на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи


Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи

И.Т. Глебов

| |

|Учебное издание: |

|характеристика и подготовка |

|рукописи |

| |

| |

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный лесотехнический университет

И.Т. Глебов

Учебное издание:

характеристика и подготовка

рукописи

Екатеринбург 2002

|УДК 002.2(075) : 378. 147 |

| |

|Рецензенты: |

|кафедра имиджелогии Уральского государственного |

|профессионально-педагогического университета; |

|директор ФГУП УралНИИПдрев, канд. техн. наук А.Г. Гороховский|

| |

| |

|Глебов И.Т. |

|Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи: |

|Учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. |

|ун-т, 2002.– 91 с. |

|ISBN 5–230–25725–3. |

| |

|С учетом современных технологий обучения сделана попытка |

|сформулировать рекомендации по написанию учебного издания; |

|описана структура учебной книги и даны советы, как раскрыть |

|содержание того или иного структурного элемента. |

|Особое внимание при этом уделено раскрытию дидактического|

|аппарата книги, составлению контрольных вопросов и заданий. |

|Книга адресована преподавателям – авторам учебной литературы.|

|УГЛТУ. |

|Ил.11. Библиогр.: 28 назв. |

| |

|Печатается по решению редакционно-издательского совета |

|Уральского государственного лесотехнического университета. |

| |

|УДК 002.2(075) : 378. 147 |

| |

|( И.Т. Глебов, 2002 |

|ISBN 5–230–25725–3 ( Уральский |

|государственный |

|лесотехнический университет, 2002 |

| |

Иван Тихонович Глебов

Учебное издание:

характеристика и подготовка

рукописи

Учебно-методическое пособие

Редактор Е.Л. Михайлова

|Подписано в печать 24. 10.| |Формат 60 х 84 |

|01 |Печать |1/16 |

|Бумага тип. №1 |офсетная |Уч.– изд. л.4,5. |

|Усл. печ. л. 5,35 |Тираж 300 |Заказ 169 |

| |экз. | |

Уральский государственный лесотехнический университет

620032, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37.

Размножено с готового оригинал-макета в типографии УрО РАН.

620219, Екатеринбург, ГСП-169, ул. С. Ковалевской, 18.

Оглавление

|Предисловие . . . . . . . . . . . |3 |

|. . . . . . . . . | |

|Введение . . . . . . . . . . . .|4 |

|. . . . . . . . . | |

|1.|Современная технология обучения . . . . . |5 |

| |. . . . | |

| |1.1. Формирование специалиста . . . . . .|5 |

| |. . . . | |

| |1.2. Категории педагогики . . . . . . .|6 |

| |. . . . . . | |

| |1.3. Общие принципы дидактики . . . . . |7 |

| |. . . . | |

| |1.4. Технология обучения . . . . . . . |8 |

| |. . . . . . | |

| |1.5. Содержание и качество образования . . . . |10 |

| |. . | |

| |1.6. Формирование тезауруса . . . . . . .|12 |

| |. . . . | |

| |1.7. Приемы подготовки учебного материала . . . |12 |

| |. | |

| |1.8. Мотивация обучения . . . . . . . |18 |

| |. . . . . . | |

| |1.8.1. 1.8.1.Потребность . . . . . |18 |

| |. . . . . . . . . | |

| | 1.8.2. Стимулирование учебы студентов . . |20 |

| |. . . | |

| |1.9. Этапы учебно-воспитательного процесса . . |21 |

| |. . | |

|2.|Учебная книга . . . . . . . . . |22 |

| |. . . . . . . . | |

| |2.1. Роль преподавателя и учебника . . . . .|22 |

| |. . . | |

| |2.2. Общие требования к учебной книге . . . . |23 |

| |. . . | |

| |2.3. Функции учебной книги . . . . . . .|25 |

| |. . . . | |

| |2.4. Типы учебных изданий . . . . . . . |27 |

| |. . . . . | |

| |2.5. Структура учебной книги . . . . . . |29 |

| |. . . . . | |

|3.|Элементы аппарата книги . . . . . . . |32 |

| |. . . . . . | |

| |3.1. Заглавие и другие титульные элементы . . .|32 |

| |. . | |

| |3.2. Издательская аннотация (реферат) . . . . |33 |

| |. . . | |

| |3.3. Оглавление (содержание). . . . . . .|40 |

| |. . . . | |

| |3.4. Предисловие . . . . . . . . . |42 |

| |. . . | |

| |3.5. Дидактический аппарат . . . . . . |43 |

| |. . . . . . | |

| |3.5.1. Общие сведения . . . . . . . . |43 |

| |. . . | |

| |3.5.2. Материалы, организующие понимание и | |

| |запоминание . . . . . . . . . . .|46 |

| |. . . . . . . . | |

| |3.5.3. Задания . . . . . . . . . . |48 |

| |. . . . . . | |

| |3.6. Указатели . . . . . . . . . .|52 |

| |. . . . . . . | |

| |3.7. Библиографический список . . . . . . |53 |

| |. . . . . | |

|4.|Учебное произведение . . . . . . . . |53 |

| |. . . . . . | |

| |4.1. Введение . . . . . . . . . . . |54 |

| |. . . . . . . . | |

| |4.2. Основная часть . . . . . . . .|55 |

| |. . . . . . | |

| |4.2.1. Структура текста . . . . . . . |56 |

| |. . . . . | |

| |4.2.2. Скрытые вопросы текста . . . . . . |58 |

| |. . . . | |

| |4.2.3. Особенности письменной речи . . . . . |59 |

| |. . | |

| |4.2.3. Типы речи . . . . . . . . . . |62 |

| |. . . . . . | |

| |4.2.4. Стиль речи . . . . . . . . . |64 |

| |. . . . . . | |

| |4.2.5. Виды текстов . . . . . . . . .|66 |

| |. . . . . | |

| |4.2.6. Психолого-педагогическая составляющая . . |68 |

| |4.2.7. Методическая обработка материала . . . .|69 |

| |4.3. Заключение . . . . . . . . . . |71 |

| |. . . . . | |

|5.|Оформление оригиналов авторского и издательского |71 |

|6.|Заключительное слово автора . . . . . . |74 |

| |. . . . . | |

|Библиографический список . . . . . . . .|79 |

|. . . . . | |

|Предметный указатель . . . . . . . . .|82 |

|. . . . . . | |

|Глоссарий . . . . . . . . . . . |83 |

|. . . . . . . . . . | |

|Пословицы и поговорки . . . . . . . . |87 |

|. . . . . . | |

|Оглавление . . . . . . . . . . . |89 |

|. . . . . . . . . | |

Предисловие

Пособие с названием “Учебное издание: характеристика и подготовка

рукописи” подготовлено с целью разработки методических рекомендаций,

позволяющих, в случае применения их авторами учебных изданий, повысить

качество учебной и учебно-методической литературы, выходящей в Уральском

государственном лесотехническом университете.

Год тому назад в УГЛТУ уже вышла работа подобного назначения, однако

при работе с нею выявились недостатки. Главный из них заключается в том,

что материал книги изложен слишком кратко и читатель испытывает

недостаточность информации. В предлагаемом издании сохраняется краткость

изложения, но многие его части дополнены и переработаны.

Рассматривая предлагаемую книгу как орудие труда авторов учебной и

учебно-методической литературы, рассмотрим ее структуру. Структура основной

части книги отражена в оглавлении. Материал книги изложен в шести главах.

Главы поделены на пункты, а последние – на подпункты.

Верхние колонтитулы страниц несут информацию о номерах страниц и

заголовках основных рубрик. В колонтитулах четных страниц указываются

заголовки глав, а в колонтитулах нечетных страниц – заголовки

пунктов. Использование колонтитулов облегчает ориентацию читателя в

содержании книги.

В книге используются выделения текста. Всего используется шесть

неповторимых типов выделений. Это выделения заголовков, определений,

правил, фамилий, слов “Пример” и др.

Книга достаточно иллюстрирована и содержит дидактический,

библиографический аппарат и предметный указатель.

Введение

Одной из уставных функций Уральского государственного

лесотехнического университета является издательская деятельность [1]. В

университете печатаются учебно-программные, учебно-теоретические, учебно-

практические, учебно-методические, учебно-наглядные издания.

Учебное издание – это особый вид издания. Форма подачи материала в

нем отличается от изложения материала диссертации, научного отчета,

монографии. Главная функция учебного издания дидактическая, предназначено

оно для обучения. Излагаемый в нем материал должен быть систематизирован,

обработан дидактически и методически, а также должен соответствовать

учебной программе.

Подготовка таких изданий преподавателями технического вуза – трудная

задача. И, конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что выпускаемые

университетом учебные издания всегда отличаются высоким качеством. Причина

тому – неподготовленность многих авторов изданий в вопросах педагогики,

психологии, книговедческой типологии.

В помощь авторам учебных изданий в УГЛТУ было издано учебно-

методическое пособие [2]. В настоящей работе сделана попытка обобщить

рекомендации специалистов о том, как написать учебную книгу. В ней

приведены характеристики основных видов учебных изданий, их структура, даны

рекомендации по подготовке различных структурных элементов книги, а также

педагогические требования, предъявляемые к книге.

Предлагаемые рекомендации адресованы преподавателям УГЛТУ. Они могут

быть использованы при подготовке всех типов учебных изданий.

Однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба,

пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что

работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был

очень невелик. “Что ты делаешь?” – спросил мудрец. “Не

видишь – я работаю!” – сердито ответил лесоруб. “Если ты

заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее,” –

посоветовал мудрец. “Не мешай, мне некогда, мне работать

надо,” – ответил упрямый лесоруб.

Не так ли и мы, торопясь сделать что-то, не думаем, что

надо бы заточить наши инструменты?

"Легенды минувших веков"

(Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности

на основе НЛП)

1. Современная технология обучения

1.1. Формирование специалиста

Еще в ХIХ веке В.Г. Белинский говорил о детях, как о гостях

настоящего и хозяевах будущего. Это значит, что, подготавливая специалистов

сегодня, преподаватель всегда должен ориентироваться на завтрашний день.

Современная школа должна помочь учащемуся творить себя, быть скульптором,

архитектором своей судьбы. Формирование личности в вузе должно идти по пути

расширения ее творческих возможностей, раскрытия ее потенциала, выработки

самокритичного отношения к самому себе, окружающему миру, своей

деятельности. Следует также учитывать и то, что XXI век будет веком

профессионалов, основным критерием которых служит компетентность. Для

достижения достаточного уровня компетентности каждый специалист должен

научиться добывать новую информацию и обновлять знания. При этом надо не

только знать и понимать суть проблемы, но и уметь ее разрешать.

Компетентность предполагает также способность формировать альтернативные

варианты решаемой задачи, выбирать оптимальные решения. Для этого

необходимо уметь анализировать, обладать критическим складом ума [3].

Такие свойства творческой личности должна формировать современная

технология обучения.

Для воспитания творческой личности необходимо создать новую систему

образования, которая обеспечивала бы соответствие образовательных

потребностей каждого студента его склонностям, интересам и возможностям.

Студент должен уметь учиться сам. Преподаватель же должен управлять

процессом обучения, т.е. мотивировать, организовывать обучение,

консультировать и контролировать студента.

1.2. Категории педагогики

Вопросами обучения занимается наука педагогики, поэтому ниже

приведены основные ее понятия, применяемые в данном учебно-методическом

пособии.

Педагогика – это наука, объектом которой является сфера обучения и

воспитания людей, а предметом – закономерности процессов, происходящих в

этой сфере.

Предметом педагогики определяются ее категории, т.е. присущие прежде

всего данной отрасли знаний основные понятия, которыми она оперирует. Это

такие понятия, как образование, обучение, воспитание, развитие,

саморазвитие людей всех возрастов [4].

Образование – это созидание человека, зафиксированное достижение

уровня культуры, профессиональных знаний, полученных в процессе обучения,

или деятельность людей, направленная на приобретение знаний.

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение

познавательной активности учащегося путем приобщения его к общим и

профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения.

Воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего

развития и саморазвития человека, становления его социальности.

Развитие – изменение во внутреннем мире, облике человека, в

результате внешний влияний и его собственной активности или

деятельность по достижению такого результата.

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, в

раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего

личного потенциала в процессе естественного физиологического,

физического, психического и социального развития.

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы

образования и обучения, называется дидактикой.

1.3. Общие принципы дидактики

В современной дидактике сформулирована система принципов, в которую

вошли как классические, давно известные принципы, так и появившиеся в ходе

развития науки и практики. Ниже приведены основные из них.

Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении

воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы.

Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения человек

развивается, изменяется его духовный мир, развиваются познавательные

способности, его самооценка, вырабатываются волевые качества, навыки

общения и т.д.

Научность обучения. В процессе обучения научные знания должны

излагаться в той интерпретации, которая дается современной наукой с

постепенным приобщением учащихся к методам науки.

Связь теории и практики реализуется через применение знаний в

упражнениях, в решении задач, практических работах. Этот принцип

реализуется также путем приобретения личного опыта в самостоятельном

поиске. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке,

способствует осмысленному их усвоению.

Сознательность и активность учащихся. Этот принцип в обучении

реализуется путем самостоятельного добывания знаний, когда учащийся

преодолевает трудности, делает вывод и обобщения, овладевает способами

добывания знаний.

Системность в усвоении знаний. Системность создается в сознании

учащегося путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения

связей, существующих в самой действительности.

Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного). Этот

принцип называют золотым правилом дидактики.

Доступность обучения. Доступность обучения предполагает соответствие

содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки

учащихся. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого

– к далекому", "от простого – к сложному", "от более легкого – к более

трудному", "от известного – к неизвестному".

1.4. Технология обучения

Особенности групповых занятий. Современная технология обучения

связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного

процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента

индивидуально.

Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические

особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что

студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них

различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному

относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам.

Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-

разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный

интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний.

В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и

действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим

типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно

сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они

подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт

по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и

осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он

всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт

может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы.

Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса

помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной

работы студентов вне группы.

Понятие об образовательном процессе. Образовательный процесс в

современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде

статической модели, которая включает такие компоненты как цель,

содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения

[7].

Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как

взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на

достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на

формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и

деятельность студентов являются главными составляющими реального

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.