на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа с детьми инвалидами


Социальная работа с детьми инвалидами

1.1.Дети-инвалиды как объект социальной работы.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень

заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных

социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских

проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая

эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту

проблеме придает то, что до 1917 года система оказания

помощи этой категории детей не сложилась, а позднее,

вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком

осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано

от общества. Сейчас многие специалисты работают над

разрешением комплекса проблем детей со специфическими

нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить

их особенности и специфику работы с ними, необходимо,

прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия

«инвалид», «инвалидность».

> Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 )

«инвалид» означает любое лицо, которое не может

самостоятельно обеспечить полностью или частично

потребности нормальной личной и / или социальной жизни

в силу недостатка , будь то врожденного или

приобретенного, его или ее физических или

умственных возможностей [ 26, 211] .

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько

иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано

с потерей трудоспособности . При такой постановке

вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны

инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении

термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся

дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности,

приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения

роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,

передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,

общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , 6 ].

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить ,

как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное

хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями ,

резко ограничевающими возможность включения ребенка в

адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы

, в связи с чем возникает необходимость в постоянном

дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» [ 27 ,

282 ].

Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в

нашей стране идет процесс перехода к более гуманной

и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке

термин «инвалид» вышел из употребления и считается

дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом

и потребностями , вместо него по отношению к детям

используется «дети с неспособностями» . Избегают так же

употреблять следующие наименования: слепой , глухой , заика , -

заменяя их такими словосочетаниями как «человек с

ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием» . Всемирная

Организация Здравоохранения не рекомендует так же

использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная

неполноценность» . Немецкие дефектологи в обозначении детей-

инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями»,

«дети с образовательными трудностями» . В белорусской

дефектологии так же делаются попытки дать более

адекватные определения некоторых дефектологических терминов

с учетом современных требований.

Определение инвалидности детям до 16 лет в

Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная

экспертная комиссия в соответствии с разделом 3

«Определение инвалидности детям» Инструкции по определению

инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с

1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций

(с учетом их влияния на возможности социальной

адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень

нарушения здоровья. Их четыре (степени):

1 степень утраты здоровья определяется при легком

и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции,

являются показателем к установлению инвалидности у

ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости

определения у лиц старше 18 лет;

2 степень утраты здоровья устанавливается при

наличии выраженных нарушений функций органов и

систем , которые , несмотря на проведенное лечение,

ограничивают возможности социальной адаптации ребенка

(соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );

3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе

инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко

выраженных нарушениях функций органов и систем,

приводящих к социальной дезадаптации ребенка при

условии необратимого характера поражения и неэффективности

лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе

инвалидности у взрослого) [ 3 , 1 ].

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида

соответствует перечень заболеваний, среди которых можно

выделить следующие основные группы:

1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в

Республике Белорусь в структуре детской инвалидности

занимали второе место ( 32,8 % ) , а до 1991 года были

на первом месте . Среди детей с данными болезнями

82,9% составляют дети с умственной отсталостью .

Наиболее распространенные заболевания этой группы

детские церебральные параличи, опухоли нервной системы,

эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная

отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза,

соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь

Дауна, аутизм .

Все эти болезни объеденены в одну группу, однако,

следует умственную и психическую неполноценность, на этом

настаивает Международная лига обществ содействия умственно

отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой

категории людей и /или оказанием им помощи .

Термин «умственная неполноценность» включает в себя

два значимых компонента, которые «должны рассматриваться

в соответствии с биологическим возрастом и

соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость,

находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с

раннего возроста; значительное ослабление способности

приспособиться к социальным требованиям общества» [ 30 ].

У детей-инвалидов этой категории очень часто

наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической

деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной

сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они

могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей

требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и

абилитации (соответственно педагогов и социальных работников)

в тесном контакте с семьей.

Термин «психическая неполноценность» употребляется для

обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние

на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется

неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней

сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и

коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а

не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего

такие заболевания возникают внезапно и принимают форму

острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических

изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого

или длительного стресса, психологических конфликтов, а так

же в результате других причин .

В детстве чаще возникают сдвиги в области

эмоций или поведения . Симптомам болезней могут

предшествовать воспитательные , социальные или личные

трудности .

Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-

нических или протекающих толчками заболеваний, в

зависимости от нее и от специфики проявления болезни

назначается лечение . При этом обязательно вмешательство

специалистов из области медицины и психиатрии .

Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-

хической недостаточностью и другими осложнениями. Это

создает определенные сложности при диагностике заболеваний

и работе с такими детьми и требует от

специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения

могут появиться при рождении или позже . Можно выделить

следующие причины их появления: плохой уход за детьми

с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка

к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к

которым они особенно привязаны и т.п.

2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время

они занимают лидирующее положение в струтуре детской

инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в

хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями .

Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и

недостаточными мерами реабилитации .

В эту группу заболеваний входят различные

заболевания , паталогические состояния и пороки развития

органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез

легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-

кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей (циррозы

печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий

язвенный процесс и т.п. ) , сердечно-сосудистой системы

(в том числе пороки сердца и крупных сосудов) ,

системы кроветворения ( лейкозы , болезнь Верьегофа ,

лимфогранулематоз и т.п. ) , опорно-двигательного аппарата

(полиартриты и т.п. ) .

Часто в силу своих заболеваний такие дети не

могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать

общения с ними и включения их в свои игры .

Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью

осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и

невозможностью ее полноценной реализации . Социальная

депривация углубляется за счет длительного пребывания

ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен

социальный опыт и общение осуществляется между такими

же детьми . Следствием этого является задержка развития

социальных и коммуникативных навыков, формируются

недостаточно адекватное представление об окружающем мире у

больного ребенка [ 26 , 151 ] .

3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким

снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем

глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. На

1.01.1997г. дети с заболеваниями этой группы в

Республике Беларусь составляли 20% от общего числа детей-

инвалидов .

Психическое развитие детей с дефектами зрения в

значительной степени зависит от времени возникновения

патологии и от времени начала специальной коррекционной

работы, а это ( психического развития ) дефекты могут быть

компенсированы за счет раннего и широкого использования

функций сохранных анализаторов.

Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют

такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они

предлагают обогащать чувственный и практический опыт

этих детей, постепенно включая его в круг здоровых

сверстников. В работе с данной категорией детей

рекомендуется так же использовать их особую

чувствительность к музыке .

4. Онкологические заболевания, к которым относятся

злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого

процесса после комбинированного или комплексного лечения,

включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению

злокачественные новообразования глаза , печени и других

органов.

В последнее время число онкологически больных детей

увеличивается довольно быстро. Для этого существуют

различные причины: в нашей республике, например, это

связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС;

в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим

фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя

профессора Ольснеса С ., является «генетическое накопление

дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием

наследственного материала ...»[ 10 , 82 ].

При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут

возобновляться или прерываться более или менее

длительными периодами стабилизации , во время которой

производится реабилитация больного . Особенности методов

лечения в сочетании с возростными и межличностными

особенностями ребенка ведут к возникновению изменений

сначала в физическом, а затем и в психическом его

состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в

детском саду №270 г. Минска , было выяснено, что более

половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера

своих детей в результате болезни, у 62% родителей

появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У

такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% )

, а так же раздражительность , агрессия и другие проявления

невротического характера ( 56% ) . У таких детей

практически нет друзей , кроме таких же больных ребят ,

как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от

внешнего мира , что вызывает задержку в развитии

социальных навыков , социальную дезадаптацию [ 8 ].

Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли

приводят к летальному исходу . Это так же вызывает

определенные трудности в общении и оказании помощи

таким детям . До некоторых пор считалось, что дети, особенно

маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не

так. Исаев Д .Н ., который занимался изучением этой проблемы

, подробно описывает чувства и переживания детей в

раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние

на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие ,

окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь

специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими

переживаниями и страхами .

5. Поражения и заболевания органа слуха . По степени

снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди

глухих можно выделить так же две группы в

зависимости от наличия или отсутствия у них речи .

Число детей с этим заболеванием относительно невелико ,

они составляют около 2% всех детей-инвалидов .

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом

разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения .

Например , у детей с ранним ограниченным повреждением

мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической

истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются

замкнутые , «странные» , как бы «пребывающие в своем мире»

дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность ,

двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [ 17 ,

100 ].

6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и

деформации .

7. Эндокринные заболевания .

Таким образом, можно было убедиться , что существует

довольно большой перечень заболеваний, приводящих к

инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на

поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в

других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры»

на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной

жизни , к их интеграции в общество .

В рамках программы «Выход», осуществляемой Центром

реабилитации молодых инвалидов (Next Stop New Life ) ,

в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид –

несостоявшийся диалог ? “. В ходе дебатов были выделены следующие

проблемы / барьеры , с которыми стал-кивается семья с

ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :

- социальная, территориальная и экономическая зависимость

инвалидов от родителей и опекунов ;

- при рождении ребенка с особенностями психофизического

развития семья либо расподается , либо усиленно опекает

ребенка , не давая ему развиваться ;

- ведется слабая профессиональная подготовка таких

детей ;

- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены

условия для передвижения в архитектурных сооружениях,

транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство

законодательной базы в отношении детей с огра-

ниченными возможностями) ;

- сформированность негативного общественного мнения по отношению

к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный”

и т.п. ) ;

- отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных

центров социально-психологической реабилитации, а так же

слабость государственной политики .

Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом

обусловлено тем , что больное общество стремится к

тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны,

ограничить его социально и воспитать в нем

потребительское отношение к здоровым людям и обществу .

Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы

воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка

–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с

другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом

деле, решая физиологические и минимальные социальные

проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой,

внушают комплекс неполноценности и неспособности к

самостоятельным действиям . Когда же наступает время

прекращения социальных программ , инвалиды оказываются

неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[ 20 ] .

Такое отношение к детям с ограниченными возможностями

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.