![]() |
|
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие речиавтоматизируются, поэтому появляется возможность использовать общеобразовательные занятия для упрочения произносительных навыков детей на уровне предложений и связной речи. Процесс заучивания детьми стихотворных текстов также способствовал закреплению в речи поставленных звуков. Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние чётко представляли динамику развития фонетической стороны речи детей. Они использовали сводную таблицу («речевой профиль группы»), иллюстрирующую состояние звукопроизношения. Таблица, составленная логопедом, отражала динамику работы по произношению и постоянно находилась в поле зрения воспитателя. В ходе проведения общеобразовательных занятий (и вне их) педагоги постоянно контролировали правильное произнесение детьми фраз, включающих слова с автоматизируемыми звуками. В процессе третьего периода обучения (март – май) основной акцент в коррекционной работе воспитателя - это развитие связной речи детей. На занятиях продолжалась работа по закреплению у них использования сложных предложений, где поставленные звуки активно вводились в речь. На занятиях воспитателя активно велась работа над совершенствованием словесно- логического мышления ребёнка. 2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов: - Почему осенью люди теплей одеваются? - Почему летом нельзя кататься на лыжах? - Почему зайца трудно увидеть на снегу? - Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт? Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям. Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям. Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить: - Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)? - Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)? Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы: - Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки? - Почему семеро козлят открыли дверь Волку? - Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему? - Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул? - Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул? 2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания). Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в экспериментальной группе. Упражнения для развития мышления: - выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.; - моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв; - работа с кубиками Кооса; - складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы; - игра «IV лишний» Упражнения для стимуляции слухового внимания: игры и упражнения из программы детского сада: - «Угадай, кто кричит?»; - «Угадай, на чём играют?»; - «Угадай, что делают?»; - «Найди пару»; - «Где мой домик?»; - игра «IV лишний»; - «Узнай по описанию»; - «Телефон»; - «Отгадай сказку по отрывку». Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания: - длительная сортировка и нанизывание бусинок; - лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); - чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д. Развитие образной памяти: - рисунок-схема; - пробы Хеда (определение схемы собственного тела); - тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д. Развитие оперативной памяти: - тест «Кулак – ребро – ладонь»; - игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; - «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности); - «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности; - «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки; - отстукивание ритмов «Телеграфист»; - рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток). Развитие зрительного восприятия: - игра «Что изменилось?»; - «Отгадай сказку по иллюстрации»; - срисовывание фигур (учитывать пропорции); - дорисовывание фигур с недостающими деталями; - письмо букв и слов по шаблонам; - изографы; - определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно- временные ориентировки на себе, на листе бумаги. Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов. 2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики: 1. Ежедневная пальчиковая гимнастика: а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх); б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя). 2. Теневой, пальчиковый театр. 3. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.) 4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него. 5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 6. Работа с пластилином (лепка). 7. Печатание букв в тетради. 8. Конструирование и работа с мозаикой. 9. Выкладывание фигур из спичек (палочек). 10. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.). 11. Массаж и самомассаж пальцев рук. Итак, проведение воспитателем основных путей развития и совершенствования тонкой моторики позволяет: 1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. 2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью. - Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма. 2.3. Результаты контрольного эксперимента Как видно из таблиц №3, №4 дети выпущены в школу в основном с чистой речью – 75%. У детей с логопедическим заключением – стёртая дизартрия в конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 25%. Без улучшений детей нет. Возросли все показатели речевых проб до IV уровня успешности в обоих экспериментальных группах. Значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова. В экспериментальной группе результаты по грамматическому строю, словообразованию, связной речи выше, чем в контрольной группе (см. график № 5,диаграмма№ 6). Таблица № 3. Результаты использования методики обследования речи детей дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе |Список |Показатели, % |Уровень|Логопедическо| |детей | |успешно|е заключение | | | |сти | | |1. Фонем. восприятие |2. Артикул. моторика |3. Звукопр-е |4. Структура слова |5. Граматика |6. Слово-образование |7. Связная речь |Общий | | | |1. Миша Р. |80 |85 |83 |85 |88 |86 |82 |84 |IV |Улучшение | |2. Саша Т. |85 |95 |60 |85 |86 |80 |86 |86 |IV |Чистая | |3. Лёня Д. |90 |95 |96 |100 |97 |95 |93 |95 |IV |Чистая | |4. Паша А. |100 |100 |100 |100 |93 |90 |86 |95,5 |IV |Чистая | |5. Надя Ф. |90 |85 |90 |95 |80 |86 |82 |86 |IV |Чистая | |6. Фаррук М. |80 |90 |93 |85 |80 |83 |86 |85 |IV |Улучшение | |7. Лёша К. |95 |100 |93 |100 |98 |93 |90 |95,5 |IV |Чистая | |8. Глеб Т. |95 |95 |96 |100 |93 |96 |86 |94 |IV |Чистая | |9. Мартин П. |100 |90 |96 |100 |90 |92 |83 |93 |IV |Чистая | |10. Антон Б. |95 |85 |83 |85 |86 |80 |92 |86,5 |IV |Улучшение | | график № 5 Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп Начало учебного года Конец учебного года Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками логопедической экспериментальной группы (диаграмма № 6) Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками логопедической контрольной группы (диаграмма № 7) Сравнительная диаграмма среднегрупповой успешности выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп Сравнительная диаграмма № 7 показывает на начало учебного года уровень среднегрупповой успешности выполнения речевых проб одинаковый, а на конец учебного года мы наблюдаем в экспериментальной группе уровень выше. (график № 8) Сравнительный график среднегрупповых результатов диагностики психологической зрелости дошкольников экспериментальной и контрольной групп (конец учебного года) Результаты диагностики психологической зрелости дошкольников (конец учебного года) Из сравнительного графика № 8, диаграммы№ 9 видно, что значительно улучшилось развитие логического и образного мышления, способность к анализу и синтезу (1,2). В экспериментальной группе показатели выше. Произвольное запоминание по результатам диагностики в логопедических группах одинаковое. Показатели диагностики речевого развития, осознанности восприятия и использования им речи, развитие тонкой моторики в экспериментальной группе значительно превышают показатели в контрольной группе. Заключение Список использованной литературы 1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. 2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. 6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998. 7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. 8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. 10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. 11. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. 12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998. 13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001. 14. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001. 15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. 16. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000. 17. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998. 18. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002. 19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000. 20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. 21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. 22. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002. 23. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998. 24. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997. 25. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999. 26. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998. 27. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998. 28. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000. 29. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991. 30. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996. 31. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001. 32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999. 33. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 34. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999. 35. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987. 36. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996. 37. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997. 38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000. 39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000. 40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983. ----------------------- [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |