на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семейное воспитание в развитии ребенка


| |(взрослой женщины, жены, | |

| |матери); понимание и | |

| |принятие индивидуальности| |

| |ребенка, доверие и | |

| |уважение к нему как к | |

| |уникальной личности | |

|VI. Семья |Отрыв от взрослеющего |Осознание своего |

|со взрослым|ребенка, способность |положения как положения |

|ребенком, |отказаться от прежней |самостоятельного |

|входящим в |власти над ним; внушение |человека, могущего |

|мир |ребенку, что в любых |отвечать за свои |

| |жизненных ситуациях он |поступки; создание |

| |всегда получит утешение и|прочных и в то же время |

| |помощь под родительским |гибких и |

| |кровом; создание |обоюдоприемлемых |

| |благожелательной |отношений со своим |

| |обстановки для новых |возможным будущим |

| |членов семьи, пришедших в|супругом (супругой); |

| |нее через брачные связи; |положительное отношение |

| |забота о супружеских |к собственной |

| |отношениях при новой |сексуальности и ее |

| |структуре семьи; |удовлетворение в |

| |спокойное вступление в |отношениях с партнером; |

| |новую стадию брака и |создание собственной |

| |подготовка к выполнению |системы ценностей, |

| |роли бабушки и дедушки: |мировоззрения, своего |

| |создание хороших |уклада жизни; знакомство|

| |отношений между |с задачами развития |

| |собственной семьей и |партнерских отношении |

| | |при формировании семьи |

| |Партнерские функции | |

|VII. Семья |Обновление супружеских | |

|среднего |отношений; приспособление| |

|возраста |к возрастным | |

|(“пустое |физиологическим | |

|гнездо”) |изменениям; творческое, | |

| |радостное использование | |

| |большого количества | |

| |свободного времени; | |

| |укрепление | |

| |взаимоотношений с | |

| |родственниками и | |

| |друзьями; вхождение в | |

| |роль бабушки (дедушки) | |

|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |

|Постаревшая|отношения к смерти и |развитию собственной |

|семья |одиночеству; изменение |семейной жизни |

| |дома в соответствии с |проявление заботы о |

| |потребностями пожилых |престарелых родителях; |

| |людей; приспособление к |помощь им, если это |

| |жизни на пенсии; |необходимо, материальная|

| |воспитание готовности по |и духовная; подготовка к|

| |мере уменьшения |окончательному уходу |

| |собственных сил принять |родителей: подготовка |

| |помощь других людей; |своих детей к потере |

| |подчинение своих |бабушки (дедушки) |

| |увлечений и дел своему | |

| |возрасту; подготовление к| |

| |неизбежному концу жизни, | |

| |обретение веры, которая | |

| |поможет спокойно дожить | |

| |годы и спокойно умереть | |

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды

становления и развития семьи функции ее членов меняются.

Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их

взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,

родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в

семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье.

Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи

говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,

меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог

В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от

“иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных

особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и

внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что

относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на

личные интересы скрепляют семью.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого

рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например

безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996

года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти

цифры имеют тенденцию к росту. И.Ф.Дементьева говорит о возникновении новых

нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных

материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные

в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у

своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее

деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную

работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться

к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,

способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей

происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не

только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению

интеллектуального потенциала общества.

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в

институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ

рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания

детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей,

разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения,

дисгармония воспроизводства населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко и др.).

Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в

частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с

родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для

ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных

отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:

ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,

принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет

реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,

внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными

исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным

образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с

обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка

чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.

Снижение рождаемости и высокий уровень разводов -показатели кризиса

семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),

а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции

- добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся:

кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные

изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны.

Институт семьи пострадал от войн, репрессий.

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение

среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также

полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение

семей в РФ", с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих

несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из

матери (отца), ребенка и других родственников.

Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с

детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены

семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще

реже - многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что

на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной:

удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных

сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей

уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с

детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а

уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.

Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне

брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в

период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая

Галина Карелова, заместитель министра труда и социального развития, в

России уместно говорить о "старении" брачности и рождаемости при широком

распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков.

Популярным становится "пробный" брак в возрасте 18-25 лет. И хотя

коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на

тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские

пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет

значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных

группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт,

карьеру. И подобные "подвижки" в сознании молодых людей таят в себе

серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или

профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто

приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод

родителей автоматически переводит ее в категорию "нетипичных", то есть

неполных, малообеспеченных, проблемных.

"Жизненные сценарии" нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется

на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями (по словам

профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного фонда охраны

здоровья матери и ребенка, динамика ухудшения здоровья детей опережает

"взрослую" по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни

органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать

прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты

к врачу, специфическая техника, одежда, питание - все это стоит немалых

денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на

заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй

(чаще мать) вынужден "тащить" на себе весь дом, "поднимать" свое дитя,

заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из

родителей жертвует своей работой во имя детей.

Конечно, все эти "сценарии" стары, как мир. Следует только сделать

поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и

услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно

"наслаиваются" одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида

мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в

больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и

т.д. Беда никогда не приходит одна.

"Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически

"повенчаны" с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один

источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность

детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные

семьи живут лучше неполных, "средние" по размеру - лучше многодетных,

здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования "Бедность в

России", проведенного под руководством Института экономического развития

Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов

семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 - очень бедными.

В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента

домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном

отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.

Материальное обеспечение остается одной из причин семейной

напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая

благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к

отметке "нищета". С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье

и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются

иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем

выше вероятность бедности домохозяйства.

Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в

1995 году 44 процента семей с одним ребенком не имели среднедушевых

доходов, превышающих прожиточный минимум, то в 1996 году этот показатель

составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50

процентов, трехдетных - 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с

четырьмя и более детьми около 90 процентов "минимума" не имеют. В 1998 году

на человека в однодетной семье приходилось в месяц 660 рублей, тогда как в

многодетных показатель втрое ниже - 211 рублей.

Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми,

кризис российской семьи не исчерпывается. "Социальная инфраструктура

детства тяжелая, - считает профессор Людмила Буева, заведующая лабораторией

философских проблем Института философии РАН, академик РАН. - Думаю, что в

этой ситуации нам помогут выжить не столько финансовые вливания - их

ожидать придется еще долго, сколько наша духовная составляющая. В обществе,

где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д.,

единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания,

уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение,

единомышленники, коллеги - вот те источники, которые могут продуцировать

добрые чувства, пробуждать их".

Л.Буева выделяет несколько симптомов "болезни" сегодняшней российской

семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И

самое страшное, по мнению психологов - отсутствие понимания между детьми,

родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень

тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме

необходимости пересиливать "внешние обстоятельства", мириться с тем, что

твоя семья "нетипичная", кроме отказа родителей и детей от многих

удовольствий и пр., такая семья испытывает на себе воздействие и ряда

других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых

ситуаций. Рассмотрим их на примере трех исследуемых нами видов проблемных

семей.

В 80-е годы в СССР была создана “Служба семьи” - система учреждений и

общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий

для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной

реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения “Службы семьи”:

особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных,

создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с

недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути

оказания помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет

особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -

воспитательную.

Глава 2.

Воспитание детей в различных по структуре семьях

1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения.

Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив,

нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с

соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится

преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое

равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни

говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко

складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения.

Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее

встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему

чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что

он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И

действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела

обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми.

Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания,

обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых

ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность,

которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение

второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда

не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного

сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно

определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат,

балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного

внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате

чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно

столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется

за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать

внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком

серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его

собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком

большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него

гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов,

уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами

родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему

трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем

сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка - скажут многие

из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить

подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка,

как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно

всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных

условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или

единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких

детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные

затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок

очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные

на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская

в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или

смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья

всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень

часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и

становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает

затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они

воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в

котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя

свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала

постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица,

разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано

или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно

вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть

образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него

строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется

внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших

советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение

к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в

избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего

себя, разбросанного ребенка.

Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми

есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном

предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один

ребенок: только никакой исключительности!

2. Специфика воспитания в многодетной семье

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и

отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои

трудности, проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.