на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Способности и одаренность в младшем школьном возрасте


систематичность в работе, смелое принятие решений;

- творческость - умение комбинировать, находить аналоги,

реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в

решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,

овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении

общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных,

нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление

одаренности через:

1. доминирование интересов и мотивов;

2. эмоциональную погруженность в деятельность;

3. волю к решению к успеху;

4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов

деятельности;

5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности

продуцировать проекты);

8. многовариантность решений;

9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту

совокупность можно представить, имея в основе ту или инию фундаментальную

позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных

параметрах, а именно:

I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

II. проявление творчества;

III. проявление интеллекта;

IV. динамика деятельности;

V. уровни достижений;

VI. эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные

определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности:

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

- реконструктивное творчество;

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановки задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в

целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

- медленный;

- быстрый;

- сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед

собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно

выделить три условия:

XXIV. желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

XXV. достичь результата высшего класса;

XXVI. реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности,

увлеченности можно выделить три типа:

- вдохновенный (иногда эйфорический);

- уверенный;

- сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает

различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие

сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой

одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам

специальной одаренности - научной, технической, педагогической,

художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением

определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику

творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [16]

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За

задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и

способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности

не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу

обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки

(чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов

односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается

необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим

энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором -

проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не

осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания.[9]

Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько

работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей

средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество

способностей зависит от организации учения и деятельности человека.

Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют

мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из

тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная

способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными

органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов

отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов

способностей:

. способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы

природы ( мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают

на этот процесс);

. способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание

иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез

- завтра сделать то- то и то-то. );

. способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы,

удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя

изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с

конкретными вещами и предметами).[9]

Способность отражения и психомоторику человек научился усилять

многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от

обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а

особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить,

что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно

самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.

Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий

(умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее

точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену

тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку,

к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И

главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором

чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - это

объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих

разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином

целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми

возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные

ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это -

система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из

составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно

действующее и познающее: действуя - человек познает, а познавая -

действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов

может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы

создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких

механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко:

”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в

особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других

способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные

задачи.” [9]

Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь

составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:

Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.

Поэтому я хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, -

воображении.

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная

способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно

комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и

чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его

предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому

воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм

воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в

результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об

известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда

человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть

новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в

соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память

претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем

опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего

себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое

воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не

просто в воображении, а действительно с помощью воображения,

прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации

работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

- новизна воспринятого “что-то”;

- осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

- импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,

привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека

целиком.[1, 9]

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ

будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние

совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к

открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,

способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства

в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-

символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и

ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

= По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования

самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

= По линии совершенствования операций воссоздающего воображения.

Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний,

текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание

этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное

отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью,

эмоциональностью.

= Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает

некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

= Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок

начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и

определенными требованиями, по заранее предложенному плану,

контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев

структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы.

Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы

поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в

дальнейшем?

С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали

незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал

свою автобиографическую книгу: ”Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в

университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом,

например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв

французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и

И. Мечникова: Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет, а 15-

ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского

факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет; едва

начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал лекции” своим

братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще будучи

гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных.

“Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей

прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный

руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет

окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности

академик Н. Виноградов вспоминает: “Писать и читать выучился в три года.

Сам”. Таким образом , ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных

способностей может быть предшественником подлинного таланта.[18]

Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут

оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития - вместе с

укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень

- происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как

определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к

учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь

ребенку развить их? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний,

период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста.[5]

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к

усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные

достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

таланта.[13]

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша,

совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с

помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума,

бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в

таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство -

неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных

условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о

таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по

способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную

систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени)

относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.

Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже

небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но

и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость

восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных

детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная

восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской

психики.[3]

Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у

детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той

особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад”

свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии

реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности

внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в

отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние

условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни

направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим

“направлениям” способностей.[12,13]

0 том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до

пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству -

особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если

вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит

не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые

годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом

благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.

Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении

языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В

младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на

то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся

с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к

учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

для обогащения и развития психики.[3,14]

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи

в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет

свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику

и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в

иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,

еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.