на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рязанский Кремль


икону и начали служить молебен с акафистом. Во время последнего икоса

ресницы у Ксении начали вздрагивать, а при чтении кондака «О, встань Мати»

глаза больной раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью вскрикнула:

«Слава Богу !»

В 1839 году при архиепископе Гаврииле Феодотьевская икона усердием

благочестивых граждан украшается серебряной позолоченной ризой. Из Москвы

для иконы в 1845 году пожертвована серебряная тройная лампада.

Благотворитель просил не оглашать своего имени. В 1872 году Феодотьевская

икона Божией Матери украсилась бриллиантами.

Муромская икона Божией Матери древнего письма находится в кафедральном

Христорождественском соборе.

По приданию в начале ХII века эта икона была принесена из Киева в Муром

князем Ярославом (в святом крещении Константином). Князь упорно и

настойчиво старался обратить язычников Муромского княжества в христианство.

Своими проповедями он озлобил некоторую часть язычников, которая грозилась

убить Константина. Тогда князь призвал на помощь чудотворную икону

Муромской Божией Матери и смело вышел с ней к заговорщикам. Разгневанные

Язычники были укрощены образом Богоматери и сразу же дали согласие на

святое крещение.

В конце ХIII века епископом в Муроме был Василий (впоследствии епископ

Рязанский). По ложному навету епископ Василий обвинялся в неблагочестивых

поступках, порочащих высокое звание архипастыря. Разгневанный народ решает

лишить его жизни, но Василий просит отложить приговор до утра. Всю ночь он

усердно молился в Муромском Борисо- Глебском храме, а утром пришел в

Благовещенский храм и отслужил молебен перед иконой Муромской Божией

Матери. Возлагая надежды на заступничество Царицы Небесной, взяв икону с

собой, он распростав на водах Оки свою мантию, встал на нее и поплыл по

реке против течения с образом Муромской Богоматери. На мантии он

благополучно прибыл в Рязань.

Чудотворную икону еще называют «Моление святого Василия» , так как он

молился перед образом в горький час изгнания из Мурома. В 1802 году при

архиепископе Симоне (Лагове) у чудотворной иконы устроена серебряная

позолоченная риза. К иконе Божией Матери Муромской народ имеет особое

усердие в молитвах. Чудотворная икона носилась по домам всегда вместе с

иконой Феодотьевской Божией Матерью

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не

только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из

замечательнейших памятников древне русского искусства.

Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль

Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века

экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия

развернула обширное каменное строительство.

В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди

разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века,

перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые

формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям.

Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора,

большего, чем все остальные церкви города.

Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре

Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.

В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба),

мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского

митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания.

Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел

подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с

товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным-

приступили к кладке здания.

Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского

Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х

годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор

должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С

западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5

саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет.

Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной

резьбой.

Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще

больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод

сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».

В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел

подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его

приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это

время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие

близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда

недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.

В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для

определения местоположения будущего нового собора, так как было решено

отстроить его заново.

Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора

тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших

заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они

умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд

по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из

Москвы прибыл и Я. Бухвостов.

За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего

собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в

основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось

ввиду отвлечения зодчего другими постройками.

Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда

последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года.

За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный

мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689

году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора,

строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский

митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но

еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные

работы для боковых глав собора.

Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в

течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно

встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с

конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во

время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский

считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального

творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно

была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году

обвалилась по периметру на протяжении 52 м.

Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только

крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых

мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.

Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на

высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над

застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче.

Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого,

рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.

О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять

его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора

являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а

также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой

русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц.

Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой

колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском

ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.

Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из

общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные

черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада,

членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря

на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно

менявших архитектурный облик зданий.

В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему,

отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым

декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов,

поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была

сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора.

Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким

является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом,

но еще резче обрисовался кубический силуэт собора. Трехчастные апсиды,

опоясанные галереей, достигли лишь половины высоты собора, что

соответствовало обычным для ХVII века архитектурным сооружениям частей

храма. Благодаря своей сравнительно незначительной высоте, апсиды не

нарушали общего силуэта здания, его четкой и ясной формы.

Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам

окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся

чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством

архитектурных приемов.

Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не

имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним

пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят

второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет

самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над

другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под

верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами

первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не

нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки

связывают все ярусы в одно целое.

Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора,

преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри

собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания.

Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно

представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне.

До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его

разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто

лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она

была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы

представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с

архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы,

выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы.

Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже

расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием

разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры

здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы.

Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру

они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также

декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом

ярусе.

Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два

характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные

нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим

частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской

традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят

на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной

системе здания большую устойчивость и спокойствие.

Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы -

двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах

граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства

встречаются и в некоторых других частях собора.

Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент,

образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно

возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты

глав собора - ажурные, прекрасного рисунка.

Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в

данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от

своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-

столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже

квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных

способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С.

Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его

декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством

собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из

сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто

применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды

переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья.

Это значительное явление декоративного искусства получило значительное

распространение во второй половине XVII века и обязано мастерам -

белоруссам, приехавшим в Россию еще в середине XVII века и создавшим ряд

великолепных произведений в этой области. Христофоров мастерски использовал

декоративные приемы своих собратьев по искусству и создал захватывающее по

декоративности и виртуозности произведение.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится

Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было

связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу

Михаилу».[ ] В документе 1638 г. О соборе говорится: «на дворе

(архиепископа дома) церковь собор Архангела Михаила каменна»; далее

перечисляются гробницы похороненных здесь же рязанских епископов. «Подле

церкви Архангела Михаила колокольница была каменна, оную архиепископ

Антоний разбил (Антоний был в Переславле с 1621 по 1637 г.), а в то место

сделал деревянную дубовую, круглую о осми стенах, брусеную с шатром». [ ]

Собор дошел до нас надстроенным в 1647 г., когда сильный пожар опустошил

Переславль -Рязанский. О его древности говорит глубоко ушедшее в землю

основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с

тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532

г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше).

На южном фасаде Архангельского собора, в его западном прясле, отчетливо

видны остатки древней закомары, основание которой значительно ниже уровня

пят новых закомар. Верх стен надложен приблизительно на 1,5-2 метра.

Сохранившееся в этом же прясле первоначальное окно также значительно ниже

существующих громадных окон II пол. ХIХ в. Очевидны переделки и в порталах

собора, которые были прорублены вверх больше, чем на метр; над ними видны

следы заложенных древних окон или, может быть, киотов. Существенно

переделаны апсиды, из которых лишь одна сохранила свои первоначальные

размеры и конфигурацию. Остатки древних окон видны также на северном

фасаде.

Внутри собора также заметны позднейшие перестройки .Из другого кирпича

выложены своды, а также надложены верхи столбов- от нижней тяги их

антаблемента до верхней. Следовательно, новым является и барабан главы.

Архангельский собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный,

одноглавый храм, с тремя апсидами и тремя входами. Его особенностью

является, при крещатости столбов, отсутствие пилястр на внутренних стенах,

а также сдвинутость внутренних столбов к востоку по сравнению с

соответствующими им наружными лопатками. Крещатые столбы, обычные в

постройках рубежа ХIV-ХV вв., снова появились в строительстве Московского

государства в конце ХV в. Столбы, сдвинутые к востоку, были характерны для

построек ХV в.

Как же можно датировать Архангельский собор Рязани ? По данным древних

записей, постройка относится еще к концу ХIV в. Весьма возможно, что уже

тогда, в связи со сближением с Москвой возникла мысль возвести в Кремле не

только Успенский собор- собор общегородской, усыпальницу князей, -но, по

подобию Москвы, также и Архангельский собор- княжескую домовую церковь и

усыпальницу епископов. Если таковой и был тогда сооружен, то, надо

полагать, -деревянный.

Крещатость столбов существующего собора могла бы говорить о ранних датах

ХV в. Однако крупный кирпич, из которого собор построен, указывает на конец

ХV в., на время после 1470 г.

Анализируя общие исторические сведения о Переславле Рязанском ХV в., можно

прийти к заключению, что архангельский собор был действительно построен в

1470-х годах. Сильные укрепления во II- ой половине века обеспечивали

городу относительно спокойствие и безопасность. После женитьбы московского

князя Ивана III на Софье Палеолог (1471 г.) московский двор зажил новой,

более пышной жизнью, которой во всем подражала и Рязань. Именно в это время

могла скорее всего возникнуть у князя мысль соорудить собственную

великокняжескую церковь. Княгиня Анна также уделяла большое внимание

строительству и оборудованию церквей. Известно, что она подарила в 1485

году В Успенский собор города замечательное произведение искусства- вышитую

шелками и золотом пелену. Наконец в существующем Архангельском соборе был,

как уже указывалось, в 1482 г. Похоронен епископ Феодосий, назначенный в

Рязань как раз в связи с приходом в Москву Софьи Палеолог в 1471 г. Таким

образом, можно считать вероятной (приблизительной) датой возведения

Архангельского собора- 1475 г.

Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например,

Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет

раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел,

видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные

лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых

пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами;

килевидные, с бусинами на колонках порталы. Первоначально круглый барабан

главы был сдвинут к востоку, ближе к центру массы всего здания. Над

закомарами располагался второй ряд угловых кокошников, а над ними, вокруг

квадратного постамента барабана, третий их ряд. Оригинальным является также

кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и

древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя

старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых

плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском

соборе Москвы (только в несколько цветов).

Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он

пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз

заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю

часть собора ( своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру

четверика надложил новый карниз с закомарами. В это время были выложены из

крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.

С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю. К.

Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце

I чет. ХIХ в. По проекту губернского архитектора С. А. Щеткина в 1864 -1865

годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в

одной из арок перехода, соединяющего палаты епископа с большим Успенским

собором, Щеткин встроил белокаменный портал в ложно- русском стиле.

Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.

Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал

художник Н.В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им. Имеются в

барабане главы.

Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV-

начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая

икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения,

святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости

Божией, святой Параскевы. Образ святой Софии таков: «в середине ангел с

лицом огненного вида, с огненного же вида одеждою и крылами. Он в царском

долматике и венце, на престоле. В правой руке у него жезл с лучезарным

крестом на верху. Над головою ангела Саваоф со святым Духом. Руки его

простерты на благословение. По обеим сторонам Саваофа по два ангела: два- с

рипидами, два с надписью: Бог, над Саваофом престол, а на нем книга и

слова: «В начале бе слово и слово бе в Богу и Бог бе слово, се бе искони у

Бога». По сторонам ангела крылатого Богоматерь с руками, простертыми на

молитву, и святой Иоан Предтеча, у него в левой руке свиток, а в нем слова:

«Се агнец Божий, вземляй грехи мира».[ ]

В архангельском соборе похоронены рязанские архиереи:

-епископ Феодосий, скончался в 1481 году;

n епископ Симеон, скончался в 1496 году;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.