![]() |
|
|
Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрастеСамооценка учеников 3-го класса |№ |Фамилия, 3-в класс |Оценка учителя|Выбор оценки |Самооценка | |п/п| | |учеником | | |1. |Беженарь А. |2 |3 |Завышенная | |2. |Бутук Т. |3 |3 |Адекватная | |3. |Даренских С. |3 |4 |Завышенная | |4. |Завязкин Ж. |3 |3 |Адекватная | |5. |Минапов И. |4 |4 |Адекватная | |6. |Михальская Л. |3 |3 |Адекватная | |7. |Михальская Я. |4 |3 |Заниженная | |8. |Майер В. |3 |3 |Адекватная | |9. |Машталер В. |5 |4 |Заниженная | |10.|Островская К. |4 |3 |Заниженная | |11.|Печерский В. |5 |4 |Заниженная | |12.|Родованов Д. |3 |3 |Адекватная | |13.|Светличный Э. |3 |3 |Адекватная | |14.|Тишков А. |3 |4 |Завышенная | |15.|Крыско Ж. |4 |4 |Адекватная | Таблица 6. Самооценка учеников 4-го класса |№ |Фамилия, 4-б класс |Оценка учителя|Выбор оценки |Самооценка | |п/п| | |учеником | | |1. |Водомирский И. |4 |4 |Адекватная | |2. |Вуйков Н. |4 |4 |Адекватная | |3. |Голубева Т. |5 |5 |Адекватная | |4. |Дорошенко Д. |5 |5 |Адекватная | |5. |Кондарар Н. |4 |3 |Заниженная | |6. |Каракаш В. |5 |4 |Заниженная | |7. |Ларчук А. |4 |5 |Завышенная | |8. |Лупан А. |4 |4 |Адекватная | |9. |Маковей Е. |5 |4 |Заниженная | |10.|Мельник А. |5 |4 |Заниженная | |11.|Нечипорук Д. |4 |4 |Адекватная | |12.|Портас О. |4 |3 |Заниженная | |13.|Руснак Л. |3 |3 |Адекватная | |14.|Шадурская Е. |4 |3 |Заниженная | |15.|Чеботарь И. |4 |3 |Заниженная | Анализируя особенности самооценки учеников второго класса мы выявили, что, 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку. Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку. Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку. Анализируя результаты полученные при исследовании учеников четвертого класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную. Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%. Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником. Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно- низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма). Анализируя результаты исследования детей четвертого класса мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения. Когда мы задавали вопрос детям второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы. Когда детям третьего и четвертого классов задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика. Большинство детей второго класса радовала отметка пять, некоторых четыре, огорчались дети при получении в основном двоек, троек и иногда четверок. Большинство же детей третьего и четвертого класса радовались пятеркам и четверкам, а огорчения приносили двойки и иногда тройки. На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В третьем классе на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да», а в четвертом 73,3% - «нет» нет 26,7% - «да». Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Ответ «ДА» [pic] Ответ «НЕТ» [pic] Заключение У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников: 1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно- познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях. 2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению. 3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу. 4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику. 5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия. 6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы. 7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель. 8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. Литература | |Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных | | |классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки | | |начального обучения». Тбилиси, 1969. | | |Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и | | |учения школьников». М., Просвещение, 1984. | | |Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные | | |психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980. | | |Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и | | |воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., | | |УЧПЕДГИЗ, 1960. | | |Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968. | | |Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при | | |решении задач» // Типические особенности умственной деятельности | | |младших школьников. М., Просвещение, 1968. | | |Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной | | |деятельности». М., Просвещение, 1983. | | |Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986. | | |Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г. | | |Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические | | |произведения. АПН РСФСР, 1961. | | |Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965. | | |Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., | | |Просвещение, 1968. | | |Божович Л.И. «О некоторых проблемах и методах изучения личности | | |школьника» // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение, | | |1968. | | |Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, | | |1963, №10. | | |Бударный А.А., Розенталь У.Д. «Об одной из возможностей преодоления | | |второгодничества» - Советская педагогика, 1966, №7. | | |«Возрастные возможности усвоения знаний» / под ред. Д.Б. Эльконина, | | |В.В. Давыдова, М., 1986. | | |Волокитина М.Н. «Очерки психологии младших школьников». М., АПН РСФСР,| | |1954. | | |«Вопросы общей детской психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954.| | |«Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников» // Сб. статей под | | |ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону, 1972. | | |Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991. | | |Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные| | |исследования. М., 1956 г. | | |Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования | | |знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии,| | |1963, №5 | | |Гамезо М.В., Неволин И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы | | |познавательной деятельности и общения». М., 1983. | | |Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М., | | |1954. | | |Голубева А.Н. «Психологические особенности проявления настойчивости у | | |детей дошкольного возраста», М. Просвещение, 1986. | | |Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». | | |АПН РСФСР, 1952, №18 | | |Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования»| | |- Вопросы психологии, 1991, №6. | | |Добрынин С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» - Вопросы | | |психологии, 1984, №4. | | |Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // | | |Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977. | | |Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего | | |школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4. | | |Калмыкова З.И. «Проблема индивидуальных различий в обучаемости | | |школьников» - Советская педагогика, 1968, №6. | | |Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1969. | | |Кон И.С. «Открытие Я». М, Политиздат, 1978. | | |Ланда Л.Н. «О формировании мыслительной деятельности при решении | | |задач» - Вопросы психологии, 1959, №3. | | |Лейтес Н.С. «Индивидуальные различия в способностях» // | | |Психологическая наука в СССР, том 2, 1960. | | |Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». М., 1971. | | |Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975. | | |Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах | | |психологического исследования школьников» - Советская педагогика, | | |1968, №7. | | |Лернер И.Я. «Критерий уровней познавательной самостоятельности | | |учащихся» // Новые исследования в педагогических науках. 1971, №4. | | |Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного| | |параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного| | |развития учащихся. М., 1975. | | |Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование | | |личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы | | |неуспеваемости школьников. М., 1971. | | |Липкина А.И. «Самооценка школьника». М., 1976. | | |Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной | | |деятельности». М., 1968. | | |Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. | | |Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и | | |развитие. М, Просвещение, 1966. | | |Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в | | |учении» - Народное образование, 1963, №4. | | |Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская | | |педагогика, 1965, №7. | | |Неймарк М.С. «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников | | |на трудности в работе» // Вопросы психологии личности школьников, М., | | |Просвещение, 1973. | | |Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998. | | |«Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977. | | |«Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / | | |под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988. | | |«Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979. | | |«Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966. | | |Петров Ю.С. «Исследуя причины второгодничества» - Народное | | |образование, 1968, №8. | | |Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - | | |Вопросы психологии, 1987, №1. | | |Петрунек А.С., Таран Б.Г. «Младший школьник». М., 1981. | | |«Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., | | |1997. | | |«Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, | | |М., 1990, | | |«Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. | | |Мечинской, М., 1971. | | |Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях | | |всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975, №8. | | |Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973. | | |Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации | | |школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., | | |1970. | | |Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». | | |Автореф. Канд. Дис. М., 1955. | | |Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971. | | |Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и | | |недисциплинированным школьникам». М., 1958. | | |Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания | | |разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия | | |памяти. М., Просвящение, 1997. | | |Собиева Г.А. «Формирование самооценки у советских школьников». | | |Автореф. Канд. Дис. М., 1953. | | |Сухомлинский А.В. «Павлышская средняя школа». М., 1969. | | |Успеваемость. Педагогический словарь. Том 2., М., 1960. | | |Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950. | | |Цетлин В.С. «К вопросу об измерении успеваемости школьников» // | | |Педагогика и методика педагогических исследований. М., 1973. | | |Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974. | | |Эльконин Д.Б. «Улучшение качества работы сельской школы и задачи | | |психологии» - Вопросы психологии., 1974, №2. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |