![]() |
|
|
Учебное издание: характеристика и подготовка рукописиобразовательного процесса. В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап используется преподавателем для планирования содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий, осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания, структурирует содержание образования, выделяя в не основные дидактические единицы учебной информации. При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком организации учебного процесса). Основной этап образовательного процесса предназначен для реализации содержания образования, целей обучения, развития и воспитания студентов, формирования у них знаний, умений и навыков. Преподаватель сообщает на занятиях студентам учебную информацию, организует их учебно-познавательную деятельность и обеспечивает усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне. На стадии основного этапа преподаватель пользуется литературой, которая несет в себе учебную и методическую информацию, выполняет тренирующие функции и формирует у студентов знания, умения и навыки. Учебно-методическая литература расширяет возможности преподавателя в достижении целей обучения, развития и воспитания. Заключительный этап образовательного процесса используется для получения совокупной информации о результатах обучения, на основании которых делаются соответствующие выводы. Выводы используются при последующем планировании. 1.5. Содержание и качество образования Содержание учебного процесса по учебной дисциплине любой специальности определено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В ГОС ВПО приведены минимальные требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности. Требования содержат базу знаний по учебным дисциплинам, культурно- ценностную ориентацию обучаемых, уровень усвоения учебного материала. Весь теоретический курс обучения в вузе составляет около 8000 ч. Учебные дисциплины сгруппированы в блоки. Их примерный объем в часах приведен ниже [8. 9, 10]: – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 1800 ч.; – общие математические и естественнонаучные дисциплины, 2000 ч.; – общепрофессиональные дисциплины, 2100 ч.; – специальные дисциплины, 1900 ч. Таким образом, при формировании специалиста лесотехнического профиля три четверти объема часов теоретического обучения отводится на фундаментальное и гуманитарное образование, на формирование мировоззрения и развитие мышления. В ГОС ВПО сформулированы также требования к уровню подготовки выпускников, которые задают качественный уровень усвоения содержания образования по учебным дисциплинам. В ГОСах эти требования изложены в понятиях "иметь представление", "знать", "уметь использовать", "иметь навыки". Содержание указанных понятий следует понимать следующим образом [7]: – "иметь представление"(первый уровень усвоения) означает способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства; – "знать" (второй уровень усвоения) означает способность воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научности; – "уметь использовать" (третий уровень усвоения) характеризует способность применять полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможностью использования справочной литературы; – "иметь навыки" (четвертый уровень усвоения) понимается как способность самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях на новом содержании. 1.6. Формирование тезауруса Обучение можно представить как процесс формирования в сознании человека модели предмета, который он изучает. Считается, что обучение проходит успешно, если созданная учащимся модель максимально соответствует исходной модели [11]. Знания человека структурно можно представить как систему понятий и их взаимосвязей. Иерархическую структуру понятий и отношений между ними называют тезаурусом. Таким образом, тезаурус структурно можно представить как систему кубиков понятий, пронизанных взаимными связями. Тезаурус – это основа знаний человека, а обучение – процесс увеличения тезауруса. Когда человек читает книгу, то он встречается со старыми и новыми понятиями. Старые понятия благодаря существующим взаимосвязям, определенным образом отражаются в сознании и становятся понятными. Если встречается новое понятие, то оно не понятно, так как его взаимосвязи со старыми понятиями пока не установлены и не закреплены. Новое понятие не воспроизводится в сознании человека даже тогда, когда в нем возникает потребность. Необходимы время, упражнения, тренировки для установления взаимосвязей нового понятия со старыми. После этого тезаурус обучающегося будет увеличен, и новое понятие будет воспроизводиться в любых условиях. Из сказанного следует, что излагаемый новый материал в книге должен даваться малыми порциями и сопровождаться достаточным количеством задач, упражнений, контрольных вопросов. 1.7. Приемы подготовки учебного материала Современная образовательная технология интегрирует предшествующие достижения педагогической теории и практики. Интеграция осуществляется по различным направлениям. Некоторые из них приведены ниже. Сжатие. Текстовая информация не соответствует современным требованиям. Объем ее в мире увеличивается ежегодно на 60 000 000 страниц. Только в России издается около 15 000 газет и журналов. В этих условиях информация, подготовленная для учебных целей, должна быть сжатой, компактной, удобной для усвоения. Информация должна быть классифицирована и систематизирована. Классификация позволяет отобрать самую важную информацию, а систематизация помогает из разрозненных фактов, помещенных в различных источниках информации, составить представление о проблеме в целом. Системность. При изучении учебного материала часто используются методы анализа и синтеза. Анализ – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения объекта на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Синтез – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей объекта в единое целое. Методы анализа и синтеза взаимно дополняют друг друга. Чтобы приступить к анализу, надо зафиксировать объект как целое, как систему. Если объект рассматривается как система, то становится возможным ее расчленение на составляющие подсистемы. Внутри подсистемы устанавливается иерархия элементов. Так достигается главное свойство системы – целостность. Системный подход в изложении учебного материала дает целостное представление об учебной дисциплине, ее правилах и законах, показывает связи между разделами. Системность в изложении теоретических сведений повышает их обучающую силу. Это не исключает, а предполагает дидактическую направленность учебного материала, что должно проявляться в определении основных понятий, в отборе, порядке расположения и способе рассмотрения вопросов учебной дисциплины, как составных частей системы [4]. Специалисты шутят: для обычных людей 2 + 2 = 4, а для системников – 4 и еще кое-что. Это выходящее за рамки здравого смысла “еще кое-что”, есть результат давно замеченного дополнительного эффекта системы: сочетание различных факторов в целое способно рождать новое качество, недоступное ни одному из них, взятому отдельно. Например, возьмем три элемента: трубопровод с потоком ацетилена, трубопровод с потоком кислорода и корпус. Объединив их в единое целое, получим газовую горелку. Ее суммарный эффект равен сумме эффектов указанных элементов, да еще кое-что. Это “еще кое-что” есть факел пламени с высокой температурой, способный резать металл. Таким образом, системный подход предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система с множеством различных элементов и связей между ними. Такой подход предписывает анализировать не только целесообразность функций элементов, но и структуру взаимосвязей элементов, способы их связей. Научность. Система науки и система образования – два взаимосвязанных но разных явления. Назначение науки – добывать знания, а главная функция образования – освоение знаний, формирование способности применять знания [12]. Для добывания знаний наука создает свои приемы, процедуры. Для того, чтобы войти в содержание образования, результаты научных изысканий должны быть педагогически переработаны, преобразованы педагогическую систему. Инструментом педагогики является методика. Стремясь повысить научный уровень учебной дисциплины, преподаватель иногда старается включить в нее побольше научной информации, практических сведений. Эти сведения нужны специалисту, однако, они совсем не нужны для целей образования. Для процесса образования важно установить взаимосвязь между деятельностью педагога, владеющего методикой, и деятельностью учащегося, стремящегося с наименьшими затратами понять и запомнить изучаемый материал. После методической обработки научной информации такая взаимосвязь может быть установлена, и тогда процесс образования сможет выполнять свои главные функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Излагая учебный материал, преподаватель приводит историческую справку о развитии учебной дисциплины, указывает основоположников. Это позволяет осознать, что изучаемая дисциплина – это наука, которая открывает новые знания, развивается, совершенствуется, находит применение в практической деятельности людей. Открытые наукой знания становятся составной частью культуры общества, входят в мировоззрение людей. Вводя учащихся в целостный мир культуры, обеспечивая его усвоение поколениями людей, учебные дисциплины всей своей совокупностью и каждая в отдельности формируют и утверждают систему ценностей общества. Модульность. Для успешного усвоения и запоминания изучаемый материал рекомендуется делить на блоки, модули. Модуль – это завершенная часть темы с небольшой дозой новой информации. Подача изучаемого материала малыми дозами благоприятно влияет на увеличение тезауруса учащегося, на закрепление связей между новыми понятиями и содержащимися в тезаурусе. Надежное закрепление новых знаний достигается путем тренировок, путем решения задач, выполнения упражнений и т.п. Переход к новому модулю учебной информации возможен только тогда, когда учащийся почувствует, что информация предыдущего модуля надежно воспроизводится, когда в ней возникает потребность. Эмоциональность. Общеизвестно, что только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учащимся, которое становится предметом его активных действий [13]. Активность необычайно повышается в моменты ощущения положительных эмоций. Ситуации, в которых человек был очень эмоционален, остаются надолго в памяти, благодаря какому-то механизму. Имея это в виду, некоторые преподаватели начинают занятия со студентами рассказами некоторых историй, фактов, баек, несущих эмоциональный заряд аудитории, и достигают хороших результатов. В учебниках эмоционально заряжающая информация помещается в начале глав. Эмоциональность учащегося базируется на использовании его сенсорных возможностей. В мозгу человека сенсорная информация (информация полученная с помощью органов чувств) трансформируется в некоторую репрезентативную модель [13]. Мир воспринимается человеком зрительно (визуальная система восприятия), на слух (аудиальная система восприятия) и в ощущениях (кинестетическая система восприятия). Человек обычно использует все сенсорные системы восприятия, но у каждого при этом есть одна предпочтительная репрезентативная система восприятия. Визуаля используют в своей речи такие слова, как посмотрите, выглядят, ясно, вид, цвет и т.д. Аудиалов характеризуют такие слова их речи: расскажите, звучит, слышится, шумно, звенит и т.д. Кинестетики говорят: чувствую, переживаю, тепло, вкусно, ощущаю и т.п. После длительной тренировки студенты старших курсов становятся, как правило, визуалами. Учитывая сказанное, преподаватель или автор учебной книги должен создавать яркие сенсорные образы, вызывающие эмоциональный отклик, в душе визуала, аудиала и кинестетика. Если изучается, например конструкция насадной фрезы, то ее сенсорные образы можно описать следующим образом. Визуальный сенсорный образ. Представьте себе насадную фрезу. Она черного цвета и имеет зубья с режущими кромками. Посмотрите, какие они острые. А если зубья затупятся, то на их режущих кромках можно увидеть зазубрины, заоваленные места. Кинестетический сенсорный образ фрезы. Представьте себе, что вы держите в руках насадную фрезу. Чувствуете какая она холодная и тяжелая? Осторожно! Можно порезаться! Пощупайте, ее посадочное отверстие. Чувствуете, как проходит в него рука? Туго? Если фрезу надеть на запястье, то это будет браслет. Такие упражнения развивают внимание и память. Проблемность. Проблемное обучение – один из способов, который позволяет вызвать и поддерживать познавательную активность [14]. Обучение начинается с формулировки проблемы. Проблема есть форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникает тогда, когда старое знание обнаруживает свою недостаточность, а новое еще не приняло развитой формы. Проблема – это знание о незнании. Проблема появляется с возникновения проблемной ситуации, т.е. противоречия между знанием о потребности в каких-то действиях и незнанием путей осуществления этих действий. Правильная формулировка проблемной ситуации есть одновременно начало решения проблемы. Проблемная ситуация разрешается методом доказательств. При проблемном обучении преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая методом доказательств все пути, все особенности. Кроме того, проблема может быть расчленена на несколько подпроблем, одни из которых решаются преподавателем, а другие или часть подпроблемы рекомендуется для решения студентам. При проблемном изложении учебного материала преподаватель или автор книги методом доказательств показывает путь, который ведет к данному выводу [10]. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью анализировать явление, устанавливать причинно-следственные связи между параметрами. Обучающийся сравнивает новое знание с ранее полученным. Проблемный подход усиливает познавательный интерес, но требует от преподавателя огромной методической работы, высокой научной компетенции, умения системно и доказательно излагать материал. Учебный материал становится более доказательным. Студент учится мыслить научно, творчески. Эмоциональность проблемного обучения способствует формированию интереса к учебной дисциплине. Забывание закономерностей, открытых самостоятельно путем доказательств, ниже, чем знаний, полученных другими методами. 1.8. Мотивация обучения 1.8.1. Потребность В теории управления учебным процессом введено понятие "потребность". Потребность – это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо [15]. Потребность нельзя непосредственно наблюдать или измерять. О ее существовании можно судить только по поведению людей. Так, еще в период учебы в школе у некоторых молодых людей возникло желание поступить учиться в вуз. Такое желание вызвало дискомфорт, беспокойство и побудило людей к действиям: они стали старательнее учиться в школе, стремились хорошо сдать выпускные экзамены, а затем и вступительные экзамены, прошли по конкурсу и стали студентами. Таким образом, потребность побуждает людей к совершению определенных действий. При удовлетворении потребности человек ощущает чувство облегчения, благополучия, снятия напряжений. В своей жизни человек может испытывать различные потребности. При классификации по А. Маслоу [16] потребности можно разделить на пять категорий, расставленных по уровням (рис. 1). На первом уровне расположены физиологические потребности (потребности в еде, одежде, жилье, зарплате, в условиях работы и другие потребности, необходимые для выживания). Когда достигнуты потребности первого уровня, у человека возникают потребности безопасности. Рождается желание сохранить уже достигнутое, защитить себя от опасности, вреда, травм, физического и психического нападения и т.д. На третьем уровне расположены социальные потребности. Внимание человека перемещается к потребности в любви, дружбе, принадлежности к какому-нибудь коллективу, поддержке коллектива. Люди испытывают желание нравиться другим. Потребности в уважении (личностные потребности) принимают две формы. Во-первых, потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Оно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и т.д. Во-вторых, потребность в уважении другими людьми. Она связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. На верхнем уровне расположены потребности в самореализации и в самовыражении. Стремясь удовлетворить эти потребности, люди стараются реализовать свой потенциал, показать свои способности и быть лучшими в группе. Потребность в самовыражении проявляется в становлении человека, как личности. 1.8.2. Стимулирование учебы студентов Под стимулированием понимают совокупность информации учебной книги и действий преподавателей вуза, побуждающих студентов делать то, что необходимо для учебного процесса. При реализации стимулирования учитывается, что вся деятельность студентов обусловлена их потребностями. Обучающиеся стремятся чего-либо достичь или избежать, но мотивы их действия направлены на достижение своих целей. Все теории мотивации основываются на побуждении людей к активным действиям в результате применения различных вознаграждений. При этом под вознаграждением понимается все то, что человек считает ценным для себя. Чтобы сформулировать мотив учебы автор учебной книги и преподаватель должны иметь набор рекомендаций для достижения благ, соответствующих потребностям студентов. Каждому студенту надо объяснить, какие трудовые усилия необходимы для получения этих благ. Надо убедить, что предлагаемые трудовые усилия – это наикратчайший путь для получения благ. Студент должен быть уверен, что его труд будет вознагражден. Мотивы труда разнообразны. Они различаются по потребностям, благам и затратам труда. Мотивация по потребностям. Для вуза главными являются мотивы по потребностям. У студентов большой вес имеют такие мотивы учебы, как "стремление расширить свой кругозор и эрудицию" и "стремление повысить свой общекультурный уровень". Тяга к культурным ценностям и знаниям делает молодеж более активной в своей деятнльности. Большое значение имеет также потребность хорошо делать свое дело (начатое хочется делать на отлично) и желание стать настоящим специалистом. Поступая учиться в вуз, человек стремится получить такие знания, умения и навыки, которые обеспечили бы в перспективе достижение успеха, благополучия, самостоятельности. Потребность в знаниях поддерживается долгое время. Она рождает уверенность, что знания пригодятся для достижения материального благосостояния, помогут реализовать профессиональные цели или позволят организовать свое дело. 1.9. Этапы учебно-воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс реализуется в несколько этапов: мотивация, входной контроль, изучение нового материала, закрепление изученного материала и промежуточный контроль, завершающий контроль [3]. Мотивация. При самостоятельной работе с книгой студент должен четко понимать, чему ему следует научиться, зачем это нужно и как надо изучать материал, чтобы получить гарантированный, воспроизводимый результат. При этом путь овладения знаниями, умениями и навыками должен быть коротким. Ответы на поставленные вопросы обучающийся должен найти в учебной книге. Входной контроль. Известно, что изучение нового материала возможно только тогда, когда предыдущий материал надежно усвоен и получены необходимые умения и навыки. Для того чтобы убедиться в этом, обучающийся должен провести входной самоконтроль: вспомнить пройденный теоретический материал, ответить на контрольные вопросы, выполнить упражнения и т.д. Изучение нового материала. Самостоятельное обучение студентов по книге предполагает, что они систематически контактируют с преподавателем. При этом взаимоотношения с преподавателем осуществляются на паритетных началах. Функции преподавателя сводятся к формулированию мотивации занятий, организации их, консультациям и контролю. В процессе самостоятельной работы студент должен добывать знания сам |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |