на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование экологических понятий на уроках русского языка


предметов, учителя активизируют у детей мыслительную деятельность и

развивают интерес к природе. На таких уроках дети лучше усваивают изученный

материал, у них развивается любознательность, вырабатываются умения делать

выводы, обобщения, а знания приобретают систематичность.

Так старшие учителя школы №1119 города Москвы И.П. Подосенова, Л.В.

Соколова считают, что необходимо в каждый урок математики вводить хотя бы

одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране

природы, приобщают детей составлять задачи, используя знания, полученные на

уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой (21,24).

Например: Отгадайте загадку.

Возле елок из иголок

Летним днем построен дом,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(муравейник)

- Кто видел муравьев?

- Почему нельзя разорять муравейники?

Решим задачу про них.

4 муравья тащат соломинку, а 3 спешат им на помощь. Сколько всего

муравьев будет тащить соломинку?

- Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?

Интегрированные уроки – природоведение и математика, чтение и

природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущего

человека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа

ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый

ребенок.

Внимание таким урокам уделяет Н.А. Кудряшова, она предлагает следующие

уроки, которые могут проводиться в 3 классе (1-3), 4 классе (1-4) по темам:

Природоведение Русский язык

1. О чем рассказывает 1. Сочинение «Какой я представляю

Глобус себе нашу планету, глядя на

глобус»

2. Лес и человек 2. Составление и запись памятки

«Как вести себя

в лесу?»

3. Водоем - природное 3. Составление и запись памятки

сообщество «Как вести себя у водоема?»

Многие педагоги экологическое образование и воспитание осуществляют и

в процессе внеклассных занятий, экскурсий, кружков, факультативов. Е.А.

Гринева из города Ульяновска во внеклассной работе использует рассказы В.А.

Сухомлинского, экологические сказки, чтобы научить ребенка видеть вокруг

себя, пагубное влияние человека на природу. Интересный прием в процессе

экологического воспитания и образования использует В.С. Долгачева – кадидат

биологических наук, на внеклассных занятиях она знакомит детей с

лекарственными растениями, с их биологическими особенностями, с основами

охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека.

(8,36)

Учитель Л.М. Хафизова на экскурсиях обращает внимание детей на

разнообразие объектов и явлений природы, учит выделять из многообразия

отдельные объекты, находить их отличительные признаки, для повышения

познавательной активности учащихся использует дидактические игры, например

«Угадай дерево по листу» или «Что изменилось?» (31,33).

Л.П. Симанова считает, что учитель должен включать в уроки и во

внеклассную работу задания по экологии, в зависимости от темы и времени

года, и задания в первую очередь должны быть направлены на систематизацию,

обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека

с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.

Например: Задание 1

Хоровод дружбы.

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой,

например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и лепесток,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

(В. Викторов)

Продолжи это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские

связи различных живых существ и условий их существования.

Дружат ели и клесты,

Итак, анализ литературы, опыт школы по данной проблеме показывает, что

в нашей стране немало учителей, понимающих, что воспитание подрастающего

поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющим

сохранение жизни на нашей планете.

1.3. Кроме уроков, внеклассных занятий, используемых учителями,

немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют и уроки

русского языка. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает,

что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но не в

большей степени, однако для систематического осуществления экологической

работы следует включать дополнительный материал, используя интегрированные

уроки, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера,

словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального,

изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их

взаимосвязанному, комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации

интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его

многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи,

что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.

Интеграция позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана

с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами

других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть в изученной теме

могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи

одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении,

чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом

обучении. (16,74)

Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении «экологизации»

растущего человека. Интеграция – это объединение, слияние в известных

пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области.

Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения

межпредметных связей, сказывается на его результативности: знания

приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,

комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных

интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и

достигается всестороннее развитие личности. Именно на интегрированных

уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются

эстетические чувства, любовь к природе, что немало важно для экологического

образования. Следуя этому, я разработала интегрированные уроки с

экологической направленностью (см. в приложении).

Природа – первооснова всякой красоты и величия. Начиная с VI в. до

н.э. античными философами создавались целостные теории прекрасного в

природе. Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает

возможность учиться и учить красоте.

В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной

природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного

творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения

реального мира вызывают загадки. Как не вспомнить великого педагога К.Д.

Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета»,

веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая

за собой все привязанные к ней объяснения. (30,39) Как показали наблюдения,

загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей.

Памятуя об этой психико-физиологической особенности детского организма,

учитель должен вводить в учебный процесс загадки, обостряющие

чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой

эмоционально богатой личности и использовать загадки не только на уроках

природоведения, но и на других уроках, в том числе и на уроках русского

языка. (см. в приложении)

В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические

тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной

активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания

информации экологического характера на уроках русского языка можно

использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут

быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя

– не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли,

побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства

всего созданного на планете.

Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры

экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей

с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в

приложении)

Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на

систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и

взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и

зависимостей. Задания по экологии помогут учителю управлять деятельностью

младших школьников по изучению и охране природной и социоприродной среды.

Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и

поведению, к изучению и осмыслению связей между ними. (см. в приложении)

Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках

русского языка, при использовании определенных заданий.

Проблемы:

1. Охрана природной среды – условие существования человечества,

при решении данной проблемы следует исходить, прежде всего,

из того, что взаимоотношения между обществом и природой

носят противоречивый характер, который выражается в

следующем: с одной стороны люди должны обеспечивать

сохранение природной среды для своего существования, а с

другой – они не могут сохранить природу нетронутой,

поскольку постоянно с нею взаимодействуют. Поэтому встает

проблема, каким образом и что надо сделать, чтобы вторжение

людей в ход природных процессов не нарушало природного

равновесия, не приводило к ухудшению их жизненных условий.

2. Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не

можем считать только как условие существования человечества.

Природу следует рассматривать как систему, включающую

общество в качестве своего элемента. При этом условии

взаимосвязь природы и общества является закономерной.

3. Влияние деятельности на природу в целом и отдельные ее

компоненты. Как показывает школьная практика, учащимся в

процессе обучения даются в основном то есть знания, которые

характеризуют положительное влияние человека на природу, а

отрицательное влияние зачастую умалчивается. При таком

одностороннем подходе, у детей формируется представление о

том, что деятельность людей приносит только положительные

результаты, что не соответствует действительности. В

результате чего, учащиеся становятся психологически

неподготовленными к критическому осмыслению своих поступков

по отношению к окружающей природе. Младшим школьникам

следует давать материал, отражающий двойственный характер

воздействия человека на природную среду. Что поможет им

осознать имеющуюся противоречивость последствий.

4. Оптимизация взаимодействия общества и природы. Для решения

данной проблемы учащимся следует показать специфику

экологических знаний, которая проявляется в следующем:

знания не только отражают сущее, но и показывают должное, то

есть устремлены в будущее, давая опережающую ориентацию

действиям людей, использующим природные ресурсы, необходимые

обществу и для его развития.

5. Природа как источник духовных сил человека. В природных

условиях легче создавать обучающие ситуации, в которых

развивались бы не только навыки и умения, но и волевые

качества ученика, способность принимать ответственное

решение при выборе тех или иных действий по отношению к

природе.

Выводы по 1 главе.

Итак, важность экологического воспитания детей в современном мире

переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с

природой зависит многое, в том числе и благополучия самого человека.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и

длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от

того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к

природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно,

основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных

уроков, начиная с начальных классов, в том числе и в уроки русского языка.

Глава 2

В процессе работы над данной темой была проведена исследовательская

работа, цель которой:

1. Изучить уровень экологических знаний у детей.

2. Повысить экологические знания детей через уроки русского

языка.

Для этого мы выбрали два класса – 2 «а» и 2 «б». Дети этих классов

находятся в одинаковых педагогических условиях, учатся в одной школе и

имеют примерно одинаковый уровень знаний.

2 «а» - контрольный

2 «б» - экспериментальный

Анализ констатирующего эксперимента.

Для проведения констатирующего эксперимента в своей работе мы

использовали методы наблюдения и анкетирование. В течение года наблюдали за

учебной и внеклассной работой в экспериментальном классе. Экологическое

образование и воспитание в большей степени осуществлялось на уроках

природоведения, на других уроках мы не заметили межпредметных связей, где

бы раскрывались вопросы экологического характера. К сожалению, этого не

было и на уроках русского языка.

Для выяснения первоначальных знаний об экологии у учащихся, провели

специальную анкету. В анкете три первых вопроса взяли из сборника «Формы

экологического воспитания детей» под редакцией А.С. Бахаревой, доцента

кафедры естествознания ШГПИ, а остальные я составила сама.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в контрольном 2 «а» классе (20 человек).

Таблица №1(а)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |0 |0 |

|Средний |7 |35 |

|Низкий |13 |65 |

График №1(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в экспериментальном 2 «б» классе (23 человека).

Таблица №2(б)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |0 |0 |

|Средний |13 |57,3 |

|Низкий |10 |42,7 |

График №2(б)

Как показали результаты анкет, уровень экологических знаний в обоих

классах средний. К сожалению, не оказалось ни одного ученика, у которого

был бы высокий уровень экологических знаний.

Формирующий эксперимент.

Анализ анкет, их неутешительные результаты побудили нас использовать

уроки русского языка с экологического направленностью. В течение года,

отведенного на формирующий эксперимент, я проводила уроки русского языка,

используя экологический материал, а именно экологические сказки, игры,

задания, подбирала тесты экологической направленности для диктантов,

изложений и проверочного списывания, на уроках уделяла внимание загадкам,

кроссвордам, стихотворениям.

Краткое описание интегрированных уроков.

1. Русский язык и чтение.

Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин

«Береза»».

На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным,

разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из

стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают

однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким

образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я

пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.

2. Природоведение и русский язык.

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени

прилагательном как части речи»

На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа

имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного,

знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием

весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке

много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес

и уважение к природе.

3. Чтение – русский язык – музыка.

Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и

обобщение знаний учащихся о предложении»

Тема на уроке введена через загадку. Использовала активный метод

обучения – инсценирование. Разбирая произведения о весне, пыталась

помочь детям почувствовать красоту слова. На уроке учащихся познакомила

с новыми словами и понятиями, систематизировала знания о предложении,

развивала творческое мышление, учила детей понимать музыку, «видеть» в

ней картины природы.

Знакомство с новым словарным словом.

Например, можно провести следующую работу со словарным словом –

береза.

- Узнайте, что это за дерево (показ иллюстрации)

- Рассмотрите внимательнее, что вас особенно привлекает?

- А знаете ли вы чем полезно это дерево?

Это интересно: (дополнение к сказанному)

На земном шаре насчитывается 120 видов берез. Древние славяне почитали

березу священным деревом. На Руси это растение было связано с весенними

церковными праздниками. В Москве существовал обычай отмечать эти весенние

праздники в Марьиной роще, а к вечеру молодежь при большом скоплении народа

пускала березовые венки по воде. С березой крестьяне землевладельцы

связывали немало примет:

- Из березы течет много сока – к дождливому лету.

- Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

- Овес сей, когда береза распускается.

Издавна береза считалась символом России и широко использовалась в

различных отраслях.

Почки, листья и кору березы используют в медицине. Деготь, получаемый

при сухой перегонке древесины, используют для лечения кожных заболеваний.

Из бересты умельцы плели корзины, сумки, изготовляли различные

поделки.

Весенний березовый сок является лечебным питьем. Однако, следует

помнить, что незнание всех правил его сбора может привести к гибели очень

ценного и полезного растения. Поэтому нужно уметь правильно сделать надрез,

а после окончания сбора сока закрыть смолой сосны или пластилином, чтобы в

нее не попали споры грибка.

Результирующий эксперимент.

Проведение результирующего эксперимента было осуществлено на основе

той же анкеты, которая использовалась при проведении констатирующего

эксперимента. В ходе проведенного среза была экспериментально подтверждена

гипотеза, лежащая в основе исследования, о том, что экологическое

образование и воспитание играет большую роль в учебно-воспитательной работе

школы, и экологические знания учащихся можно повысить и через уроки

русского языка, используя соответствующий материал.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в контрольном 2 «а» классе после повторного опроса (20 человек).

Таблица №3(а)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |0 |0 |

|Средний |8 |40 |

|низший |12 |60 |

График №3(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по

экологии в экспериментальном 2 «б» классе, после повторного опроса (23

человека)

Таблица №4(б)

|Уровни |Человек |% |

|Высший |9 |39,1 |

|Средний |12 |52,1 |

|Низкий |2 |8,8 |

График №4(б)

Результаты анкеты, проведенной после уроков внеклассного чтения в

экспериментальном 2 «б» классе показали, что уровень экологических знаний

учащихся повысился.

Если в начале эксперимента высокий уровень знаний был равен 0%, то

после проведения таких уроков русского языка он заметно повысился и

составил 39,1%. Это, несомненно, говорит об успехе эксперимента.

Результаты анкет показали, что знания учащихся по экологии в

контрольном 2 «а» классе после повторного опроса не повысились.

Сравнительный итоговый график.

Заключение.

Подводя итоги проделанной работы в течение года, можно подчеркнуть не

безуспешность усилий, направленных на повышение уровня экологических знаний

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.