на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте


которые придают им своеобразие, имеющее прямое отношение к успешности

учения. Развитие умственных сил происходит как бы по опирали - от одного

уровня и преобладания одних предпосылок способностей к новому, более

высокому уровню с другими предпосылками способностей, имеющих важное

значение для успешного обучения.

Личностный подход при изучении умственных особенностей школьников

присущ ряду исследований последних лет, проводимых под руководством

Н.А.Менчинской.

Особенности умственного развития и обучаемости ученика в каждом периоде

школьного детства лишь частично и временно обнаруживают становление его

способностей. Обучаемость у детей непосредственно характеризует только

учебные способности.

Лейтес считает, что не может быть просто поставлен знак равенства между

обучаемостью (или уровнем умственного развития) и способностью. В школьные

годы можно говорить о тех или иных предпосылках способностей, влияющих на

обучение.

Розенталь У.Д. [60] указывал, что способностями можно называть такие

индивидуально- психологические особенности, которые имеют отношение к

успешности выполнения той или иной деятельности, в частности учебной. Но не

отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность

успешного выполнения учебной деятельности, а лишь то своеобразное сочетание

этих способностей, которое характеризует данную личность. Одной из

важнейших особенностей психики человека является возможность широкой

компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость

какой-нибудь одной способности в обучении вовсе не исключает возможности

успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно

связана с этой способностью. Теплов выделяет понятие "одаренность", под

которым он понимал качественно - своеобразное сочетание способностей, от

которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в

выполнение учебной деятельности.

Таким образом, анализ исследований, посвященных психологическим

проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих

проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах,

обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение

особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и

успешному овладению им школьной программой.

Особый интерес представляет понятие "обучаемость". Основной показатель

обучаемости "темп продвижения". По данным Н.А.Менчинской и ее сотрудников

быстрее обучаются те ученики, чей уровень развития выше. В ходе возрастного

развития происходят качественные изменения умственных возможностей,

связанные о ограничением некоторых умственных достоинств предшествующих

возрастных периодов. Обучаемость детей непосредственно характеризует лишь

учебные способности. Усвоение одного и того же материала у каждого ученика

происходит по-разному, а следовательно требует разных педагогических усилий

в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка. Пенять причину

учебных неудач не всегда просто, но знать ее необходима. К детям надо

подходить как к постоянно развивающимся, меняющимся личностям. Так как

некоторые дети очень рано проявляют общие способности или специальные

способности к каким-либо видам деятельности, то надо сделать вое возможное,

чтобы такому ребенку было интересно учиться в школе, чтобы именно в школе

получали дальнейшее развитие его способности, самооценка способностей

учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими своей успешности

в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от

того, считает ли себя младший школьник способным усвоить школьные предметы,

у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или

утрачивается вера в свои интеллектуальные возможности.

В практике школьной жизни учителю на каждом шагу приходится

сталкиваться с отрицательными эмоциональными реакциями учеников на оценки,

замечания, требования, на трудности в учебной работа. Часто учитель не

понимает источника этих реакций, а эти реакции являются, с одной стороны,

показателем какого-то неблагополучия в воспитании ребенка, о другой - они

сами влияют на отношение ребенка к учению, к школе, к учителю, на

формирование его взглядов и интересов, на формирование его личности. Эти

реакции могут быть разной глубины и силы, разной длительности.

Л.А.Славина и Л.И.Божович пришли к выводу, что ребенок не принимает

требований взрослых потому, что эти требования не имеют для него подлинного

смысла, даже имеют другой, прямо противоположный смысл. Такое явление было

условно названо Л.А.Славиной "смысловым барьером" [65].

Реакции учащихся определяются не только объективной справедливостью или

несправедливостью действий учителя, но и какими-то внутренними психическими

особенностями ученика, связанными с его самооценкой и отношением к себе.

Л.С.Славина [65] считает, что различие в успеваемости можно было

уничтожить, если бы учителя учитывали индивидуальные особенности своих

учеников и осуществляли к ним индивидуальный подход. У разных учеников

неуспеваемость вызывается различными причинами. У одних основная причина

неуспеваемости связан с неправильно сформировавшимся отношением к учебе, у

других причиной неуспеваемости является трудность усвоения материала, у

третьих – неправильные овладения приемами учебной деятельности. Встречаются

такие ученики, успешность которых значительно снижается из-за того, что у

них не развиты учебные интересы. Еще чаще встречается то, что на

первоначальную причину, вызвавшую неуспеваемость данного ученика,

наслаиваются новые вторичные явления, происшедшие в результате уже

появившейся неуспеваемости.

Так, роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности

школьника в своих знаниях и в своих силах посвящена работа Е.А.Серебряковой

[63]. Автор показала, что в зависимости от характера саммоценки (ее

адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе,

неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. В

результате исследования автору удалось выявить целый ряд условий

формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки

другими людьми деятельности ребенка, значение оценки самим ребенком

результатов собственной деятельности.

Е.А.Серебрякова [63] также сделала вывод о том, что самооценка,

закрепившаяся и ставшая чертой характера не ограничивается рамками одной

какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности.

Из целого ряда исследований следует, что важным фактором формирования

личности ребенка является оценка его окружающими взрослыми. Эмоциональное

самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у

него с окружающими людьми, отвечает ли он требованиям, которые ему

предъявляются, иначе говоря, от того, насколько удовлетворяется потребность

ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у детей возникает

самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и умение, которые, в

свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как

мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни

ребенка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым

образованием. На определенном этапе развития потребность в сохранении

сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более значимой,

чем потребность оценки окружающих. Эти вопросы были предметом обучения в

исследованиях М.С. Неймарк [48], Л.С. Славиной [65].

В них изучалось влияние на личность несоответствие между тем, как

оценивает ученика учитель, и тем, как ученик оценивает сам себя. В

результате предшествующего опыта под влиянием оценок окружающих и

результатов его деятельности у ребенка складывается потребность в

сохранении привычной для него самооценки.

Поскольку на определенном этапе у детей складывается относительно

устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний, это ведет к

возникновению новой потребности быть не только на уровне требований

окружающих, как на уровне собственных требований к себе. «Усваивая

требования окружающих, вырабатывая собственную оценку окружающего и

самооценку, дети постепенно эмансипируются от непосредственного влияния

ситуации. Главным стимулом их психического развития с возрастом становится

не только стремление получить одобрение окружающих, но и потребность

выполнять собственное требование к себе и быть на уровне тех задач, которые

они сами перед собой ставят», – пишет Л.И.Божович [12].

1.2. Проблемы самооценки в младшем школьном возрасте

1.2.1. Самооценка младшего школьника

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из

центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это

необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком

самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков,

мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим

людям и самому себе.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой

развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы

вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и

методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания

в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу

можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [4],

А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы,

прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с

оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной [41],

Е.И.Савонько [62], Е.А.Серебряковой [63], В.А.Горбачевой [26].

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает

складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и,

вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка

опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его

деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция,

позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения

нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с

социальными нормами.

Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских

авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста

происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное

толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет

достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от

представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует

рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в

науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков

он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта

личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной

или негативной ценностью.

Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование

опиралось на следующие гипотезы:

1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку

к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования.

Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного

ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и

вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки.

Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным

представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако,

самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно

тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные

расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я»

увеличивается в два раза.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить

цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять

собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования

самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут

осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием

сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:

) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами

своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше

уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-

либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей

в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех

повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид

вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои

собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую

самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то,

насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных

самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его

личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности

являются для него основными, невозможно [41].

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что

особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка

этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном

исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя

причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался

на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками,

приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя

(и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой

неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с

интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают

задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи

выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут

задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к

достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная

самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут

добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной

самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная

самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах

личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех,

боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной

деятельности. Нормальному развитию детей о заниженной самооценкой мешает их

повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило

бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности,

результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи,

которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или

тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень

притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить

как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним,

для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно

включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем,

она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого,

поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и

ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других

(учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным

результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С

возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные

достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными

качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется

установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов

самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом,

так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще

несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в

целом и учебной деятельности в частности

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его

возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих

действий и личностных качеств.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам.

Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают

учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная,

боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть

ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где

ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с

тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно

соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются

оправдаться ссылками на обстоятельств.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не

только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки

личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их

работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом

самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?» Дети с

пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно

молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они

сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все

равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения

служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в

работу и нередко сами находят ошибку.

Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его

отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его

стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что

человек претендует.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает

себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений

известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают

себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с

пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения

товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если

маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно

получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его

собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то

себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все

другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе

воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к

достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная

особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они

ждут только неуспеха.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и

материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень

важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной

самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени,

которое родители проводят вместе с ним. Главнее - не сколько, а как

общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение

родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание

характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с

высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению

различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно

прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно

расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с

пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь

содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в

жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные

трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.