) формирующего эксперимента. [pic] Уровень развития умения использовать прилагательные в описательном тексте до (1) и после (2) формирующего эксперимента. [pic] Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень - До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14. Количество употреблённых в описаниях прилагательных до (1) и после (2) формирующего эксперимента. [pic] Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%) учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10 (9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у кого (0%). Средние показатели уровней развития рассматриваемых речевых умений до(1) и после (2) обучения. [pic] Высокий уровень - Средний уровень - Низкий уровень - Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%. Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения составлять описание при использовании интеграции с изобразительным искусством повысился в среднем на 40%. 4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к. было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее. Результаты ответов на вопросы анкеты. Вопросы анкеты: 1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям? 2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях? 3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? 4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок? 5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? 6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок? [pic] «Да» - «Нет» - «Не очень» - Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность. 5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании художественного творчества детей повысился на примерно на 40%. Список использованной литературы. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1981. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.,1978. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997 Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991. Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981. Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994 Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1987. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г. Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М., 1983. Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995 Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). М., 1990. Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1976. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. М., 1999 г. Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. , 1962. Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1977. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983. ----------------------- 1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509. [1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143. 1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302- 303. [2] Там же, стр. 303. 1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298. 1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8. 2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442. 1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253 1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287. 1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963, т. II, с. 175. 2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178. 3 Там же, т. 5, с. 355. 1 Там же, т. 3, с. 177. 1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г. 1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993 2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994 3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993 1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994 1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995 2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995 1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997 1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. Стр.77 1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |