![]() |
|
|
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллектаинтеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей, связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них при определении того или иного времени года по тем или иным временным параметрам, а именно: изменения в животном мире, в растительном мире, в неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей. Также в период формирующего эксперимента применялся следующий прием: использование современных компьютерных технологий. Этот прием позволяет формировать у детей- имбецилов интерес к математической деятельности и развивать память путем повторения изученных понятий, также обогащать словарный запас и развивать устную речь. Это позволяет избежать появления трудностей при усвоении временных представлений. Имеено в этом классе у детей с выраженными нарушениями интеллекта формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки определения их последовательности, а также последовательности времен года. Необходимо построить методику формирования временных представлений так, чтобы избежать появления трудностей, о которых шла речь в констатирующем эксперименте. Именно поэтому мною предлагается ввести некоторые изменения в созданную методику и сравнить, насколько будут различными результаты экспериментов, формирующего и констатирующего.. Формирующий эксперимент проводится только в 4 классе, так как, на мой взгляд, любой дидактический прием может использоваться только применимо к определенной группе детей. Именно поэтому эксперимент и проводится в 4 классе.. 2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта в 4 классе. Прежде чем анализировать допущенные ошибки в ходе формирующего эксперимента приведем примеры уроков, которые были проведены в экспериментальной группе. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ» ЦЕЛЬ. 1. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве. 2. Закреплять знания о сезонной одежде. 3. Развитие связной речи. МАТЕРИАЛ. Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов , обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода , например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы – фоны и отдельные элементы ( желтые листья, снежинки, школьный звонок ), символизирующие сезон или место ,куда отправилась кукла. ХОД. На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия. Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку. Для того , чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске. Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей. Желающие могут дополнить рассказ. Можно использовать стихи, загадки. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ВРЕМЕНА ГОДА». ЦЕЛЬ. 1. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. МАТЕРИАЛ. «Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью ( белой – зима, зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки, наклеенные на фланель. 1 – я серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь, мокрые, но радостные дети под дождем. Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель. 2- я серия. Цветы : весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки, летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис, зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки, арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки. 3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать; осень –косяки птиц перед полетом, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима – медведь в берлоге, птицы у кормушек. 4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле. 5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье; лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц. ХОД. Вращаем « круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе. Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор. Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе – сезоне , когда эти цветы распускаются, а плоды созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам. В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года. Вариант. Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз. Потом вместе проверяем. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ» ЦЕЛЬ. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль. ХОД. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: « Так бывает» или « Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ученик должен сказать : « Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант рассказа: « Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки». КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель». ЦЕЛЬ. Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц, чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин календарь». ХОД. Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май – последний месяц весны). - Наступила весна и принесла с собой большие изменения . Изменилось все: поле, лес, люди. Давайте поговорим об этих изменениях. ( На доске выставляются иллюстрации) - Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля вышла техника. Люди готовятся к севу. - Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы – первоцветы. (дети дают описание подснежника) - Подойдите к окну и расскажите, как выглядит наша улица ( на деревьях и кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д. - Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал заметно длиннее день). Динамическая пауза. - Как весной одеты люди? - Во что дети играют дети? Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь». - Что нового вы узнали об апрельских изменениях в природе. КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева). ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие связной речи. ХОД. - Какое время года наступило? Какой сейчас месяц? - Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны. Показ картины «Зимние развлечения». - Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и теплый? - Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Согласны? Как можете подтвердить? - Давайте рассмотрим, что происходит на горке? ( ответы детей) - Что происходит со снеговиком? - Не забыли малыши о своих пернатых друзьях? - Попробуйте составить рассказ по картине ( 2 – 3 ученика) Сравнение, оценка рассказов. Образец рассказа учителя - В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь! Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и ещ е какой-то корм в ведерке. Хорошее время – зима! Итог. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ». ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч. ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА». ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение. ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета. ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА». ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания. ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12 маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок ( на четырех – небо, на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12. ХОД. Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих у стола. Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало». Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек. Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается в игру и помогает сформулировать мысль. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО». ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения. ХОД. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение ( доказывать могут разные ученики) полагаются фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дел у меня немало: Я белым покрывалом Всю землю укрываю, Белю поля, дома, Зовут меня… (зима). Я соткано из зноя Несу с тепло с собою. Я реки согреваю, Купайтесь – приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я…( лето). Я раскрываю почки, Несу я урожаи, В зеленые листочки Поля вновь засеваю, Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю, Посевы поливаю, Деревья раздеваю, Движения полна. Но не касаюсь сосен Зовут меня…(весна). И елочек. Я …( осень). ЭКСКУРСИЯ В ПАРК. ТЕМА. Приметы осени. ХОД. - Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите на свою одежду и одежду товарищей. Мы надели теплые куртки и плащи. Почему? - Стало холоднее – похолодало. Это примета осени. - Листья на деревьях какого цвета? - Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц. - Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края. КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ТЕМА. Беседа о зиме. ЦЕЛЬ. Уточнить представления детей о зиме: природа зимой, зимние забавы и развлечения; одежда и труд людей, птицы,живущие и прилетающие в город зимой, звери зимой. ХОД. - Уходит от нас время года, которое мы с вами полюбили. Уходит зима. А чем красива зима? ( ответы учеников) Рассматривание иллюстраций о зиме. Чтение стихотворений о зиме. Рассказ учителя о зиме.(природа зимой, животные – заяц, медведь, зимующие птицы, развлечения детей) Итог. Таблица №1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента. |Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс | |параметры | | | | | |Изменения в |70% |70% |50% |42% | |растительном | | | | | |мире | | | | | |Изменения в |80% |85% |74% |67% | |животном мире| | | | | |Изменения в |58% |56% |51% |49% | |жизни людей | | | | | |Социальные |66% |63% |48% |45% | |явления | | | | | Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента. |Временные параметры |4 класс | |Изменения в растительном мире |35% | |Изменения в животном мире |50% | |Изменения в жизни людей |30% | |Социальные явления |35% | Проанализируем результаты эксперимента. В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 35 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 3 месяцев некоторые уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с выраженными нарушениями интеллекта. Таким образом. рассматривая полученные результаты. необходимо отметить, что количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами, что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента. Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает усваиваемость знаний детей с выраженными нарушениями интеллекта, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о временах года. Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента уменьшилось. На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся. Методические рекомендации по формированию представлений о временах года в классах для детей-имбецилов: 1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных представлений с опорой на наглядный материал; 2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при формировании представлений о временах года путем учета индивидуальных особенностей каждого ученика; 3) В работе по формированию временных представлений опираться на личный опыт детей 4) уделять больше внимания работе по формированию знаний детей о сезонных изменениях в животном мире ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы по формированию представлений о временах года у детей с выраженными нарушениями интеллекта. Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах для детей- имбецилов позволяет сказать, что при существующей, далеко не полностью разработанной методике формирования представлений о временах года дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики, чему, собственно, и посвящена эта работа. Методика работы по формированию представлений о временах года может быть перенесена на формирование других знаний: 1) закрепление понятий о цвете, форме, величине; 2) расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса; 3) развитие и коррекция высших психических процессов: мышления, памяти, устной речи; 4) развитие мелкой моторики рук. Методика по формированию представлений о временах года у детей с выраженными нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью разработанной. Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей-имбецилов является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике. ЛИТЕРАТУРА. 1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1985 г. 2. Р.А. Атаханов "К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60. 3. Н.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова "Методика преподавания математики в начальных классах", Москва, 1984 год. 4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе", Москва, 1954 г. 5. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников", Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П. 6."Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год. 7. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную школу", Москва, 1983 год. 8. "Дидактические игры и упражнения по арифметике", М.Н.Перова, Москва, 1972 год. 9. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения", перевод с польского 10. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред. Данилкина, Ленинград, 1974 г. 11. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год. 12. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва, 1969 год, под ред. Моро, Бантова. 13. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год. 14. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах", Москва. 1975 год. 15. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина, Москва, 1972 год. 16. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград- Москва, 1952 год. 17. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год. 18. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред. В.Г.Петровой, Москва, 1982 год. 19. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе", Москва, 1950 год. 20. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе", Москва, 1953 год. 21. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8. 22. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной школе", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год 23. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н. 24. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год. 25."Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1985 год 26. Д. Чейти "Готовность к школе", Москва, 1992 год. 27. В. В. Эк "Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы", Москва, 1990 год. 28. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения", Москва, 1984 год. 29. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год. 30. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике в начальной школе", Москва, 1977 год. 31.Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3 32.Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться часами // Дефектология, 1986г.,№ 1. 33. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г. 34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника., М.,1979г. 35.Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г. 36.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г. 37.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г 38.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, 1974г. 39.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В. Данилова, 1987г. 40.Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г. 41.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г. 42.Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, М., 1980г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |