на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения


(Доклад …, 2000)

|№ |Экологические проблемы |Уровень риска по |Территория |

|п/п| |отношению к: | |

| | |здоровью населения | |

| | |сохранности экосистем | |

|1 |2 |3 |4 |

| |Загрязнение окружающей среды|высокий |Зона рисосеяния |

| |пестицидами |высокий | |

| |Загрязнение окружающей среды|средне-высокий |Все крупные |

| |токсичными промышленными |средне-высокий |города |

| |отходами | | |

| |Выбросы токсичных веществ в |высокий |Все крупные |

| |атмосферу от передвижных |средне-высокий |города |

| |источников | | |

| |Аварийные выбросы (сбросы) и|высокий |Трассы |

| |утечки химических веществ |высокий |нефтепроводов, |

| | | |Новороссийский и|

| | | |Туапсинский |

| | | |порты |

| |Сбросы городских и |высокий |Все крупные |

| |промышленных сточных вод, |средне-высокий |Города |

| |содержащих токсичные | | |

| |вещества | | |

| |Свалки твердых бытовых |средне-высокий |Все крупные |

| |отходов |высокий |города |

| |Выбросы в атмосферу оксидов |средне-высокий |гг. Краснодар, |

| |углерода, серы, азота и |средне-высокий |Новороссийск, |

| |ванадия | |Белореченск и |

| | | |др. |

| |Сжигание растительных |средне-высокий |Вся территория |

| |остатков |средне-высокий |края |

| |Загрязнение окружающей среды|средне-низкий |Основные |

| |свинцом, ртутью |( |автомагистрали |

Продолжение таблицы 1

|1 |2 |3 |4 |

| |Загрязнение окружающей среды|высокий |Вся территория |

| |нефтью и нефтепродуктами |средне-высокий |края |

| |Деградация почв | ( _ |Вся территория |

| | |высокий |края |

| |Истощение рыбных запасов | ( _ |р. Кубань, |

| | |высокий |Азовское море |

| |Деградация водных объектов | ( _ |реки Приазовья |

| | |высокий | |

| |Нелокальные источники |средне-высокий |Крупные города, |

| |сбросов загрязняющих веществ|( |сельхозугодья |

| |в водоемы | | |

| |Радиация |низкий |Крымский район |

| | |средне-низкий | |

| |Физическая деградация | ( _ |Черноморское |

| |экосистем курортных районов |средне-высокий |побережье |

| |Деградация растительного | ( _ |Горные леса |

| |мира |средне-высокий | |

| |Загрязнение воздуха |средне-низкий |гг.Новороссийск,|

| |взвешенными веществами, |( |Туапсе |

| |углеводородами | | |

| |Эрозия берегов | ( _ |Морское |

| | |низкий |побережье, |

| | | |горные реки |

| |Физическая деградация среды |низкий |Крупные города |

| |обитания (электромагнитное |( | |

| |излучение) | | |

| |Загрязнение подземных вод, |средне-высокий |Вся территория |

| |используемых для питья |средне-высокий |края |

| |Деградация особо важных | ( _ |Сочинский |

| |природных объектов |низкий |государственный |

| | | |природный |

| | | |национальный |

| | | |парк, заказники,|

| | | |Черноморское |

| | | |побережье |

Результатом негативного воздействия на компоненты ландшафтов явилось

формирование территорий с разной экологической обстановкой (рис. 7).

Наиболее сложное экологическое состояние характеризует территории, приле

Карта «Экологическая ситуация Краснодарского края» (Литвинская, 1996)

Экологическая ситуация

острокризисная

кризисная

среднекризисная

Кавказский государственный биосферный заповедник

Рис. 7

гающие к крупным городам, транспортным магистралям. Острокризисная

экологическая ситуация сложилась в бассейне раки Кубани, на Черноморском и

Азовском побережье. В критическом состоянии находятся малые реки края.

Горная часть края находится в состоянии среднекризисной ситуации. Остальная

территория края и прибрежные районы морей – в кризисной экрологической

ситуации. В верховьях рек Белая, Лаба, Сочи действует Кавказский

государственный биосферный заповедник, включённый в международную систему

биосферных заповедников, и 18 государственных заказников республиканского и

краевого подчинения.

Наш край – это край плодородных земель. Кубанские чернозёмы славятся

своим плодородием, но в настоящее время необходимо вести работу по

сохранению, и даже восстановлению, плодородия. Появился термин –

реанимационное поле. Значит поле, словно безнадёжного больного нужно

спасать от гибели. Эти проблемы изучаются в теме «Почва». Земля загрязнена

минеральными удобрениями, пестицидами и другими веществами. Сбросные воды с

рисовых систем, содержащие пестициды, особенно опасны для рыбохозяйственных

водоёмов. Создание многочисленных коммерческих структур затрудняет

осуществление контроля за поступлением в край пестицидов и их применением,

особенно в водоохранных зонах и зонах санитарной охраны курортов и

источников питьевого водоснабжения (Доклад …, 2000).

Нерешённой остаётся проблема сброса токсичных загрязняющих веществ со

сточными водами промышленных предприятий из-за отсутствия или неэффективной

работы очистных сооружений. Низкими темпами осуществляется строительство

водоохранных объектов.

Особую актуальность приобретает проблема загрязнения воздушного

бассейна автомобильным транспортом, на долю которого приходится свыше 90%

общего объёма всех выбросов загрязняющих веществ. В городе Краснодаре в

районах крупных автомагистралей наблюдается превышение предельно допустимых

концентраций углеводородов, оксида углерода, диоксида азота. Такое

положение создалось в связи с перегрузкой автомагистралей, эксплуатацией

автомобилей с превышением норм токсичности и дымности отработавших газов,

недостаточным обеспечением края неэтилированными бензинами и другими

причинами. В крае участились случаи различных аварий, катастроф и других

ситуаций, приводящих к тяжёлым последствиям для окружающей среды. Основной

объём загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду в результате

чрезвычайных ситуаций, составляют нефтепродукты.

Острейшей проблемой в крае остаётся обезвреживание и утилизация

отходов, которые размещаются на открытых площадках (свалках) и в

накопителях. Из имеющихся 707 свалок, в том числе 340 несанкционированных,

практически все они не отвечают требованиям природоохранного

законодательства (Доклад …, 2000). Отсутствие отлаженной системы сбора и

переработки отходов в крае в повторный хозяйственный оборот привлекло их к

накоплению на территориях предприятий, свалок, полигонах.

Работа крупных объектов теплоэнергетики сопровождается значительным

загрязнением атмосферы оксидами углерода, серы, азота и ванадия. Эти

проблемы освещаются в теме «Воздух». С целью уменьшения вредных выбросов в

окружающую среду Краснодарскую ТЭЦ перевели на газовое топливо. Немалую

роль в загрязнении атмосферного воздуха играет ежегодное массовое сжигание

растительных остатков. В результате происходит утрата почвой большого

количества органических веществ и влияние продуктов сжигания (диоксид

азота, сажа, диоксид серы и другие) на здоровье населения и состояние

экосистем. Происходит гибель животных, многолетних насаждений в

полезащитных лесополосах и всего живого в поверхностном слое почвы.

Под влиянием антропогенных и природных факторов наблюдается усиление

процессов деградации почв. Основными причинами этого являются:

нерациональная структура сельскохозяйственных угодий, несоблюдение

агротехники возделывания культур, отсутствие необходимой

почвообрабатывающей техники; невыполнение агролесомелиоративных

мероприятий; тяжёлое экономическое состояние хозяйств. Продолжают снижаться

запасы основных видов промысловых рыб в Азово-Кубанском рыбопромысловом

районе. На грани исчезновения находятся ценные проходные виды рыб: белуга,

рыбец, шемая. Катастрофических масштабов достигло браконьерство; незаконный

вылов рыбы, по некоторым оценкам специалистов, превышает вылов официальным

промыслом. Практически не решаются проблемы деградации степных рек и

Приазовских лиманов, связанные с их зарастанием и заиливанием, высоким

уровнем химического бактериального загрязнения.

Ухудшается состояние Чёрного и Азовского морей. Вызвано это

загрязнённостью морских вод нефтепродуктами, сточными и канализационными

водами. Эти проблемы освещаются в теме «Воды». Из-за выноса рекой Кубанью

значительного количества загрязнённых веществ, в том числе пестицидов в

Азовское море, ежегодно наблюдается массовая гибель рыбы. Другая проблема

морей – эрозия берегов. Из-за неконтролируемой рекреационной нагрузки идёт

деградация курортов, расположенных на побережье.

Существуют также проблемы загрязнения атмосферного воздуха взвешенными

веществами; загрязнение подземных вод, используемых для питьевых целей;

деградация особо важных природных объектов.

На уроках природоведения в третьем классе при изучении раздела тем

«Сбережём природу своего края» младшие школьники знакомятся с

экологическими проблемами города и края. Из периодической печати учащиеся

самостоятельно подбирают статьи, в которых говорится об экологии. Эти

статьи вклеиваются в рабочую тетрадь, в соответствии с темами: «Планета

заболела», «Наш край», «О почве», «Лес – природное сообщество», «Водоёмы

нашего края» и другие (Плешаков, 1999). На уроках природоведения дети

делятся своими впечатлениями о прочитанном с одноклассниками, эти проблемы

активно обсуждаются.

На экскурсиях на природу во 2 классе по темам «Изменения в природе под

влиянием человека» и «Охрана природы» младшие школьники наблюдают за

изменениями природы в городе, микрорайоне: зарастание Карасунских озёр,

заиливание Краснодарского водохранилища, загрязнение атмосферного воздуха

автомобильным транспортом, изменение растительности и животного мира.

В городе Краснодаре проводятся мероприятия по охране природы. Вот

некоторые из них: ведётся реконструкция Карасунских озёр – расчищаются

русла пашковских водоёмов, производится озеленение Карасунских озёр со

стороны стадиона «Кубань» (высажено почти полсотни берёз и 75 лип), в

районе Дмитриевской дамбы (высажено более 180 саженцев сосны, до 800

кустарников декоративной смородины, форзиции, спирии), охраняются памятники

природы, автомобильный транспорт переводится на газовое топливо.

Но проводимых мероприятий явно недостаточно. Многое здесь может

зависеть от местного населения. Каждый человек просто обязан знать о

сложном устройстве и функционировании природы и о собственной

ответственности за её состояние. Необходимо всеобщее экологическое

воспитание и детей, и взрослых. Каждый должен усвоить, что мыть машины

около реки, оставлять мусор, консервные банки, пластиковые пакеты и бутылки

в лесу – это преступление перед природой и человечеством. Дело охраны

природы – это дело не только специальных органов, призванных выполнять и

контролировать эту работу, но и каждого человека. И начинать экологическое

образование и воспитание нужно с раннего детства.

Организация экологического обучения

в курсе природоведения

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности

учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на

природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего

обучения (Пакулова, Кузнецова, 1990). В связи с особенностями содержания

курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе,

различают следующие организационные формы изучения природы младшими

школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная

работа.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и

методов обучения. Большинством учителей, работающих в начальных классах

отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения,

рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой (1998):

. стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей

среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы,

доклады учащихся, викторины;

. развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия

природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы,

обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез,

сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная

работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

. формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать

экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые

знания – проблемный подход к процессу обучения;

. вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем

окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов,

организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса,

пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом

специфических особенностей и самой значительной из них является то, что в

общем весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии,

должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас

существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и

поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на

системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук,

с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного

преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот

диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию

материала и потенциальной сложностью самого материала (Пахомов, 1998).

Ведущие методы преподавания – наблюдение, эксперимент, моделирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности

учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с

раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в

уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

1 Экологическое обучение

на уроках природоведения

Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в

урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для

учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для

того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными,

интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною

используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы

ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в

проведении урока.

Работа по системе «Зелёный дом», разработанной А.А. Плешаковым,

предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии

как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников

этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе

уроков природоведения. Ниже приводятся разработки уроков по темам: «Что

такое экология?», «Лес и человек» (урок-путешествие).

Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).

Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей

средой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к

ней.

Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин

природы.

План урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее

изученного).

3. Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.

4. Обобщение знаний – понятие экологии как науки.

5. Задание на дом.

Ход урока.

Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами

и кошками повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о

ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной

доске.

Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие

на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за

наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не

учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные

им связи изучают экологи.

Затем проводится систематизация изученных учащимися экологических

связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой

природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком.

Учащиеся приводят конкретные примеры, «зашифрованные» в каждой схеме. Важно

обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя

стрелками разного направления (рис. 8).

Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой природы для живой?»,

«Как живая природа влияет на неживую?». В случае каких либо затруднений

учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает

факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого

слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и

«логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме». Экология –

наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их

окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется

схема учебника стр. 149 (Плешаков, 1998) (рис. 9).

Три маленьких круга, в каждом из которых один объект – животное

(заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим,

обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён

вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду

для берёзы, для зайца, для человека.

После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать

определение экологии, а затем прочитают определение из учебника:

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их

средой, между человеком и природой.

В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами:

«Согласен ли ты с тем, что экология – увлекательная наука? Объясни. Докажи,

что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся

предлагается продолжить размышления над этими вопросами.

Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).

Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном

многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать

представление о Красной книге, о рациональном использовании

природы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Краснодарского

края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны

природы, выставка детских рисунков «Планета заболела»,

запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и

человек».

Ход урока.

1. Подготовка к путешествию.

Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону

нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном

друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так

или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон

лесную зону).

2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне

лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

1. что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников,

трав, мхов, грибов, лишайников).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.