на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социализация подростков в сфере досуга


от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов.

Такие подростки часто инициируют асоциальное поведение сверстников при

этом сами готовы совершить подлость, правонарушение, активно

противодействуют в воспитательному на них воздействию. Для них характерна

нестабильность, резкая перемена привычных взаимоотношений с окружающими,

конфликтность в сфере досугового общения.

3. ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ.

3.1 Понятие «Досуг».

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества,

ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством,

техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал

он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого

определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет

самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т.

Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э.

Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным

временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли

отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть

у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова

«досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского

языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во

французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в

английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным»

(свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются

родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции

слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления

необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова

SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и

образованием.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в

современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг»

включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования,

общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и

интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно

рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-

либо

- Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не

связанная с работой. Это определение досуга включает ценности

самореализации.

- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть

использовано различным образом, причем оно может быть использовано для

деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг

рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является

его обязанностью.

- Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между

«работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих

человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к

времени.

Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем просто

свободное время или перечень видов деятельности, направленных на

восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры,

имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи,

политики.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками

и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга

ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже

личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг

в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка,

в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе,

сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность,

честность и д. р.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором

физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают

эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких

беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в

предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных

детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь

ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый

(асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой

личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности,

создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха,

самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над

обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг

,обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное

времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

3.1. Характеристики досуга.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков

и юношества:

- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и

социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени

активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую

деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию

личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению

полезных для жизни умений и навыков;

- досуг стимулирует творческую инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне и внешне;

- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства

взрослых»;

- досуг способствует объективной самооценке детей;

- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и

персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы

поведения в обществе;

- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;

- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг

(как часть внеучебного времени);

- детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;

- детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского

досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой)

детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени

активности пространственно-временной среде, детерминированный

внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов

поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

3.3. Функции, задачи и особенности досуга.

Характерологические особенности детского досуга являются

основополагающими для определения его функций.

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация

генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных

в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают

в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая

деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так

необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков

– это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и

школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные

потребности в свободе и независимости, активной деятельности и

самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна

самореализационная функция.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя

которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей

силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в

присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем

преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через

механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально

активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые, закрепляются в

их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности

подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение

по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя,

своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам,

игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для

осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с

другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые

критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по

своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга

формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность

выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно

обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для

влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что

позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный

облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового

времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание

степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка

жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация.

Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют

его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее

жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для

формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных

предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на

познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге

происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания:

расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического

творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец,

осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит,

что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От

первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится

вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до

мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора

профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга.

Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и

телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя

профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и

развивают способности, навыки специфические для того или иного вида

деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют

профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает

осуществление профориентационной функции.

Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно

насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших

затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский

досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности,

помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени

происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть,

реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению

удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети,

подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых

занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на

этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна

гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности

досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в

их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким

образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного,

увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности,

которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть

детский досуг предполагает прокреативную функцию.

3.4. Принципы досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития.

Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам,

принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения,

вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в

сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения

творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и

интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского

досуга: от любительского объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает

высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной

деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой

активности, увлеченности и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных

запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей,

психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей,

подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный

подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой

акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает

осуществление этой деятельности на основе планомерного и

последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в

работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг

детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и

юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство

творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного

проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного

превращения человека в общественное существо, в активную и

творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой

и обществом.

5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное

взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать

деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального

знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии.

Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций

при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из

одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного

эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на

основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие

эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые

формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и

дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг

детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим

масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового

времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой –

разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная

система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме

того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации,

функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество.

Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-

технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением

границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей,

подростков и юношество.

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое

главное заключается в характере его использования, степени его социальной

насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В

этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в

силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к

ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как

пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении

между направленным процессом социализации и количественно преобладающим

стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее

воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало

организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в

семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение

кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для

прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в

этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он

влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным

явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной

формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной

на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым,

на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая

роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств

человека, где формируется основа для развития собственно человеческих

потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах,

могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие

подрастающего поколения.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и

юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования

включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных

школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики

и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие,

способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением»

в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно

недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно

социализация школьников осуществляется через систему внеклассных

мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические,

экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся

средних школ.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся

занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по

различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия

способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Указанное выше во многом способствует процессу социализации

подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не

носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех

учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие

форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет

массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка

специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и

юношества.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и

юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.