на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи


автоматизируются, поэтому появляется возможность использовать

общеобразовательные занятия для упрочения произносительных навыков детей на

уровне предложений и связной речи. Процесс заучивания детьми стихотворных

текстов также способствовал закреплению в речи поставленных звуков.

Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние чётко

представляли динамику развития фонетической стороны речи детей.

Они использовали сводную таблицу («речевой профиль группы»),

иллюстрирующую состояние звукопроизношения. Таблица, составленная

логопедом, отражала динамику работы по произношению и постоянно находилась

в поле зрения воспитателя. В ходе проведения общеобразовательных занятий (и

вне их) педагоги постоянно контролировали правильное произнесение детьми

фраз, включающих слова с автоматизируемыми звуками.

В процессе третьего периода обучения (март – май) основной акцент в

коррекционной работе воспитателя - это развитие связной речи детей. На

занятиях продолжалась работа по закреплению у них использования сложных

предложений, где поставленные звуки активно вводились в речь. На занятиях

воспитателя активно велась работа над совершенствованием словесно-

логического мышления ребёнка.

2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления

Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления –

характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других –

наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно,

посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время

является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны

между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель

должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и

следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью

таких вопросов:

- Почему осенью люди теплей одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры,

прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что

они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и

телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям.

Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли,

затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только

после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать

различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:

- Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник,

диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и

волк и т. п.)?

- Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника,

стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и

автомобиля и т. п.)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют

воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и

интересом дети ответят на примерно такие вопросы:

- Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

- Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

- Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?

- Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?

2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти

Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов

(мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания,

а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если

у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в

полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин

возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти

положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в

экспериментальной группе.

Упражнения для развития мышления:

- выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих

операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;

- моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования

букв;

- работа с кубиками Кооса;

- складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;

- игра «IV лишний»

Упражнения для стимуляции слухового внимания:

игры и упражнения из программы детского сада:

- «Угадай, кто кричит?»;

- «Угадай, на чём играют?»;

- «Угадай, что делают?»;

- «Найди пару»;

- «Где мой домик?»;

- игра «IV лишний»;

- «Узнай по описанию»;

- «Телефон»;

- «Отгадай сказку по отрывку».

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

- длительная сортировка и нанизывание бусинок;

- лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);

- чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и

т.д.

Развитие образной памяти:

- рисунок-схема;

- пробы Хеда (определение схемы собственного тела);

- тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы,

написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы

на ощупь) и т.д.

Развитие оперативной памяти:

- тест «Кулак – ребро – ладонь»;

- игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые

инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди

клад»;

- «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить

изменение последовательности);

- «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог,

слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По

команде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребёнка) – собрать

цепочку в прежней последовательности;

- «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти,

физкультминутки;

- отстукивание ритмов «Телеграфист»;

- рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Развитие зрительного восприятия:

- игра «Что изменилось?»;

- «Отгадай сказку по иллюстрации»;

- срисовывание фигур (учитывать пропорции);

- дорисовывание фигур с недостающими деталями;

- письмо букв и слов по шаблонам;

- изографы;

- определение пространственных соотношений элементов графических

изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-

временные ориентировки на себе, на листе бумаги.

Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время

режимных моментов.

2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина,

А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев

рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники

Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие

тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых

зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых

зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте

нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В

специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева,

М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и

совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи,

приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по

развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях

воспитателя и в процессе режимных моментов.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для

переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности,

снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику

стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит

сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью

детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с

движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями,

делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы

положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений

с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего

обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы

«конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают

зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у

ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это

позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно

воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в

физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в

коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:

а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук

(перед собой, в стороны, вверх);

б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

2. Теневой, пальчиковый театр.

3. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по

клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных

предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная,

горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения

выполняются только карандашом.)

4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по

инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных

предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на

столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе;

поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

6. Работа с пластилином (лепка).

7. Печатание букв в тетради.

8. Конструирование и работа с мозаикой.

9. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

10. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером

и пр.).

11. Массаж и самомассаж пальцев рук.

Итак, проведение воспитателем основных путей развития и

совершенствования тонкой моторики позволяет:

1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры

головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно

связанные с речью.

- Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

2.3. Результаты контрольного эксперимента

Как видно из таблиц №3, №4 дети выпущены в школу в основном с чистой

речью – 75%. У детей с логопедическим заключением – стёртая дизартрия в

конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 25%. Без улучшений

детей нет.

Возросли все показатели речевых проб до IV уровня успешности в обоих

экспериментальных группах.

Значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная

моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова. В экспериментальной

группе результаты по грамматическому строю, словообразованию, связной речи

выше, чем в контрольной группе (см. график № 5,диаграмма№ 6).

Таблица № 3. Результаты использования методики обследования речи детей

дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе

|Список |Показатели, % |Уровень|Логопедическо|

|детей | |успешно|е заключение |

| | |сти | |

|1. Фонем. восприятие |2. Артикул. моторика |3. Звукопр-е |4. Структура

слова |5. Граматика |6. Слово-образование |7. Связная речь |Общий | | | |1.

Миша Р. |80 |85 |83 |85 |88 |86 |82 |84 |IV |Улучшение | |2. Саша Т. |85

|95 |60 |85 |86 |80 |86 |86 |IV |Чистая | |3. Лёня Д. |90 |95 |96 |100 |97

|95 |93 |95 |IV |Чистая | |4. Паша А. |100 |100 |100 |100 |93 |90 |86 |95,5

|IV |Чистая | |5. Надя Ф. |90 |85 |90 |95 |80 |86 |82 |86 |IV |Чистая | |6.

Фаррук М. |80 |90 |93 |85 |80 |83 |86 |85 |IV |Улучшение | |7. Лёша К. |95

|100 |93 |100 |98 |93 |90 |95,5 |IV |Чистая | |8. Глеб Т. |95 |95 |96 |100

|93 |96 |86 |94 |IV |Чистая | |9. Мартин П. |100 |90 |96 |100 |90 |92 |83

|93 |IV |Чистая | |10. Антон Б. |95 |85 |83 |85 |86 |80 |92 |86,5 |IV

|Улучшение | |

график № 5

Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения

речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками

логопедической экспериментальной группы (диаграмма № 6)

Среднегрупповая успешность выполнения речевых проб дошкольниками

логопедической контрольной группы

(диаграмма № 7)

Сравнительная диаграмма среднегрупповой

успешности выполнения речевых проб

дошкольниками экспериментальной и контрольной групп

Сравнительная диаграмма № 7 показывает на начало учебного года уровень

среднегрупповой успешности выполнения речевых проб одинаковый, а на конец

учебного года мы наблюдаем в экспериментальной группе уровень выше.

(график № 8)

Сравнительный график среднегрупповых результатов диагностики

психологической зрелости дошкольников экспериментальной и

контрольной групп

(конец учебного года)

Результаты

диагностики психологической зрелости дошкольников

(конец учебного года)

Из сравнительного графика № 8, диаграммы№ 9 видно, что значительно

улучшилось развитие логического и образного мышления, способность к анализу

и синтезу (1,2). В экспериментальной группе показатели выше. Произвольное

запоминание по результатам диагностики в логопедических группах одинаковое.

Показатели диагностики речевого развития, осознанности восприятия и

использования им речи, развитие тонкой моторики в экспериментальной группе

значительно превышают показатели в контрольной группе.

Заключение

Список использованной литературы

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика

нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях

дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду

для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического

восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

11. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием

фонематического строя речи. – М., 1978.

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

13. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные

логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

(«Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).

– М.: Гном и Д, 2000-2001.

14. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие

логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.:

Гном и Д, 2001.

15. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

16. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его

коррекция. – Воронеж, 2000.

17. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к

чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

18. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,

2002.

19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с

нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. –

М., 1991.

21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

22. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

23. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. –

Ярославль, 1998.

24. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

25. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

26. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной

речи. – СПб., 1998.

27. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического

восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

28. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению

грамоте. – М., 2000.

29. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

30. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

31. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной

И.В.- М., 1999.

33. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим

недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

34. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

35. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном

детском саду. – М., 1987.

36. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –

Екатеринбург,1996.

37. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж,

1997.

38. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших

школьников. – М., 2000.

39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –

М., 2000.

40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.