на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Семейное воспитание в развитии ребенка


Семейное воспитание в развитии ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

2. аспекты психологии о семье.

3. Воспитание детей в различных по структуре семьях

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИя.

2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ГЛАВА 3. АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит

железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый

лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная

и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и

неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в

ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать

повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является

это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его

будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это

творение будущего и взгляд в будущее.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы

создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и

матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные

дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг

друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его

поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир,

познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая

смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это ощущение того,

что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для его счастья.

Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку,

видит яркую игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем

дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение,

поступки маленького человека продолжают диктоваться только его

потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные,

повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда

к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере

примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения -

присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг.

Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже

делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много

получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства

благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не

только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их

играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся

отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от

отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных

радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие

счастье, которое дается сколько - нибудь хорошей семейной жизнью,

вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй,

а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они

могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а

отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует

о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в

тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их

воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их

родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и

детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их

родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на

всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности сына.

Цель этой работы - обсудить проблему так называемой нетипичной семьи,

применительно к нашей стране.

Уже само по себе это понятие может стать предметом дискуссии. Какую семью в

нынешних условиях следует считать "нетипичной"? Семью, где ребенка

воспитывает одна мать? Или один отец? Многодетную? Многопоколенную? Семью,

где воспитывается ребенок-инвалид? Или может быть, изменения последнего

времени привели к тому, что "нетипичной" стала так называемая нормальная

семья: муж-жена-дети? И что такое "норма" применительно к современной

семье? Данные проблемы являются предметом исследования в данной работе.

В работе подробно проанализированы стихийные и целенаправленные

воздействия взрослых членов семьи на ребенка, типичные ошибки родителей.

Впервые подвергается системному анализу такое социально-педагогическое

явление, как “домашнее воспитание”, возрождающееся в новых социально-

экономических условиях; проанализированы этапы его развития, цели,

содержание и опыт подготовки специалистов в исторической ретроспективе;

определены требования к современному домашнему педагогу и его подготовке в

современной России. Домашнее воспитание - новое направление в современной

образовательной системе, еще недостаточно исследованное; в этой области

ведутся поиски наиболее эффективных форм его осуществления, накапливается

опыт. В работе не ставится цель раскрыть воспитание социальных навыков

общения ребенка, включение его в другие, кроме семейного, сообщества.

Работа состоит из предисловия, четырех глав, где приведены,

педагогические ситуации для анализа, фрагменты из теоретических источников

по проблемам семьи, брака, семейного и домашнего воспитания.

Предложенный материал будет интересен студентам педагогических учебных

заведений, преподавателям, родителям и всем, кого интересуют проблемы семьи

и воспитания ребенка.

Данная проблема полностью не разработана, в частности, такие аспекты, как

нетипичная семья, и все это требует более пристального внимания со стороны

педагогов, родителей, воспитателей.

В практической части работы предложен материал деятельности Астраханского

областного социально-реабилитационного центра для детей и подростков (с

приютом) в системе реабилитации дезадаптированных детей.

Глава 1

СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

§ 1.СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную

группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой

связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот

древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от

родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений.

Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом

обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь

в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных

отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из

показателей используется понятие “семейная группа”.

Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может

быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные

отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах

бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными.

Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего

развития - от полигамии к единобрачию.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой

изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением

большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость,

перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье

пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро);

в ее состав входят супруги и их дети (И.М.Майдиков [с. 321]).

Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые

семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и

формированию нового типа семьи - бездетной.

По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную,

матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих

форм.

Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где

зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен

патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме

мужа и нарекалась “невесткой” (см. приложение 1).

Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении

молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других

родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений

можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть

возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые

люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3%

респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а

16,5% даже “хотели бы иметь такую возможность”.

Современные браки “постарели”. Средний возраст вступающих в брак за

последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5

лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив

профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в

России.

Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом

один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность

за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя

семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в

возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-

20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение

общественных отношений коснулось и проблем современной семьи. В практике

семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной

форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных

центров России, основой их становится получение определенных выгод.

Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд

взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности,

жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую,

хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную,

воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи

главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное

стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к

роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является

ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие

ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее

время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году

новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-

8 новорожденных.[1]

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он

становится личностью, и становление ее требует целенаправленного,

систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным

характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения,

взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции

семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную

функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и

тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и

эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это

позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной

жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не

только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других

членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических преобразований в обществе

претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом

являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава

семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в

жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и

репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не

отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной

семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйнен[2]. Выделяя периоды

формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений

характерны определенные функции, что может быть представлено следующей

таблицей.

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

|Стадии |Основные функции семьи | |

|семьи | | |

| |Родительские функции |Функции ребенка |

|1.Этап |Осознание партнерских | |

|формировани|отношений, укрепление | |

|я семьи |взаимоотношений между | |

| |супругами; создание | |

| |сексуальных отношении, | |

| |удовлетворяющих обоих; | |

| |развито взаимопонимания, | |

| |которое позволяет каждому| |

| |свободно проявлять свои | |

| |чувства, налаживание | |

| |отношении с родителями и | |

| |другими родственниками, | |

| |удовлетворяющих обе | |

| |стороны; распределение | |

| |времени между домом и | |

| |работой; выработка | |

| |порядка принятия решений,| |

| |удовлетворяющих обе | |

| |стороны; беседы между | |

| |супругами о будущем семьи| |

|II.Семья, |Привыкание к мысли о |Ребенок зависим от |

|ждущая |беременности и рождении |матери и начинает |

|ребенка, |ребенка; подготовка к |доверять ей; появление |

|семья с |материнству и отцовству, |привязанностей; |

|младенцем |привыкание к роли отца и |овладение навыками |

| |матери; привыкание к |простейшего социального |

| |новой жизни, связанной с |взаимодействия; |

| |появлением ребенка; |приспособление к |

| |создание в семье |ожиданиям других людей; |

| |атмосферы, благоприятной |развитие координации |

| |и для семьи, и для |движений рук и глаз; |

| |ребенка; забота о |нахождение удобного |

| |потребностях ребенка; |ритма смены покоя и |

| |распределение |действия; овладение |

| |обязанностей по дому и |словами, короткими |

| |уходу за ребенком, не |фразами, речью |

| |перегружающее ни одного | |

| |из родителей | |

|III.Семья с|Развитие интересов и |Преодоление противоречия|

|ребенком |потребностей ребенка; |между желанием быть |

|дошкольного|преодоление чувства |всегда с объектом своей |

|возраста |пресыщения материнством |привязанности и |

| |(отцовством) и |невозможностью этого; |

| |раздражения по поводу |привыкание к |

| |хронической нехватки |самостоятельности; |

| |времени для собственных |выполнение требований |

| |нужд: поиск квартиры, |взрослого по соблюдению |

| |соответствующей |чистоты (опрятность во |

| |потребностям семьи; |время еды, гигиена |

| |привыкание к чрезвычайно |половых органов): |

| |возросшим с появлением в |проявление интереса к |

| |ломе ребенка материальным|товарищам по играм; |

| |затратам; распределение |стремление быть как мама|

| |обязанностей и |или как папа |

| |ответственности между | |

| |родителями в постоянно | |

| |меняющихся ситуациях; | |

| |поддержка сексуальных | |

| |отношений, | |

| |удовлетворяющих обоих, и | |

| |беседы о будущих детях; | |

| |дальнейшее развитие | |

| |взаимоотношений в семье -| |

| |открытых, позволяющих | |

| |супругам говорить на | |

| |самые разные темы; | |

| |развитие отношении с | |

| |родителями в связи с | |

| |появлением ребенка и | |

| |выполнением ими новой | |

| |роли; сохранение прежнего| |

| |круга друзей и своих | |

| |увлечений вне дома (в | |

| |зависимости от | |

| |возможностей семьи); | |

| |выработка образа жизни | |

| |семьи, формирование | |

| |семейных традиций, беседы| |

| |родителей о воспитании | |

| |детей | |

|IV.Семья |Воспитать у детей интерес|Получение навыков, |

|школьника |к научным и практическим |необходимых для |

| |знаниям; поддержка |школьного образования; |

| |увлечений ребенка; |стремление быть |

| |дальнейшее развитие |полноправным и готовым к|

| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом |

| |(открытость, |семьи; постепенный отход|

| |откровенность); забота о |от родителей, осознание |

| |супружеских отношениях и |себя как личности, |

| |личной жизни родителей; |которую любят и уважают;|

| |сотрудничество с |включение в группу |

| |родителями других |сверстников, совместная |

| |школьников |с ними деятельность; |

| | |знакомство с правилами |

| | |поведения и моралью |

| | |группы; расширение |

| | |словарного запаса и |

| | |развитие речи, |

| | |позволяющие четко |

| | |излагать свои мысли: |

| | |осознание значения |

| | |причинно-следственных |

| | |связей и формирование |

| | |научной картины мира |

|V.Семья с |Передача ответственности |Положительное отношение |

|ребенком |и свободы действии |к собственному полу и |

|старшего |ребенку по мере |происходящим |

|школьного |взросления и развития его|физиологическим |

|возраста |самостоятельности; |изменениям; прояснение |

| |подготовка к новому |для себя роли мужчины и |

| |периоду жизни семьи; |женщины; ощущение |

| |определение функций |принадлежности к своему |

| |семьи, распределение |поколению; достижение |

| |обязанностей и разделение|эмоциональной |

| |ответственности между |независимости, отход от |

| |членами семьи; поддержка |родителей; выбор |

| |открытости во |профессии, стремление к |

| |взаимоотношениях между |материальной |

| |разными поколениями в |независимости; |

| |семье; воспитание |подготовка к дружбе со |

| |взрослеющих детей на |сверстником |

| |достойных образцах, на |противоположного пола, |

| |собственном примере - |браку, созданию семьи; |

| |взрослого мужчины, |постепенное формирование|

| |любящего супруга, но |собственного |

| |знающего меру отца |мировоззрения |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.